Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Внебюджетные специальные фонды




Тема 9. Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы

 

Вопросы:

1. Бюджетная система РФ;

2. Доходы бюджета РФ;

3. Расходы бюджета РФ

 

1. Бюджетная система РФ.

 

В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

 

Бюджетная классификация

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

 

2. Доходы бюджета РФ.

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

- налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- платежи за пользование природными ресурсами;

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

- прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

- доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции, возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

- от нерезидентов;

- от бюджетов других уровней;

- от государственных внебюджетных фондов;

- от государственных организаций;

- от наднациональных организаций;

- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

 

3. Расходы бюджета РФ

 

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.

 

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

- государственное управление и местное самоуправление;

- судебная власть;

- международная деятельность;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- промышленность, энергетика и строительство;

- сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

В категорию "Предоставление кредитов за вычетом погашений" включается группа "Предоставление кредитов".

 

Вопросы:

1) Внебюджетные фонды по целевому назначению и их виды

2) государственные внебюджетные фонды в РФ;

3) единый социальной налог (взнос), зачисляемый в государственные
внебюджетные фонды.

1 Внебюджетные фонды по целевому назначению и их виды

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Часть денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций, сконцентрирована вне бюджетных средств государства в виде самостоятельных денежных фондов. Такие фонды носят статус внебюджетных, и многие из них имеют ярко выраженный социальный характер. Их создание позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определённых социально-экономических задач.

Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

Внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном, региональном и местных уровнях. По целевому назначению внебюджетные фонды подразделяются на социальные, экономические, научно-исследовательские, кредитные и т.п., а в итоге все их объединяют одним понятием – специальные.

Специальные внебюджетные фонды нашли значительное распространение в финансовой системе промышленно-развитых стран. Понятие «специальных фондов» включает в себя совокупность помимо собственно внебюджетных фондов различных специальных смет и счетов, а также присоединенных бюджетов. Значение их для финансовой системы развитых стран очень велико. Специальные фонды в ряде стран сопоставимы по своему объёму с объемом государственного бюджета.

Специальные фонды в зависимости от правового статуса подразделяются на государственные и местные. По направлениям использования специальные фонды подразделяются на следующие группы:

- социальные фонды; Социальные фонды — это фонды денежных средств,
предназначенные для осуществления социальной помощи населению. В
последнее время наблюдается тенденция роста расходов на социальные нужды,
что вызвано объективными причинами: ростом продолжительности жизни в
промышленно развитых странах, а также необходимостью преодоления
различий в уровне жизни различных групп населения. Существует три основных источника образования социальных фондов: страховые взносы наемного персонала и застрахованных лиц; страховые взносы, уплачиваемые работодателями и предпринимателями; субсидии государства.

- экономические фонды; Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных процессов. К этим фондам, в частности, относятся инвестиционные фонды и фонды модернизации. Через эти фонды осуществляется финансирование государственных и частных компаний в форме субсидий и льготных кредитов

- научно-исследовательские фонды; Научно-исследовательские фонды используются для финансирования научных исследований в промышленности и строительстве, а также для содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования

- кредитные фонды; Кредитные фонды — это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных институтов, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают
юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие с государственными программами развития страны

2. Государственные внебюджетные фонды в РФ

Создание внебюджетных фондов в РФ законодательно закреплено Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и Законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. Внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов высших органов государственной власти.

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Фонд обязательного медицинского страхования;

• Российский фонд технологического развития;

• Фонд инвестирования жилищного строительства.

Первые три фонда относятся к социальным внебюджетным фондам, последние два фонда являются экономическими фондами.

К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся:

• их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете;

• независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности.

Согласно законодательству о внебюджетных фондах в РФ представительные органы власти вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов. Источниками формирования внебюджетных фондов в РФ могут являться: добровольные взносы и пожертвования на соответствующие цели, суммы штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, иные доходы в соответствии с законодательством.

Рассмотрим социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца

С 1 января 2002 года пенсионные отношения в РФ регулируются Федеральным законом «О государственном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 декабря 1997 г.).

В задачи фонда входят: обеспечение сбора страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий; организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд на основе современных средств автоматизации; проведение работы по организации индивидуального учета поступающих в фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов; международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Источниками средств Пенсионного фонда РФ являются:

1) страховые взносы работодателей;

2) страховые взносы граждан;

3) ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату
государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также на
выплату социальных пенсий;

4) средства, взыскиваемые в результате предъявлении регрессивных
требований;

5) добровольные взносы;

6) доходы от капитализации средств фонда;

7) прочие поступления.

Бюджет Пенсионного фонда РФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования.

Пенсионный фонд используется на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; а также для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.

Фонд социального страхования РФ.

Социальное страхование – один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т.д.). Материальную основу социального страхования составляет Фонд социального страхования.

Фонд социального страхования РФ в настоящее время действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Положение о Фонде социального страхования РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Задачами фонда являются обеспечение гарантированных государством пособий, участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд государственного социального страхования РФ – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств

предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источниками образования Фонда являются:

• взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;

• средства государственного бюджета (в форме дотаций);

• частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;

• прочие поступления.

• Средства Фонда направляются на следующие цели:

• выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет, на погребение;

• санаторно-культурное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

• проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования образован одновременно с созданием системы медицинского страхования в Российской Федерации согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР», вступившим в действие с 1 января 1993 г.

Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются

для оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на приобретение медицинской техники, санитарного транспорта и медикаментов.

Рассмотрим экономические внебюджетные фонды:

Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуются в соответствии с Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 г. и постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. Российский фонд технологического развития образует Министерство науки и технической политики РФ; внебюджетные фонды НИОКР министерств, ведомств, объединений создаются указанными субъектами по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ. Эти внебюджетные фонды не наделены правами юридических лиц и действуют от имени субъектов, их образовавших. Источниками их образования являются отчисления предприятий всех форм собственности в размере 1,5% от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг).

Основными направлениями расходования фондов являются:

• финансирование НИОКР по созданию наукоемкой продукции, сырья, материалов;

• финансирование разработок новых и совершенствованию технологий;

• финансирование работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции;

• финансирование работ в области охраны труда и техники безопасности.

Фонды инвестирования жилищного строительства создаются субъектами Федерации и местными органами самоуправления, порядок их создания и функционирования утвержден Правительством РФ. Источниками их образования являются добровольные взносы организаций и физических лиц; целевые кредиты, выдаваемые под гарантии органов власти регионального и местного уровня; а также доходы от операций с ценными бумагами. Средства фондов направляются на финансирование строительства жилых объектов и объектов социально-культурной сферы; строительства и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства; социальной поддержки малоимущим группам граждан для оплаты строительства и содержания жилья.

 

3. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды

С 1 января 2001 г. в соответствии со ст. 234 Налогового кодекса российской Федерации введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный, фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Единый социальный налог объединил три сбора, которые платили предприятия из фонда заработной платы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. До объединения общая сумма платежей по этим налогам составляла 38,5 % от фонда заработной платы. С принятием Единого социального налога она снизилась до 26 %. Если же среднегодовая зарплата сотрудников более 1000 тыс. руб., эта доля еще уменьшается. Тем не менее проблемы остались с собираемостью этого налога, особенно с малых предприятий.

Необходимость введения единого социального налога (взноса) заключалась прежде всего в массовом характере занижения истинных сумм полученной заработной платы. В результате в бюджет не поступали значительные суммы подоходного налога. Государственные социальные внебюджетные фонды, в первую очередь Пенсионные фонд, недополучали страховые взносы.

Налогоплательщики:

• работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства, физические лица;

• индивидуальные предприниматели (без образования юридического лица), родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

Объект налогообложения:

Для налогоплательщиков – работодателей: выплаты вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков – физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они выплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица): доходы от предпринимательской либо иной

профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.