КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация. Подбор и расстановка кадров
Реализация руководителем основной функции управления «мотивирование» начинается с действий по подбору, расстановке и подготовке кадров на каждое рабочее место. В действующей организации, как правило, кадры расставлены по имеющимся рабочим местам. Однако всегда необходима оценка их на соответствии новым задачам при обновлении производства. Зачастую требуется обучение новшествам. Иногда приходится менять требования к новым рабочим местам и производить подбор новых кадров. По своей сути подбор кадров заключается в выборе из всех возможных претендентов кадров с подходящей или превосходящей квалификацией на имеющуюся вакансию. Кадры с низкой квалификацией приходится принимать на работу только в случае, если вообще не удается найти специалиста с подходящей квалификацией или на рынке труда работа требуемого специалиста оплачивается значительно выше, чем может предложить конкретный работодатель. В этом случае приходится только уповать на то, что принятого специалиста можно будет обучить самому необходимому для выполнения работ. Многие организации проводят политику бережного отношения к кадрам и уделяют значительное внимание подготовке кадров, продвижению их по службе. Соответственно меняются и условия оплаты их труда. Вообще проблема организации оплаты и материального поощрения труда является одной из сложнейших. Поэтому материал по этой проблеме вынесен в самостоятельную тему. Работа с людьми — одна из самых сложных и многогранных форм человеческой деятельности. Для эффективного управления Необходима система мотивов и стимулов, побуждающих работников раскрыть свои способности, плодотворно трудиться и эффективно использовать производственные ресурсы, создание которой невозможно без учета психологии личности и социально-психологических закономерностей развития коллектива. Во взаимодействие с организацией человек вступает не как механизм, выполняющий конкретные работы и операции, а как личность, обладающая устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, воображением, следующая определенным традициям и морали. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, чем только выполнение определенных работ, гак как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение — до рабочего места[4]. Личность — это человек как носитель сознания. Психологом К. К. Платоновым была предложена идея выделения в структуре личности различных подструктур, которые одновременно являются ее уровнями: 1) биологически обусловленная — темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства личности; 2) психологическая — индивидуальные характеристики отдельных психических процессов, ставших свойствами личности, таких, как память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства и воля; 3) социального опыта — приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки; 4) направленности, внутри которой имеется, в свою очередь, особый иерархически связанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения. Направленность — свойство, мобилизующее и регулирующее активность человека в конкретных ситуациях. Чем более она развита и сформирована, тем больше она влияет на тактику, методы и формы поведения, образ жизни в целом. Для того чтобы стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу и тем самым устранить или минимизировать проблемы, которые возникают между человеком и окружением, важно четко представлять то, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему предполагается предложить. Часто несоответствие роли, которую предлагает организация человеку, его претензиям становится основой конфликта. Для решения этой проблемы возможны два подхода. Первый заключается в том, что роль является основополагающей. При втором подходе исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал. В первом случае человек подбирается для выполнения работы, функции, то есть для исполнения определенной роли в организации. Во втором случае работа подбирается для человека таким образом, чтобы она оптимально соответствовала его возможностям и претензиям на место в организации (табл. 4.2). Таблица 4.2. Методы урегулирования отношений человека и организации
Первый подход — традиционный и наиболее распространенный в современной практике России. Второй подход встречается в нашей практике очень редко. Он наиболее распространен в Японии и получает все более широкое распространение в других индустриально и культурно развитых странах. В зависимости от того, какие по квалификации кадры закрепляются в коллективе, от того, как организовано управление коллективом формируется культура коллектива. Сообразно этой культуре приходится применять те или иные методы социально-психологического воздействия на работников, на первичные коллективы. В устоявшемся и сплоченном коллективе важно обеспечить преемственность хороших традиций. В этом большую роль начинают играть такие мероприятия, как празднования памятных событий, организации фотостендов, издание брошюр и буклетов, посвященных истории предприятия и роли личностей, работавших и работающих на предприятии и т. п. Также приходится прибегать и к социальной профилактике К ним относятся предупреждения, выносимые в отношении отдельных лиц и коллективов, контроль за нарушениями трудовой дисциплины и обязательств, меры дисциплинарного воздействия (лишение премии, объявление выговора, понижение в должности, перевод на другой участок работы, увольнение). Хотя по форме это административные акции, они всегда имеют социально-психологический резонанс. Похвала — один из самых эффективных инструментов обратной связи между руководителями и подчиненными; при этом важно выбрать для нее подходящие время, место и форму. Она может быть как прямой, так и косвенной (в виде искреннего интереса к личности работника, его заботам и нуждам). Критика позволяет вскрывать недостатки в работе и устранять их. Высшая ее форма — критика делом; поучительный пример всегда был лучшим способом воздействия на окружающих. Руководитель должен чаще информировать коллектив о достижениях отдельных подразделений и работников. Хорошее знание коллектива позволяет руководителю умело использовать как убеждение, так и принуждение в качестве средств психологического и педагогического воздействия. Убеждение — ведущий метод воспитания; существует целый ряд педагогических приемов убеждения (показ, разъяснение, беседа, поощрение, личный авторитет и др.). Принуждение может носить как позитивный, так и негативный характер, и прибегать к нему нужно, лишь продумав все последствия.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |