Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционный путь развития отечественных и зарубежных школ менеджмента




Основные понятия теории управления. Объект и субъект управления, их взаимосвязи

Глава 1. Методологические организационно-правовые основы системы управления

В восьмой главе обсуждаются проблемы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Национальные программы в природоохранной деятельности приносят положительные результаты только при их согласованности с международными документами. В обобщенном и кратком виде обсуждены международно-правовые принципы в области экологии

В седьмой главе обсуждаются вопросы управления окружающей природной средой, в частности рационального использования и охраны воздушного бассейна, земельных и водных ресурсов

В шестой главе обсуждается механизм взаимодействия промышленных предприятий с окружающей средой, их дифференциация по степени экологического риск, экологический контроль и мониторинг техногенных экосистем. В настоящее время большое значение имеет экологическая паспортизация объектов и экологическая статистическая отчетность предприятия.

В пятой главе излагаются экономические механизмы природопользования, обсуждаются особенности государственного регулирования и управления природопользования в условиях переходного периода экономики России. Большое значение имеет правильное определение экономической ценности природных ресурсов и осуществление платежей за их использование. Обсуждаются вопросы экономического ущерба загрязнения окружающей среды (воздуха, водоемов, земель) и приводятся методики расчетов платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также за размещение и хранение отходов.

Во второй части обсуждаются основы управления природопользованием и их связь наблюдается кризис природопользования, обусловленный перепотреблением природных ресурсов, их истощением и загрязнением окружающей среды. Излагаются концепция экологически устойчивого развития общества и проблема экологического ограничения экономического развития. Описывается эколого-экономическая система учета природных ресурсов и обсуждаются экологически скорректированные макроэкономические показатели с практикой экологического регулирования. Отмечается, что в настоящее время

Введение

 

Курс по управлению природопользованием предназначен для студентов по специальности «Природопользование» (специалисты, магистры). Цель курса – подготовка специалистов, владеющих теоретическими основами и практическими навыками современного менеджмента природопользования. В нем рассматриваются основные методологические подходы к анализу состояния природной среды, определению стратегических направлений развития общества и его окружающей среды (цели, прогнозы, планы), а также выработка и реализация задач, форм, методов, функций (тактики достижения целей) на различных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном, на уровне предприятия и фирмы по коренному изменению отношения к природопользованию.

Курс «Управление природопользованием» дает базовые знания по менеджменту, координирует его со всеми предшествующими курсами и дисциплинами по природопользованию, знакомит будущих экологов с профессиональными требованиями, вырабатывает навыки будущих специалистов к решению конкретных практических задач. Этот курс предназначен для изучения студентами механизмов управления природопользованием на макро- и микроуровнях. Управление водопользованием, лесопользованием, землепользованием, недропользованием – сложнейшая проблема для мирового сообщества. В настоящее время природопользование переживает кризис, обусловленный перепотреблением природных ресурсов меньшей частью населения и недопотреблением ее большей частью, а также истощением природных ресурсов и антропогенным загрязнением окружающей среды. Студентам предлагается изучить современные экологические проблемы кризиса природопользования в России и других странах.

Благодаря конкретным фактам и цифрам студенты должны иметь четкое представление о том, что наша планета имеет ограниченные запасы всех своих ресурсов, а также ограниченный запас прочности противостоять негативным влияниям хозяйственной деятельности человека.

Управление природопользованием сначала сформировалось и нашло применение в наиболее промышленно-развитых странах, а затем распространилось в другие страны, в том числе и в Россию. Студентам необходимо получить системное представление об административных, экономических и социально-психологических методах регулирования и управления природопользованием. Прежде всего студенты должны изучить систему экологического законодательства России, подразделяющуюся на природоохранительное и природно-ресурсовое законодательства и включающую более 550 действующих документов. Необходимо четко знать основные законодательные акты в области природопользования и охраны окружающей среды. Студенты должны знать структуру законодательных и исполнительных органов власти и их полномочия в области рационального природопользования РФ, а также органы управления природопользованием в субъектах РФ.

В настоящее время все большее значение приобретают экономические механизмы управления природопользованием. Студенты должны познакомиться с экономической оценкой ущерба от загрязнения окружающей среды (воздуха, водоемов, земель); с системой платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также с системой платежей за хранение и размещение отходов.

Студентам предлагается овладеть методами управления природопользованием на промышленных предприятиях; знать дифференциацию предприятий по степени экологического риска, их санитарно-защитные зоны; уметь проводить экологический контроль и мониторинг техногенных экосистем, а также экологическую паспортизацию объектов. В настоящее время большое значение приобретают экологический маркетинг на предприятии, разработка экологически чистых промышленных технологий.

 

Раздел 1. Методологические и организационно-правовые основы системы управления.

 

В первой части курса излагаются основные методологические и организационно-правовые основы системы управления, вводится понятие механизма управления, его задач, функций, форм, методов и т. д. Обсуждаются проблемы совершенствования организационных структур, новых информационных технологий, современных средств оргтехники, повышения квалификации персонала управления, использования опыта отечественных и зарубежных школ менеджмента.

 

Раздел 2. Основы управления природопользованием и их связь с практикой экологического регулирования.

 

 

Раздел 3. Правовые методы регулирования природопользованием.

 

В третьей главе излагаются правовые методы регулирования природопользованием. В настоящее время экологическое законодательство Российской Федерации включает более 550 действующих документов, в том числе 45 Законов, 5 Кодексов, 140 Постановлений Правительства, 13 Указов Президента и блок ведомственных нормативов. В основе всего экологического законодательства лежит Конституция РФ, провозглашающая право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением. Ведущее место среди всех законодательных актов принадлежит Закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, охватывающему все стороны взаимоотношений «человек – общество - природа»

 

Раздел 4. Органы государственного управления природопользованием.

 

В четвертой главе описывается структура государственного управления охраны окружающей среды и рациональным природопользованием, а также излагаются полномочия законодательных и исполнительных органов власти в этой сфере. Федеральным органом исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов является Министерство природных ресурсов. Излагаются также функции и задачи органов управления природопользованием в субъектах РФ.

 

Раздел 5. Экономический механизм природопользования как функция государственного управления.

 

Раздел 6. Система управления природопользованием на предприятии (Управление природопользованием на микроуровне).

 

Раздел 7. Управление окружающей природной средой.

 

 

Раздел 8. Эколого-экономическое регулирование природопользованием на международном и глобальном уровне.

 

 

В теории управления («о курса независимо от объекта управленческой деятельности. управление – менеджмент – руководство») существует ряд общепризнанных понятий, терминов, постулатов, познание которых необходимо для системного изучения лекционног

Прежде всего, с точки зрения общетеоретического понимания, управление производством – это управление людьми, их общественно-трудовыми отношениями и социально-экономическими процессами. Это х отношений в обществе.

Из данного определения вытекает ряд других, более конкретных терминов и понятий.

С точки зрения кибернетического подхода управление – это система различных форм и методов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.

В большом экономическом словаре термин «управление» сформулирован с позиций функционального подхода как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Приведенные термины не противоречат и дополняют друг друга для более полного понимания системы управления.

Каждая социально-экономическая система прежде всего состоит из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных систем: управляющей и управляемой. К управляемой системе – объекту управления – относятся все элементы и подсистемы предприятия, объединения, корпорации, обеспечивающие непосредственный процесс материальных благ или оказания услуг. В качестве объекта могут выступать также отдельные направления деятельности людей и совокупность их элементов: научно-технический прогресс, качество продукции, инвестиционные проекты, финансы и т.д. В качестве объекта нашего углубленного изучения выступает управление природопользованием. Элементами и подсистемами являются природная среда и животный мир, атмосфера, водные, земельные, лесные и другие ресурсы. К управляющей системе, так называемому субъекту управления, относятся все элементы и подсистемы аппарата управления предприятия, корпорации, государственных и муниципальных органов, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Каждая из этих систем – «объект», «субъект» управления – имеет свои особенности, отличающиеся между собой по системе адаптации к внутренним условиям и по отношению к внешней среде.

Общепризнанным считается постулат: первичным является объект управления, в нашем случае природоохранная деятельность людей, вторичным – субъект управления. В качестве субъекта выступают органы управления (аппараты, отдельные руководители) различного уровня – предприятия, муниципалитета, региона, федерации, осуществляющие управленческие функции различного уровня: планирование и прогнозирование, организацию, контроль, регулирование, учет, стимулирование и т.д.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью прямых и обратных потоков информации. Информация о ходе производственного процесса из управляемой системы в управляющую. Эта информация анализируется и служит основой для выработки командных воздействий и решений, которые поступают в управляемую систему для исполнения. Помимо внутрипроизводственных связей между объектом и субъектом управления управляющая система (субъект управления) также широко использует внешние связи и внешнюю информацию: банковские процентные ставки, уровень безработицы, процессы инфляции, изменение оптовых и розничных цен и др.

Говоря о предприятии как о системе и совокупности его элементов, как в объекте, так и субъекте дифференцированно рассматриваются подсистемы, решающие свои конкретные специфические задачи: техническую, технологическую, организационную и социальную.

Все подсистемы представляют единство функционирования предприятия и тесно взаимосвязаны между собой.

Однако социальная система совместно с экономической выступает в качестве задающего блока: определяет стратегию и тактику развития, формулирует принципы и методы организации производства.

Вышеизложенные основы управления (менеджмента) можно схематично изложить на рис.1.1. и 1.2.

 

Система управления

       
 
 
   

 


управляемая

система

           
   
   
 
 
 

 


 

у

 
 

 


Управляемая

система

информационные

потоки прямой и

обратной связи

Рис.1.1. Взаимосвязь управляющей и управляющей систем в общей системе управления.

 

Вместе с тем, с точки зрения системного подхода, следует рассмотреть происходящие процессы в объекте управления (управляемой системе), рис. 1.2.

 

       
 
   
 

 


Готовая продукция

Оборотные фонды: сырье, материалы, энергия. полуфабрикаты

       
   
 
 

 

 


Вход процесс выход

 

Рис.1.2. Процесс соединения элементов (ресурсов) в объекте управления

Следует акцентировать внимание обучающихся на особенностях и понятиях «менеджмент», «менеджер». Эти термины быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».

Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

ориентацию фирмы (организации) на спрос и потребности рынка с целью получения намечаемой прибыли;

постоянное стремление к повышению эффективности производства: получение оптимальных результатов с наименьшими затратами;

хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения;

необходимость использования современной информационной базы с применением компьютерной техники для многовариантных расчетов и т. д.

В управлении производственной деятельностью так или иначе широко привлекаются частные фирмы, финансовые, банковские и др. рыночные структуры. Вместе с тем во многих случаях мероприятия по восстановлению природной среды не дают прямого экономического эффекта, они дают значительный социальный эффект. Производство, регионы, муниципалитеты вынуждены выделять большие средства из бюджетов для восстановления нарушенного баланса.

В этом случае понятие «управление» шире понятия «менеджмент», а следовательно и изучаемая дисциплина получила название «управление природопользованием»

 

Первый интерес к управлению был отмечен в 1911году. В этом году Фредерик У. Тейлор (США) опубликовал книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления новой наукой и самостоятельной областью исследования. Первое научное управление трудом и классическая (административная) школа получила название «школа научного менеджмента». Авторами и последователями ее развития являются:

Фредерик У. Тейлор, А Файоль, М. Вебер, А. Богданов, А. Гастев, Л. Аллен и др. Научные основы данной школы используются и в настоящее время. Принципы управления основаны на делении трудовых процессов на отдельные операции, рационализацию трудовых процессов, функциональное разделение труда в процессе управления, оплату труда в зависимости от его количества и качества как элемент мотивации работников. Формирование школы относится к 10-30 гг. ХХ века. Но данная школа имела и свои недостатки. Рабочие уже к 35-40 годам не выдерживали высокого темпа конвейера. Основанного на автоматизации мелких операций и жесткого нормирования. Детальное деление функций в аппаратах управления (субъекте) также стало сдерживающим фактором эффективности менеджмента. В. И. Ленин назвал данную школу «системой научного выжимания пота».

 

2. Школа «человеческих отношений и поведенческих наук» создана в 30-50 гг. и устраняла жесткие требования автоматизма исполнения операций предыдущей системы. Авторами ее являются: Дж. Мейо, Мери Талкер, Д. Макгрогер, К. Аджерис, Д. Карнеги, В. Леонтьев и др.

Авторы данной школы утверждали: «Каждый человек имеет тело, ум и душу. Каждая из этих частей, особенно душа, должна быть использована для достижения максимальной производительности труда». Эффективность функционирования системы зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих, в так называемых «неформальных малых группах». Использование факторов коммуникации и групповой динамики, межличностные отношения, исследование поведения людей в организации как объекта управления лежат в основе данной теории.

 

3. «Эмпирическая школа» - теория принятия решения и количественный подход был сформулирован в 50-70 гг. П. Друкером, У. Плоуменом, Р.Дэвисом, Э. Петерсоном, Л. Кантровичем и пр. Этой школой, в дополнение предыдущих теорий, разработана количественная теория разработки, принятия и реализации управленческих решений, экономико-математические методы и модели производственных и управленческих процессов. На основе системного подхода учеными были разработаны основные принципы программно-целевого управления. Широко использовалась в расчетах и обосновании решений современная компьютерная техника и ЭВМ.

 

4. Школа «социальных систем и ситуационных подходов» разработана также в 50-70 гг. ХХ видными учеными-экономистами Г. Саймоном, Ч. Бернардом, А. Бергом, В. Глушковым, Д. Марчем, А. Этцеони и др. В данной теории глубоко раскрыт метод системного подхода и анализа социально-экономических систем. Уделяя внимание влиянию неформальных факторов в организации, данное учение не переоценивает их, как это свойственно школе «человеческих отношений». Она рассматривает организацию как сложный комплекс взаимозависимых и взаимодействующих факторов, а человека в организации - как один из факторов. Отправным пунктом рассмотрения человека в организации является признание того, что потребности человека и потребности организации не совпадают. Потребности каждого человека рассматриваются в виде иерархии возрастания потребностей. Как только индивид удовлетворил свои потребности одного уровня, он переходит к следующему. Учеными школы разработана теория формирования организации и изучены законы ее функционирования, исследовано влияние внешней и внутренней среды на процессы управления.

 

5. Школа «разработки стратегий, инноваций и лидерства» создана в 70-90 г.г., авторами ее являются: М. Портер, Р. Ансофф, А. Агангебян, А. Анчишкин и др. Разработка стратегии организации рассматривается как фактор ее конкурентоспособности. Данная теория значительно пополнила сформированный ранее арсенал средств и методов воздействия управляемой системы на управляемый объект. В условиях глобализации, включения всех стран в мировой рынок, очень важным направлением эффективной деятельности предприятий, корпораций и целых стран являются:

Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой;

Инновационный менеджмент – внедрение в производство прогрессивных достижений науки и техники как основы конкурентноспособного развития;

Теория лидерства как развитие менеджмента;

Организационное поведение;

Эффективные коммуникации;

Управление персоналом и социальный менеджмент.

6. «Теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ»». Данная школа разработана рядом крупных зарубежных и отечественных ученых- экономистов: Д. Грейсоном, Т. Питерсоном, Р. Уотерменом, А. Майклом, С. Шаталиным, Д. Львовым, М. Месконом и др.

Само название теории раскрывает ее содержание. Разработана теория в 80-95 гг.

Последняя школа особенно близка к предмету нашего изучения «управление природопользованием». И это не случайно. Во второй половине столетия значительно ухудшилась экологическая ситуация на всех континентах земного шара. Одним из научных принципов системы управления является адаптивность. Суть этого принципа заключается в своевременной реакции на изменения в объекте управления и изменения во внешней среде, позволяющей гибко реагировать в управлении.

Поэтому в «Теории устойчивого развития, оптимального функционирования экономики и глобального менеджмента «без границ»» главными содержательными направлениями школы менеджмента являются:

Обеспечение мирового баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды;

Развитие ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

Управление охраной окружающей среды;

Эффективное управление инновациями и инвестициями;

Управление проектами;

Управление структурно-качественными преобразованиями и отраслевыми пропорциями.

Природопользование как объект управления является одной из самых сложных систем управления. Дело в том, что исходным моментом воздействия субъекта на объект является уже нарушенная в результате неразумного использования окружающая среда: атмосфера, водные, природные ресурсы.

Необходимо в данной ситуации многообразия всего арсенала форм, методов и средств воздействия для достижения поставленных восстановления и защиты природных ресурсов.

Использование всего разнообразия зарубежного и отечественного опыта эволюционного пути управления позволяет разработать новому поколению специалистов различных отраслей эффективную систему управления природопользованием на основе последних достижений науки и практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.