Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма, величина и консистенция листьев

Форма листьев, как декоративный признак, воспринимается с небольшого расстояния и при незначительном удалении, особенно от групповых посадок, не имеет значения. Наиболее рельефно она выступает при непосредственном зрительном контакте, когда растение расположена на переднем плане и на него акцентировано внимание зрителя. По продолжительности воздействия наибольшего значения она достигает у вечнозеленых растений, т.к. является украшающим элементом не только летом, но и зимой. Контрастные сочетания по форме листа отличаются выразительностью между веерными и покрытосеменными древесными растениями, а в пределах голосеменных – между веерными (гинкго), игловидными (ель, пихта, сосна) и чешуевидными (туя, кипарисовик, кипарис) листьями. У лиственных растений наиболее выразительны декоративные признаки по форме листовой пластинки. Контрасты образуют также различия в строении листьев – простые и сложные (или перистые); в пределах простых листьев – между крайними их формами (округлые и узколанцетные листья). Некоторые растения обладают т.н. гетерофильностью или разнолистностью – способностью на одном растении иметь листья разной формы (эвкалипты, шелковица белая, тополь белый, фикус Карика, плющ), что повышает их декоративность и облегчает отбор наиболее выразительных форм. Сложные листья в зависимости от количества листочков и способа их сочленения – тройчатосложные (птелея, ракитник), пальчатосложные (виды конского каштана: Павия, обыкновенный, восьмитычинковый, голый) и перистосложные, - обладают особой оригинальностью и придают художественный колорит одиночной или групповой посадке древесных растений. В зеленом строительстве из деревьев с перистосложными листьями используются деревья и кустарники с парноперистыми (карагана дравовидная, чингиль серебристый) и непарноперистыми (рябина, клекачка, бузина, орех, робиния, клен ясенелистный) листьями, реже – с дваждыперистые (альбиция ленкоранская, акация сребролистая) и триждыперистые (бундук двудомный), которые особенно выразительны легкостью и ажурностью своего строения.

Некоторые формы растений имеют листья исключительно высокой художественной выразительности, которые по своему облику фактически несопоставимы с типичными листьями (у дуба черешчатого – узколистная и др.). Листовые пластины многих форм часто напоминают листья других видов, поэтому им даются соответствующие названия: дуболистные – у бука лесного, граба обыкновенного, ольхи черной; крапиволистные – у лещины обыкновенной, березы пушистой и др. У многих древесных растений проявляется фиолгенетическая (эволюционная) разнолистность, - первые листья сеянцев резко отличаются от листьев взрослого растения, - у покрытосеменных, напр., у липы, бука, ясеня; у голосеменных – у криптомерии, биоты, кипарисовика, туи. Хвоя сеянцев некоторых видов по декоративности более эффектна, чем грубая игольчатая или чешуйчатая хвоявзрослых растений. Закрепление этих особенностей в потомстве получены т.н. ювенильные (юношеские) формы листьев, напр., криптомерия японская элегантная, биота восточная крестообразная и др.

Величина листа влияет на облик кроны, ее художественную выразительность. В одиночных посадках по мере удаления зрителя она оказывает влияние на восприятие более длительное время, чем форма. В групповых посадках художественная выразительность размера листа рельефно проявляется в контрастных сочетаниях: с наиболее крупными листьями и особо мелкими. Красота других частей листа – черешка, прилистников, выступает как дополнение к основным признакам декоративности, усиливая или ослабляя их. Так, на длинном черешке лист кажется крупнее; он подвижен, легко приходит в движение, переворачиваясь при незначительном ветре, совершенно изменяя облик кроны, которая напр., у липы длинночерешковой, липы войлочной, тополя белого и пихты Вича принимает серебристый вид.

Особенность строения поверхности листа и степень его жесткости оказывают влияние на декоративные качества растения при расположении их на переднем плане. Наружная поверхность листа по фактуре зависит от покровной ткани, которая может быть голой, с гладкой кожицей, иметь восковый налет, придающий сизый матовый оттенок или опушенной, с выростами клеток в виде волосков. Опущение более свойственно нижней стороне. Голые поверхности листа могут быть гладкими, - глянцевыми (растения жарких мест) и матовыми,- морщинистыми и бугристыми. При создании однообразной спокойной зеленой поверхности по опушке насаждений обычно используют древесные растения с листьями близкой фактуры и консистенции, не создающие между собой контрастных сочетаний.

Листовая мозаика – орнамент (лат. украшение), выполненный из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу листьев. Она образуется своеобразным расположением листьев, при котором нижележащие удлинением черенка, иногда изменением формы листовых пластинок, занимают просветы между верхними листьями.

Расцветка листьев влияет на органы чувств зрителя, его эмоциональное состояние. В зависимости от колорита, общего характера окраски и сочетания колеров это влияние возбуждающее (теплые или активные цвета – красный, оранжевый, желтый) или успокаивающее (холодные цвета – синий, голубой, фиолетовый); зеленый цвет (смешение желтого с синим) – цвет растительного мира, промежуточный, по эмоциональному воздействию ближе к холодным цветам, т.е. является успокаивающим, мирным, пассивным. В осенней окраске листьев Л.Стройчев (1962) выделяет древесные растения со следующими нюансами: желтыми, желто-красными, желто-коричневыми, желто-золотистыми, золотистыми, красно-желтыми, красно-оранжевыми, коричневыми и др. по разнообразию осенней окраски выделяются виды с преобладанием одного колера, преимущественно желтого, иногда бронзового (береза повислая и желтая, бук, гинкго двухлопастный) и красного (дубы болотный, красный и шарлаховый, клен остролистный), реже – коричневого (вяз граболистный, дуб черешчатый). Некоторые виды имеют сложную окраску.

Окраска, запах цветов и соцветий. Цветок – сложный орган, образующийся на начальных стадиях развития репродуктивных органов покрытосеменных растений. Время от начала зацветания первых цветов до отцветания последних называют периодом цветения – пора повышенной декоративности древесных растений. Художественная выразительность цветов может определяться не только размерами и окраской лепестков венчиков, но и лепестками чашечки, тычинками, иногда прицветниками. Высокой декоративностью отличаются древесные растения с крупными отдельными цветами или небольшими цветами, собранными в крупные соцветия.

Цвет – зрительное ощущение света – отраженной части спектра электромагнитного излучения в пределах от 800 нм (красный цвет) до 400 нм (фиолетовый цвет). Как декоративный признак, колер характеризуется цветовым тоном, его насыщенностью, яркостью (или светлотой), а при сложной расцветке – также взаиморасположением ахроматических и хроматических цветов спектра, степенью доминирования как конкретных колеров, так и их сочетаний. Гармоничные сочетания (или гармоничный контраст) можно получить размещением главного колера рядом с колером противоположной стороны круга и с производным, в котором главный колер не участвует. Примеры: красный с синим, голубым, зеленым; оранжевый с фиолетовым, синим, голубым; желтый с пурпурным, фиолетовым, синим. Дисгармонию в сочетании колеров можно уменьшить введением между ними нейтрального тона.

Запах цветов служит для привлечения насекомых-опылителей. Использование в зеленых насаждениях душистых ароматных растений оказывает благоприятное влияние на человека и имеет санитарно-гигиеническое значение, так как многие летучие эфирные масла являются антибиотиками, убивают вредные микроорганизмы, сильно загрязняющие воздух промышленных городов. Из растений, произрастающих в РБ, к очень душистым (запах которых ощущается на значительном расстоянии) относятся: азалия понтийская, робиния лжеакация, боярышник, буддлея, бузина черная, груша, катальпа, яблоня и др. К группе душистые (запах ощутим на небольшом расстоянии) отнесены: айва обыкновенная, вишня, жимолость каприфоль, розы и др. К слабо душистым (запах ощутим вблизи растения) – хеномелес японский, карагана древовидная, аморфа, барбарис, гледичия, спиреи. По восприятию запаха человеком древесные виды растений подразделяются на 3 группы: - с приятным запахом (большая группа ок.40 видов); - с индифферентным запахом – боярышник, бузина черная, роза желтая, магнолия крупнолистная, камелия китайская; - с неприятным запахом – волкомерия зловонная, эурия японская, каштан посевной, фотиния острозубчатая.

Время и продолжительность цветения во многом предопределяют художественную ценность конкретных композиций. По периоду цветения растения подразделяются на: - цветущие в весенний период; - цветущие в летний период; - цветущие в осенний период; - цветущие в зимний период – южные растения. Для практических целей составляются календари или графики цветения, которые дают возможность подобрать конкретные растения для экспозиций. Также необходимо знать возраст с которого начинают цвести конкретные виды. Розы, спиреи, вишни, скумпия зацветают с 2-х – 3-х-летнего возраста, а бархат амурский, боярышник обыкновенный, конский каштан, липы – в возрасте 10 и более лет. Кустарники цветут в более раннем возрасте, чем деревья. Сильное влияние на время вступления растения в фазу цветения оказывают условия окружающей среды.

 

Деревья, кустарники, на ряду с газонами и цветами – основной строительный материал для построения парковых композиций в ландшафтной архитектуре. Деревья и кустарники определяются 3-мя основными качествами: величиной, формой и цветом, которые постоянно меняются в зависимости от возраста, сезона, в течение дня в зависимости от погоды и освещения.

По величине делятся на 1 (выше 50 м), 2 (от 30 до 50 м) и 3 (от 15 до 30 м) величины.

По форме условно делятся на 2 группы, соответствующие 2-м исторически сложившимся стилевым решениям парковой композиции: регулярный (архитектурный) и свободный (живописный).

Регулярная форма: пиромидальная, колоннообразная, веретеноподобная, овальная, сферическая. 2-я группа: живописно-сферические, раскидисто-шатровые, плакучие, зонтиковидные, стелющиеся формы.

Следовательно деревья 1-ой группы используются для подчеркивания регулярности архитектуры, по сторонам от портера и вдоль аллей, строгий, четкий силуэт ритмичен и выразителен. Глухие регулярные посадки создают эффект неожиданности в конце аллеи, открывая вид на освещенный водоем или поляну. Группы или одиночные деревья пригодны для композиционного акцента в открытом пространстве ландшафтного парка: в конце аллеи, на острове, поляне, на фоне живописного массива.

Живописные кроны используются для создания лирического, романтического настроения, посадки рядом с водоемами, в качестве солитера или фоновые посадки.

Важнейшее качество деревьев и кустарников – тональность их листвы, изменяющиеся по сезону: это цветение, цвет летней листвы и осенняя окраска (от лимонного, золотистого и оранжевого до коричневого, бронзового и пурпурного). Последовательность смены окраски и расцветку осенней листвы можно учитывать при построении пейзажа и компоновки насаждений. Особенно ценится нейтрально - серебристые фоновые тона листвы или хвои, т.к. прекрасно смотрятся на фоне темных пород, используются для зрительных разделений больших массивов. На ряду с серебристым, золотистым оттенком ценится плотный красный тон особенно летом. В зимнее время важны такие качества как фактура и тон ствола, зимняя окраска плодов, воспринимаемые с близкого расстояния. Буки, дубы и березы садятся вдоль аллей и дорожек, площадок для отдыха. Кустарники помогают осуществить переход от газона к вертикальному объему, хорошо дополняются цветочными растениями, используются для подчеркивания или маскировки рельефа, укрепления склонов. Высокими кустарниками маскируют не желательный вид или формируют задний план при малой глубине заданной перспективы. Средние кустарники хороши для подлеска или опушки. Низкие хороши как бордюры или в сочетании со средними и высокими, требуют за собой меньше ухода.

Основные приемы компоновки древесно-кустарниковых насаждений:

Силуэт – силуэтная форма наиболее четко читается у одиночно растущего дерева, используется на полянах, островах, для завершения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Форма, фактура, текстура и окраска ствола | Вертикальное озеленение зданий и сооружений (сплошное, фрагментарное, детали)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.