КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические аспекты принятия решений
Полезность в данной теории используется для замены количественного выражения ожидаемого результата той или иной стратегии, поскольку его нельзя предугадать. Термин полезность воспринимается как важность конечного варианта решений, которую можно оценить формально, например, как оценку приоритетов альтернатив решений. ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОИСКА РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА Основная трудность принятия решений в условиях неопределенности сводится к невозможности расчета достоверного прогноза или оценки вероятности наступления конкретных событий во внешней среде. Эта особенность ситуации исключает применение математических моделей, характерных для условий определенности. Выбор альтернативного решения при этом осуществляется с помощью количественных и качественных методов. В теории принятия решений важное место занимают положения теории полезности. Следует отметить определенную условность в названии теории, не имеющей ничего общего с бытовым значением термина «полезность». Упомянутый однажды, он закрепился в издаваемой литературе, хотя не признается специалистами удачным. Основополагающим в теории полезности является линия поведения руководителя, его субъективная оценка вероятности наступления события и его полезности. Потери или выигрыш могут оцениваться как количественно (например, через затраты разного вида ресурсов), так и качественно (утрата авторитета, престижа, имиджа фирмы, потери времени, ухудшение социально-психологического климата в коллективе и др.). Полезность выступает в качестве приведенного показателя, обобщенно выражающего потери или выигрыш, когда все ценности приведены к одной шкале. Для определенного события она будет соответствовать какой-то точке на этой шкале. Причем шкала полезности определяется логикой руководителя, его выводами и предпочтительностью. От руководителя зависит выбираемый критерий оценки решения. Предварительно строится матрица (таблица) решений на основе логических рассуждений. Полезность измеряется в произвольных единицах, называемых единицами полезности. Они могут быть связаны с единицами денежными и означать для ЛПР величину полезности. В условиях риска ЛПР выбирает вариант, максимизирующий величину полезности. Итак, теория полезности строится на предположении, что некоторое число V(P), выражает полезность события, которое может произойти. Если, например, событие Р,, может принести прибыль фирме в размере 200 тыс. руб., а событие Рг - 100 тыс. руб., то VP1 > VP2. Сущность теории полезности покажем на простейшем бытовом примере. Уходя на работу вы задумываетесь: брать с собой зонт или нет. Возможность дождя от вас не зависит - это объективные условия внешней среды. Возможны два варианта решений: взять зонт (а1) и не брать зонт (а2). На ваш выбор повлияют внешние условия: пойдет дождь (у1) или не пойдет (у2). Допустим, вы считаете, что вероятность дождя рУ1 = 0,5, тогда вероятность хорошей погоды 1-0,5 = 0,5 (рУ2)- Далее необходимо дать оценку потерь (неудобств), которые можно иметь по вариантам возможных решений и влияния погодных условий. Это оценка у разных людей может быть различной (в данном случае в зависимости от отношения индивидуума к дождю и сохранению своей одежды). Но у большинства людей существует какое-то среднее мнение. При решении сложных проблем на данном этапе может быть использован метод экспертных оценок возможных потерь. В нашем случае примем следующую оценку. По варианту а1 (взять зонт) оценка будет равна 1 (а11), если дождь пойдет, и 2 (а12), если дождя не будет. Это означает, что во время кратковременного пребывания на улице дождя не будет и неудобство носить зонт оценивается единицей, а если вообще дождь не пойдет, то неудобство увеличится вдвое. По варианту а2 соответственно возможны два события: дождь пойдет а21 - оценивается числом 6 (опасность испортить одежду, прическу во время дождя при отсутствии зонта) и а22 ~ О - при отсутствии зонта и дождя. Составим таблицу потерь на основе рассуждений и принятых оценок:
Далее определим математическое ожидание потерь при выборе альтернативных линий поведения. Так как математическое ожидание (Е) случайной величины равно Ex = ΣPjXj, то в нашем случае, при вероятности р = 0,5, для а1 и а2 оно будет равно соответственно: Ea1 = 0,5 *1+0,5*2= 1,5 Еа2= 0,5*6+0,5.0=3,0 Чтобы минимизировать возможные потери, в нашем примере необходимо остановить выбор на линии поведения, то есть взять зонт. В развитие данной теории предлагается специалистами при выборе решений исходить из максимума ожидаемой полезности, используя для расчета формулу:
где П - ожидаемая полезность By - вероятность успеха Оу - оценка удачи Вh - вероятность неудачи Пi - потери от неудачи. Использование теории полезности не гарантирует высокой точности результатов расчета ожидаемой полезности. Однако она дает возможность сравнить альтернативы по критерию полезности и исключить те из них, которые потенциально связаны со значительным ущербом. Кроме того, достоинством данной теории является учет как количественных, так и качественных аспектов вариантов решений, таких как человеческий фактор, а также случайностей, способных оказать негативное влияние. Главным участником, творцом процесса принятия решений является человек. Но человек является биологическим существом с определенными возможностями выполнить ту или иную работу. Принятие решения это, прежде всего работа с информацией и поведение человека, которые изучает психология. Поэтому современная теория управления должна использовать результаты исследований человека, полученные этой наукой. Множество экспериментов проведенных в последние годы показали: 1. Ограниченные возможности человека, прежде всего, его кратковременной памяти, где происходят процессы принятия решения. Объем этой памяти ограничен 7+2 структурными единицами информации (такой единицей может быть буква, фраза-словосочетание, картина (образ), типовая ситуация и т.п.). 2. Люди совершают систематические ошибки при измерении, т.е. оценке вероятностей событий. Отсюда ставится под сомнение возможность применения на практике методов обоснования решений, в которых человек должен выполнять оценку вероятностей событий. В сложных многокритериальных ситуациях выбора наблюдается значительная нагрузка на кратковременную помять и человек при принятии решения прибегает к упрощению ситуаций, т.е. к эвристикам следующих основных типов: - эвристика А: просто подсчитывает число критериев, по которым одна альтернатива превосходит другую и выбирает лучшую альтернативу в соответствии с большим из этих чисел; - эвристика Б: пренебрежение теми критериями, по которым различие в оценках альтернатив невелико; - эвристика В: исключение из рассмотрения альтернатив по последовательно рассматриваемым критериям. Возможны и комбинации указанных эвристических правил поведения человека при выборе лучшей альтернативы по многим критериям. 3. При выборе наилучшего решения из нескольких вариантов человек конструирует это решение по схеме: сначала он выбирает одну из альтернатив, которая лучше других, по крайней мере, по одному из критериев и может рассматриваться в качестве "претендентки" на лучшую альтернативу (выбор претендентки); затем все недостатки альтернативы-претендентки он пытается компенсировать или устранить определенными, может быть дополнительными, мероприятиями, т.е. вокруг альтернативы-претендентки конструируется окончательное решение; если не удается построить окончательное решение вокруг выбранной альтернативы, то производится выбор другой альтернативы-претендентки на окончательный выбор и конструируется (процесс конструирования повторяется) окончательное решение вокруг нее. 4. Разные люди по разному оценивают и воспринимают риск, связанный с тем или иным решением. Из этого следует, что современные методы принятия решений должны учитывать психологические особенности человека. Очевидно, надо стремиться к структуризации информации, помня о числе 7+2. Количественную оценку вероятности событий рекомендуется заменять более достоверной, хотя и менее строгой, качественной оценкой возможности свершения событий. В многокритериальных задачах необходимо предусматривать процедуры последовательного предъявления критериев, недопущения перехода к эвристикам и т.д. Методы принятия решений должны быть максимально приближены по последовательности действий к привычному для человека конструированию окончательного решения. Необходимы подбор и воспитание руководителей с учетом их индивидуального восприятия риска.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |