Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия




Лекция №8

Висновок

Період 1991-1994 рр. увійшов в історію України як етап розбудови проголошеної державної незалежності. Попри важку економічну кризу, що стала наслідком розвалу колись єдиного радянського народногосподарського комплексу за перші чотири роки незалежності Україна створила свої державні структури і отримала визнання у міжнародної спільноти.

 

Лекція обговорена та затверджена на засіданні кафедри С та ГД.

Протокол № 1 від 27 серпня 2009 р.

Начальник кафедри С та ГД,

к.і.н, доц. м-р с.ц.з. Р.В.Лаврецький

 

1. Развитие мировой философии представляет собой целостный про­цесс, закономерности которого непосредственно взаимосвязаны с зако­номерностями развития общества и культуры и главный смысл кото­рого — в решении все новых и новых проблем, встающих перед чело­веком в истории. В силу неоднородности исторического генезиса раз­ных стран и народов развитие философии также обладает существен­ной неоднородностью, и одной из важнейших задач историка является определение специфических черт той или иной национальной школы в рамках мировой философии.

Философская мысль основана не только на всеобщих рацио­нально-теоретических процедурах, но и на этнокультурных тра­дициях. Если существует британский эмпиризм, американский прагматизм, французский материализм, то правомерно обсуж­дать проблему русской философской традиции, имеющей и дру­гие названия — «русская философия», «способ русского фило­софствования», «русское философское мышление». Учитывая многообразие направлений, а также социально-исторические корреляты развития философии в России, можно говорить о сущности русской философии как специфической националь­ной традиции мысли, заданной картиной мира, моральными нормами и верованиями, имеющими фундаментальный характер для поддержания этнической идентичности.

Для России эта проблема имеет особенно большое значение в связи с тем известным фактом, что ее историче­ское и культурное развитие отличалось существенной неравномерно­стью и непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы. Все эти черты можно найти и в истории русской философии.

Большинство исследователей считают, что русская философия входит в западную философскую традицию.

Ориентация на западную культуру определилась уже с момента принятия Русью христианства, однако тот факт, что христианство бы­ло принято в его восточной версии, свидетельствует о том, что в этом акте проявилось стремление сохранить определенную дистанцию в от­ношении культурной и религиозной традиции, характерной для Запад­ной Европы. Достаточно позднее внедрение христианства на Руси и причудливое сочетание христианских и языческих элементов в культу­ре привели к тому, что христианское миропонимание стало не столько незыблемой основой жизни, сколько мучительной проблемой, от реше­ния которой зависел смысл жизни и отдельного человека и всей на­ции, но которая никогда не была решала окончательно. Это определи­ло первую и, быть может, самую заметную характерную черту русской философии. Важнейшей ее темой было искание скрытого смысла хри­стианских идей, более глубокого, чем тот, который выражен в церков­ной версии христианства. Тесная взаимосвязь и в то же время проти­востояние (в вопросе о понимании истинного смысла христианства) философии и церковной традиции проходит через всю историю рус­ской мысли.

Второй характерной чертой, определяющей специфику русской философии, является выдвижение на первый план (особенно у самых оригинальных мыслителей) двух тесно связанных проблем: проблемы сущности и смысла человеческого бытия и проблемы смысла и зако­номерностей истории. Человек и его судьба в мире и в истории явля­ется важнейшей темой русской философии. При этом в качестве третьей черты, характерной не только для философии, но и для всей русской культуры, можно выделить предельный дуализм, антиномизм в понимании мира, человека и истории. Человек в одном измерении укоренен в вечном, духовном бытии, непосредственно связан с Богом, но в другом своем измерении он столь же непосредственно принадле­жит материальному, временному бытию. Классическая западная фило­софия добилась существенного ослабления этого дуализма и в своем развитии пришла к целостному представлению о человеке, снимающе­му остроту противоречия двух начал его бытия. Наоборот, в русской философии акцент ставится именно на глубину и радикальность этого противоречия, снимаемого только в эсхатологической перспективе раз­вития мира и человеческого общества; это вело к резкому усилению этической проблематики и сближения этики с онтологией и историосо­фией. В умении видеть глубокие противоречия в мире и душе челове­ка русская философия может быть названа глубоко диалектической, однако ее диалектика очень далека от рационалистической диалектики классической западной философии, в которой главное — закономерное взаимодействие противоположностей, разрешающееся в их синтезе. Диалектика русской философии носит иррациональный, негативный характер, в ней противоречия воспринимаются как абсолютные, неспо­собные к гармоничному синтезу. Выявление и осознание противоре­чий не приводит к их разрешению или сглаживанию, а только более остро обозначает трагизм человеческого существования.

Наконец, в качестве четвертой отличительной черты русской фи­лософии необходимо отметить специфику самого стиля философство­вания. В западной философии, начиная с XVII в., господствовал чис­то рациональный, «научный» метод изложения, достигший апофеоза у представителей классической немецкой философии. В русской фи­лософии рационалистический стиль никогда не был основным, более того, многие мыслители решительно отвергали его как ложную фор­му философского познания, не позволяющую дойти до сути главных проблем бытия. В русском духовном характере образное, художест­венное, интуитивное отношение к миру обладало явным преимущест­вом перед абстрактно-рациональным его освоением, поэтому и в фи­лософии ведущим оказался эмоционально-образный стиль философ­ствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рас­суждениям. Даже у тех русских философов, сочинения которых впол­не отвечали стандартам классического рационализма, логичность и рациональная последовательность всегда естественно сочетались с художественной образностью и апелляцией к интуиции, позволяю­щей проникнуть за пределы доступного для рационального мышле­ния.

«Русскость» философской мысли проявляется не в ее изо­ляции и автономности, а в способности через призму нацио­нальной ментальности пропустить образы античной, средневе­ковой, просветительской, материалистической традиции. Эта­пы развития русской философии по своей сути являются, во-первых, историей становления самобытного мировидения и, во-вторых, тесно связаны с европейской философией, приня­тием или критикой ее основ. Этими этапами выступают:

1. XI—XVII вв. Зарождение русской философии, обусловленное связью с эллинизмом, античной диалектикой платониз­ма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы здесь — соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии, идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея «Москва — Третий Рим» и поиска культурной идентичности.

2. XVIII в. Философская мысль дифференцируется на ант­ропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются | идеи просветительского гуманизма (Г. С. Сковорода, Н. И. Но­виков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев и А. Д. Кантемир). Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человече­ской души.

3. XIX в, Философская культура приобретает выраженный общественный акцент: большой резонанс получает спор запад­ников и славянофилов об исторической судьбе России; разви­ваются материалистические взгляды (Н. Г Чернышевский, Д. И. Писарев); распространяется народническая идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Сущест­венный вклад в философию вносит В. С. Соловьев, труды ко­торого легли в основание русской религиозно-философской мысли.

4. XX столетие обогатило отечественную философскую тра­дицию творчеством Н. А. Бердяева, Л. Н. Толстого, С. Н. Бул­гакова, П. А. Флоренского, Н. О. Лосского, С. Л. Франка. На­ряду с классикой русской религиозной философии утверждается и развивается марксизм (Г В. Плеханов, В. И. Ленин). Ок­тябрьская революция становится прологом к гегемонии диалектико-материалистической философии и ее превращению в госу­дарственно-идеологическую доктрину. Это период развития секулярной, научно ориентированной мысли. Постсоветский этап в развитии философской мысли находится в состоянии станов­ления и характеризуется активным поиском новых парадигм и расширением проблемного круга.

 

Отечественные мыслители выделяют ряд особенностей исто­рического развития русской философии, таких как:

· связь с право­славной теологией и литературой,

· антропологическая ориента­ция,

· космизм мысли,

· постоянное внимание к проблемам смысла истории.

Эти особенности концентрируются в следующих кон­цептуальных признаках русской философской классики.

1. Онтоло­гизм проявляет себя в придании бытийного статуса гносеологиче­ским и этическим понятиям (онтология «Добра» В. С. Соловье­ва, «Непостижимого» С. Л. Франка) в противоположность западной философии; в утверждении реальности как динамиче­ского единства Бога, человека и космоса, в мессианской роли человека в деле спасения мира. Метафизичность тесно связана с онтологизмом и выражается в характерном рассуждении о свя­зи мира тварного с миром нетварным, о Боге, о человеческой душе.

2. Отсутствие схоластики как этапа в развитии русской куль­туры предопределило интуитивизм и связанный с ним гносеологи­ческий реализм русской философии, заключающийся в признании высшей формой познания интуицию как опыт непосредственно­го, живого чувства реальности. Интуиция стоит выше рациональ­ного, интеллектуального познания (отсюда критика западного ра­ционализма); она синтетична по своей сути, ее предмет — целостность мира во всей его сложности и трагичности.

3. Признак антропологизма указывает на то, что в центре философских рас­суждений неизменно оказывается человек, его творческие и нравственные силы. По этой причине русские философы уде­лили исключительное внимание соборным качествам человека, его духу и жизни.

4. Историософичность раскрывается в поиске глу­бинных духовно-культурных и религиозных архетипов истории, ее софийности (Вл. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. Флорен­ский); обсуждение истории направлено на выявление смысла ис­тории. Система ценностей русской философии на разных этапах ее развития в целом сохраняла антиутилитарный, антисциенти­стский, нравственно-гуманистический характер.

Перспективы развития русской философии и ее теоретиче­ское будущее видятся современным отечественным мыслителям как путь гармонизации духовного наследия с новейшими пара­дигмами философского мышления. Возврат к человеку (реантропологизация), реабилитация философии истории, тенденция к интегративности, к синтезу философии с различными отрас­лями духовной культуры общества, сохранение как аналитиче­ских, так и метафизических ориентиров — вот, пожалуй, самый значительный результат становления русской философии.

2. Зарождение русской философии обычно связывают с тремя факторами:

· образова­нием Киевской Руси,

· возникновением славянской письменности и

· принятием христианства (988 г.)-

Очевидно, что наибольшей концеп­туальной силой обладает третий их них. В этой связи часто специаль­но подчеркивается, что принятие христианства создало благоприят­ные условия для развития философии. Это и так, и не так. Христиан­ству, бесспорно, присущ определенный философский потенциал. Следовательно, вместе с христианством русские люди осваивали и определенные философские идеи. Но дело обстоит далеко не так про­сто, как кажется на первый взгляд.

Во-первых, всякая религия, а тем более такая сильная, как хри­стианство, не уживается мирно с философией, а «оккупирует» ее. Философское преодоление доктринальных религиозных оков – сложнейшее дело, обычно растягивающееся на многие века.

Во-вторых, надо учитывать, каким образом христианство допус­кает к себе философию. Как известно, Русью было принято восточ­ное, византийское христианство – православие, которое Византийские теологи объединяли с платонизмом и особенно неоплатонизмом. Но это было по силам лишь философски образованным людям.

На Руси православие было принято как религия, а не как фило­софия в религиозной форме. Никто не владел концептуальным со­держанием платонизма и неоплатонизма, равно как и других фило­софских учений. История свидетельствует о том, что россияне, по крайней мере, в средние века, были весьма далеки от создания сколь­ко-нибудь стройной философской концепции. Философская мысль рождалась очень трудно. Всякий раз религиозный пафос глушил за­чатки философии. На Руси в средние века (здесь они охватывают XI-XVII вв.) происходило лишь приобщение к философии, не более того. Средневековые мыслители России чаще всего обра­щались к вопросу, рассматривавшемуся уже византийскими богосло­вами: о возможности и необходимости мирного сожительства светской и церковной властей, сочетания земного и божественного об­раза жизни.

Начальный этап в развитии русской философской мысли связан как с творческим освоением патристической и античной философии, так и с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. В летописях, «поуче­ниях», «словах» и других памятниках отечественной литературы отразился глубокий интерес русских мыслителей к историософс­ким, антропологическим, гносеологическим и моральным проблемам. В этот период складывается обусловленный типом воспринятой вместе с христианством философской традиции своеобразный спо­соб философствования — «мистический реализм» (В.В.Зеньковский).

К наиболее значительным произведениям этого периода можно отнести «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Послание к Фоме» Климен­та Смолятича, «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, «Поучение» Владимира Монома­ха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора, «Мо­ление» Даниила Заточника.

Иларион – священник, а затем первый русский киевский метрополит, сподвижник Ярослава Мудрого. Его перу принадлежит «Слово о Законе и Благодати» — древнейшее религиозно-философ­ское и общественно-политическое произведение Древней Руси, вре­мя создания которого — 1037—1050 гг. «Слово» характеризуется глубоким историософским содержанием. Автор

осмысливает ход и направленность мировой истории,

значение христианизиции Руси, ее место и роль в историческом процессе.

Иларион высказывает идею неразрывной связи власти и благочестия как важнейшего хри­стианского принципа общественной жизни. Следуя византийской традиции ориентации на идеал «Священного Царства», автор фор­мулирует идеал Святой Руси.

Следующий этап в развитии древнерусской философии охваты­вает XIII—XIV века — время жесточайших испытаний, вызван­ных татаро-монгольским нашествием. Огромный урон, нанесен­ный Древней Руси, не прервал, однако, культурной традиции. Цент­рами развития русской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но про­должалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Среди памятников отечественной мысли этого периода наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик». Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования.

Новый этап развития русской философии охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национально­го самосознания, образованием русского централизованного госу­дарства, укреплением связей со славянским югом и центрами ви­зантийской культуры.

Значительное воздействие на русскую философскую мысль этого периода оказал исихазм — мистическое направление в православном богословии, возникшее на Афоне в XIII—XIV вв,, уходящее корнями в нравственно-аскетическое учение христианских подвижниковIV — VII вв. Исихастская традиция в русской мысли представлена учением и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека.

3. Самая значительная фигура в науке русского Просвещения – выдающийся мыслитель, ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов. Специально философией он не занимался. Главный его интерес находился в сфере естественных паук. Тем по менее его размышления и выводы нередко выходили в область чисто фило­софских проблем, решать которые ему помогали трезвый научный разум и врожденная интуиция.

Ломоносов — основоположник материалистической традиции в русской философии. Придерживался деизма, в котором Богу отводились лишь функции Творца и Серводвигателя Вселенной. Дальнейшее ее развитие подчиняется естественным законам. По­этому Ломоносов разделяет популярную па Западе теорию двух истин: научной и религиозной, так как сферы пауки и религии не совпадают. При этом он резко критиковал церковников за неве­жество, требовал, чтобы они не вмешивались в пауку и не смели «ругать пауки в проповедях».

Основа философских и научных воззрений Ломоносова – атомно-молекулярная гипотеза, опираясь па которую, он разраба­тывает учение о материи и движении. Ученый дает определение материи: «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущ­ность», — или: материя «есть протяженное, непроницаемое, дели­мое, па нечувствительные части». Однако как метафизический материалист он еще отождествляет материю с веществом, которое, в его понимании, состоит из элементов и корпускул (группировок элементов). Движение он делит па внешнее (макротела) и внут­реннее (элементы).

Большое достижение Ломоносова — открытие закона сохране­ния материи и движения. Одним из первых он начал развивать идею изменчивости природы, в частности, применил принцип ис­торизма к изучению планеты и ее недр.

В гносеологии большое значение Ломоносов придавал опыту, по не противопоставлял его теории. Стремился преодолеть край­ности эмпиризма и рационализма. Науки подразделял по степени теоретического обобщения материала.

В астрономии развивал гелиоцентрическую систему и призна­вал существование в космосе множества обитаемых миров.

У Ломоносова доминировала онтологическая проблематика. Во второй половине XVIII в., в период становления российской философии как теоретической пауки, интересы мыслителей сме­щаются в сторону социально-политических и гносеологических проблем.

Наиболее значительные фигуры здесь: Н.И. Новиков, Д.Т. Фонвизин, Я.П. Козельский, Д.С. Аничков, С,Е. Деспицкий. В их работах начинает звучать критика крепостного строя и самодержавия. Однако наиболее радикально эти идеи выразил А.Н. Радищев (1749-1802).

В философии Радищев противоречив. У пего переплетаются материалистические и религиозные представления. Хотя здесь проглядывает стремление преодолеть крайности. Онтология Ради­щева — материалистическая, антропология же (учение о душе) – неоднозначна.

С одной стороны, деятельность души он связывает с чисто телесными функциями. С другой — указывает на обрат­ное влияние души па тело и склоняется к признанию духовного бессмертия.

В социальной философии Александр Николаевич бескомпро­миссен и последователен. Его «Путешествие из Петербурга в Моск­ву* (1790) — мина замедленного действия, по большой разруши­тельной силы, заложенная под фундамент монархического абсо­лютизма и крепостничества. Критикует он их со всех возможных точек зрения — моральной, политической и экономической — и в конечном счете, первым среди русских философов Нового време­ни, выдвигает идею народной революции и республиканской власти. Будущее общество видится ему свободным, справедливым объ­единением людей, в котором отсутствует эксплуатация.

Таким образом, Радищев явился идейным мостом между дво­рянским просвещением и дворянской революционностью, которая захватила умы просвещенных офицеров после Отечественной войны 1812 г. Деятельность декабристов (П.И. Пестель, М.А. Фон­визин, И.Д. Якушкип, М.С. Лунин и др.) — теоретическое раз­витие и попытка практического воплощения идей Радищева.

Философским произведением Радищева является трактат. "О человеке, его смертности и бессмертии», построенный на принципе диалога материалистических и идеалистических концепциях бытия и мышления. Трудно без сомнения отнести философскую позицию самого автора к одной из позиций. Это скорее глубоко личностное постижение тайн бытия, смерти и бессмертия. В тексте обновленные философские идеи, отражающие успехи науки, сочетаются с экзистенциально-личностными настроениями, с надеждой на чудо избавления от кошмара и страха ссыльно-сибирского существования.

Изложение мыслей Радищев. в трактате свободное, хотя стиль тяжел и сложен (он пишет как бы для себя). Философская мысль автора движется по типу внутреннего диалога: материя вечна, но есть нечто, что ею не охватывается целиком; человек смертен, он, умирая, исчезает, но не весь, не на совсем; нечто в этом процессе вечно-сущее, но что? Первые две части манифестируют материализм, в частности, в тезисе о том, что материальные основы в такой мере относятся к духовному процессу, в какой духовная жизнь зависит от тела.

Отсюда делался вывод, что уничтожение тела должно повлечь за собой умирание души. В третьей же и четвертой частях Радищев вопреки ранее сказанному, утверждает, что нельзя усомниться более, чтобы душа в человеке не была существо само по себе, от телесности отличная... Она такова и есть в самом деле: проста, непротяженна, неразделима среди всех чувствований и мыслей. Человек не мог бы без такой души ведать прошлое и будущее, за мгновение пробегая века и мчась мыслью со скоростью непостижимой.

В области гносеологии Радищев настаивал на различии между чув­ственным опытом и абстрактным мышлением относительно объекта, не соглашаясь с Гельвецией, абсолютизирующим сенсуализм. Из тезиса о простоте и неразделимости души Радищев делает вывод о ее бессмертии: цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству, Бог не сотворил нас так, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой, поэтому разумно допустить, что состояние души меняется и совершенствование ее длится вечно. В обосновании ее перевоплощения Радищев ссылается на идею предустановленной гармонии Лейбница (отвратительная гусеница — куколка — прекрасная бабочка).

По-видимому, Радищев соглашается с воз­зрениями (Ш. Бонне) на возможность прогрессивной реинкар­нации людей, которая постоянно стремится ввысь через цепь постоянных перевоплощений.

Похоже, что автор разграни­чивал естественно-научный взгляд на жизнь и смерть чело­века, с одной стороны, и моральный постулат о бессмертии души, дающий основания для подчинения преходящего в жиз­ни вечному, с другой.

После амнистии Радищев работал в императорской ко­миссии гражданского законодательства. Покончил жизнь самоубийством.

Философское наследие Петра Яковлевича Чаадаева (1794— 1856), одного из уцелевших приверженцев декабристских идей, невелико. Оно состоит из восьми «Философических писем» (1829—1831). Однако в них было поставлено множество весьма острых проблем.

4. П.Я. Чаадаев. Большое влияние на Чаадаева оказала философия Шеллинга, с которым он познакомился за границей. Философию Гегеля он невзлюбил и называл ее «спекулятивной». Предметом острых споров явились социальные идеи Чаадаева. В своих первых пись­мах он не только раскритиковал самодержавно-крепостнический строй в России и предстал убежденным западником, но и дошел до сомнений в возможности исторической перспективы для Рос­сии. Главная мысль тут: Россия должна учиться у Запада. После­довала незамедлительная реакция властей — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест.

Позже он смягчил свою позицию, разбавив радикальное запад­ничество некоей долей славянофильства. В русской духовной культуре, в отличие от западного католицизма, Чаадаев начал ус­матривать большую прогрессивную силу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.