КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская философия
Лекция №8 Висновок Період 1991-1994 рр. увійшов в історію України як етап розбудови проголошеної державної незалежності. Попри важку економічну кризу, що стала наслідком розвалу колись єдиного радянського народногосподарського комплексу за перші чотири роки незалежності Україна створила свої державні структури і отримала визнання у міжнародної спільноти.
Лекція обговорена та затверджена на засіданні кафедри С та ГД. Протокол № 1 від 27 серпня 2009 р. Начальник кафедри С та ГД, к.і.н, доц. м-р с.ц.з. Р.В.Лаврецький
1. Развитие мировой философии представляет собой целостный процесс, закономерности которого непосредственно взаимосвязаны с закономерностями развития общества и культуры и главный смысл которого — в решении все новых и новых проблем, встающих перед человеком в истории. В силу неоднородности исторического генезиса разных стран и народов развитие философии также обладает существенной неоднородностью, и одной из важнейших задач историка является определение специфических черт той или иной национальной школы в рамках мировой философии. Философская мысль основана не только на всеобщих рационально-теоретических процедурах, но и на этнокультурных традициях. Если существует британский эмпиризм, американский прагматизм, французский материализм, то правомерно обсуждать проблему русской философской традиции, имеющей и другие названия — «русская философия», «способ русского философствования», «русское философское мышление». Учитывая многообразие направлений, а также социально-исторические корреляты развития философии в России, можно говорить о сущности русской философии как специфической национальной традиции мысли, заданной картиной мира, моральными нормами и верованиями, имеющими фундаментальный характер для поддержания этнической идентичности. Для России эта проблема имеет особенно большое значение в связи с тем известным фактом, что ее историческое и культурное развитие отличалось существенной неравномерностью и непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы. Все эти черты можно найти и в истории русской философии. Большинство исследователей считают, что русская философия входит в западную философскую традицию. Ориентация на западную культуру определилась уже с момента принятия Русью христианства, однако тот факт, что христианство было принято в его восточной версии, свидетельствует о том, что в этом акте проявилось стремление сохранить определенную дистанцию в отношении культурной и религиозной традиции, характерной для Западной Европы. Достаточно позднее внедрение христианства на Руси и причудливое сочетание христианских и языческих элементов в культуре привели к тому, что христианское миропонимание стало не столько незыблемой основой жизни, сколько мучительной проблемой, от решения которой зависел смысл жизни и отдельного человека и всей нации, но которая никогда не была решала окончательно. Это определило первую и, быть может, самую заметную характерную черту русской философии. Важнейшей ее темой было искание скрытого смысла христианских идей, более глубокого, чем тот, который выражен в церковной версии христианства. Тесная взаимосвязь и в то же время противостояние (в вопросе о понимании истинного смысла христианства) философии и церковной традиции проходит через всю историю русской мысли. Второй характерной чертой, определяющей специфику русской философии, является выдвижение на первый план (особенно у самых оригинальных мыслителей) двух тесно связанных проблем: проблемы сущности и смысла человеческого бытия и проблемы смысла и закономерностей истории. Человек и его судьба в мире и в истории является важнейшей темой русской философии. При этом в качестве третьей черты, характерной не только для философии, но и для всей русской культуры, можно выделить предельный дуализм, антиномизм в понимании мира, человека и истории. Человек в одном измерении укоренен в вечном, духовном бытии, непосредственно связан с Богом, но в другом своем измерении он столь же непосредственно принадлежит материальному, временному бытию. Классическая западная философия добилась существенного ослабления этого дуализма и в своем развитии пришла к целостному представлению о человеке, снимающему остроту противоречия двух начал его бытия. Наоборот, в русской философии акцент ставится именно на глубину и радикальность этого противоречия, снимаемого только в эсхатологической перспективе развития мира и человеческого общества; это вело к резкому усилению этической проблематики и сближения этики с онтологией и историософией. В умении видеть глубокие противоречия в мире и душе человека русская философия может быть названа глубоко диалектической, однако ее диалектика очень далека от рационалистической диалектики классической западной философии, в которой главное — закономерное взаимодействие противоположностей, разрешающееся в их синтезе. Диалектика русской философии носит иррациональный, негативный характер, в ней противоречия воспринимаются как абсолютные, неспособные к гармоничному синтезу. Выявление и осознание противоречий не приводит к их разрешению или сглаживанию, а только более остро обозначает трагизм человеческого существования. Наконец, в качестве четвертой отличительной черты русской философии необходимо отметить специфику самого стиля философствования. В западной философии, начиная с XVII в., господствовал чисто рациональный, «научный» метод изложения, достигший апофеоза у представителей классической немецкой философии. В русской философии рационалистический стиль никогда не был основным, более того, многие мыслители решительно отвергали его как ложную форму философского познания, не позволяющую дойти до сути главных проблем бытия. В русском духовном характере образное, художественное, интуитивное отношение к миру обладало явным преимуществом перед абстрактно-рациональным его освоением, поэтому и в философии ведущим оказался эмоционально-образный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям. Даже у тех русских философов, сочинения которых вполне отвечали стандартам классического рационализма, логичность и рациональная последовательность всегда естественно сочетались с художественной образностью и апелляцией к интуиции, позволяющей проникнуть за пределы доступного для рационального мышления. «Русскость» философской мысли проявляется не в ее изоляции и автономности, а в способности через призму национальной ментальности пропустить образы античной, средневековой, просветительской, материалистической традиции. Этапы развития русской философии по своей сути являются, во-первых, историей становления самобытного мировидения и, во-вторых, тесно связаны с европейской философией, принятием или критикой ее основ. Этими этапами выступают: 1. XI—XVII вв. Зарождение русской философии, обусловленное связью с эллинизмом, античной диалектикой платонизма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы здесь — соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии, идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея «Москва — Третий Рим» и поиска культурной идентичности. 2. XVIII в. Философская мысль дифференцируется на антропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются | идеи просветительского гуманизма (Г. С. Сковорода, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев и А. Д. Кантемир). Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человеческой души. 3. XIX в, Философская культура приобретает выраженный общественный акцент: большой резонанс получает спор западников и славянофилов об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды (Н. Г Чернышевский, Д. И. Писарев); распространяется народническая идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Существенный вклад в философию вносит В. С. Соловьев, труды которого легли в основание русской религиозно-философской мысли. 4. XX столетие обогатило отечественную философскую традицию творчеством Н. А. Бердяева, Л. Н. Толстого, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Н. О. Лосского, С. Л. Франка. Наряду с классикой русской религиозной философии утверждается и развивается марксизм (Г В. Плеханов, В. И. Ленин). Октябрьская революция становится прологом к гегемонии диалектико-материалистической философии и ее превращению в государственно-идеологическую доктрину. Это период развития секулярной, научно ориентированной мысли. Постсоветский этап в развитии философской мысли находится в состоянии становления и характеризуется активным поиском новых парадигм и расширением проблемного круга.
Отечественные мыслители выделяют ряд особенностей исторического развития русской философии, таких как: · связь с православной теологией и литературой, · антропологическая ориентация, · космизм мысли, · постоянное внимание к проблемам смысла истории. Эти особенности концентрируются в следующих концептуальных признаках русской философской классики. 1. Онтологизм проявляет себя в придании бытийного статуса гносеологическим и этическим понятиям (онтология «Добра» В. С. Соловьева, «Непостижимого» С. Л. Франка) в противоположность западной философии; в утверждении реальности как динамического единства Бога, человека и космоса, в мессианской роли человека в деле спасения мира. Метафизичность тесно связана с онтологизмом и выражается в характерном рассуждении о связи мира тварного с миром нетварным, о Боге, о человеческой душе. 2. Отсутствие схоластики как этапа в развитии русской культуры предопределило интуитивизм и связанный с ним гносеологический реализм русской философии, заключающийся в признании высшей формой познания интуицию как опыт непосредственного, живого чувства реальности. Интуиция стоит выше рационального, интеллектуального познания (отсюда критика западного рационализма); она синтетична по своей сути, ее предмет — целостность мира во всей его сложности и трагичности. 3. Признак антропологизма указывает на то, что в центре философских рассуждений неизменно оказывается человек, его творческие и нравственные силы. По этой причине русские философы уделили исключительное внимание соборным качествам человека, его духу и жизни. 4. Историософичность раскрывается в поиске глубинных духовно-культурных и религиозных архетипов истории, ее софийности (Вл. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. Флоренский); обсуждение истории направлено на выявление смысла истории. Система ценностей русской философии на разных этапах ее развития в целом сохраняла антиутилитарный, антисциентистский, нравственно-гуманистический характер. Перспективы развития русской философии и ее теоретическое будущее видятся современным отечественным мыслителям как путь гармонизации духовного наследия с новейшими парадигмами философского мышления. Возврат к человеку (реантропологизация), реабилитация философии истории, тенденция к интегративности, к синтезу философии с различными отраслями духовной культуры общества, сохранение как аналитических, так и метафизических ориентиров — вот, пожалуй, самый значительный результат становления русской философии. 2. Зарождение русской философии обычно связывают с тремя факторами: · образованием Киевской Руси, · возникновением славянской письменности и · принятием христианства (988 г.)- Очевидно, что наибольшей концептуальной силой обладает третий их них. В этой связи часто специально подчеркивается, что принятие христианства создало благоприятные условия для развития философии. Это и так, и не так. Христианству, бесспорно, присущ определенный философский потенциал. Следовательно, вместе с христианством русские люди осваивали и определенные философские идеи. Но дело обстоит далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, всякая религия, а тем более такая сильная, как христианство, не уживается мирно с философией, а «оккупирует» ее. Философское преодоление доктринальных религиозных оков – сложнейшее дело, обычно растягивающееся на многие века. Во-вторых, надо учитывать, каким образом христианство допускает к себе философию. Как известно, Русью было принято восточное, византийское христианство – православие, которое Византийские теологи объединяли с платонизмом и особенно неоплатонизмом. Но это было по силам лишь философски образованным людям. На Руси православие было принято как религия, а не как философия в религиозной форме. Никто не владел концептуальным содержанием платонизма и неоплатонизма, равно как и других философских учений. История свидетельствует о том, что россияне, по крайней мере, в средние века, были весьма далеки от создания сколько-нибудь стройной философской концепции. Философская мысль рождалась очень трудно. Всякий раз религиозный пафос глушил зачатки философии. На Руси в средние века (здесь они охватывают XI-XVII вв.) происходило лишь приобщение к философии, не более того. Средневековые мыслители России чаще всего обращались к вопросу, рассматривавшемуся уже византийскими богословами: о возможности и необходимости мирного сожительства светской и церковной властей, сочетания земного и божественного образа жизни. Начальный этап в развитии русской философской мысли связан как с творческим освоением патристической и античной философии, так и с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. В летописях, «поучениях», «словах» и других памятниках отечественной литературы отразился глубокий интерес русских мыслителей к историософским, антропологическим, гносеологическим и моральным проблемам. В этот период складывается обусловленный типом воспринятой вместе с христианством философской традиции своеобразный способ философствования — «мистический реализм» (В.В.Зеньковский). К наиболее значительным произведениям этого периода можно отнести «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Послание к Фоме» Климента Смолятича, «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, «Поучение» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора, «Моление» Даниила Заточника. Иларион – священник, а затем первый русский киевский метрополит, сподвижник Ярослава Мудрого. Его перу принадлежит «Слово о Законе и Благодати» — древнейшее религиозно-философское и общественно-политическое произведение Древней Руси, время создания которого — 1037—1050 гг. «Слово» характеризуется глубоким историософским содержанием. Автор — осмысливает ход и направленность мировой истории, — значение христианизиции Руси, ее место и роль в историческом процессе. Иларион высказывает идею неразрывной связи власти и благочестия как важнейшего христианского принципа общественной жизни. Следуя византийской традиции ориентации на идеал «Священного Царства», автор формулирует идеал Святой Руси. Следующий этап в развитии древнерусской философии охватывает XIII—XIV века — время жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Огромный урон, нанесенный Древней Руси, не прервал, однако, культурной традиции. Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Среди памятников отечественной мысли этого периода наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик». Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования. Новый этап развития русской философии охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры. Значительное воздействие на русскую философскую мысль этого периода оказал исихазм — мистическое направление в православном богословии, возникшее на Афоне в XIII—XIV вв,, уходящее корнями в нравственно-аскетическое учение христианских подвижниковIV — VII вв. Исихастская традиция в русской мысли представлена учением и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека. 3. Самая значительная фигура в науке русского Просвещения – выдающийся мыслитель, ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов. Специально философией он не занимался. Главный его интерес находился в сфере естественных паук. Тем по менее его размышления и выводы нередко выходили в область чисто философских проблем, решать которые ему помогали трезвый научный разум и врожденная интуиция. Ломоносов — основоположник материалистической традиции в русской философии. Придерживался деизма, в котором Богу отводились лишь функции Творца и Серводвигателя Вселенной. Дальнейшее ее развитие подчиняется естественным законам. Поэтому Ломоносов разделяет популярную па Западе теорию двух истин: научной и религиозной, так как сферы пауки и религии не совпадают. При этом он резко критиковал церковников за невежество, требовал, чтобы они не вмешивались в пауку и не смели «ругать пауки в проповедях». Основа философских и научных воззрений Ломоносова – атомно-молекулярная гипотеза, опираясь па которую, он разрабатывает учение о материи и движении. Ученый дает определение материи: «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность», — или: материя «есть протяженное, непроницаемое, делимое, па нечувствительные части». Однако как метафизический материалист он еще отождествляет материю с веществом, которое, в его понимании, состоит из элементов и корпускул (группировок элементов). Движение он делит па внешнее (макротела) и внутреннее (элементы). Большое достижение Ломоносова — открытие закона сохранения материи и движения. Одним из первых он начал развивать идею изменчивости природы, в частности, применил принцип историзма к изучению планеты и ее недр. В гносеологии большое значение Ломоносов придавал опыту, по не противопоставлял его теории. Стремился преодолеть крайности эмпиризма и рационализма. Науки подразделял по степени теоретического обобщения материала. В астрономии развивал гелиоцентрическую систему и признавал существование в космосе множества обитаемых миров. У Ломоносова доминировала онтологическая проблематика. Во второй половине XVIII в., в период становления российской философии как теоретической пауки, интересы мыслителей смещаются в сторону социально-политических и гносеологических проблем. Наиболее значительные фигуры здесь: Н.И. Новиков, Д.Т. Фонвизин, Я.П. Козельский, Д.С. Аничков, С,Е. Деспицкий. В их работах начинает звучать критика крепостного строя и самодержавия. Однако наиболее радикально эти идеи выразил А.Н. Радищев (1749-1802). В философии Радищев противоречив. У пего переплетаются материалистические и религиозные представления. Хотя здесь проглядывает стремление преодолеть крайности. Онтология Радищева — материалистическая, антропология же (учение о душе) – неоднозначна. С одной стороны, деятельность души он связывает с чисто телесными функциями. С другой — указывает на обратное влияние души па тело и склоняется к признанию духовного бессмертия. В социальной философии Александр Николаевич бескомпромиссен и последователен. Его «Путешествие из Петербурга в Москву* (1790) — мина замедленного действия, по большой разрушительной силы, заложенная под фундамент монархического абсолютизма и крепостничества. Критикует он их со всех возможных точек зрения — моральной, политической и экономической — и в конечном счете, первым среди русских философов Нового времени, выдвигает идею народной революции и республиканской власти. Будущее общество видится ему свободным, справедливым объединением людей, в котором отсутствует эксплуатация. Таким образом, Радищев явился идейным мостом между дворянским просвещением и дворянской революционностью, которая захватила умы просвещенных офицеров после Отечественной войны 1812 г. Деятельность декабристов (П.И. Пестель, М.А. Фонвизин, И.Д. Якушкип, М.С. Лунин и др.) — теоретическое развитие и попытка практического воплощения идей Радищева. Философским произведением Радищева является трактат. "О человеке, его смертности и бессмертии», построенный на принципе диалога материалистических и идеалистических концепциях бытия и мышления. Трудно без сомнения отнести философскую позицию самого автора к одной из позиций. Это скорее глубоко личностное постижение тайн бытия, смерти и бессмертия. В тексте обновленные философские идеи, отражающие успехи науки, сочетаются с экзистенциально-личностными настроениями, с надеждой на чудо избавления от кошмара и страха ссыльно-сибирского существования. Изложение мыслей Радищев. в трактате свободное, хотя стиль тяжел и сложен (он пишет как бы для себя). Философская мысль автора движется по типу внутреннего диалога: материя вечна, но есть нечто, что ею не охватывается целиком; человек смертен, он, умирая, исчезает, но не весь, не на совсем; нечто в этом процессе вечно-сущее, но что? Первые две части манифестируют материализм, в частности, в тезисе о том, что материальные основы в такой мере относятся к духовному процессу, в какой духовная жизнь зависит от тела. Отсюда делался вывод, что уничтожение тела должно повлечь за собой умирание души. В третьей же и четвертой частях Радищев вопреки ранее сказанному, утверждает, что нельзя усомниться более, чтобы душа в человеке не была существо само по себе, от телесности отличная... Она такова и есть в самом деле: проста, непротяженна, неразделима среди всех чувствований и мыслей. Человек не мог бы без такой души ведать прошлое и будущее, за мгновение пробегая века и мчась мыслью со скоростью непостижимой. В области гносеологии Радищев настаивал на различии между чувственным опытом и абстрактным мышлением относительно объекта, не соглашаясь с Гельвецией, абсолютизирующим сенсуализм. Из тезиса о простоте и неразделимости души Радищев делает вывод о ее бессмертии: цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству, Бог не сотворил нас так, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой, поэтому разумно допустить, что состояние души меняется и совершенствование ее длится вечно. В обосновании ее перевоплощения Радищев ссылается на идею предустановленной гармонии Лейбница (отвратительная гусеница — куколка — прекрасная бабочка). По-видимому, Радищев соглашается с воззрениями (Ш. Бонне) на возможность прогрессивной реинкарнации людей, которая постоянно стремится ввысь через цепь постоянных перевоплощений. Похоже, что автор разграничивал естественно-научный взгляд на жизнь и смерть человека, с одной стороны, и моральный постулат о бессмертии души, дающий основания для подчинения преходящего в жизни вечному, с другой. После амнистии Радищев работал в императорской комиссии гражданского законодательства. Покончил жизнь самоубийством. Философское наследие Петра Яковлевича Чаадаева (1794— 1856), одного из уцелевших приверженцев декабристских идей, невелико. Оно состоит из восьми «Философических писем» (1829—1831). Однако в них было поставлено множество весьма острых проблем. 4. П.Я. Чаадаев. Большое влияние на Чаадаева оказала философия Шеллинга, с которым он познакомился за границей. Философию Гегеля он невзлюбил и называл ее «спекулятивной». Предметом острых споров явились социальные идеи Чаадаева. В своих первых письмах он не только раскритиковал самодержавно-крепостнический строй в России и предстал убежденным западником, но и дошел до сомнений в возможности исторической перспективы для России. Главная мысль тут: Россия должна учиться у Запада. Последовала незамедлительная реакция властей — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. Позже он смягчил свою позицию, разбавив радикальное западничество некоей долей славянофильства. В русской духовной культуре, в отличие от западного католицизма, Чаадаев начал усматривать большую прогрессивную силу.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |