Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Нового времени




Лекция №7

 

План:

 

1.Научная революция и философия 17 века.

2.Философские идеи Ф.Бэкона. Эмпиризм.

3.Рационализм Р. Декарта, учение о врожденных идеях.

4.Учение о субстанции (Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

5. Идеалистический сенсуализм (Дж. Беркли, Д. Юм).

6.Философские идеи Просвещения.

XVII столетие называют веком разума, поскольку тогда ценность рационального начала становится первостепенной. Главные факторы возвышения разума: 1) кризис Возрождения с его художественно-практической направленностью; 2) рас­пространение и упрочение протестантизма, ориентированного на целерациональную деятельность; 3) успехи естествознания и его технического использования, механика и математика века превзошли достижения прежних эпох; 4) подъем товарно­го производства, особенно мануфактурного, становление инду­стриального общества, ускорившееся в результате религиозных войн и революций XVI—XVII вв. в Нидерландах и Англии.

Философия XVII в., утверждающая рационализм, является основополагающей для классической философии Нового вре­мени от Фр. Бэкона до Гегеля (XVII в.— перв. треть XIX в.). Различаются три основных значения рационализма примените­льно к философии XVII в. Во-первых, рационализм, который можно назвать философско-мировоззренческим, определяю­щий ценностную доминанту философии эпохи, ее рационали­стический оптимизм. В таком понимании рационализм проти­востоит философско-мировоззренческому пессимизму. Во-вто­рых, гносеологический рационализм в широком смысле, развивающий мировоззренческий рационализм в сфере позна­ния и противостоящий гносеологическому иррационализму. В-третьих, рационализм гносеологический в узком смысле, в соответствии с которым ведущая роль в познании принадле­жит доопытным рациональным структурам сознания и дедук­ции. Рационализм в этом смысле противостоит эмпиризму, со­гласно последнему, первенство в познании принадлежит эмпи­рическим данным и индукции. Рационализма в первом и втором значении придерживались почти все крупные философы XVII в. (яркое исключение — Б. Паскаль). Рационализм в третьем значении («континентальный рационализм») отличает главным образом философов континентальной Европы (Р. Декарта, Б. Спинозу, Г. Лейбница). Философы Британских островов (Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) придерживаются эмпиризма («островного эмпиризма»).

Философско-мировоззренческий рационализм основывается на убеждении в том, что в мире есть установленная Богом благая закономерность, которую человек, опираясь на свой разум, оснащенный научным методом, способен раскрыть и поставить на службу целям совершенствования окружаю­щей его действительности. Рационалистическая онтология рассматривает универсум как упорядоченную совокупность устойчивых, воспроизводимых компонентов и связей между ними. Для большинства философов XVII—XVIII вв. Бог оста­ется Абсолютом, внеприродным Высшим началом. Однако сама идея Бога меняется. В философских кругах распростра­няется деизм (от лат. Deus — Бог) двух видов: этический и ме­тафизический. Бог рассматривается в рамках «естественной религии», или «религии разума», с серьезными отклонениями от официального церковного канона. По учению этического деизма, Бог — Высшее существо, гарант справедливости, по­читание которого и исполнение нравственного закона совер­шенствует личность и дает надежду на спасение. В метафизи­ческом деизме Бог выступает в качестве разумного устроителя Вселенной. Он, как искусный мастер, сконструировал ее ме­ханизм по определенным принципам и законам и привел его в движение. Философы склоняются к механицизму в понима­нии мира. Проблема универсалий трактуется преимуществен­но с позиций концептуализма, близкого к номинализму. Вме­шательство Бога в земные дела сводится к минимуму. Он да­лек от образа любящего, страдающего, спасающего Христа. Личное молитвенное общение с ним невозможно. Человек оставлен один на один с миром. Но он может познать этот мир и усовершенствовать его. Идеал человека сближается с образом ученого-естествоиспытателя, теоретика и практика, познающего мир и способного технически, рационально его усовершенствовать с помощью методически заостренного ра­зума. Рядом с ним ставится образ предпринимателя-буржуа: индивидуально ответственного, нравственно строгого, само­стоятельного, образованного, трудолюбивого, предприимчиво­го, практичного, действующего целерационально. Рациона­лизм XVII в. прочно соединен с индивидуализмом. Значи­мость гносеологического рационализма XVII в. обусловлена тем, что в это время центр философских интересов перемещается с онтологической проблематики к гносеологической. «Зна­ние — сила!» — повторяет Фр. Бэкон слова своего средневеко­вого предшественника Р. Бэкона. «Над природой властвуют, подчиняясь ей». Рационалисты склонны усматривать в истине выявление Божественного строя мира по принципу: «Порядок связь идей те же, что и порядок и связь вещей». Истина кажется абсолютной, вечной, универсальной, общезначимой; она скорее открывается индивидуальному сознанию, освобо­дившемуся от предрассудков толпы. Познающий индивид, по­добно верующему в протестантизме, видится наедине с миром и Богом. В разуме особую ценность приобретает его созидатель­ная (а не умозрительная, как в античности) сила, способность логически структурировать, конструировать, давать последова­тельное приращение знания. Именно вера в то, что люди мо-iyr совершенствоваться, опираясь на самовозрастающий ра­зум, питает рационалистический оптимизм. Овладеть механизмом этой способности, разработав правильный метод, считается делом чрезвычайной важности. За образец берутся точно-научные методы. Моделью весьма часто служат «Нача­ла геометрии» Евклида — пример того, как из нескольких простых и очевидных положений, с помощью строго последо­вательных и воспроизводимых операций, производятся все более сложные построения. Р. Декарт, создавая свой метод, утверждает, что философы прежних времен не построили ме­тодологически выверенного фундамента для здания науки, эта работа только начинается. Из таких представлений в XVII в. зреет не характерное для прошлых времен чувство превосход­ства своей эпохи над предыдущими, идея Нового времени. Луч­шее видится не позади, а впереди.

В понимании общества развивается антропологизм: социум объясняется из человеческой природы, носителем которой счи­тается индивид. Распространяются концепции естественных прав, общественного договора, общественного состояния. Уве­ренность в благой силе индивидуального разума, подкрепляе­мая протестантизмом, способствует формированию идей либе­рализма. В соответствии с ними считается, что деятельность человека, существа свободного и разумного, преследующего свои частные интересы, приводит к увеличению индивидуаль­ного блага и общественной пользы; основное назначение госу­дарства — обеспечить с помощью закона права граждан на жизнь, свободу, частную собственность.

В качестве главной задачи философии выдвигается разработка обоснование методов правильного, плодотворного мышления, распространение его на различные области знания. В частности, язык понимается рационалистически, по сути, как инструмент внешнего выражения мысли. В целом художественно-практическая парадигма культуры меняется на научно-практическую (механико-математическую для XVII в.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.