КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Просвещения
Философией Просвещения называют философское движение, которому принадлежит ведущее положение в идейной жизни Европы и США в XVIII — сер. XIX в. «Веком Просвещения» называется XVIII в. во Франции, давший большинство знаменитых философов-просветителей: Ш. Монтескье, Вольтера, Ж.-Ж. Рус-со; М- Ж. А. Кондорсе, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. А. Гельвеция, Ж. О. Ламетри и др. С конца XVII в. начинается Просвещение в Англии, его философы — Дж. Локк, Э. К. Шефтсбери, отчасти — Д. Юм. В Германии просветительские идеи развивают Г. В. Лейбниц, X. Вольф, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте; в определенном смысле его продолжателями выступают философы, которых не принято относить к просветителям,— Кант и более поздние представители немецкого классического идеализма. В Северной Америке просветители — Б. Франклин, Т. Пейн. В России наиболее известные мыслители Просвещения — П. С. Новиков и А. Н. Радищев. К основным чертам философии Просвещения можно отнести: прогрессизм, просветительство, историзм, социальность, демократизм, эволюционизм, радикализм, антиклерикализм. В философии Просвещения в ранг высших ценностей возводится прогресс, который понимается как историческое совершенствование человеческого рода на основе расширяющегося применения разума. Философы обнаруживают, что важнейшее воздействие на состояние общества оказывает духовный климат, общественное мнение (Вольтер, Гольбах), и даже утверждают: «Мнения правят миром». Просветители считают, что главными препятствиями на пути прогресса являются невежество, заблуждения, предрассудки, а также поддерживающие их общественные установления, и прежде всего церковь. Уничтожить власть церкви над обществом, «раздавить гадину» страстно призывает Вольтер. Перестроить общественные отношения в соответствии с требованиями разума — одна из задач Просвещения, что определяет его социальность, радикализм и антиклерикализм. Для этого необходима разработка, систематизация опытно-практических и теоретических знаний по всем областям жизни и, особенно, популяризация, распространение их, просвещение народа и воспитание его в духе нового мировоззрения. Просвещенный индивид представляется носителем прогресса, носителем духа Развивающегося сообщества, в пределе — всего человечества. Опора на собственный просвещенный разум делает человека независимым и самостоятельным. Кант называет Просвещение эпохой совершеннолетия человечества, когда отдельный человек должен иметь мужество пользоваться собственным рассудком — «Sapere aude» («Дерзай быть мудрым»). Философы считают распространение света разума своим главным делом, что отражается на языке и стиле философии. Философы пишут художественно-философские произведения, создают словари и энциклопедии. Французская энциклопедия «наук, искусств и ремесел», издающаяся в 1751—1780 гг. под руководством Дидро и Ж. Л. Д'Аламбера, включает в себя 17 томов текста и 11 томов иллюстраций. Просвещение демократично, обращено к народу, к рядовому человеку. Разум воспринимается не только в виде теоретически изощренного ума, но и как обыденный здравый смысл. Возрастает ценность простых, естественных чувств. Недаром в литературе Просвещения наряду с рассудочным классицизмом, осуществляющим установки XVII в., появляется сентиментализм (Руссо). В ценностном строе философского мировоззрения эпохи происходит существенный сдвиг. Появляется тенденция к тому, чтобы Прогресс стал альтернативой Богу как ценностному Абсолюту. Правда, большинство философов-просветителей признает (обычно с позиций деизма) Бога в качестве Абсолютного начала и высшего источника прогресса (Локк, Шефтсбери, Вольтер, Лейбниц, Радищев и др.). Но во 2-й пол. XVIII в. растет число философов, отказывающихся от идеи Бога. Для них ценность развивающегося человечества самодостаточна и предельно высока. При таком изменении в образе Абсолютного начала высшие ценности (добро, истина, красота) теряют вневременный священный бытийный статус. Они превращаются в идеалы будущего, «регулятивные идеи» (Кант), постепенно осуществляемые на бесконечном историческом пути совершенствования человечества. Философия Просвещения утверждает историзм и исторический оптимизм, основанный на убеждении в том, что разум — благотворная сила, определяющая прогресс, ведущая к свободе и братству людей, ко всеобщему счастью. Будущее рисуется единообразным для всего человечества, поскольку принципы разума считаются абсолютными, едиными для всех. Идея развития начинает применяться к объяснению природы, формируется эволюционизм. Ослабление влияния религиозных идей, новые достижения естествознания и ряд других факторов способствуют тому, что существенно укрепляются позиции материализма, ориентированного на достижения естествознания. Ведущие философы французского Просвещения — Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри — материалисты. Открытое Ньютоном явление всемирного тяготения воспринимается ими как свидетельство богатства свойств материи, принципиальной возможности свести идеальное к материальному. Постепенно вызревает понимание человека как культурно-исторического существа. Его природа, представленная в индивиде потенциально, разворачивается в истории, в череде поколений. Фиксируется двойственность индивида, соединение в нем противоречащих друг другу целей единичного и всеобщего. Индивид руководствуется, с одной стороны, интересами ограниченного «эмпирического» существа, стремящегося получить максимум благ для себя, с другой стороны, интересами исторического прогресса, направленными на далекие идеалы общего блага. Надежды на разрешение этого противоречия излагаются на разум и связанную с ним нравственность. Гельвеции, например, выдвигает концепцию разумного эгоизма, утверждая, что разумно понятый частный интерес соответствует целям общего блага. Такой взгляд на человека способствует распространению либерализма, базирующегося на идее о том, что свободный разумный индивид, преследуя свои цели, способствует общему прогрессу. Идеал человека — просветитель, и прежде всего просветитель-философ. Высок статус просвещенного монарха. Существует и демократический идеал простого, но просвещенного человека, развивающего с помощью разума свои природные, телесно-духовные силы. Это свободная, деятельная, общественно активная, культурно совершенствующаяся личность.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |