КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №9
Вопрос 5. роль, эффективность и пределы государственного регулирования экономики Вторая классификация использует методы прямого воздействия и методы косвенного воздействия. Различают две классификации методов. Согласно первой классификации выделяются общие, частные и специальные методы. Вопрос 4. методы и формы государственного регулирования экономики Вопрос 3. объекты и субъекты государственного регулирования экономики - Объекты ГРЭ: Различают три блока объектов ГРЭ Первый блок – это макроэкономические объекты, сюда можно отнести: экономический рост национального хозяйства; структура национального хозяйства; региональная политика; инвестиционный климат; цены и ценообразование; антиинфляционная политика; научно-техническая и инновационная политика; государственный сектор; предпринимательство; антимонопольная политика; теневая экономика. Второй блок – это денжно-финансовые объекты, сюда входят: бюджетно-налоговая политика; денежно-кредитная политика; внутренний и внешний государственный долг; условия сохранения и накопления капитала; платежно-торговый баланс страны; экспортно-импортные операции. Третий блок – это социальные и экологические проблемы, сюда относятся: Занятость и безработица; миграционные процессы; образование; здравоохранение; социальная защита и социальные обеспечения; охрана окружающей среды.
- субъекты ГРЭ: Субъектами ГРЭ являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации это: 1. Президент РФ; 2. Федеральные собрание (госдума и совет федерации); 3. Правительство РФ; 4. федеральные суды.
Следует отметить,что субъектами регулирования экономики могут быть так же негосударственные политические и международные организации такие как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, всемирная торговая организация, Европейский банк реконструкции и развития и др.
Особое место в регулирования экономики современного мира занимают транснациональные корпорации (ТНК). Они контролирует до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 80% патентов и лицензий на новые технику, технологии и ноу-хау. Ядро мировой хозяйственной системы составляют около 500 ТНК. Транснациональный капитал может своей мощью свести на нет попытки государства регулировать внутренние финансовые рынки а при желании может обрушить финансовые рынки любого государства.
К общим методом относится совокупность методов познания, например, диалектика, анализ, синтез и др.
К частным методом можно отнести статистические методы, экономико-математические методы и др. в частности: 1. метод экстраполяции - применяется при разработке первоначальных прогнозов. 2. метод экономических группировок – применяется при исследовании структурных, динамических и структурно-диномических группировок. 3. индексный метод – используется при сравнении разных показателей социально-экономического развития. 4. бюджетный метод – применяется с целью получения статистической информации о жизненном уровне различных групп населения.
К специальным методом относятся: 1. Балансовый метод – позволяет правильно выбрать соотношение между отраслями хозяйства. 2. Программно-целевой метод – представляет собой осуществление и углубление комплексного подхода к решению проблемы. 3. Нормативный метод – предполагает нахождение соотношения между различными величинами, при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов. Различают технико-экономические нормативы, экономические нормативы, социальные нормативы и экологические нормативы. Технико-экономические нормативы позволяют определить расход сырья, топлива, электроэнергии и т.д. В данном случае государство занимается разработкой и реализацией программ с ресурсосберегающей направленностью экономического развития. Экономические нормативы используются как инструменты государственного воздействия, к ним относятся налоговые ставки, трансферты, процентная и учетная ставка, нормативы обязательных резервов и др. Социальные нормативы разрабатываются на основе прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и рационального потребительского бюджета. Экологические нормативы содержит величины предельно допустимых концентраций вредных выбросов в атмосферу; загрязнения воды; нормативы землепользования, водопользования и др.
К методом прямого воздействия относятся: 1. определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных планах и целевых программ. 2. система прямых хозяйственных договоров 3. регулирование объемов производства и их приближение к параметрам и требованиям единого государственного плана развития. 4. государственные заказы для государственных нужд. 5. нормативные требования к качеству товаров, лицензирование, стандартизация и сертификация технологии и продукции. На основе лицензирования разрешается осуществлять определенный вид деятельности в течении установленного срока. При стандартизации, Госстандарт устанавливает нормы и правила и осуществляет контроль и надзор за их соблюдением. 6. лицензирование и квотирование операций по экспорту или импорту товаров. 7. ограничение экспорта капитала 8. эмиссии денежных знаков. 9. лицензии на строительство и размещение предприятий. 10. контроль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и их хозяйственной целесообразностью. 11. установление цен и тарифов а так же производственных заданий для предприятий государственного сектора. 12. различные правовые и административные меры запрета, разрешения, ограничения и принуждения.
К методом косвенного воздействия можно отнести: 1. налогообложение и система налоговых льгот. 2. ставки процента за кредит кредитные льготы. 3. тарифное регулирование экспорта и импорта. 4. регулирование валютных курсов и условиях обмена валют и др.
- Что касается формы ГРЭ, то известны следующие формы: 1. законотворчество (разработка и принятие правовых норм хозяйственной деятельности). 2. администрирование (создание и прекращение деятельности хозяйствующих субъектов). 3. информирование (доведение до хозяйствующих субъектов информации об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем как в стране в целом, так и в отдельных ее территориальных образований). 4. регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях. 5. контроль над текущей деятельностью предприятий в целях соблюдения существующего законодательства. 6. социально-экономическая форма, включающая: бюджетно-налоговое; кредитно-денежное; валютное; внешнеторговое регулирование.
- Роль государства в регулировании экономики, сложился не посредственно после глубокого кризиса 1929 – 1933 гг. Этот кризис показал, что не стихийный рынок и не мощные корпорации неспособны обеспечивать стабильное состояние и развитие капиталистической экономики и общества в целом. Кризис показал, что без усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. После Второй мировой войны во всех странах запада в полной мере сформировались многогранные системы госрегулирования. В современном мире капитализма различают три модели госрегулирования (модели трех «центров силы» современного капитализма): 1. Американская модель – в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольшом объеме государственной собственности. 2. Западноевропейская модель – для этой модели характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. 3. Японская модель – характеризуется с одной стороны небольшая доля бюджетных расходов в ВВП и незначительный размер госсектора, а с другой стороны уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпорации с целью реализации стратегических задач в экономике. В целом опыт развитых стран показывает, что роль и влияние государство возрастает в период обострения негативной ситуации, а при плавном и спокойном развитии страны вне кризиса влияние государства сокращается, и государство в данном случае действует в рамках долгосрочных программ.
- Для определения эффективности мер госрегулирования необходимо соотнести поставленные цели с выбранными средствами. Дело в том, что за определенный достигнутый результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену. В качестве критерия эффективности госрегулирования экономики применительно к России может быть избрано развитие производительных сил, оцениваемое через рост благосостояния. Эффективность госрегулирования можно оценить следующими основными способами: Первый способ – сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми показателями. Второй способ – сопоставление фактические показатели изучаемой страны с фактическими показателями других стран. Тут не обходимо отметить, что за базу сравнения следует выбирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше. Третий способ – соотношение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны. Следует отметить, что указанные способы не являются исчерпывающими для оценки эффективности госрегулирования. По мере развития экономики возможно появление новых способов.
- Однако эффективность госрегулирования имеет свои пределы: Во-первых, госрегулирование не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства с ее многочисленными негативными последствиями. Во-вторых, госрегулирование не может постоянно обеспечивать высокий уровень занятости населения и его всестороннюю социальную защиту. Главным фактором, ограничивающим эффективность госрегулирования, является то, что оно осуществляется в замкнутом пространстве «магического четырехугольника», цели которого (экономический рост; высокий уровень занятости; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие.) во многом противоречат друг другу.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |