Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составное глагольное сказуемое




Составное глагольное (инфинитивное) сказуемое – это один из двух подтипов непростого сказуемого. Оно всегда бинарно, т.е. имеет две конструктивные части – вспомогательную и основную, как правило, состоит из спрягаемой формы глагола и примыкающего к нему инфинитива. Основной компонент, в котором заключено вещественное значение сказуемого, представляет собой обязательно инфинитив полнозначного глагола (Я решил пойти домой), или описательного глагольно-именного оборота (Давыдов как-то сумел и в Размётнова вселить уверенность (М.Шолохов)), или глагольного фразеологизма (Сторож решил не спускать с меня глаз). Спрягаемая форма глагола (вспомогательная часть) выражает временные и модальные характеристики действия, обозначенного примыка­ющим инфинитивом. Временные характеристики выражаются фазисными (фазовыми) глаголами, которые обозначают начало, продолжение, окончание действия (начать, стать, пуститься, продолжать, остаться, оказаться, кончить, прекратить, перестать, успеть, отказаться, бросить и др.): Уж начали звёзды мелькать в небесах… (А.Фет); Я стала жить и долго проживу (Б.Ахмадулина); Пленный продолжал рассматривать Шервуда (К.Паустов­ский); Через неделю солдаты сто тринадцатого полка отказались сражаться… (К.Пау­с­­тов­ский).

Модальное значение вспомогательного компонента заключается в оцен­ке отношения субъекта (деятеля) к действию, обозначенному формой инфи­нитива. Это значение выражается не только глаголами, но и предикативными (всегда краткими) прилагательными (рад, готов, обязан, должен, согласен и др.), словами категории состояния, глагольными фразеологизмами, описа­тель­ными оборо­тами на основе глагола иметь (иметь возможность, привычку, право и др.), аналитическими конструкциями со связкой быть: …Имена мастеров время не находило нужным сохранять (Б.Пильняк); Какое вы имеете право держать нашу землю? (М.Шолохов); Комната, в которой спали Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, была так жарка, что редкий был бы в состоянии остаться в ней несколько часов (Н.Гоголь). Модальный вспомогательный компонент выражает целый ряд конкретных (частных) значений:

1. Возможности/невозможности: Нутрия, нырнув, может просидеть под водой минут пять без воздуха (К.Паустовский); И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить (А.Фет); Начать готов я жизнь другую (М.Лермонтов).

2. Должествования: Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий); Вам пора помолчать (Б.Пильняк).

3. Волеизъявления с оттенками: 1) желательности: Вы хотите знать мое мнение естественника? (Б.Пастернак); Дай ветру кудрями играть (А.Ахматова);2) намерения, решимости, готовности: Сбирались умирать последние цветы И ждали с грустию дыхания мороза (А.Фет); Он вспомнил о записке Габунии и решил обязательно застрелить дикого кабана и подарить его молодому инженеру (К.Паустовский); Непонятным наказаньем Вы готовы мне грозить (Н.Заболоцкий).

4. Субъективно-эмоциональной оценки: Таких речей я не пойму, их только глупый слушать рад (Н.Заболоцкий); Пимен Сергеевич любил вдыхать этот бодрый воздух приказов напряженного труда… (Б.Пильняк).

5. Оценки степени обычности действия: Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных (М.Горький); Лгать не умеют сердцу сны … (Н.Гумилёв).

6. Процесса мысли, внутреннего переживания типа думать, мечтать, бояться, стесняться и др. Например: Амалия Карповна боялась задумываться о будущем (Б.Пастернак).

Составное глагольное сказуемое, как и простое, может иметь ослож­нён­ную форму, не 2, а большее количество компонентов. Соответственно в осложнённых формах составного глагольного сказуемого выражается не одно, а 2 грамматических значения. Это происходит потому, что вспомога­тельный компонент такого сказуемого состоит не из одной, а из двух частей: из модального глагола в спрягаемой форме и фазового глагола в инфинитиве (хотел начать). К ним присоединяется второй инфинитив, несущий вещественное значение сказуемого: хотел начать лечиться, решил поступить учиться и т.д. Место модального глагола в осложнённом сказуемом может занять предикативное прилагательное: должен (обязан, намерен) начать работать.

Возможны и другие типы осложнения составного глагольного сказуемого. Например: продолжаю желать учиться (здесь фазисный глагол в спрягаемой форме, модальный в инфинитиве); мог попытаться начать работать (во вспомогательном компоненте одно фазисное и два модальных значения); продолжал быть готовым попытаться начать работать (в составе осложнённой формы два фазисных и два модальных компонента). Составное глагольное сказуемое по словесному составу может быть ещё большим: должен был быть готов (ым) начать работать; продолжал быть готовым попытаться начать работать. Однако такие конструкции громоздки и носят ”искусственный” характер. Они допускаются, как правило, только теоретически, но в любом случае ”остаётся незыблемой основа грамматической формы данного структурного подтипа сказуемого – его принципиальная двучленность, двухкомпонентность. Осложнение происходит за счёт вспомогательного компонента, который приобретает добавочные значения, но сохраняет неизменной основную функцию – выражение грамматических значений модальности, времени и отнесённости предикативного признака к субъекту. Грамматическое осложнение не касается основного компонента – инфинитива полнозначного глагола”1.

При идентификации составного глагольного сказуемого необходимо четко отграничить его от простого глагольного сказуемого в предложении с инфинитивом, выполняющим функцию второстепенного члена.

В составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол и инфинитив обозначают единое действие, совершаемое субъектом, который назван подлежащим. Ср.: Он хотел учиться и Родители заставляли его учиться, что значит: Он хотел учиться, Он же и учился и Родители заставляли (субъект – родители). Он учился (другой субъект – он); Все просили её читать – Все просили. Она читала; Он пригласил профессора войти. – Он пригласил. Профессор вошел. В этих предложениях разные субъекты выполняют разные действия.

Инфинитив, обозначающий действие того же лица или предмета, что и спрягаемая форма глагола, к которой он примыкает, А.А.Потебня назвал субъектным; инфинитив, обозначающий действие другого лица или предмета – объектным. Только субъектный инфинитив входит в составное глагольное сказуемое. Объектный инфинитив рассматривается как второстепенный член предложения – дополнение.Ср.: А я как раз хотела попросить тебя объяснить мне квадратные уравнения (Б.Пастернак).

После полнозначных глаголов движения инфинитив тоже не входит в состав сказуемого. Он обозначает цель движения и относится к обстоятельству цели. Например: Буйные толпы, в предчувствии счастья, Вышли на берег встречать корабли (А.Блок); Я пришла тебя сменить, сестра, У лесного, высокого костра (А.Ахматова); Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером подышать свежим воздухом, веющим с океана (И.Бродский): вышли,(с какой целью?) чтобы встречать; пришла, чтобы сменить; вышел, чтобы подышать.

Сочетание двух полнозначных глаголов никогда не образует составного глагольного сказуемого. В нём обязательно присутствует вспомогательный компонент с ослабленным лексическим значением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.