Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы легитимности

Вопрос. Легитимность и легальность власти.

Глава муниципального образования

Статья 36.

Муниципального образования

Исполнительные органы

1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается

а) либо гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

либо

б) либо представительным органом местного Самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;

В случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования:

ü подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

ü издает в пределах своих полномочий правовые акты;

ü вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

ü имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

ü

5. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

6. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

11) досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного орган

Местная администрация – исполнительный орган управления в районе, городе, районе в городе, поселке, сельсовете. В структуру местной администрации входят: 1) глава местной администрации; 2) органы и структурные подразделения, осуществляющие функции отраслевого и межотраслевого управления в районе, городе, районе в городе, крупном поселке, крупном сельсовете. В некрупной поселковой, сельской администрации функции отраслевого управления могут возлагаться на назначаемых главой администрации должностных лиц.

Глава местного самоуправления имеет полномочия главы местной администрации в полном объеме. Если же Устав о местном самоуправлении не предусматривает должность главы местного самоуправления, то граждане избирают главу администрации сроком на 4 года, а представительный орган местного самоуправления избирает своего председателя.

Местная администрация подотчетна соответствующему местному Совету, а также вышестоящим исполнительным и распорядительным органам в пределах их компетенции.На территории Краснодарского края – 426 муниципальных образований.

Анапа готовится начать реформу органов местного самоуправления. В качестве первого шага депутаты предлагают наделить Анапу статусом городского округа. С такой законодательной инициативой местный парламент обратился в Законодательное собрание Краснодарского края. Краевые власти должны определить статус и границы Анапы и пригородных территорий. Потом понадобится новый муниципальный устав. Мэром можно будет стать тремя путями. Победить на выборах, в которых будет участвовать весь район или только парламент. Или наняться по контракту.

Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в общественном сознании, то есть от того, насколько она легитимна.

Легитимность – это способность власти создавать и поддерживать у населения убеждения в том, что она вправе принимать решения, которые граждане должны выполнять. Понятие легитимность (от лат. legitimare – объявлять законным) в широком смысле означает «законность», «правильность», «справедливость». Однако не следует смешивать легитимность с легальностью, как правовым феноменом, так как отношения законности не гарантируют государству или правительству уважения со стороны общества и отдельных граждан. Слово "легитимность" происходит от латинского "legitimus" – законный.

Однако термины «легитимность» и» легальность» (законность) власти – несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность – доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Если в обществе учитываются общие интересы и ценности, легитимность проявляется в добровольном признании и принятии власти большинством населения. Если – нет, власть теряет доверие общества, но при этом не перестает быть законной. И если в политической философии легитимной считается моральная, справедливая власть, то в политологи рассматривают легитимность как готовность людей подчиняться власти вне зависимости от того, каким образом это подчинение обеспечивается. Таким образом, главное не в том, легитимно ли государство, главное, верят ли граждане в то, что оно легитимно.

Легитимность – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимность обусловлена способностью власти формировать и поддерживать убеждение в оптимальности существующих политических институтов.

В определении понятия легитимности сталкиваются два взгляда: либерально-демократический и прагматический. Их представители по-разному определяют первичный критерий легитимности.

 

Критерии легитимной власти

1. Либерально-демократический подход 2. Прагматический подход 3. Интегративный (объединяющий оба подхода)
Легитимной считается только та власть, которая сформирована в результате демократических выборов, т.е. главным критерием выступает ВЫБОРНОСТЬ власти Главным критерием легитимности выступает способность власти овладеть сложной ситуацией в стране, добиться стабильности в обществе. И если даже в результате переворота, революции устанавливается порядок, то такую власть можно считать легитимной. Основой легитимности является убеждение в правомерности данного строя, т.е. способности власти выполнить данные обещания, реализовать основные права и свободы граждан. Если власть не смогла добиться авторитета, уважения граждан, если она оказалась не в состоянии вернуть кредит доверия, который она получила в результате выборов, то даже власть, сформированная путем демократических процедур, перестает быть легитимной и утрачивает поддержку общества. В противном случае происходит падение легитимности, ее кризис или делегитимация

 

В чем же может проявиться кризис легитимности (делегитимность) власти?

Признаки кризиса легитимности:

1. Падение авторитета и престижа властных институтов;

2. Коррумпированность всех инструментов власти;

3. Разрыв между теорией и практикой демократии (de-jra и de-facto);

4. Падение уровня жизни большинства населения, т.е. низкая экономическая эффективность власти;

5.Рост степени принуждения;

6. Запрещение политических партий и независимой прессы;

7. Неспособность власти справиться с ростом преступности, терроризма;

8. Рост национализма, вплоть до сепаратизма.

Мы можем согласиться с Битхемом (1991), который полагает, что власть можно считать легитимной при трех условиях:

1. Она должна осуществляться в строгом соответствии с установленными правилами (как законами, так и неписаными нормами);

2. Правила должны быть признаны в качестве обязательных и теми, кем управляют, и теми, кто управляет;

3. Общество должно всецело поддерживать данный режим, т.е. они должны его рассматривать наилучшим для себя.

 

Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности политической власти, данная М.Вебером. Иными словами речь идет об ответах, которые может дать власть на вопрос: "От чьего имени ты правишь?". С точки зрения М.Вебера возможны только три ответа.

Во-первых, согласие управляемых может быть обусловлено авторитетом прошлого;

во-вторых, личной волей исключительного главы, вождя;

в-третьих, подчинением законным, разумным правилам.

Таким образом, возможны три вида власти:

традиционная

харизматическая

рационально-легальная.

Традиционная власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать им в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти. Можно выделить следующие виды традиционной легитимности: геронтократия (власть старейшин); патриархальная (власть вождей); патримониальная (власть монарха; султанизм).

Харизматическая власть. Название этого типа власти происходит от греческого термина "харизма", означающего особое свойство, которое придает личности магическую силу. Харизматическая власть совершенно не связана с общественным положением или местом в государственной иерархии. Она основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. Носитель харизмы обычно просит поддержки у народа. В своей деятельности опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение. Массы подчиняются вождю до тех пор, пока он способен "доказывать" свою исключительность. Харизматические лидеры обычно появляются в условиях кризисов, переходных состояний общества. Они стремятся изменить существующий социальный порядок, опираясь на энтузиазм масс. Харизматический лидер обычно превращается в непогрешимого «мессию», а массы в его последователей, от которых требуется послушание и подчинение;

Вебер видел образы харизмы в Будде, Христе, магомете, Соломоне, Цезаре, Наполеоне, современные политологи наделяют харизматическими свойствами Гитлера, Муссолини, Ленина, аятоллу Хомейни, Кастро.

Легальная власть возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирующие отношения господства и подчинения. Развитой формой этого типа власти является рациональное государство, в котором деятельность властителей легитимируется законами (Конституцией). Конституция определяет правила и нормы социального поведения, которые должны соблюдать властители, бюрократия, граждане. Законы в таком государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия. М.Вебер писал, что бюрократия существовала в цивилизациях разного типа, но рациональное управление формируется с того момента, когда государство начинает оплачивать работу чиновников в денежной форме, а не в натуральной, свойственной традиционному типу власти.

Легальный тип власти характеризуется следующими признаками:

во-первых, наличием права, регулирующего все сферы общественной жизни;

во-вторых, формированием социального управления, как процесса применения права;

в-третьих, существованием бюрократии как субъекта управления;

в-четвертых, наличием элиты, как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом;

в-пятых, подчинением масс нормам права, которые они принимают.

М.Вебер подчеркивал, что социальное управление при моральном типе власти наиболее эффективно, "бюрократия технически является самым чистым типом легального господства". Но при этом должен быть контроль со стороны политиков за бюрократией.

Все эти типы власти (традиционная, харизматическая, легальная) не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.