КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право - это система требований к совместному проживанию людей, когда ни общество, ни индивиды не наносят друг другу ущерба своей политической деятельностью
Вопрос Политика и мораль: Можно ли применять к политике, в арсенале которой находятся средства насилия, категории этики и морали? На этот вопрос в истории политической мысли нет однозначного ответа. Выделяются 3 модели взаимодействия между моралью и политикой: 1. подчинение политики моралью, 2. существенный разрыв между политикой и моралью, 3. достижение разумного взаимодействия между политикой и моралью. 1. В первых христианских умениях и трудах мы находим нравственные правила «люби врагов своих, как самого себя», «не убий», «кто хочет быть господином, пусть будет всем слуга» и т.д. В Античности политика не разделялась с этикой, моралью и задачей политической науки было воспитание у правителей моральных качеств. 2. Никколо Макиавелли (XV-XVI вв.) полностью отделил мораль от политики и вывел на первое место задачу усиления государственной власти. Против тех, кто ставит свои частные интересы выше государственных, государь вправе применять насилие, вплоть до лишения жизни. Обвинения в жестокости не должны останавливать правителя. Для наведения порядка допустимы все средства. В XIX- середине XX вв. проблема соотношения целей и средств получила дальнейшее развитие в работах русских революционеров. Нечаев С. для революционера все морально, что служит революции. Он уничтожает всех, кто мешает достичь ему цели. Ленин: все, что выгодно пролетариату, то и нравственно. Отсюда оправдание красного террора, расстрелы, высылка интеллигенции. Гитлер подчинил политику национальной морали, превосходство арийской нации, отсюда уничтожение славян и др. народов. 3. ХХ век дал возможность пересмотреть соотношение между политикой и моралью и перевести его в русло общечеловеческих ценностей. Это стало возможным в результате отказа стран социалистического содружества от ярко выраженного классового подхода в отношениях между странами. Сегодня, в демократических странах, политика базируется на общечеловеческих ценностях. Мы можем выделить основные принципы политической этики – это идеи компромисса, гражданского мира, согласия; - это соблюдение прав человека; это специальные отрасли политической этики: парламентская этика, этика переговорного процесса. Политика и право: Право закрепляется в законе. В демократическом обществе - да, но в тоталитарном право и закон контролируются очень слабо. Так, большевики рассматривали право в качестве ненужной категории, так как «диктатура пролетариата - это ничем не ограниченная и опирающаяся на силу, а не на закон власть». Таким образом, право должно ограничивать деятельность власти в правовом государстве. Власть же большевиков сама определяла что законно, а что нет. Тем самым признавался примат политики над правом. Политика и экономика: Эти два явления взаимосвязаны и особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в переломные моменты истории. Наиболее полно взаимосвязь раскрывается в понятии ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика. Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства, направленная на развитие экономики. Можно выделить несколько подходов к проблеме взаимоотношения политики и экономики: 1 взгляд представлен в работах знаменитого экономиста Адама Смита – представителя классической либеральной концепции. По его мнению, государство не должно вмешиваться в экономику. Эти идеи воплотились в принципах Laissez-faire, свободного рынка, ничем не ограниченной конкуренции, в результате которых выживают лучшие производители и побеждает здоровый эгоизм. То есть, заинтересованность в прибыли, а в сущности, простой эгоизм, наилучшим образом служит всем. Государство же должно защищать конкуренцию от монополистов. В политической сфере эти идеи получили отражение в идеях государства «ночного сторожа» и правового государства, суть которого обеспечить функции по охране порядка и защиты страны от внешней опасности. 2 подход – в работах К.Маркса (т.н. экономический детерминизм). По его мнению, решающую роль в политическом развитии общества играет экономика. В будущем социалистическом обществе экономика должна быть плановой, дабы не было кризисов, анархии рынка. Как известно, реализация планового ведения хозяйства привела не только к формированию административно-командной системы управления в бывшем Советском Союзе, но и экономическому застою. 3 подход представлен в работах Джона Кейнса. Его взгляды получили популярность после экономического кризиса 1930-х годов. Он показал, что можно регулировать экономику и без национализации, сочетая три вида собственности: частную, коллективную и государственную. Идеи Кейнса легли в основу «Нового курса» Рузвельта. Это государственное регулирование, сочетаемое с рынком, и обеспечило мощный рост американской экономики. По его мнению, государство должно вмешиваться в экономику через 1) снижение налогов или 2) за счет увеличения государственного сектора, или 3) увеличивая дотации потребителям через пенсии, стипендии и т.д. Кейнсианские методы использует президент Д.Буш: – сокращает налоги на малый бизнес в среднем почти на 2 тыс. долл для каждого предпринимателя при условии, если эти деньги идут на инвестиции; – сокращает налоги с семейных пар (женитесь) почти на 2 тыс. долл.; до 1000 долл. с каждого ребенка (рожайте). Каково отношение российских ученых к данной проблеме. По мнению ученых Института Экономики РАН государство должно быть субъектом рыночных отношений. Его функции в период реформирования экономики: –создание законодательной и правовой базы для развития рыночной экономики, – государственное владение основными инфраструктурами, производствами (оборонная промышленность, драгметаллы, алкоголь), – предоставление льготных кредитов, участие в инвестиционных программах путем полного или частного финансирования (например, Япония – создание ЭВМ 5-го поколения) (космос, точные науки, новые технологии, медицина), – проведение социальной политики, развитие науки, образования, искусства. 4 вопрос. Политическое насилие в системе власти. Средства политической власти: 1. рассчитанные на добровольное подчинение объекта власти субъекту власти; 2. принудительного характера. 1. Авторитет, материальное стимулирование. 2. Совокупность приемов и способов властного воздействия, которые необходимы для того, чтобы заставить субъект власти подчиняться против его воли. Возможно говорить о различных видах принуждения: духовное - идеологическое (навязывание принципов и идеалов, обеспечивающих классовое господство) и психологическое (постоянная угроза применения насилия). Политическое насилие - одно из разновидностей принуждения - физического. В результате формирования правового государства значение насильственных средств осуществления власти снизилось, что позволяет некоторым исследователям исключить насилие из числа средств политики, их арсенала власти. Так, Х.Арендт утверждает, что использование насилия - это не применение власти, а ее отсутствие. Там, где начинается насилие, там заканчивается власть, ибо власть не может существовать без признания ее легитимности. Однако в реальности такой подход страдает односторонностью: власть не может иметь поддержку всего населения. Всегда есть группы людей, которые недовольны существующими политическими институтами. Легитимность не дается режиму раз и навсегда. В целом испытывая доверие к власти, граждане могут недовольны отдельными ее действиями: массовые волнения шахтеров, молодежи во Франции (1994) недовольной изменившимися условиями профессиональной подготовки, студенческие волнения в Екатеринбурге (1997). Особенности насилия и его отличие от других средств власти: 1. Низкий созидательный потенциал (так с помощью насильственных методов, в основном стремятся разрушить старое, в то время как с помощью ненасильственных методов - установить что-то новое. Арендт Х.). Насилие не может заменить самих реформ, направленных на создание нового. 2. Насилие основано на страхе. В виду этого можно добиться внешнего послушания, но нормы и ценности, навязываемые индивиду, не могут стать частью их внутренних личностных убеждений, Таким образом, насилие не гарантирует подчинение или послушание. 3. Насилие относится к дорогостоящим политическим средствам, связанных с человеческими жертвами и разрушением материальных ценностей. Даже несколько дней вооруженного противостояния в октябре 1993 г. в Москве нанесли огромный экономический ущерб: по оценкам от 30 до 300 млрд.руб. 4. Высокая степень непредсказуемости результатов его применения. Его последствия могут не совпадать с намерениями тех, кто его использовал. 5. Применение насилия способствует распространению в обществе автократических тенденций, установлению диктатуры. Для того, чтобы уменьшить негативное воздействие насилия на общество, оно должно быть ограничено определенными политическими рамками. Во-первых, насилие должно иметь ответный характер, т.е. реакцию на насилие: освободительные войны 3-х стран, восстание против диктатора. Во-вторых, насилие должно быть последним средством, когда все другие исчерпаны (переговоры, дипломатическое урегулирование, привлечение посредников). В-третьих, объектом насилия не может быть мирное население. В-четвертых, применение насилия должно быть подчинено принципу пропорциональности: использование минимально возможного насилия. В-пятых, применение насилия должно быть ограничено принципом гуманитарного отношения с противником. В-шестых, субъектам насилия следует максимально придерживаться фундаментальных прав и свобод человека; решений Гаагской и Женевской конвенции, которые регулируют и вооруженные конфликты. Женевские конвенции о защите жертв войны включают 4 Договора (1945, 1977): 1. «Конвенция об улучшении участи раненых и больных» обязывает участников конфликта подбирать и оказывать помощь раненым и больным неприятеля. 2. «Конвенция об обращении с военнопленными» 3. «Конвенция о защите гражданского населения во время войны» 4. «Конвенция об улучшении участи раненых и больных, потерпевших кораблекрушение в условиях войны» Гаагская конвенция (1907 г.) Женевский протокол (1925) о запрещении применения удушливых, ядовитых газов и бактериологического оружия. Конвенция ООН о запрещении разработки производства, накопления химического оружия. (1975, 1978, 1981, 1993)
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |