КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Латиноамериканская модель
Вопрос. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту. Формы правления Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира (например в Великобритании, Швеции, Дании, Испании). Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик - второй основной формы правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современной специальной, то есть профессиональной политологической литературе термин "форма правления" употребляется более широко. Он применяется также при описании и определении подтипов или разновидностей самой республиканской формы организации государственной власти. Его дериватами (производными) в данном случае выступают "президентская форма правления" и "парламентарная (или парламентская) форма правления". Было бы поэтому значительным упущением в политическом образовании учащейся молодежи пренебрежение темой, связанной с выяснением того, что такое президентская и парламентская формы правления. Практическая значимость для студента российского вуза хорошего знания основных характеристик, различных разновидностей республики наших дней диктуется отнюдь не чисто академическими соображениями, но прежде всего тем обстоятельством, что Россия пока лишь примеряет на себя одну из организаций своего государства - а именно президентскую форму правления. 2 вопрос. Начнем с уточнения самого категориального аппарата. Из существующих подходов к проблеме наиболее взвешенным представляется сегодня так называемый "традиционный" или "классический", то есть выделяющий в качестве основных форм правления республику и монархию. В свою очередь, в рамках республиканской формы правления обоснованнее всего выделять: – президентскую – полупрезидентскую (президентско-парламентскую) – парламентскую (или парламентарную) системы. Некоторые специалисты, прежде всего юристы-государствоведы, выделяют также суперпрезидентскую (или ультрапрезидентскую) систему, хотя не лишено оснований рассматривать ее в качестве подвида президентской республики. В конечном итоге, нас будут интересовать прежде всего основные характеристики президентской и парламентской систем, а также все больше распространяющийся в последние годы промежуточный между ними тип - "полупрезидентская" республика. Президентская республика во всех ее разновидностях (включая "полупрезидентскую") является на сегодня наиболее распространенной в мире системой правления. Из 183 стран, входивших в ООН на начало 1993 года, более 130 имели в своей политической системе институт или пост президента. Возникшая на протяжении 1990-х годов целая группа новых независимых государств из-за особой склонности к президентской системе правления еще более укрепила позиции этой последней и на сегодня, по некоторым данным, уже почти 90% государств мира из 226 стран имеют в своем устройстве пост президента. Наличие такого поста не означает однако существования президентской республики. Пост президента имеется и в странах с парламентарной системой правления. Поэтому необходимо различать властные полномочия и возможности президента при парламентской и собственно президентской системах правления. При этом следует иметь в виду, что феномен президентской власти не ограничивается только относящимися к президентству конституционными и другими правовыми нормами. Очень большое значение имеет соотношение этих норм с конкретной политической практикой конкретных президентов. Надо учитывать также, что учреждение в той или иной стране поста президента не означает одномоментного возникновения института президентства с необходимо присущими ему нормативными актами, соответствующими структурами различных уровней, тесными связями с другими политическими институтами и обществом в целом. Становление института президентства (в нашей стране, в том числе) – длительный исторический процесс. Соответственно, и полномочия президента при различных системах правления и в разных странах могут различаться и видоизменяться в самых широких пределах. Тем не менее, основные из этих полномочий вполне возможно систематизировать таким образом, чтобы представить себе и основные различия между системами президентской, полупрезидентской и парламентской республик. Президентская республика - это такая система правления, при которой а) высшее должностное лицо государства играет решающую роль в определении состава исполнительной власти; б) руководстве деятельностью высших органов исполнительной власти, государственного аппарата; в) в наибольшей степени определяет политический курс, политическое развитие страны. Как же сформировалась такая система правления? Откуда взялось само понятие "президент "? Термин "президент" происходит от латинского presidente, что буквально означает "сидящий впереди", а в переносном смысле - председательствующий, стоящий во главе. От первоначального смысла слова "президент" возникла впоследствии целая группа названий должностей, в том числе, например, президент сената. Возникновение же института президентства, особенно как ключевого звена системы президентской республики, непосредственно связано с процессом формирования структур исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. В построении федеральной исполнительной власти США утвердился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти стал именоваться, согласно американской Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование связано не только с желанием специально подчеркнуть особый статус высшего должностного лица, но и с тем, что в ряде североамериканских штатов в то время главы исполнительной власти назывались не губернаторами, как сейчас, а президентами. Так Соединенные Штаты стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Институт президентства быстро превратился в один из важнейших в политической системе. Особую роль и значение придали ему не только различные нормативные акты и сопутствующие структуры, но и практика избрания президента в ходе всенародного голосования. Приходя к власти в соответствии с волеизъявлением народа, непосредственно от него получая свой мандат, президент получает возможность в случае необходимости противостоять парламенту, диктовать ему свою волю, обходить не устраивающие его решения законодательной власти. Сосредоточение в руках президента огромной региональной власти, использование им не только законодательно определенных, но и так называемых "подразумеваемых" полномочий чревато угрозой крена к режиму личной власти. Опасность этого особенно велика там, где президент обладает почти неограниченными или очень слабо ограниченными и контролируемыми полномочиями, то есть при системах так называемой суперпрезидентской республики. Такие системы отличаются – особым перекосом власти в пользу исполнительных структур и прежде всего их главы, – "маргинализацией" представительных, контролирующих и судебных органов в условиях, как правило неразвитости гражданского общества – отсутствие подлинной независимости средств массовой информации. Несмотря на широкое распространение президентской системы правления в современном мире и во многом универсальный характер одноименного ей института, президентскую республику вряд ли можно рассматривать в качестве оптимальной "модели" государственного устройства. Имеющаяся практика не дает оснований утверждать об особой эффективности системы президентского правления. В еще меньшей степени институт президентства является критерием и гарантом демократического политического устройства государства. Отсюда поэтому приверженность многих стран системе парламентарной (или парламентской) республики. Истоки современного парламентарного государственного устройства восходят еще к характерным для первобытнообщинного и античного миров формам общественно-политического самовыражения человеческих сообществ через представительные образования. Первые же парламенты в их нынешнем понимании появились в Европе (в Испании, Скандинавии, Исландии) в ХI-ХП веках. Собственно слово "парламент" впервые было употреблено в Англии на рубеже ХШ-ХIV веков и именно там же оно стало употребляться для обозначения регулярно собираемого представительного совещания по государственным делам. Как США стали образцом для формирования и развития систем президентского правления, так и Великобритания стала примером для подражания сторонникам и парламентской республики. Исполнительная власть в ней возглавляется премьер-министром, который может называться по-разному. Так, например, в ФРГ он именуется канцлером. Глава правительства является, как правило, одним из ведущих лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте. Формируемое им правительство ответственно только перед парламентом. Члены правительства, подотчетные его главе, осуществляют практическое руководство важнейшими сферами жизнедеятельности общества и государства. Изменения в составе и курсе правительства диктуются в первую очередь состоянием дел в парламенте. Таким образом, парламентская республика - это система правления, важнейшие черты и особенности которой определяются волей высшего представительного органа страны.
Несмотря на растущую взаимосвязь и взаимозависимость государств современного нам мира, их конкретно-исторические условия, пути их исторического развития могут существенно различаться. Это обусловило, в свою очередь, дифференциацию как президентской, так и парламентской республики на специфические конкретно-исторические разновидности. Из большого их числа хочется выделить только те модели систем управления и их характеристики, которые представляют наибольший практически-политический интерес для новообразовавшихся в последние годы "молодых демократий", ищущих наиболее подходящую им форму правления и желающих избежать негативных осложнений в этом поиске. Для того, чтобы определить тип президентской республики необходимо ответить на ряд вопросов: 1. Кто избирает президента (народ или парламент); 2. Кому подчиняется правительство (президенту или парламенту), т.е. совмещает ли президент пост главы государства и правительства или имеется должность премьер-министра; 3. Может ли президент самостоятельно отправить в отставку правительство и премьер-министра; 4. Может ли президент распустить парламент;
«Чисто» президентская республика (классический вариант) 1. По-прежнему большую роль в развитии современных систем правления играет "североамериканский пример" (классический вариант), то есть американская модель президентской республики, существующая с 1787 года. Система правления в США примечательна не столько тем, что там утвердилась сильная, единоличная и весьма эффективная президентская власть, сколько присущей этой системе совокупностью препятствий превращения ее в режим личной власти. В этих целях в политической системе США создан целый комплекс "сдержек" и "противовесов" в рамках последовательного осуществления принципа разделения властей. В США полноправными партнерами президента в сфере государственной власти, государственного аппарата выступают Конгресс и Верховный суд. Они и институт президентства независимы друг от друга и в то же время тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Определенный крен системы сильной президентской республики в США в сторону суперпрезидентской системы и усиления авторитарных тенденций возможен лишь при условии постоянной и безоговорочной поддержки президента прочным большинством в Конгрессе. Избиратели же в Соединенных Штатах поступают в последние десятилетия таким образом, что президенту и его сторонникам не удается подчинить себе Конгресс, выполняющий роль основного "противовеса" усилению президентской власти. Тесная зависимость президентской политики от позиций и действий парламента - одна из важнейших отличий американской "модели" президентства от авторитарных "моделей" президентской власти. Признаки «чисто» президентской системы: Президент США: – глава государства и глава правительства; – избирается всенародно (формально – через систему выборщиков); – назначает членов правительства с согласия Конгресса; – верховный главнокомандующий; – имеет право наложить «вето» на решения парламента; – не имеет возможность распустить парламент и парламент не может выразить вотум недоверия правительству; – обладает правом отсрочки исполнения приговора, помилования; Отсутствует механизм досрочных выборов.
Собственная "модель" президентской республики сложилась в латиноамериканском регионе, т.н. «латиноамериканский вариант». К данному типу относятся все страны Латинской Америки, кроме Суринама и Перу. Страны Л.А. первыми, еще в первой половине ХIХ в., последовали примеру США в установлении президентской системы правления. Сегодня практически все страны Латинской Америки - президентские республики. Особенностью латиноамериканской "модели" президентской республики следует считать ее значительно большее тяготение к авторитаризму, режиму личной власти президента вследствие недостаточности или отсутствия вообще сдерживающих такого рода тенденцию "противовесов" и препятствий. Конституционная президентская форма (система) правления в Латинской Америке часто скрывала за собой милитаристские, откровенно диктаторские или авторитарно-бюрократические режимы. Были случаи, когда концентрация огромных полномочий в руках законно избранного президента постепенно вела к установлению режима личной власти, использовалась для физического и морального подавления политических противников главы государства. Президент превращался в этом случае в президента-диктатора, главу жесткого авторитарного режима, прикрывающего видимостью конституционной законности объективно противоправные действия. Важной составляющей этих действий были репрессии против демократических сил, превращение законодательной власти в декоративный придаток диктатуры, сведение функций парламента к правовому оформлению неконституционных деяний президента. Для латиноамериканской "модели" президентства характерно особо важное, ключевое положение поста президента в системе государственных, политических институтов. Отсюда такое стремление путчистов разного рода к овладению президентским постом. Президентская власть в Латинской Америке неоднократно воплощалась в военных хунтах и гибридных военно-гражданских правительствах, бонапартистских или "смешанных" авторитарно-бюрократических формах правления. В ряде случаев, особенно в последние десятилетия, президентский авторитаризм сочетался с сохранением роли парламента как представительного законодательного органа при соблюдении принципа разделения властей, сохранении всеобщего избирательного права, идеологического и политического плюрализма. Президенты латиноамериканских стран исключительно широко используют "подразумеваемые" полномочия, на практике присваивая себе права и прерогативы, не принадлежащие им по конституции. Такие действия оправдываются обычно ссылками на особо привилегированное положение президента как главы государства, объясняются необходимостью оперативно решать многие вопросы, их конфиденциальностью и т.п. Под этими же предлогами создаются, как правило, различные неконституционные структуры исполнительной власти (Советы национальной безопасности, канцелярии президентов и т.п .). Латиноамериканские президенты традиционно широко практикуют и "указное право", когда издается множество декретов, распоряжений и других подзаконных актов по линии исполнительной власти, фактически ограничивающих юрисдикцию и права парламента. Такие указы и распоряжения весьма вольно интерпретируют принятые парламентом законы, содержат основания для злоупотреблений со стороны исполнительной власти. Даже в условиях развернувшегося в последнее десятилетие процесса демократизации политических систем стран региона парламент в Латинской Америке остается фактически лишенным целого ряда традиционно присущих данному институту прав и прерогатив. Признаки «латиноамериканского» варианта Формально данная модель подобна североамериканской, основана на разделении властей, но система «сдержек и противовесов» развита здесь значительно слабее, а законодательная и судебная власть уступают исполнительной. Хотя в последние десятилетия этот дисбаланс сглаживается ряд исследователей называют данную модель «чистый президенсиализм» или «легальной диктатурой» (относятся все страны Латинской Америки, кроме Суринама и Перу). Характеристики: 1. Президенты избираются народом по мажоритарной системе абсолютного большинства (если никто не набирает в первом туре больше половины голосов, то президента избирает парламент из числа лидирующих кандидатов); 2. Президент в большинстве стран Латинской Америки – глава исполнительной власти. 3. Президент по своему усмотрению формирует правительство и руководит им, назначает и смещает важнейших чиновников. 4. Президенту в Латинской Америке принадлежит решающая роль во внешней политике, способность сильно влиять на электоральные процессы. 5. Президент имеет право на введение чрезвычайного положения. Порядок декретирования и статус его при этом настолько аморфно прописаны в Конституции, что позволяют президенту не считаться ни с ней, ни с парламентом. Важное значение имеет статус президента как верховного главнокомандующего. 6. Президент лишен права распускать парламент, который не вправе выразить вотум недоверия правительству; 7. В большинстве стран региона запрещено переизбрание главы государства на следующий срок (иногда этот запрет распространяется на родственников президента) 8.Право вето у президентов в Латинской Америке шире, чем у президента США. И это касается как законопроекта в целом, так и любой его части, что обычно позволяет латиноамериканским президентам добиться выгодной для себя редакции законодательного акта во время его доработок в парламенте. 10. Президенты в Латинской Америке обычно имеют право издавать нормативные акты, дополняющие, а то и полностью видоизменяющие парламентские варианты законопроектов. Президентское нормотворчество в этой связи очень обильно, многогранно, чуть ли не всеобъемлюще. Президентскими декретами и указами обычно вводятся в действие различные кодексы, регламентируется порядок сбора налогов, нередко принимается бюджет. 11. Латиноамериканские президенты нередко серьезно вмешиваются и в деятельность судебной власти. В ряде стран президент может требовать отстранения от должности членов Верховного суда. Для хотя бы некоторого ограничения власти президента в ряде стран ныне можно встретить страховочные и сужающие его властные возможности механизмы (непереизбрание на новый срок, импичмент, то есть отрешение от должности, и так далее). Однако перечень должностных преступлений, влекущих за собой импичмент, существенно сужает сферу его применения. Да и сам механизм отстранения от власти далек от совершенства и не везде предусмотрен Конституцией. В последние годы, впрочем, он показал, что вполне может быть использован и прежде всего для пресечения коррумпированности "верхов". Отстранение от должности президента Бразилии Ф.Коллор ди Мелу и президента Венесуэлы К.А.Переса - яркие примеры тому. Кстати, в числе требований демократической общественности Латинской Америки к обладающим огромной властью президентам сегодня фигурируют не только обладание большим жизненным опытом, наличие высшего образования, необходимой компетентности, динамичности и решительности, но и обладание высоким морально-нравственным авторитетом, честностью и порядочностью.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |