Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Живопись

В. Русская литература. Печать

1. В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политичес­кие течения, народная жизнь. Ведущим направлением в ли­тературе был критический реализм, характерными принци­пами которого было изображение реальной жизни, обличение ее пороков, особенно социальной несправедливости, пово­рот к жизни простого человека.

2. Наиболее ярким примером обличительной литературы явля­ется творчество писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедри­на. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказ­ках», он в гротескно-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников — Разуваевых, Колупаевых, «пре­мудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы на­рождающейся буржуазии. В «Господах Головлевых», «Поше­хонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чинов­ничества.

3. Огромное место в литературе этого периода занимает творче­ство Ф. М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Пре­ступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и соци­альных контрастов общества. Непревзойденный мастер пси­хологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности.

4. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борь­бе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Вос­кресение» нашли отражение социальные противоречия Рос­сии, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда.

5. В 60—70-е годы продолжается литературная деятельность И. С. Тургенева — мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождем разночинной молодежи был поэт Н, А. Некрасов, который в своих произве­дениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Некрасов первый в легальной ли­тературе вспомнил декабристов («Русские женщины»).

6. Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Беспридан­ница», «На всякого мудреца...» и др.). С конца 70-х годов начи­нается литературная деятельность А. П. Чехова. В его творче­стве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX в., протест про­тив серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скуч­ная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной силы социального обобщения достиг писа­тель в рассказах «Палата № б», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, В. Г. Короленко и другие писатели.

7. Во второй половине ХГХ в. основным видом печатных изда­ний оставались журналы. Одним из лучших демократичес­ких журналов был «Современник» Салтыкова-Щедрина. Ог­ромную популярность в 70—80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили ста­рейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Москов­ские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое вре­мя». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д. И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX в. начали выходить на рус­ском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 г.

 

1. В изобразительном искусстве второй половины ХIХ в. гос­подствующим направлением был критический реализм. Иде­ологом и организатором художников этого направления яв­лялся И. П. Крамской.

2. В начале 60-х годов группа талантливых учеников Академии художеств во главе с И. П. Крамским отказалась участвовать в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышла из Академии, объединившись в Артель петербургских художников. В 1870 г. было создано Товарище­ство художественных передвижных выставок, куда вошли чле­ны Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Главную свою задачу они видели в том, чтобы глубоко изучать и изображать в живописи реальную жизнь народа, его быт, народные типы. В целях пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выстав­ки, откуда и пошло наименование — передвижники.

3. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Сильны по своей выразительности портреты Тол­стого, Некрасова, Боткина. В картинах «Христос в пустыне», «Неутешное горе» глубоко раскрывается внутренний мир че­ловека, его душевные переживания.

4. Одним из наиболее ярких представителей критического реа­лизма в русской живописи был художник В. Г. Перов. Его картина «Сельский крестьянский ход на Пасхе» вызвала об­щественный скандал, так как обличала сельское духовенство, темноту и невежество народной массы. Живопись Перова — это правдивый рассказ о жизни разных сословий. Он создал целый цикл жанровых картин. До боли пронизывает «Трой­ка», искреннюю улыбку вызывают «Охотники на привале», «Рыболов».

5. Русскую природу воспевали в своих картинах художники-пейзажисты И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан.

6. Вершиной реализма в русской живописи справедливо счи­тается творчество И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Яркую социальную направленность имели такие работы Репина, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Исторические сюжеты нашли отражение в картинах «Царев­на Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пи­шут письмо турецкому султану». Исторический жанр присущ и творчеству В. И. Сурикова. На его картинах «Утро стрелец­кой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и др. изображены исторические личности, люди с сильными характерами. К жанру фольклора обратился В. Васнецов, за основу картин он брал сказочные сюжеты «Аленушка», «Бо­гатыри», «Витязь на распутье». Художник В. А. Серов писал портреты, пейзажи. Наиболее знаменитая картина — «Девоч­ка с персиками». Многие картины художников второй полови­ны XIX в. попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 г. в Петербурге был открыт Русский музей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.