Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 10. Культурная подсистема представляет собой интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов




Вопрос.

Культурная подсистема представляет собой интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики.

Культурная

Идеологическая

функциональная,

 

Институциональная подсистема включает в себя совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. В нее входят:

государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы);

политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы);

средства массовой информации (телевидение, радио, печать, глобальные информационные сети);

церковь.

 

Коммуникативная подсистема включает следующие виды отношений (по социальной направленности):

политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя;

политические отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил.

Нормативная подсистема выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы. В структуру данной подсистемы входят:

правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты);

нормы деятельности общественных организаций;

неписаные обычаи и традиции;

этико-моральные нормы.

 

Идеологическая подсистема состоит из совокупности различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества. Данная подсистема функционирует на следующих уровнях:

теоретический – политическая идеология (формы проявления: взгляды, принципы, лозунги, идеалы, концепции, теории);

эмпирический – политическая психология (формы проявления: чувства, настроения, эмоции, мнения, традиции, предрассудки).

Структурно подсистема состоит из следующих компонентов:

индивидуальные идеи и взгляды;

классовые (групповые) воззрения;

общечеловеческие (межклассовые, межгрупповые) представления.

Культурная подсистема обеспечивает: стабильность политической системы общества через:

достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя;

единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы;

прочность социальной базы политической власти правящей элиты;

возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;

воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Ф ункциональная подсистема показывает, как действуют, функционируют на практике вышеперечисленные элементы политической системы (подсистемы).

К ней относятся:

политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.);

политические процессы (процессы формирования парламента и общественного

мнения, которые характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий);

акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии – выдвижение кандидатов в выборные государственные органы, следовательно, фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии).

Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого были представлены минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением разных структур (институтов) по функциональному признаку.

 

Важную роль в демократизации политической системы играет реализация в политической практике принципов достижения стабильности:

– выборность основных органов власти;

– осуществление принципа разделения властей;

– политический плюрализм;

– реализация идей представительной и прямой демократии;

– развитие самоуправления на местах;

– единство борьбы и ответственности, прав и обязанностей граждан;

– учет общественного мнения;

– обеспечение интересов большинства при соблюдении прав меньшинства на свою позицию;

– верховенство закона;

– обеспечение политических и социально-экономических прав человека;

– возможность отзыва лиц, избранных в органы власти.

 

Политическая система, как мы рассмотрели, представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем, элементов. В связи с этим основной функцией политической системы выступает координирующая функция, которая выражает способность политической системы координировать деятельность различных подсистем, разрешать возникающие между ними конфликты, преодолевать кризисы власти, и интегрирующая функция, т.е. способность интегрировать различные элементы социальной и национальной структуры на базе общих ценностей и норм. Функции политических систем.

1. Нормотворчество:

– выработка общих целей;

– разработка конкретных правил для дост.;

– применение норм на практике;

– контроль за соблюдением норм.

2. Адаптация и реагирование:

– приспособление к окружающей среде;

– способность отвечать на требования отдельных социальных групп;

– выработка общего интереса и подчинение ему частных.

3. Мобилизация:

- финансовых, материальных, людских ресурсов, рекрутирование управленческих кадров для осуществления власти.

4. Регулирующая:

– контроль за экономическими и социальными процессами;

– через регулирование налогов и цен, контроль за нравственностью, здоровьем, образованием.

 

Схематично основные функции можно выразить следующим образом:

Типы политических систем.

Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости

а) от степени их культурной дифференциации:

– примитивные

– традиционные

– современные системы.

 

Наиболее распространенной в политической науке является классификация политических систем согласно

б) степени централизации власти: тоталитарный, авторитарный, демократический тип

в) по типу ценностей - традиционный и современный.

г) по типу господствующего способа производства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический;

Однако в западной политической науке принято использовать типологию Ж. Алмонда. Он выделяет 4 типа политических систем, существовавших в ХХ веке. Основанием типологии выступает характер политической культуры, ценности и идеалы, сложившиеся в обществе.

1 тип Англо-американская политическая система, которая сформировалась в Великобритании, США. Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

В истории этих стран не было революционных форм смены форм правления, достигнута высокая степень политической стабильности, что определяет следующие сходные черты:

1. гомогенность (однородность) политической культуры граждан, т.е. большинство разделяет политические цели и средства их достижения;

2. достигнуто согласие по поводу основных ценностей общества: свобода личности; идея массового благополучия; всеобщая безопасность; антиэтатизм (негативное отношение к усилению роли государства);

3. устоявшаяся двухпартийная система, при которой партия власти олицетворяет собой центризм и ориентируется на настроение электорального центра;

4. преемственность истории, т.е. приход новой администрации не может принципиально поменять выбранный ранее политический курс, и не порождает ожидания изменений, строительства чего-то нового.

2 типКонтинентально-европейская политическая система, характерная для Франции, Италии, Германии, Россия также относится к этой группе стран. Эти страны объединяет:

1. Неоднородность политической культуры, т.е.отсутствие согласия по поводу основополагающих ценностей и идеалов. Политика воспринимается как борьба различных идеалов и интересов. До сих пор ведутся споры о расширении роли государства или свободе рынка. Это связано с тем, что наличие в истории этих стран революционных форм смены форм правления оставило в обществе сторонников того или иного курса.

2. Электорат поляризуется на «левых» и «правых» при достаточно малочисленном центре. Как следствие формируется многопартийная система. В силу того, что в этих странах в ХХ веке кардинально менялись политические режимы, в России, например, до сих пор существуют т.н. «красные» пояса – территории, в которых электорат на выборах в большинстве своем отдает голоса за «левые» партии. В Германии – «коричневые», в которых голосуют за крайне правые партии нацистского толка. Во Франции несколько лет назад чуть не стал президентом, вышедший во второй тур, националистически настроенный кандидат.

3. Наличие в обществе непримиримых к правительству социальных групп;

4. Цикличность истории, т.е. смена партии или лидера у власти может привести к новому витку истории (С 1789 по 1958 годы во Франции сменилось 16 режимов).

3 тип – Доиндустриальная политическая система сформировалась в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки (бывшие колонии). Для нее характерна:

– смешанная политическая культура: смесь западных ценностей и этнических и религиозных традиций;

– неотчетливое разделение властей, при котором армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры;

– личный авторитаризм, власть одной партии, высокая степень применения насильственных методов управления.

4 тип – Тоталитарная политическая система ( Германия, Италия, СССР 30-50-х гг. ХХ в.) характеризуется:

– навязывание обществу господствующей идеологии (классовой или расовой) и ориентация на харизматического лидера;

– воспитание «нового» типа личности, готового к послушанию и подчинению;

– отсутствие независимых от государства групп интересов;

– политическое участие носит только декоративный характер;

– сильно централизованная государственная власть; высокая степень применения насилия;

– функциональная нестабильность роли партии, армии, органов государственной безопасности.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ТИПА

С 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа. Ее некоторые отличительные признаки:

• она была закрытой с точки зрения характера взаимоотношений с внешней средой и функционировала на основе классового принципа: политическая система формально отражала интересы трудящихся, и, прежде всего, рабочих;

• преобладали методы революционного насилия в осуществлении властных функций, что было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы, низким уровнем общей и политической культуры трудящихся;

• политическая система советского типа основывалась на принципах cовмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического

плюрализма и запрета деятельности оппозиции;

• несущей конструкцией являлась монопольно властвующая партия, которая объединяла государственные органы, общественные движения, подчиняла их решению своих задач;

• в основе механизма формирования и функционирования власти в политической системе советского типа лежал номенклатурный принцип.

Политическая система этого типа способна функционировать при наличии чрезвычайных обстоятельств, изобилия людских, энергетических и других ресурсов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.