Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции политической культуры




Восток

Вопрос.

Самой общей типологизацией политической культуры является разделение их по степени взаимодействия с внешним миром. Выделяются открытые и закрытые типы политической культуры.

Закрытые типы политической культуры – это сориентированные на собственные ценности и нормы типы политических культур, не способные к продуктивному обмену ценностями. Сюда относятся политические культуры тоталитарного общества.

Открытые типы политических культур – это, соответственно, те, которые открыты для других типов политических культур, общения и обмена политическими ценностями, традициями и нормами.

По степени однородности политической культуры:

Фрагментированная – поляризированная политическая культура, отсутствие согласия по поводу политических ценностей, применение насилия.

Интегрированная – насилие согласия между людьми по поводу политического курса развития страны, поддержка правительства.

По классовому принципу:

Буржуазная.

Социалистическая.

По степени политического участия

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Гражданская культура" (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три "чистых" типа политической культуры:

– патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни;

– подданнический – когда людей интересует только практический результат деятельности правительства. Они выступают скорее объектом, чем субъектом политики, имея весьма ограниченные возможности влиять на правительство: главным элементом здесь выступает готовность граждан подчиняться авторитету власти.

 

активистский – активное участие граждан в политическом процессе; участие в ней они считают и важным и необходимым.

Постулируя, что демократической идее полнее всего соответствует активная культура, Алмонд и Верба в то же время пришли к выводу о том, что «гражданская культура» на самом деле всегда объединяет в себе компоненты всех трех политических культур: для нее важно и то, чтобы граждане стремились участвовать в политическом процессе, и то, чтобы государство могло ими управлять. Устойчивость демократии, по их мнению, гарантирует такая политическая культура, в которой найдена золотая середина между активностью и пассивностью граждан, а государство берет на себя лишь те обязательства, которые может выполнить.

Ближе всех, по мнению ученых, к идеалу гражданской культуры подошла Великобритания: здесь обнаруживаются черты и активной и пассивной политической культуры, иначе говоря, британцы убеждены в том, что могут и должны влиять на правительство, но обнаруживают и готовность подчиняться властям. За ними в этом рейтинге следуют США: слабым местом их политической культуры авторы полагали лишь то, что элементы активной культуры (политическая активность) здесь явно преобладают над чертами культуры пассивной (готовности подчиняться), в силу чего американцы не особо законопослушны.

С точки зрения политического режима:

Авторитарно-тоталитарный тип политической культуры характеризуется:

– высокая идеологизированность политиков;

– ориентация людей на партию-государство и неспособность к самостоятельному принятию решений;

– нетерпимость к инакомыслию;

– отсутствие политической оппозиции и неприятие ее;

– оправдание насильственных методов;

– культ вождя.

Либерально-демократический тип политической культуры, который господствует в демократическом обществе.

Этот тип политической культуры характеризуется тем, что большинство политически активного населения разделяют в политической сфере:

– идея парламентаризма, разделения властей;

– закон как гарантия свободы личности, неприкосновенность жилища, собственности;

– свобода экономического выбора, идея предпринимательства;

– принцип свободы, несогласия с мнением других людей.

Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности.

Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Коротко говоря, наиболее существенные различия этих ценностных ориентаций граждан в политической жизни общества проявляются в следующем:

З апад

- убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком;

- отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом;

- осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов индивидуальной свободы;

- признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы;

- предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления и т.д.);

- рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики;

- примат общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан;

- достаточно ощутимая идеологизированность политических позиций граждан.

 

- уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами;

- отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира;

- отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности;

- признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма;

- предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера;

- обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля;

- приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальными установлениями государства, тенденция к сглаживанию противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения;

- менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламистских течений).

 

 

Большое значение в политологии уделяется разработке функций политической культуры, которые она играет в обществе.

1. Политическая социализация личности – это формирование у людей политического сознания, политического поведения, умения ориентироваться в политической жизни, грамотно анализировать политическую реальность и воздействовать на политическую жизнь. Особенно важное значение играет здесь формирование у человека адекватного отношения к политическим лидерам, партиям, умения соотносить обещания и речи с реальными возможностями. От личного выбора каждого зависит выбор всего общества. В качестве институтов универсальных политических социализаций выступают: система образования, СМИ, государственные, партийные, религиозные организации, а также и отдельные политические события, которые могут оказывать более действенное воздействие, чем слова (безработица, инфляция, репрессии властей, нарушение прав человека, разочарование в обнадежившем лидере).

2. Регулятивнаяобеспечение воздействия граждан на политический процесс: выборы, деятельность органов управления, референдумы и т.д. индивидуально и через ассоциации, политические и гражданские.

Ведь от уровня политической культуры зависит – воспримет или нет человек и население страны в целом определенные политические решения государственных органов, законодательные акты. Далее, согласится ли оно с этими решениями добровольно или по принуждению, активно или пассивно, примет на веру или потребует доказательств от власть предержащих.

Сейчас, спустя десятилетия многие жертвы сталинских репрессий вспоминают, как безропотно воспринимались аресты, практически никто не оказывал сопротивления. С молчаливого согласия и одобрения миллионов уничтожен цвет культуры, искусства, армии. Бесконечные процессы над врагами народа практически ни у кого не вызвал вопроса: за что? Единственным доказательством вины было признание самого обвиняемого, вопреки всем юридическим нормам.

3. Защитительная (охранная) функция - охрана от разрушения политических традиций и ценностей, существующего общественно-политического строя, который является выбором большинства народа.

Можно сказать, что защитительная функция политической культуры выглядит как защита политических ценностей от самих себя, от нашего невежества, политического бескультурья, которое опаснее внешнего нашествия. Ведь оно разрушает общество изнутри, что гораздо хуже. Подлинная политическая культура защищает лучшее, что есть в обществе: демократические институты, право, законность, нравственность. Без политической культуры невозможна подлинная свобода, невозможна стабильность общества.

4. Коммуникативная – политическая культура обеспечивает связь между поколениями через политические традиции, через социально-политические теории и концепции, которые усваиваются последующими поколениями.

Здесь важно использовать теоретический опыт, накопленный другими странами, с уважением относиться к собственной политической истории. Многие вопросы, которые актуальны для нас сегодня: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, гражданское общество получили свое отражение в работах философов, историков, правоведов в прошлые века.

5. Интегративнаяполитическая культура служит опорой существующего общественно-политического строя, и наличие высокого уровня политической культуры объективно объединяет граждан в единое общество на единой политической основе. Таким образом, чем выше уровень политической культуры населения, чем сплоченные люди, которые осознают общие интересы и цели, следовательно, тем стабильнее система.

6. И, наконец, функция развития и удовлетворения политических потребностей и интересов – заключается в формировании у граждан осознанной заинтересованности в участии в политической жизни, осознанного отношения к политическому строю.

З вопрос.

Важнейшей функцией политической культуры выступает политическая социализация личности.

Начало исследования данного понятия берет свое начало с 1920-х гг. А в 50-60-е гг. ХХ в. понятие “социализация” прочно вошло в обиход политологов. Оно стало широко использоваться в работах Г. Алмонда, С. Вербы, Р. Зигель, Д. Истона, Р. Гесса, П. Шарана, Г. Хаймена

В 1969 г. Е. Даусон и К. Приуитт опубликовали книгу “Политическая социализация”.

Выделяются несколько концептуальных подходов к социализации.

В психоаналитическом подходе акцент делается на верховенстве биологического над социальным, а также на раскрепощении бессознательной мотивации (традиции фрейдизма).

А нтропологическая школа видит в социализации – передачу культурного наследия, отражающего национальный характер.

 

Ф ункционализм (Т. Парсонс) – социализация – ролевая тренировка, адаптирование индивида к готовым шаблонам поведения, передача от поколения к поколению целей и образцов поведения.

 

Бихевиористская (поведенческая) традиция в социологии рассматривает социализацию как обучение навыкам при соответствующих поощрениях-наказаниях.

Когнитивная (познавательная) модель сводит социализацию к развитию познавательных способностей человека, его моральных и эмоциональных качеств. Процесс социализации – это постепенное вызревание личности.

 

В основе же современной концепции политической социализации лежат две версии, базирующиеся на двух классических подходах к трактовке роли личности в политике.

 

Первая версия исходит из модели “подчинения ”. В ней модель политической социализации выглядит как процесс добровольного принятия человеком ценностей и стандартов политического поведения, которые предлагает ему политическая система на различных этапах его жизни (в детстве, юношестве, зрелом возрасте).

 

Вторая версия разрабатывалась в рамках теорий конфликта (М. Вебер, Г. Моска, Ф. Паркин, У. Гуд, П. Бла у), плюрализма (Р. Даль, В. Харт) и гегемонии. Милибэнд, Р. Даусон, К. Превитт). В ней сущность политической социализации трактуется в терминах взаимодействия власти и индивида, когда последний не является пассивным объектом воздействия политической системы.

Наиболее распространённая модель политической социализации связана с теорией «политической поддержки» (Д. Истон и Дж. Деннис). Определяющей в создании положительной установки является первичная социализация, приобретённая в детстве.

 

Политическая социализация представляет собой двуединый процесс:

С одной стороны, это усвоение личностью политических норм, ценностей.

С другой, проявление усвоенных норм и ценностей на практике в виде определенного поведения, влияния на власть.

Таким образом, политическая социализация должна подкрепляться внутренней готовностью личности усваивать нормы и ценности.

Агенты социализации.

Институты политической социализации принято подразделять на

политические: государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения;

неполитические: семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

В государственно-организованном обществе подавляющее большинство таких учреждений и органов имеет правовой статус, хотя, в принципе, они могут быть как государственными (специальными) так и самодеятельными (неспециальными).

 

Выделяется первичная и вторичная политическая социализация.

Истон и Девис выделяют 4 этапа первичной социализации:

1. ориентация на восприятие политики родителями, их оценку, чувства, реакцию (стадия непосредственного восприятия). Семья оказывает сильное влияние на формирование базовых политических ориентаций у детей. В зарубежной политологической литературе она рассматривается как «ключевой агент», через который политическая культура передается от одного поколения к другому.

2. На втором этапе – в возрасте человека от 13 до 18 лет, как правило, формируется политическое "Я". Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты. На этом этапе в системе институтов политической социализации важное место отводится школе. Например, школа в США по праву считается инструментом государственной политики. Школьные программы призваны “американизировать” подростка, т.е. привить ему чувство преданности американской политической системе, уважение к истории и традициям США. Впрочем, бывшая советская школа решала задачи воспитания подрастающего поколения в духе

преданности Родине, народу. На первое место, ставились “партия”, “дело революции”, “дело социализма”, в былые времена “преданность Сталину”.

персонализация политики, когда последняя ассоциируется с конкретными лицами: президентом, полицейским;

3. далее происходит идеализация политики, когда последняя воспринимается как способ достижения цели;

4. и, наконец, институциализация политики, ассоциация политики с различными органами власти, выборами.

 

Вторичная социализация - это реализация на практике позиции личности, корректировка ее представлений, формирование собственной субкультуры.

Выделяют три основных уровня политической социализации.

На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры.

На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит.

На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта – мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.

 

Типы политической социализации:

Гармонический: складываются психологически нормальные отношения человека и власти, которые порождают его уважительное отношение к государству, законопорядку, своим гражданским обязанностям.

Гегемонистский: ориентирован на собственные установки, что порождает негативное отношение к любым установкам, не меняет своих ценностей.

Плюралистический: способ изменять свои политические пристрастия, переходить к новым ценностям.

Конфликтный: ориентируется на ценности группы, к которой он принадлежит и сохраняет лояльность к ней. В этом личность видит цель политической социализации.

4 вопрос. Особенности политической культуры в России.

Сегодня перед российским обществом стоит важная задача - переход от авторитарно-тоталитарного типа культуры к демократическому. Этот путь прошли многие страны Европы, Америки. В 50-е годы Германия, Италия, Япония. В 60-70-е годы: Аргентина, Чили, Испания, Португалия.

Как показывают социологические исследования в этих странах, в Испании, Германии, процесс становления новой политической демократической культуры не завершен. Хотя прошло уже немало лет. Это свидетельствует о сложности перехода, многих препятствиях на этом пути.

В России смена культур осложняется следующими факторами:

Во-первых, нестабильностью экономического, социального, политического развития. Наличием национальных конфликтов.

Во-вторых, наличием широкого слоя людей старшего поколения, которые являются носителем культуры прежней коммунистической эпохи, и перестроиться в короткие сроки они не в состоянии.

Таким образом, смена культур сопряжена в социологическом плане со сменой поколений. Тут один из ключей к пониманию «принципа» «отбора» жертв сталинских репрессий: уничтожение тех, кто мог препятствовать политике тоталитарного режима.

Итак, новая политическая культура вырабатывается в течение длительного времени и не только со стороны государственных учреждений. В этом процессе важную роль играет семья, сверстники, школа. Долгое время в Италии, Испании сохранялись «острова», «пояса» старой политической культуры. Идентичные явления существуют и в России.

Основной вопрос: Каков механизм перехода к новому типу культуры?

Можно выделить 4 основные источника:

1. Путь заимствования зарубежного опыта. Этот процесс уже идет, но привьется на нашей евразийской почве не все. Можно выделить те ценности, которые нам необходимо освоить. Это общезначимые демократические ценности:

ñ открытость в политике;

ñ уважение личности и закона;

ñ плюрализм мнений;

ñ приоритет ненасильственных методов решения политических проблем.

2. Советское наследие, которое дает нам ряд типичных черт российской культуры: коллективизм, стремление к справедливости, равенству. Они неизбежно будут прорастать. Пример: Япония - сохранение общины, кружки качества, пожизненный найм.

3. Возрождение дореволюционной российской культуры:

ü ориентация на сильное государство;

ü земское самоуправление, суд присяжных (невостребованных большевиками).

4. Собственная политическая практика.

Хотя многие остаются в плену прошлых ценностей: нетерпимость к оппозиции, компромиссам и т.д., но есть и позитивное:

ü идея рыночной экономики на основе постепенных реформ;

ü свобода прессы, мнений, взглядов;

ü идея парламентаризма.

Носителями новой культуры является молодежь, часть интеллигенции, среда предпринимателей. Как пойдет дальше модернизация нашей культуры зависит от многих факторов, в первую очередь стабильности страны, успехах на пути реформ.

В этой борьбе нет ничего страшного, главное, чтобы эта борьба велась цивилизованными методами, а полем битвы выступали избирательные кампании, ибо носителями политической идеологии выступают партии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.