Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Методология и методика социологического исследования




Раздел 3. Методология и методика эмпирических социологических исследований

Таблица 4.

Этапы обмена информацией в организации

Этап Причины трудностей
Зарождение идеи Непродуманность идеи Неадекватность информации конкретной ситуации
Кодирование и выбор канала Отправитель не настроен на язык и культуру получателя Неоднозначность символов в сообщении Несовместимость канала и типа символов
Передача и декодирование Различия в статусе, взглядах, образовании, наличие языковых барьеров и т.д. отправителя и получателя

 

В процессе передачи, принятия и использования информации большое значение имеет форма включенности индивида в процесс коммуникации и общения, которая выражается в выполнении индивидом определенных функций общения.

С этой точки зрения коммуникации представляют собой процесс обмена информацией между двумя (или более) социальными субъектами с целью обеспечения наиболее успешного приема и понимания информации, являющегося предметом обмена. С помощью такого подхода к процессу коммуникации можно решать следующие научно-практические задачи в организации:

изучать и совершенствовать информационные потоки в организации, поскольку при возникновении каких-либо нарушений в ходе обмена сообщениями (задержки, перегрузка канала и т.д.) можно проанализировать каждый определенный элемент или этап, выяснить, где именно произошел “разрыв”, и попытаться устранить его;

изучать процесс принятия управленческих решений, подбирать и создавать условия для наиболее эффективного управленческого воздействия, а также выявлять причины, мешающие принятию эффективных управленческих решений.

Наряду с положительными чертами, присущими рассмотренной модели, у нее есть ряд недостатков:

рассматриваются только парные, а не сетевые коммуникационные связи;

изучаются только линейные коммуникации — от источника к получателю, а не наоборот, т.е. только предельно простые коммуникационные связи.

Опыт изучения процессов коммуникации в организации показывает, что в действительности коммуникации — это сложные, переплетающиеся сети, а не простое общение отправителя и получателя.

Модель сетевого анализа коммуникационных сетей. В середине 1970-х гг. в теории коммуникации стал применяться новый подход, позволяющий анализировать отношения между элементами в коммуникативных структурах, которые рассматривались как составляющие коммуникационных сетей. При этом каждый элемент сети служит одновременно и передатчиком, и приемником сообщений, испытывает на себе воздействие всех других элементов сети. В соответствии с этим подходом сеть может пониматься как сеть полной системы (охватывающая всех индивидов в организации); сети групп (подсистем) — от 5 до 25 человек или более; личностные коммуникационные сети (между отдельными членами организации).

Зарождение этого научного подхода, получившего название сетевого анализа коммуникаций, связывают с исследованиями социально-психологических отношений в малых группах, проводившихся А. Бавеласом (1950), Г. Ливиттом (1951), М. Шоу (1954), а также с социометрическими исследованиями реальных сетей в организациях. В ходе исследований были выявлены два типа коммуникационных сетей — радиальные и взаимосвязанные (табл. 5), присущие любой организации.

Радиальные сети характеризуются прежде всего взаимодействием различных подразделений или малых групп, осуществляемым через отдельных своих членов. Такие сети характеризуются непостоянными, однако весьма полезными для группы и организации в целом связями. Например, член малой группы осуществляет обмен информацией с другими малыми группами. Если данный индивид делится конфиденциальной информацией, возможны напряженность и конфликты; но в то же время это путь для проникновения деловой информации, необходимой для нормального функционирования подразделения. Организация будет успешной только в том случае, если все подразделения объединены функциональными связями. Поэтому создание радиальных сетей в организации является одной из важных задач ее руководства.

Взаимосвязанные сети характеризуются устойчивыми связями внутри малой группы. С точки зрения получения и обработки деловой информации группа с взаимосвязанной сетью считается самодостаточной.

 

 

Таблица 5.

Типы личностных коммуникационных сетей

Тип Содержание Преимущества Недостатки
Радиальные Сети, в которых индивиды взаимодействуют с другими, не контактирующими друг с другом лицами Увеличение степени открытости Большая информационная сила Неустойчивость
Взаимосвязанные Сети, в которых те, кто связан с данным индивидом, также взаимодействуют друг с другом Устойчивость Постоянный, эффективный обмен информацией между членами сети Закрытость Могут создавать барьеры для свободного перетекания информации в организации

 

Благодаря многочисленным контактам между членами малой группы, постоянному обмену информацией и возможности ее быстрой проверки, члены группы пренебрегают внешними связями с другими группами и подразделениями и с недоверием относятся к получаемой извне информации, границы членства в группе становятся более жесткими. Такое состояние группы в конечном итоге отрицательно сказывается на процессах интеграции в организации, не способствует распространению и принятию норм корпоративной культуры. Разобщенность и недоверие — характеристики организации, в которой присутствуют в основном взаимосвязанные коммуникационные сети.

Коммуникационные сети в малых группах могут иметь различные конфигурации, что оказывает значительное влияние на процессы коммуникации и поведение членов организации. Рассмотрим некоторые конфигурации сетей в малых группах. На рис. 52 представлены наиболее распространенные конфигурации коммуникационных сетей.

Каждая из коммуникационных сетей в малых группах приспособлена для решения определенных управленческих и производственных задач. Следует обратить внимание на положение лидера Л в группе. Функции лидера заключаются в обработке, коррекции информации и передаче ее другим членам малой группы “для исполнения”.

а) “Круг” — децентрализованная сеть в малой группе, что выражается в положении лидера, подобного всем членам группы. При такой форме сети информация циркулирует по кругу, постоянно обновляясь, и каждый член группы способен повлиять на общий ход коммуникационного процесса, а роль лидера заключается в регулировании циркулирующих потоков информации и соблюдении направления ее движения строго по кругу, исключении хаотичности. Сети такого типа наиболее эффективны при выполнении групповых задач, требующих творческого подхода, способствуют тому, что членов группы удовлетворяет их деятельность, поскольку соблюдаются формальное равенство в отношении принятия решений и демократизм в отношениях между членами группы и лидером. Многочисленные исследования, проведенные в малых группах, показали, что в коммуникационной сети типа “круг” (например, “круглый стол”) резко снижается возможность возникновения деструктивных конфликтов.

6) “Штурвал” — сильно централизованная сеть, т.е. информационный лидер группы находится в центре, к нему сходятся все коммуникационные потоки. Данная сеть не предусматривает общения членов группы между собой. Эта сеть идеально подходит для выполнения группой достаточно простых задач с высокой скоростью, когда каждый член группы получает четкое задание и предоставляет информацию о его выполнении только лидеру, не получая никакой дополнительной информации со стороны. Как правило, при такой конфигурации возникает большое количество ошибок вследствие слабости обратных связей и невозможности взаимных коррекций ошибок между членами группы. При усложнении заданий или увеличении численности членов группы, постоянно связанных с лидером, у последнего наступает информационная перегрузка, что приводит к еще большему количеству ошибок и некачественному выполнению заданий. Коммуникационная сеть “штурвал” эффективна при жесткой централизации власти в руках руководителя или лидера и слабой включенности рядовых членов группы в процесс принятия управленческих решений.

в) “Цепь” — сеть со слабой централизацией. Такая сеть используется в условиях многозвенных технологий (при большом количестве последовательно выполняемых операций). Здесь лидер фиксирует лишь конечный результат и дает указание на выполнение следующего технологического цикла. Поскольку “цепь” содержит большое количество звеньев, происходит сильное искажение информации (обратная связь осуществляется последовательно через все звенья цепи к лидеру), когда, например, исполнитель (последнее звено цепи) вносит какое-либо предложение и оно проходит “по инстанциям” к высшему руководству, причем каждый следующий член сети может внести коррективы в это предложение. Такая сеть, в которой лидер фактически не может осуществлять эффективный контроль на всех участках, применима только в случае, когда члены группы сами заинтересованы в выполнении порученных заданий и контролируют действия своих ближайших “соседей”.

Например, сети типа “цепь” используются в японской системе организации производства “точно вовремя”. Здесь каждый исполнитель получает строго определенное количество деталей мелкими партиями; так, если сборщик должен собрать двадцать узлов, то он получает строго двадцать болтов. Если в этой партии попадется один некачественный болт, то сборщик не сможет собрать один узел. Поскольку санкции осуществляются по конечному результату, то за некачественный болт ответственность должен нести сборщик. Поэтому он стремится сам контролировать деятельность рабочего, изготавливающего болты. Очевидно, что такой контроль возможен только при общей заинтересованности в результатах работы.

г) “Игрек”, или “цепь со сторожем” — сеть, имеющая разветвления. Здесь “сторож”, перерабатывающий информацию для лидеров, ставится на разветвлении сети. Присутствие “сторожа” исключительно важно для лидера, так как позволяет ему получать обобщенную информацию сразу из двух цепей без информационной перегрузки. Конфигурация “игрек” характерна, в частности, для линейных иерархических структур; в этом случае к руководителю поступает обобщенная информация о деятельности нескольких отделов от заместителя, помощника или диспетчера. При многих достоинствах разветвленных коммуникационных сетей они имеют ряд недостатков: наличие искажений в сетях и, самое главное, концентрация больших ресурсов информационной власти у “сторожей”, которые могут обобщать, перерабатывать и передавать информацию в нужном для них виде, что снижает значимость и возможности управления у руководителя или лидера. Например, руководитель поручает своему секретарю, выполняющему роль “сторожа”, контролировать потоки информации, которые стекаются к нему от многих подразделений. Секретарь, располагая слабой степенью контроля, может дозировать и распределять информацию, так как имеет дополнительные властные ресурсы.

Цепи типа “игрек” или “шпора” наиболее характерны для функциональных структур организации.

д) “Тент” — конфигурация сети, которая часто используется в продуктовых или многопрофильных структурах управления. Здесь предусматривается прохождение информации по отдельным ветвям структуры с разделением по отдельным регионам или продуктам.

е) “Палатка” — сеть, в которой наряду с вертикальными официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, но не все, а только между верхними эшелонами управленческой структуры; горизонтальные связи не предусмотрены на средних и низших уровнях управления. Таким образом, “палатка” не предусматривает участие низших слоев организации в управлении процессами в организации, но она позволяет образовывать коалиции между представителями высшего уровня руководства.

ж) “Дом” — сеть, в которой существует постоянный обмен информацией между руководителями всех структурных уровней управления. Здесь информация может исходить от высшего органа управления и контролируется им по каналу обратной связи. Однако обратная связь, в которой задействованы представители разных подразделений одного уровня управления, может оказывать отрицательное воздействие на качество управленческих решений, так как в большинстве случаев представители разных структурных подразделений имеют разные интересы в организации и могут находиться даже в состоянии конфликта по причине распределения и перераспределения ресурсов между данными подразделениями.

з) “Паутина” — сеть, характеризуемая большим количеством беспорядочных коммуникационных связей, хаотичным контролем и сложностями при передаче строго дозированной и надежной информации. Представление о “паутине” дает группа, в которой каждый говорит с каждым и со всеми, улавливая в этом огромном потоке информации только ту, которая необходима ему в настоящий момент, а контролирующая и управляющая роль лидера сведена к минимуму. Такая сеть однозначно признается исследователями неэффективной для организации, но это не значит, что она будет неэффективной в условиях неформальной коалиции или в дружеской компании.

Коммуникационные роли в организации. Позиции членов группы в коммуникационных сетях неоднозначны. Одни из них в основном только воспринимают информацию, другие накапливают ее, третьи создают или перерабатывают, т.е. можно говорить о наличии коммуникационных ролей у членов группы или подразделения организации. Анализ этих ролей позволяет понять, почему между какими-либо подразделениями нарушена связь, где каналы коммуникации перегружены и т.п., и своевременно ввести те или иные должности (роли), чтобы устранить дефекты системы коммуникации. Примером мероприятий по совершенствованию коммуникационных сетей может быть введение связных для обеспечения устойчивой связи между различными подразделениями, службами или социальными группами, а также перемещение “сторожа” в узлах пересечения крупных коммуникационных потоков.

В табл. 6 представлены характеристики основных коммуникационных ролей в организации. Ясно, что центральная роль в организации, безусловно, исполняется лидером мнения.

Предназначение коммуникационных сетей в системах принятия решений. Сетевой анализ предусматривает изучение не только конфигурации сетей и коммуникационных ролей, но и содержания коммуникационных сообщений и степени их воздействия на различные структурные единицы организации. По своему предназначению в деятельности организации коммуникационные сети делятся на следующие.

1.Сеть власти служит для передачи директив, команд, распоряжений, приказов и отчетности об их исполнении. Обычно имеет вертикальную направленность — в основном от верхних структурных составляющих к нижним, чаще всего официально оформлена, носит формальный характер.

2. Сеть обмена информацией служит для передачи сообщений о состоянии дел в организации, достижениях отдельных подразделений, научных или технических новостях, перемещениях внутри организации и за ее пределами. Каналы сети обмена информацией чаще всего не совпадают с властными вертикальными каналами информации.

3. Сеть задача — экспертиза представляет собой один из видов сетей обмена информации, которые обеспечивают передачу специализированных знаний, опыта и навыков, необходимых для достижения целей подразделений организации и в конечном итоге достижения общих целей заданий и целей системы.

Таблица 6.

Коммуникационные роли в организации

Роль Определение Функции
Сторож Индивид, занимающий такое место в структуре, которое позволяет ему регулировать потоки сообщений, идущие по данному каналу Предотвращение информационных перегрузок Проведение “нужной” руководству политики
Связной Лицо, связывающее на межличностной основе две или более группы в системе, не принадлежа ни одной из них Координация действий Передача информации между членами организации
Лидер мнения Лицо, способное оказывать достаточно заметное влияние на установки или поведение других членов группы Влияние на принятие решений Обеспечение контактов с отдельными частями внешней среды
Космополит Лицо, имеющее более сильные и разнообразные связи вне организации, чем остальные ее члены Налаживание связей с внешней средой и получение нужной информации

В целом можно сказать, что в сетевой модели коммуникационного процесса в организации коммуникация рассматривается как “совокупность большого числа сетей, частично совпадающих и взаимосвязанных так, что они образуют глобальную организационную сеть, состоящую из меньших, относительно автономных сетей”. При этом главная задача, решаемая с помощью сетевого подхода, состоит в выявлении полных коммуникационных сетей (формальных и неформальных), исследовании их положения и условий существования в организации, а также возможных совмещений и дублирования при передачи информации. Такой подход позволяет ответить на следующие вопросы:

Ø правильно ли организация разбита на структурные составляющие (подразделения и службы);

Ø какие механизмы эффективны для координации действий работников;

Ø достаточно ли в организации должностей (функциональных ролей) для осуществления регулирования, фильтрации и связывания информационных потоков, передачи идей и технологий.

Сетевой анализ позволяет понять также динамику коммуникационных процессов и особенности поведения членов организации, так как нередко сети в организации возникают спонтанно (в результате появления новых целей и в ходе повседневного общения членов организации) и постоянно меняются.

Вместе с тем использование сетевого подхода сопровождается рядом трудностей, обусловленных прежде всего тем, что при анализе взаимосвязей между подразделениями и индивидами в организации возникает сложная картина, напоминающая густую паутину, вследствие чего осложняется поиск оптимальных путей передачи информации. Единственный способ избежать этих затруднений — выделение значимых связей, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность организации, однако при этом возникает опасность не заметить скрытые коммуникационные связи, которые могут изменить поведение работников и повлиять на деятельность социальных групп в организации.

Трансакционная модель коммуникаций. Данный подход основан на предположении о том, что каждый член организации, вступая в контакты с другими индивидами, обладает ограниченным “набором” состояний своего Я. Выбор определенного состояния придает взаимодействиям конкретный смысл и содержание.

При межличностной коммуникации каждый индивид может вести себя по-разному в соответствии с одним из трех основных состояний Я:

1) состояние Я, ориентированное на образы родителей (состояние “родитель”). Такое состояние характерно для руководителей, лидеров, экспертов при их взаимоотношениях с остальными членами социальной группы или подразделения в организации;

2) состояние Я, автономно направленное на объективную оценку реальности (состояние “взрослый”), прежде всего на оценку ситуации общения, признания за партнером знаний, опыта и способностей. В основном отличается стремлением к равному диалогу и равноценным социальным обменам;

3) состояние Я, действующее с момента его фиксации в раннем детстве, когда индивид занимает коммуникационную позицию “ребенок”. Состояние характеризуется [10. С. 16] стремлением к игре, развлечению, а также восприятию указаний “взрослого”.

В соответствии с трансакционной моделью обмен информацией между индивидами может осуществляться по трем каналам: родитель Р, взрослый В, ребенок Ре.

При этом процесс взаимного обмена информацией может быть:

а) параллельным, когда “стимул (посылаемая информация) влечет за собой уместную, естественную ожидаемую реакцию”, а процесс коммуникации протекает гладко, без напряжения, на основе взаимопонимания;

б) пересекающимся, когда стороны обмениваются информацией, но имеют разные позиции, неадекватно воспринимают внутреннее состояние партнера, что обусловливает напряженность в отношениях и далее разрыв соглашений, отказ в общении и социально-психологические конфликты.

Трансакционный подход полезен при выявлении возможных преград в коммуникационных процессах, выборе форм оптимального поведения при взаимодействиях в различных ситуациях, при профилактике социальных конфликтов и ситуаций напряженности, поиске возможностей для изменения поведения партнера в ходе обмена информацией. Применение трансактного анализа позволяет руководителю корректировать собственное поведение при контактах с подчиненными. Однако анализ трансакций касается только межличностных коммуникаций и не может служить основой для анализа коммуникационных сетей организации.

Литература:

1.Дейк Ван. Язык. Познание.Коммуникация. М., 1989.

2.Социология массовой коммуникации: учебное пособие //Под общей редакцией Ф.И.Минюшина, В.И.Иванова.М.1994.

3. w.w.w. gandeamus. omskcitj. com

4. w.w.w. jourclub. Ru

 

1. Эмпирическая социология в структуре социологического знания.

2. Социологическое исследование: понятие, сущность, основные этапы.

3. Классификация эмпирических социологических исследований.

 

1. Эмпирическая социология представляет собой разработку, изучение и описание совокупности методических и технических приемов, предназначенных для сбора первичной соц.информации, ее обработки и анализа.

Эмпирическая социология – это в основе своей позитивистская научная дисциплина. Основоположник социологии О.Конт разработал научный метод исследования общества, называемый «позитивизмом». Главным устремлением позитивизма был отказ от умозрительных рассуждений о принципах устройства и функционирования человеческого общества и создание такой социальной теории, которая была бы столь же точной и доказательно аргументированной, как естественно-научные теории.

Установить содержание законов формирования и развития общества можно методами, с помощью которых естественно-научные дисциплины (биология, анатомия, механика) проверяют или подтверждают соответствие сформулированных в них законов реалиям окружающего мира.

Суть этих познавательных методов состоит в следующих последовательных шагах: 1) наблюдение фактов; 2) регистрация их со всей возможной точностью; 3) по мере накопления зафиксированных наблюдений, обобщение их, поиск тех или иных связей между ними, т.е. выявление закономерностей. А, учитывая, что любая закономерность есть частное проявление какого-то общего закона, то рано или поздно совокупность этих закономерностей явит нам закон в его более или менее полном виде. Эта логика применима как к изучению природных явлений, так и к исследованиям человеческого общества.

Эмпирическая социология имеет довольно глубокие исторические корни, однако в современных своих формах, масштабах и структуре она складывается в 20-30 годы ХХ столетия – вначале в США, а затем и в других западных странах. И появление ее было связано как раз с попытками развивать социологическую науку на базовых принципах позитивизма: преодоление метафизического философствования, поиск объективного эмпирического обоснования в объяснении социальных явлений, участие социологии в процессах, связанных с совершенствованием общественных отношений.

Именно американские социологи основательно развили технику эмпирических социальных исследований. Одной из крупнейших фигур в эмпирической социологии был американский социолог Пол Лазарсфельд (уроженец Австрии, эмигрировавший в США в 1933 г.), разработчик программ и непосредственный участник крупнейших эмпирических опросов, проведенных в США по анализу влияния средств массовой коммуникации на общественное мнение. Неоценимый вклад в развитие методов эмпирической социологии (в частности – техники процедур наблюдения) является заслугой целой плеяды представителей Чикагской школы эмпирической социологии. Общепризнанной считается также та фундаментальная роль, которую сыграл в развитии современной методики и техники опросов общественного мнения Дж.Гэллап, именем которого назван знаменитый институт Гэллапа.

2. Цель любого социологического исследования – анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Этапы социологического исследования:

1) подготовительный – обдумывание цели, программы, плана, определение средств, сроков проведения, способов обработки информации;

2) сбор первичной социологической информации;

3) подготовка к обработке и обработка полученной эмпирической информации;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

3. Типология эмпирических социологических исследований:

1) В зависимости от цели социологические исследования подразделяются на теоретические и прикладные.

Теоретическое исследование направлено на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, закономерностях развития исследуемого объекта, разработку новых методик исследования, обоснование процедур.

Прикладное исследование направлено на решение конкретных практических задач (конкретной социальной проблемы), построение предположений о возможном развитии процесса, разработку конкретных программ совершенствования объекта.

2) В зависимости от глубины, масштабности и сложности анализа различают:

а) разведывательные или пилотажные исследования;

б) описательные исследования;

в) аналитические исследования.

Разведывательное исследование – это наиболее простой, ограниченный по времени и поставленным задачам вид эмпирического социологического исследования сравнительно небольших размеров обследуемых совокупностей, характеризующийся упрощенной программой и сжатым объемом используемого инструментария.

Случаи применения:

- на стадии предварительного, пробного этапа масштабных и глубоких исследований: для проверки работы инструментария, получения дополнительной информации об объекте и предмете исследования, в целях корректировки задач, уточнения гипотез, границ генеральной и выборочной совокупностей, для выявления тех практических проблем, с которыми придется столкнуться на стадии полевого этапа;

- по завершении основного этапа, когда в результате анализа возникает необходимость уточнения каких-то частных вопросов;

- при решении не вспомогательных, а основных задач, связанных с необходимостью получения каких-то оперативных данных, требуемых для принятия неожиданно назревших оперативных управленческих задач (экспресс-опросы: зондаж общественного мнения, «экзеполы»).

Как правило, в разведывательных исследованиях используется какая-либо одна из разновидностей сбора первичной социологической информации.

Описательное исследование – это более сложный и масштабный способ сбора, обработки и анализа социологической информации, проводящийся по достаточно полной и детально разработанной программе, с помощью основательного инструментария. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении.

В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.

Аналитическое исследование – самый серьезный вид социологического анализа, представляет собой собственно научный поиск и описание структурных элементов неизвестного до сих пор никому социального явления. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования - поиск причинно-следственных связей, в таком исследовании изучается совокупность многих факторов (основных и неосновных, постоянных и временных, контролируемых и неконтролируемых), обусловливающих то или иное явление. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, носит комплексный характер, использует несколько методов сбора социологической информации.

3) По разнесению во времени, т.е. в зависимости от того, изучается выделенный объект в статике или в динамике, выделяются:

а) точечные (или разовые),

б) лонгитюдные,

в) панельные исследования.

Разовые исследования проводятся только один раз, после чего к ним уже не возвращаются; исследуемый объект изучается в статике.

Лонгитюдные исследования проводятся на одной и той же выборочной совокупности на протяжении достаточно длительного времени.

Панельное исследование – это техника исследования, направленная на изучение изменений мнений и аттитюдов по одному и тому же вопросу группы людей, образующих один и тот же объект исследования. Первичная информация, получаемая при каждом очередном обследовании, называется панелью.

5) По источникам первичной социологической информации и методам ее сбора различают такие разновидности прикладных социологических исследований, как:

а) опрос,

б) анализ документов,

в) наблюдение,

г) эксперимент.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов), определяемой с помощью выборки, с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей. Виды опроса: анкетирование, интервью.

Анализ документов – совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников соц. информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

Существуют 2 метода анализа документов – традиционный (классический), формализованный (контент-анализ).

Наблюдение – метод сбора первичной информации, который основан на направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии (отслеживании) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений и фактов.

Виды наблюдения: стандартизированное, нестандартизированное, включенное, невключенное, полевое, лабораторное, систематическое, эпизодическое, случайное, одномоментное, панельное.

Эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришел из области естественных наук. Различают: натурный (лабораторный, полевой) и мысленный (модельный) эксперименты.

 

1. Сущность понятий ««генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативность».

2. Типы выборки.

 

1. Понятно, что опрашивать всех людей, составляющих объект исследования, было бы нерационально, да и практически невозможно. Какой бы ценной ни была полученная в ходе сплошного опроса информация, вряд ли она окупит столь огромные расходы на ее получение, не говоря уже о гигантских организационных усилиях.

Поэтому практически всегда социологи прибегают к выборочным методам исследований. Суть выборочного метода заключается в том, что по определенным – довольно строгим – правилам из общей численности объекта исследования (генеральной совокупности) отбирается ограниченное число людей, которое призвано в качестве своеобразной модели воспроизводить структуру объекта (выборочная совокупность).

Генеральная совокупность – это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы соц. исследования.

Выборочная совокупность – своеобразная модель генеральной совокупности, конструируемая из тех же элементов, что и объект моделирования, но в уменьшенных размерах; определенная доля индивидов или случаев (ситуаций), взятых из большой группы, которые в социологическом исследовании представляют всю данную группу в целом.

Выборка – это процесс расчета выборочной совокупности из общего числа генеральной совокупности.

Цель отбора респондентов в состав выборки всегда состоит в получении такой совокупности респондентов, которая по своим качествам репрезентирует ту, которую мы намереваемся изучить. Под р епрезентативностью в социологии понимают такиесвойства выборочной совокупности, которые позволяют ей воспроизводить характеристики исследуемого объекта и выступать на момент опроса моделью генеральной совокупности.

 

2. Выделяют 2 основные группы выборочных методов: вероятностная (случайная) выборка и невероятностная (неслучайная выборка).

Вероятностная выборка – это такая выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Главное условие осуществления вероятностной выборки – наличие полного списка всех элементов генеральной совокупности от 1 до N, где N – общее число всех элементов. Если такой список имеется, то можно использовать несколько различных методик:

1) лотерейный метод (или метод жребия) – жетоны с номерами всех элементов помещают в урну, тщательно перемешивают и извлекают последовательно n жетонов, где n – число элементов выборочной совокупности. Элементы генеральной совокупности, имеющие номера, оказавшиеся на извлеченных жетонах, будут составлять выборочную совокупность.

2) использование таблицы случайных чисел

Часть таблицы случайных чисел может быть такой, как в табл.1.

Табл. 1. Фрагмент таблицы случайных чисел

           
           
           
           
           

 

Если мы имеем генеральную совокупность из 1507 элементов и хотим спроектировать выборку численностью 150 элементов, мы можем выбирать любые два смежных столбца в таблице случайных чисел. Каждый раз, когда будет появляться число от 0001 до 1507, мы будем считать, что оно обозначает номер отбираемого элемента. Если мы начнем с первых четырех столбцов в табл.1, спускаясь по столбцам, то в выборку будут включены элементы под номерами 0799, 1016, 0084, 0480, 1306, 0929. Мы можем начать с любого места таблицы и использовать любую систему для движения по таблице. С тем же успехом случайные числа могут генерироваться специальной программой компьютера.

3) систематическая (или механическая) выборка – из пронумерованного списка через равные интервалы отбирается заданное число респондентов. При этом шаг выборки k рассчитывается по формуле:

k = N / n,

где N – численность генеральной совокупности,

n – численность выборочной совокупности.

 

Невероятностная выборка - это такой способ отбора единиц выборочной совокупности, при котором различные элементы генеральной совокупности имеют неодинаковую вероятность войти в состав выборочной совокупности.

Выделяют 2 вида неслучайного отбора: направленный (его основными разновидностями являются квотная выборка, кластерная (гнездовая выборка), многоступенчатая выборка выбор типичных представителей, метод снежного кома) и стихийные, которые формируются произвольно и часто независимо от самого исследователя.

Примером использования метода типичных представителей является определение социального портрета «самого типичного студента». Вначале был отобран наиболее типичный университет страны: рассчитывали среднестатистическую численность студентов, приходящуюся на один университет, затем нашли в университете, где численность студентов имела наименьшее отклонение от этого значения. Среди 8-ми факультетов отобранного университета остановились на факультете, где число студентов в наименьшей степени расходилось со среднестатистической численностью одного факультета. На последнем этапе рассчитывалась уже среднестатистическая успеваемость студентов этого факультета, после чего окончательный выбор пал на конкретного студента, чья успеваемость в последнюю сессию почти точно совпадала с этой среднестатистической.

Кластерная выборка (гнездовая) – представляет собой отбор объектов для исследования, в качестве каковых выступают кластеры (гнезда) более мелких единиц. Преимущества: значительно проще осуществлять отбор и обследование нескольких компактных групп, чем десятков и сотен отдельных единиц. Квотная выборка существенно уменьшает стоимость исследования и сроки его осуществления.

Н-р, в республике – несколько районов, в районе – несколько населенных пунктов, в населенном пункте – несколько микрорайонов и т.д. Из общего количества микрорайонов выбирают несколько, в которых проводится сплошной опрос.

Или: из 50 студенческих групп отбираются 10, и в этих группах проводится сплошной опрос. Дает научно обоснованную информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признака, например, полу, возрасту, видам обучения и т.п.

Квотная выборка – это отбор опрашиваемых людей с конкретным набором характеристик, осуществляемый квотами (долями, частями) от каждой определенной группы населения в соответствии с заданными пропорциями. Такая выборка чаще всего используется при изучении общественного мнения.

Многоступенчатая выборка – строится на основе применения поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем этапе. Промежуточные объекты, составляющие выборочную совокупность на высших ступенях, называют единицами отбора. Соответственно различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), единицы отбора второй ступени (вторичные единицы) и т.д. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называются единицами наблюдения.

Н-р: выборка – 800 человек, город – 3 района по методу типичных представителей, т.е. численность в них примерно равна средней численности населения одного района – по 300 человек; в районе – 3 избирательных участка по 100 человек – метод систематической выборки по спискам избирателей, определяя шаг выборки.

В реальной практике чаще всего применяется многоступенчатая выборка.

Метод снежного кома обычно применяется для отбора экспертов и редко встречающихся групп респондентов – например, потребителей, обладающих очень высокими доходами или представителей элитных групп. По сути, это техника поиска и отбора респондентов с определенным сочетанием свойств в таких условиях, когда трудно очертить границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что, за исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента совершается по указанию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей (и даже сам связывается с ними и рекомендует интервьюера), и выборка с каждым шагом разрастается подобно снежному кому.

Стихийные выборки формируются произвольно и часто независимо от самого исследователя. Примерами стихийного отбора могут служить опросы с помощью средств массовой информации, выборка «первого встречного», опросы покупателей в залах супермаркетов, пассажиров на остановках и в общественном транспорте и т.д. Одна из особенностей стихийной выборки состоит в том, что мы чаще всего не можем заранее предсказать ее размеров (как, например, при опросах с помощью СМИ).

 

 

Литература:

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

2. Касьянов В. Социология. Ростов – на – Дону. 2003.

3. Тощенко Ж.Т. Социолгия. Общий курс. 2-е изд., доп. И переработан. – М. Прометей, Юрайт, 1999 - 511 с.

4. w.w.w. gandeamus. omskcitj. com

5. w.w.w. jourclub. Ru

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.