КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СП как наука
Музыка Военный реквием — вершина творчества Бриттена, вобравшая в себя лучшие черты творчества композитора. Драматургия строится из сопоставления трех планов. Передний — два солиста (солдаты) и камерный оркестр — связаны со стихами Оуэна. Это ужас войны и страдание человека. Второй — ритуальное выражение траура — месса в исполнении сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Третий — невинность и чистота, символизируемые хором мальчиков и органом. Музыкальный язык произведения объединяет в себе старинную псалмодию, солдатскую песню, близкий импрессионизму речитатив, музыку, подобную баховским остинато, аккордовые фанфары, типичные для английских дворцовых празднеств. Requem aeternam — траурное шествие, сопровождаемое погребальным звоном колоколов. Его прерывает хор мальчиков (Те decet hymnus — Тебе поем гимн), звучащий спокойно и отрешенно, словно голоса ангелов. Траурное шествие возобновляется, прерываясь во второй раз — теперь полным экспрессии трагическим монологом тенора (Не служат месс для жертв кровавой бойни). Dies irae открывается воинственными фанфарами, полными необычайной силы. Традиционный образ траурной мессы наполняется новым смыслом — военного сигнала. Трижды проводится четко скандированная основная тема части, предваряемая каждый раз все более мощными фанфарами и раскатом ударных — словно жуткой канонадой, после чего монолог баритона «Горн пел» повествует о кратком, полном тревоги отдыхе солдат. Кульминация следующего раздела — Recordare Jesu pie (О припомни, Иисусе) — отчаянный вопль солдата, доведенного до предела страдания. Сопрано, сопровождаемое траурными звучаниями хора и оркестра, исполняет трогательную мольбу о пощаде (Lacrimosa — Слезная). В Offertorium рассказ (баритон) о жертвоприношении обрамляет хоровая фуга. Центр реквиема — Sanctus, состоящий из резко контрастных разделов. Праздничный, ликующий, с юбиляциями медных инструментов, он внезапно сменяется апокалипсическим монологом баритона. После краткого Agnus Dei в надломленно-усталом ритме наступает заключительная часть, Libera me — грандиозная фреска, в которой впервые объединяются все исполнители. Ее заключение — спокойная, постепенно стихающая колыбельная.
Д.Д. Шостакович Симфоническое творчество. 1 симфония – принципы западноевропейского романтического симфонизма и «балаганной драмы» Стравинского 2 симфония – «Симфоническое посвящение Октябрю» 3 симфония – «Первомайская» 4 симфония – 3 части с похоронным маршем 5 симфония – переломное произведение в творчестве Шостаковича 6 симфония – баховский тематизм 7 симфония – симфония-драма (ВОВ) 8 симфония – симфония-трагедия (ВОВ) 9 симфония – лёгкая, камерная 10 симфония – оптимистическая трагедия, DSCH 11 симфония – «1905» 12 симфония – «1917» 13 симфония – на стихи Евтушенко для баса и оркестра 14 симфония – для баса, сопрано и оркестра, главная тема – смерть 15 симфония – достаточно традиционна; включает темы Россини и Вагнера
Симфонизм. В творчестве Шостаковича определяются три линии симфонизма: 1) драматическая и лирико-философская (№ 1, 5, 6, 10, 15); 2) трагедийная (№ 4, 8, 11, 13, 14); 3) героико-драматическая и жанровая (№ 2, 3, 7, 9, 12).
Принципы симфонической драматургии.
Шостакович воплотил некоторые общие тенденции крупнейших мастеров ХХ века, которые были обусловлены духом времени: бедствия и подвиги тотальной войны, великие потрясения эпохи, страстная борьба за гуманизм. В связи с этим возрастает роль различного рода вторжений, потрясений в симфониях. Приём монологов-исповедей, речитативов-размышлений в медленных частях цикла и послекульминационных зонах связаны с ростом интеллектуализма в симфониях, то есть стремление выразить не только чувства, но и мысли. Принцип монотематизма, лейтмотивная система, тематическое развитие обогащается полифоническими приёмами и даже формами (канон, фугато, фуга). Причём главная партия – полифонична, побочная – гомофонно-гармоническая. Используются темы-оборотни, встречаются элементы эпохи барокко, «обобщение через жанр». Тембровая драматургия схожа с Чайковским: полное использование всех возможностей струнных, медь в героических и драматических эпизодах. Особое отношение к дереву – соло как выражение мыслей и чувств самого героя.
СП – наука о механизмах и закономерностях социальных групп, их взаимодействия, о поведении личности включенной в эту группу и о индивидуально-психологических характеристиках этой личности.
Разделы СП: 1) СП личности 2) СП малой группы 3) СП большой социальной группы 4) СП межгруппового взаимодействия
Краткая история становления СП Выделяют несколько этапов 1)донаучный или философский 2)становление СП как науки – возникают первые научные представления об психологических механизмах взаимодействия людей, начинают изучаться большие социальные группы – этносы и нации.(Тард, ЛЕбон, Сигеле) Тут СП носит описательный характер. (с середины 19 века) 3)появление экспериментальной СП, появление первых фундаментальных трудов по СП (конец 19 - начало 20 века). (Макдугалл 1902- учебник «Социальная психология») 4) современный этап (1920гг по настоящее время).
Специфика развития СП в России В конце 19 века СП развивается в рамках физиологии.
Методы СП: Классификация метода Ананьева (лангитюдный, сравнительный, срезов, комплексный) Эмпирические(эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение) Методы обработки данных (качественный и количественных) Методы интерпретационные (генетический, структурный)
Специфика применения методов: наблюдение за межличностными отношениями. Социометрия – эмпирический метод - автор Морено. Социометрия имеет целью: 1)измерение отношений сплоченности-разобщенности в группе. 2)выявление социометрических позиций, т.е. относительного авторитета членов группы по признаками симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются лидер и отвергнутый. 3)обнаружение внутригрупповых подсистем (микрогруппы) взаимодействия между ними.
Процедура: Цель, задачи, предмет, объект, гипотеза – соответствует всем требованиям проведения психологического исследования. 1) составление социометрической карты
N (количество человек в группе)=12
ФИО________________________ Вопрос «+»:______________________(вопрос прямой в след.таблице - обратный)
ФИО________________________ Вопрос «-»:______________________
2)составление социо-матрицы: ранжирование выборов из социо-карты Существуют 2 вида социометрии – параметрическая и непараметрическая
Параметрическая – процедура с ограничением количества выборов (социометрическое ограничение) – зависит от количества членов группы – для группы 5-7 человек ограничение 1, 8-11 человек 2 выбора, 12-16 человек 3 выбора. Непараметрическая – не ограничено количество выборов (N-1)
Социоматрица – итоговая таблица, куда заносятся результаты
СС – показывает положение человека в группе. Выделяют 5 положений: 1.звезды – наиболее предпочитаемые члены группы выбор большой, СС высокий, 2.высоко, средне и низко статусная – есть отрицательные выборы. 3.изолированные – у которых нет вообще выборов. 4.пренебрегаемые – у которых преобладают отрицательные, но могут быть и положительные. 5.отверженные или изгои – только отрицательные выборы.
3)Составление социограммы
Графическое изображение результатов социометрии см.рисунок 1
Микрогруппа составляет от 2 до 4 человек.
01.02.12
Малая социальная группа
Признаки: 1) наличие 2 или более людей 2) наличие достаточного времени взаимодействия 3) наличие общей цели и совместной деятельности по ее достижению 4) наличие эмоциональных и других взаимосвязей 5) осознание себя как «мы», а других как «они» 6) наличие традиций, а также общих норм и ценностей 7) наличие достаточного времени существования людей внутри группы 8) наличие организационной структуры и органов власти.
Виды МСГ: 1) условная – объединенная по какому-либо признаку, но реально не существующая (выделение происходит в исследовательских целях) 2) реальная группа – люди находятся в общении друг с другом. 3) Формальная группа – вынужденное объединение, имеет заданную извне структуру. 4) Неформальная группа – объединенная по интересам, объединяются на основе личностных предпочтений. 5) Слабо развитые группы – находящиеся на начальном этапе своего существования. 6) Высоко развитые группы – созданные давно, отличающиеся единством целей, общих интересов, высоким уровнем самоорганизации и сплоченности. 7) Диффузная – группа, которая объединена кратковременными эмоциональными переживаниями.(ДТП бабушки) 8) Референтная (эталонная) – группа, на которую человек ориентируется в своих личностных интересах, предпочтениях и симпатиях. 9) Нереферентная (группа членства) – в которую человек реально включен.
Структура МСГ: Включает в себя несколько подструктур. 1) композиционная – описание группы по внешним показателям или составу группы.(описание выборки) 2) подструктура межличностных предпочтений – реальные межличностные связи, включающие в себя отношения симпатии и антипатии(социометрия). 3) Коммуникационная – это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, которые существуют как между членами группы так и со внешней средой. 4) Функциональное отношение – связана с тем, что в группе каждый человек выполняет определенную функцию, и занимает определенное положение в соответствии с ней. (социометрия)
Социально психологические отношения в МСГ
Состоит из нескольких компонентов: 1) взаимоотношения в малой группе – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия членов группы и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями людей в ней участвующих. Виды: · общественно политические – возникают в процессе подготовки каких-либо мероприятий · служебные – возникают в процессе совместной профессиональной деятельности, направлены на реализацию профессиональной цели. · внеслужебные отношения – вне профессиональной деятельности. Взаимоотношения в МГ должны соответствовать принципам: · Уважение и субординация – предполагает создание таких взаимоотношений, которые соответствуют нормам морали и нравственности, предполагают учет индивидуально-психологических и социальных особенностей их членов, а также внимательное отношение к интересам, склонностям и запросам. Также предполагается сохранение социального статуса каждого из членов группы. · Принцип сплоченности – предполагает формирование у членов группы взаимоподдержки, взаимопонимания и др. Члены группы должны ценить принадлежность к ней, поддерживать друг друга и удерживать от недостойных поступков. · Принцип гуманизма – предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость, доверие и др. 2) Групповые устремления – это цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе совместной деятельности членов группы. Функции: · Ценностно-нормативная – групповые устремления должны отражать интересы всех членов группы. · Организационно-функциональная – групповые устремления выступают в качестве способа организации внутри и межгруппового взаимодействия. · Индивидуально-мотивационная – фиксирует личностный смысл и значимость совместной деятельности для членов группы. 3) Групповое мнение – это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов группы к определенным событиям, фактам или явлениям, как внутри группы, так и за ее пределами. Функции: · Информационная – показывает то, на каком уровне развития находится группа. · Функция воздействия – оказывается влияние на всех членов группы. · Оценочная функция – во мнении группы выражается оценка. Групповое мнение может быть официальным и неофициальным. 4) Групповые настроения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, возникших в определенный момент и определяющих направленность, ориентацию и характер деятельности группы в целом и отдельных ее членов. 5) Традиции – сложившиеся в основе длительного опыта совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения.
ДЗ: классические эксперименты по социальной психологии WIKI: Хоторнский эксперимент (Мэйо Э.); Стэнфордский тюремный эксперимент (Зимбардо Ф.); эксперименты Аш (Эш) С.(конформизм); Милграм Стенли (с током); Шериф Мазафер (лагерь).
31.01.12г
Феномены группового влияния
1) Социальная фасилитация – это тенденция выполнять деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении работы незнакомой или сложной). Ухудшаются: концентрация внимания, показатели сложной умственной деятельности, процессы генерации идей.
2) Социальная ингибиция – тенденция выполнять деятельность лучше в присутствии других людей (при выполнении работы известной и не сложной). Улучшается: сила мышечного напряжения, объем внимания, долговременная память и ассоциативное мышление.
3) Конформизм – это групповое давление, в результате которого изменяется установка или поведение отдельного человека в результате воображаемого или реального давления группы. Конформистом называется человек поддающийся групповому давлению, нонконфомист – не поддающийся. Закономерности конформного поведения: · Трудность и определенность поставленной перед группой задачей – чем сложнее и неопределенней задача, чем выше уровень конформизма. · Размер группы – наибольшая степень конформизма в группах от 2 до 5 человек. (в подростковых группах) · Сплоченность группы – чем выше сплоченность группы, тем выше конформизм. · Социальный статус человека – чем выше статус человека, тем большее давление оказывается им на группу. · Публичность группы – на публике уровень конформизма увеличивается. · Пол и возраст – более внушаемые дети до 15 лет и женщины.
4) Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда их усилия объединены ради общей цели. Проявляется, когда не измеряется личный вклад участника в групповой деятельности. Если задача является для группы достаточно интересной, то участники мотивируются на важность личного вклада и социальная леность не проявляется.
5) Деиндивидуализация – утрата индивидуальности. Возникает в групповых ситуациях обеспечивающих анонимность или при достаточно большой численности группы (толпа).
6) Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы. Смещение средней позиции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы. (Группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов. Обсуждение только усиливает изначально доминирующую точку зрения.)
7) Огруппление мышления – режим мышления возникающий - это стремление к внутренней гармонии группы, сопровождающееся желанием принимать решения не всегда адекватно ситуации, но сохраняющее существующую внутреннюю гармонию.
Влияние личности на группу – харизматические лидеры.
Социальный статус и социальные роли
Статус – положение или состояние. Социальный статус – положение человека в группе. Принято выделять 2 большие группы статусов: 1) Предписанные – те, которые предписываются человеку независимо от его способностей и усилий. 2) Достигаемые – те, которые требуют определенных усилий для человека.
Другие виды статусов: профессиональный, экономический, демографический, религиозный, кровно-родственные статусы.
Бывают эпизодические статусы – коротковременные.
Основные (определяют жизнедеятельность, реальные группы) и неосновные статусы (эпизодические, условные группы).
Каждый социальный статус обладает определенным рангом (некая иерархия, которая вырабатывается со временем в общественном мнении, передается, но нигде не фиксируется).
У каждого человека несколько статусов.
Социальная роль – поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус, совокупность требований предъявляемых человеку обществом, а также действия, которые выполняет данный человек. Соответственно, если СС является некой совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль будет являться действием в этой совокупности прав и обязанностей.
Социальная роль состоит из 2 компонентов: 1) Ролевое ожидание – определяется социальным статусом. 2) Исполнение роли.
Социальные роли: 1) Институционализированные – не выбираемые социальные роли. 2) Конвенциональные – принимаемые или непринимаемые по соглашению.
Основные характеристики социальной роли (Толкот Парсонс): 1) Масштаб роли – зависит от диапазона межличностных отношений. 2) Способ получения роли – предписанные и достигаемые. 3) Степень формализации роли – формальные и неформальные роли. 4) Мотивация выбора роли – зачем выбирается роль.
К экзамену: Социализация Лидерство-руководство Общение(не Андреев, учебники для техникумов)
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |