Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СП как наука

Музыка

Военный реквием — вершина творчества Бриттена, вобравшая в себя лучшие черты творчества композитора. Драматургия строится из сопоставления трех планов. Передний — два солиста (солдаты) и камерный оркестр — связаны со стихами Оуэна. Это ужас войны и страдание человека. Второй — ритуальное выражение траура — месса в исполнении сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Третий — невинность и чистота, символизируемые хором мальчиков и органом. Музыкальный язык произведения объединяет в себе старинную псалмодию, солдатскую песню, близкий импрессионизму речитатив, музыку, подобную баховским остинато, аккордовые фанфары, типичные для английских дворцовых празднеств.

Requem aeternam — траурное шествие, сопровождаемое погребальным звоном колоколов. Его прерывает хор мальчиков (Те decet hymnus — Тебе поем гимн), звучащий спокойно и отрешенно, словно голоса ангелов. Траурное шествие возобновляется, прерываясь во второй раз — теперь полным экспрессии трагическим монологом тенора (Не служат месс для жертв кровавой бойни). Dies irae открывается воинственными фанфарами, полными необычайной силы. Традиционный образ траурной мессы наполняется новым смыслом — военного сигнала. Трижды проводится четко скандированная основная тема части, предваряемая каждый раз все более мощными фанфарами и раскатом ударных — словно жуткой канонадой, после чего монолог баритона «Горн пел» повествует о кратком, полном тревоги отдыхе солдат. Кульминация следующего раздела — Recordare Jesu pie (О припомни, Иисусе) — отчаянный вопль солдата, доведенного до предела страдания. Сопрано, сопровождаемое траурными звучаниями хора и оркестра, исполняет трогательную мольбу о пощаде (Lacrimosa — Слезная). В Offertorium рассказ (баритон) о жертвоприношении обрамляет хоровая фуга. Центр реквиема — Sanctus, состоящий из резко контрастных разделов. Праздничный, ликующий, с юбиляциями медных инструментов, он внезапно сменяется апокалипсическим монологом баритона. После краткого Agnus Dei в надломленно-усталом ритме наступает заключительная часть, Libera me — грандиозная фреска, в которой впервые объединяются все исполнители. Ее заключение — спокойная, постепенно стихающая колыбельная.

 

 

Д.Д. Шостакович Симфоническое творчество.

1 симфония – принципы западноевропейского романтического симфонизма и «балаганной драмы» Стравинского

2 симфония – «Симфоническое посвящение Октябрю»

3 симфония – «Первомайская»

4 симфония – 3 части с похоронным маршем

5 симфония – переломное произведение в творчестве Шостаковича

6 симфония – баховский тематизм

7 симфония – симфония-драма (ВОВ)

8 симфония – симфония-трагедия (ВОВ)

9 симфония – лёгкая, камерная

10 симфония – оптимистическая трагедия, DSCH

11 симфония – «1905»

12 симфония – «1917»

13 симфония – на стихи Евтушенко для баса и оркестра

14 симфония – для баса, сопрано и оркестра, главная тема – смерть

15 симфония – достаточно традиционна; включает темы Россини и Вагнера

 

Симфонизм.

В творчестве Шостаковича определяются три линии симфонизма:

1) драматическая и лирико-философская (№ 1, 5, 6, 10, 15);

2) трагедийная (№ 4, 8, 11, 13, 14);

3) героико-драматическая и жанровая (№ 2, 3, 7, 9, 12).

 

 

Принципы симфонической драматургии.

 

Шостакович воплотил некоторые общие тенденции крупнейших мастеров ХХ века, которые были обусловлены духом времени: бедствия и подвиги тотальной войны, великие потрясения эпохи, страстная борьба за гуманизм. В связи с этим возрастает роль различного рода вторжений, потрясений в симфониях. Приём монологов-исповедей, речитативов-размышлений в медленных частях цикла и послекульминационных зонах связаны с ростом интеллектуализма в симфониях, то есть стремление выразить не только чувства, но и мысли.

Принцип монотематизма, лейтмотивная система, тематическое развитие обогащается полифоническими приёмами и даже формами (канон, фугато, фуга). Причём главная партия – полифонична, побочная – гомофонно-гармоническая.

Используются темы-оборотни, встречаются элементы эпохи барокко, «обобщение через жанр». Тембровая драматургия схожа с Чайковским: полное использование всех возможностей струнных, медь в героических и драматических эпизодах. Особое отношение к дереву – соло как выражение мыслей и чувств самого героя.

 

 

 

СП – наука о механизмах и закономерностях социальных групп, их взаимодействия, о поведении личности включенной в эту группу и о индивидуально-психологических характеристиках этой личности.

 

Разделы СП:

1) СП личности

2) СП малой группы

3) СП большой социальной группы

4) СП межгруппового взаимодействия

 

Краткая история становления СП

Выделяют несколько этапов

1)донаучный или философский

2)становление СП как науки – возникают первые научные представления об психологических механизмах взаимодействия людей, начинают изучаться большие социальные группы – этносы и нации.(Тард, ЛЕбон, Сигеле) Тут СП носит описательный характер. (с середины 19 века)

3)появление экспериментальной СП, появление первых фундаментальных трудов по СП (конец 19 - начало 20 века). (Макдугалл 1902- учебник «Социальная психология»)

4) современный этап (1920гг по настоящее время).

 

Специфика развития СП в России

В конце 19 века СП развивается в рамках физиологии.

 

Методы СП:

Классификация метода Ананьева (лангитюдный, сравнительный, срезов, комплексный)

Эмпирические(эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение)

Методы обработки данных (качественный и количественных)

Методы интерпретационные (генетический, структурный)

 

Специфика применения методов: наблюдение за межличностными отношениями. Социометрия – эмпирический метод - автор Морено.

Социометрия имеет целью:

1)измерение отношений сплоченности-разобщенности в группе.

2)выявление социометрических позиций, т.е. относительного авторитета членов группы по признаками симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются лидер и отвергнутый.

3)обнаружение внутригрупповых подсистем (микрогруппы) взаимодействия между ними.

 

Процедура:

Цель, задачи, предмет, объект, гипотеза – соответствует всем требованиям проведения психологического исследования.

1) составление социометрической карты

 

N (количество человек в группе)=12

 

ФИО________________________

Вопрос «+»:______________________(вопрос прямой в след.таблице - обратный)

 

ФИО баллы
    +3
    +2
    +1

 

ФИО________________________

Вопрос «-»:______________________

 

ФИО баллы
    -3
    -2
    -1

 

 

2)составление социо-матрицы: ранжирование выборов из социо-карты

Существуют 2 вида социометрии – параметрическая и непараметрическая

 

Параметрическая – процедура с ограничением количества выборов (социометрическое ограничение) – зависит от количества членов группы – для группы 5-7 человек ограничение 1, 8-11 человек 2 выбора, 12-16 человек 3 выбора.

Непараметрическая – не ограничено количество выборов (N-1)

 

Социоматрица – итоговая таблица, куда заносятся результаты

 

 

ФИО              
  Иванов х   +3          
  Соколов +3 х -3 +2 -1 -2   +1
  Солынин     Х          
  Молоков     -1 х        
  Афанасов     +2   х      
  Ледовская           х    
                 
  Тихомиров               х
Количество выборов                
Социометрический статус Сумма баллов (с учетом знака)                

 

 

СС – показывает положение человека в группе. Выделяют 5 положений:

1.звезды – наиболее предпочитаемые члены группы выбор большой, СС высокий,

2.высоко, средне и низко статусная – есть отрицательные выборы.

3.изолированные – у которых нет вообще выборов.

4.пренебрегаемые – у которых преобладают отрицательные, но могут быть и положительные.

5.отверженные или изгои – только отрицательные выборы.

 

3)Составление социограммы

 

Графическое изображение результатов социометрии см.рисунок 1

 

Микрогруппа составляет от 2 до 4 человек.

 

 

01.02.12

 

Малая социальная группа

 

Признаки:

1) наличие 2 или более людей

2) наличие достаточного времени взаимодействия

3) наличие общей цели и совместной деятельности по ее достижению

4) наличие эмоциональных и других взаимосвязей

5) осознание себя как «мы», а других как «они»

6) наличие традиций, а также общих норм и ценностей

7) наличие достаточного времени существования людей внутри группы

8) наличие организационной структуры и органов власти.

 

Виды МСГ:

1) условная – объединенная по какому-либо признаку, но реально не существующая (выделение происходит в исследовательских целях)

2) реальная группа – люди находятся в общении друг с другом.

3) Формальная группа – вынужденное объединение, имеет заданную извне структуру.

4) Неформальная группа – объединенная по интересам, объединяются на основе личностных предпочтений.

5) Слабо развитые группы – находящиеся на начальном этапе своего существования.

6) Высоко развитые группы – созданные давно, отличающиеся единством целей, общих интересов, высоким уровнем самоорганизации и сплоченности.

7) Диффузная – группа, которая объединена кратковременными эмоциональными переживаниями.(ДТП бабушки)

8) Референтная (эталонная) – группа, на которую человек ориентируется в своих личностных интересах, предпочтениях и симпатиях.

9) Нереферентная (группа членства) – в которую человек реально включен.

 

Структура МСГ:

Включает в себя несколько подструктур.

1) композиционная – описание группы по внешним показателям или составу группы.(описание выборки)

2) подструктура межличностных предпочтений – реальные межличностные связи, включающие в себя отношения симпатии и антипатии(социометрия).

3) Коммуникационная – это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, которые существуют как между членами группы так и со внешней средой.

4) Функциональное отношение – связана с тем, что в группе каждый человек выполняет определенную функцию, и занимает определенное положение в соответствии с ней. (социометрия)

 

 

Социально психологические отношения в МСГ

 

Состоит из нескольких компонентов:

1) взаимоотношения в малой группе – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия членов группы и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями людей в ней участвующих. Виды:

· общественно политические – возникают в процессе подготовки каких-либо мероприятий

· служебные – возникают в процессе совместной профессиональной деятельности, направлены на реализацию профессиональной цели.

· внеслужебные отношения – вне профессиональной деятельности.

Взаимоотношения в МГ должны соответствовать принципам:

· Уважение и субординация – предполагает создание таких взаимоотношений, которые соответствуют нормам морали и нравственности, предполагают учет индивидуально-психологических и социальных особенностей их членов, а также внимательное отношение к интересам, склонностям и запросам. Также предполагается сохранение социального статуса каждого из членов группы.

· Принцип сплоченности – предполагает формирование у членов группы взаимоподдержки, взаимопонимания и др. Члены группы должны ценить принадлежность к ней, поддерживать друг друга и удерживать от недостойных поступков.

· Принцип гуманизма – предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость, доверие и др.

2) Групповые устремления – это цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе совместной деятельности членов группы.

Функции:

· Ценностно-нормативная – групповые устремления должны отражать интересы всех членов группы.

· Организационно-функциональная – групповые устремления выступают в качестве способа организации внутри и межгруппового взаимодействия.

· Индивидуально-мотивационная – фиксирует личностный смысл и значимость совместной деятельности для членов группы.

3) Групповое мнение – это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов группы к определенным событиям, фактам или явлениям, как внутри группы, так и за ее пределами.

Функции:

· Информационная – показывает то, на каком уровне развития находится группа.

· Функция воздействия – оказывается влияние на всех членов группы.

· Оценочная функция – во мнении группы выражается оценка. Групповое мнение может быть официальным и неофициальным.

4) Групповые настроения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, возникших в определенный момент и определяющих направленность, ориентацию и характер деятельности группы в целом и отдельных ее членов.

5) Традиции – сложившиеся в основе длительного опыта совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения.

 

ДЗ: классические эксперименты по социальной психологии WIKI: Хоторнский эксперимент (Мэйо Э.); Стэнфордский тюремный эксперимент (Зимбардо Ф.); эксперименты Аш (Эш) С.(конформизм); Милграм Стенли (с током); Шериф Мазафер (лагерь).

 

31.01.12г

 

Феномены группового влияния

 

1) Социальная фасилитация – это тенденция выполнять деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении работы незнакомой или сложной). Ухудшаются: концентрация внимания, показатели сложной умственной деятельности, процессы генерации идей.

 

2) Социальная ингибиция – тенденция выполнять деятельность лучше в присутствии других людей (при выполнении работы известной и не сложной). Улучшается: сила мышечного напряжения, объем внимания, долговременная память и ассоциативное мышление.

 

3) Конформизм – это групповое давление, в результате которого изменяется установка или поведение отдельного человека в результате воображаемого или реального давления группы. Конформистом называется человек поддающийся групповому давлению, нонконфомист – не поддающийся.

Закономерности конформного поведения:

· Трудность и определенность поставленной перед группой задачей – чем сложнее и неопределенней задача, чем выше уровень конформизма.

· Размер группы – наибольшая степень конформизма в группах от 2 до 5 человек. (в подростковых группах)

· Сплоченность группы – чем выше сплоченность группы, тем выше конформизм.

· Социальный статус человека – чем выше статус человека, тем большее давление оказывается им на группу.

· Публичность группы – на публике уровень конформизма увеличивается.

· Пол и возраст – более внушаемые дети до 15 лет и женщины.

 

4) Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда их усилия объединены ради общей цели. Проявляется, когда не измеряется личный вклад участника в групповой деятельности. Если задача является для группы достаточно интересной, то участники мотивируются на важность личного вклада и социальная леность не проявляется.

 

5) Деиндивидуализация – утрата индивидуальности. Возникает в групповых ситуациях обеспечивающих анонимность или при достаточно большой численности группы (толпа).

 

6) Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы. Смещение средней позиции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы. (Группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов. Обсуждение только усиливает изначально доминирующую точку зрения.)

 

7) Огруппление мышления – режим мышления возникающий - это стремление к внутренней гармонии группы, сопровождающееся желанием принимать решения не всегда адекватно ситуации, но сохраняющее существующую внутреннюю гармонию.

 

Влияние личности на группу – харизматические лидеры.

 

 

Социальный статус и социальные роли

 

 

Статус – положение или состояние.

Социальный статус – положение человека в группе.

Принято выделять 2 большие группы статусов:

1) Предписанные – те, которые предписываются человеку независимо от его способностей и усилий.

2) Достигаемые – те, которые требуют определенных усилий для человека.

 

Другие виды статусов: профессиональный, экономический, демографический, религиозный, кровно-родственные статусы.

 

Бывают эпизодические статусы – коротковременные.

 

Основные (определяют жизнедеятельность, реальные группы) и неосновные статусы (эпизодические, условные группы).

 

Каждый социальный статус обладает определенным рангом (некая иерархия, которая вырабатывается со временем в общественном мнении, передается, но нигде не фиксируется).

 

У каждого человека несколько статусов.

 

Социальная роль – поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус, совокупность требований предъявляемых человеку обществом, а также действия, которые выполняет данный человек. Соответственно, если СС является некой совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль будет являться действием в этой совокупности прав и обязанностей.

 

Социальная роль состоит из 2 компонентов:

1) Ролевое ожидание – определяется социальным статусом.

2) Исполнение роли.

 

 

Социальные роли:

1) Институционализированные – не выбираемые социальные роли.

2) Конвенциональные – принимаемые или непринимаемые по соглашению.

 

Основные характеристики социальной роли (Толкот Парсонс):

1) Масштаб роли – зависит от диапазона межличностных отношений.

2) Способ получения роли – предписанные и достигаемые.

3) Степень формализации роли – формальные и неформальные роли.

4) Мотивация выбора роли – зачем выбирается роль.

 

 

К экзамену:

Социализация

Лидерство-руководство

Общение(не Андреев, учебники для техникумов)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История создания. Первая часть построена по схеме классического сонатного аллегро, но масштабы ее грандиозны | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.