Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции государственного бюджета




 

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы)- аккумулируюшая;

2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы)- распределительная;

3) контрольная.

Аккумулирующую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов – полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:

- заработная плата работников;

- доходы лиц, работающих не по найму;

- предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);

- рента собственников земли;

- ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменения соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением. Благодаря данной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет. Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Эта функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

 

4. Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Бюджетные доходы, 1) - являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса,

2) - выступают объектом дельнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжении государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

Анализ формирования бюджетных доходов позволяет выделить две основные группы факторов, влияющих на эту тенденцию. Во-первых, значительная часть финансовых ресурсов аккумулируются в государственных внебюджетных фондах; значительно выросли затраты по обслуживанию государственного долга; велики расходы на оборону и содержание правоохранительных органов и т.д. Во-вторых, объем и доля бюджетов субъектов РФ должны увеличиваться в связи с передачей им социальных и производственных объектов, ранее финансируемых из федерального бюджета (из-за перераспределения компетенции); передачей объектов социальной и производственной инфраструктуры приватизированных и акционерных предприятий, а также предприятий военно-промышленного комплекса; др. причинами.

Объективная основа распределения доходов по уровням бюджетной системы – структура государственной и муниципальной собственности, разграничение собственности и предметов ведения – полномочий и ответственности – между органами государственной власти Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

 

Доходы бюджета классифицируются по различным признакам:

1) По источникам образования

- налоги с юридических лиц;

- налоги с населения;

- займы;

- поступления от реализации или использования государственной собственности.

2) По методу взимания

- налоговые доходы - это поступления от налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль и т.д.)

- неналоговые доходы:

а) поступления от продажи государственной собственности юридическим и физическим лицам;

б) поступления от реализации облигаций госзаймов и других государственных ценных бумаг;

в) доходы внебюджетных фондов;

г) доходы от внешнеэкономической деятельности.

- безвозмездные поступления.

3) По видам налогов

- акцизы;

- НДС;

- налог на прибыль;

- подоходный налог и др.

5.Состав и структура расходов бюджетов и методы их финансирования

Расходы бюджетов – это часть бюджетных отношений, связанных с использованием средств бюджетного фонда, обеспечивающих удовлетворение общественных потребностей.

Под составом расходов бюджетов следует понимать укрупненные группы расходов, а под структурой расходов – удельные веса этих групп.

Наибольший удельный вес занимают расходы на финансирование народного хозяйства, включая затраты на конверсию военного производства (30-40% от общего объема бюджетных расходов). Эта группа имеет важное экономическое и политическое значение, так как обеспечивает решение наиболее важных и крупных задач: финансирование приоритетных мероприятий и базовых отраслей экономики, реализация целевых комплексных программ, наращивание научно-технического потенциала и техническое переоснащение действующих государственных предприятий в разных отраслях народного хозяйства.

К этой группе примыкает, но выделяется в отдельную группу, финансирование внешнеэкономической деятельности: обслуживание валютного долга, покупка валюты для неторговых платежей, расходы на неторговые операции, безвозмездная помощь иностранным государствам, закупка товаров для централизованного экспорта, если валютная выручка направляется на оплату централизованного импорта.

На третьем месте по удельному весу, но не по экономической и политической значимости, стоят расходы на финансирование социально-культурных мероприятий (просвещение, наука, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение). Значение этой группы расходов определяется тем, что они способствуют развитию экономики страны и обеспечивают осуществление социальных прав граждан России на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д.

Расходы на оборону занимают следующее место по удельному весу и также имеют большое значение, обеспечивая поддержание обороноспособности на необходимом уровне. Их объемы зависят от степени реальной угрозы военного нападения на нашу страну – при благоприятной международной обстановке они сокращаются (именно сейчас это и наблюдается), от уровня развития экономики (сколько финансовых ресурсов она «позволяет» выделить на эту цель) и от действующей военной доктрины (руководящий принцип в военной области).

Расходы на управление обусловлены выполнением государством специфической – управленческой функции и связаны с хозяйственно-организаторской функцией государства. Совершенствование аппарата управления и сокращение расходов на его содержание имеют большое значение, так как приводят к высвобождению людских ресурсов, которые могут быть использованы в других отраслях деятельности, позволяют добиваться лучшей организации управленческого труда, делают руководство общественными процессами более оперативным, а потому и более действенным. В составе расходов на управление входят содержание Парламента, аппарата Президента, Правительства, включая все министерства, комитеты и другие ведомства, правоохранительных и судебных органов в центре и на местах.

В бюджетах имеются такие группы расходов, как образование резервов (резервные фонды Парламента, Президента, Правительства России, образование материальных резервов, а также резервных фондов в региональных и местных бюджетах), дотации, субсидии и субвенции другим бюджетам и другие расходы (на обслуживание внутреннего долга, выплату компенсаций реабилитированным лицам и т.д.).

В зависимости от того, каким организациям выдаются бюджетные средства, различают два метода бюджетного финансирования: сметное и хозрасчетное финансирование.

Сметное финансирование применяется в отношении учреждений социальной сферы, органов управления и организации системы Министерства обороны России, а также операционных расходов в народном хозяйстве (содержание государственной ветеринарной службы, государственных семенных станций, противоэпизоотические мероприятия и т.п.). Сметным этот метод называется потому, что финансирование из бюджетов производится в пределах сумм, предусмотренных в утвержденных сметных бюджетных учреждений.

Хозрасчетный метод финансирования заключается в том, что расходы по основной деятельности хозрасчетных предприятий покрываются за счет их собственных доходов (самофинансирование), а из бюджетов средства выдаются в основном на расширение производства – на конкретные цели, предусмотренные их финансовыми планами или государственными заказами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.