Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация права при пробелах




В ряде случаев при выборе правовой нормы для оценки правового явления обнаруживается так называемый пробел в праве, т. е. полное или частичное отсутствие юридических норм, необходимых для принятия решения по делу.

Существуют действительные и мнимые пробелы.

Мнимый – это такой случай, когда при оценке неправового по своему характеру общественному отношению считают, что оно должно регулироваться правовой нормой, когда в действительности эти отношения правом регулироваться не должны, а должны регулироваться моралью, обычаями.

Исходя из этого, мнимые пробелы устранению не подлежат.

Действительный – имеет место, когда отсутствует юридическая норма, регулирующая общественные отношения, является по своей сути правовым.

Такая пробельность подлежит устранению, и существуют два пути её устранения:

- совершенствование законодательства путём создания новых правых норм, регулирующих данные пробелы.

- применение правовой аналогии в процессе правоприменительной деятельности. Здесь выделяют аналогию права - когда решение по делу принимается на основе принципов права, в случае отсутствия сходной правовой нормы.

Однако необходимо учитывать, что решение по аналогии не допустимо, если её применение запрещено законом или закон связывает наступление юридических последствий только с конкретными нормами.

Согласно общим принципам права аналогия полностью исключена, при разрешении дел об административных правонарушениях, но вполне применима в гражданском праве.

Причины пробельности бывают различные. Это может быть недосмотр законодателя, либо в случае если законодатель ещё не знает, как будут развиваться общественные отношения и оставляет решение данной проблемы напотом.

Коллизии.

Под ними понимаются противоречия между существующими правовыми актами.

В настоящее время существуют различные формы проявления коллизий – это:

1) неправомерное издание НПА теми или иными субъектами правотворчества, неодыкватность оценки, либо соотношений между ними исходя из их юридической силы (проявляется в несоответствии норм внутри государственного и международного права, федеральных норм и норм субъектов федерации).

2) деформация статуса государственного органа и общественных организаций и осуществление ими неправомерных юридических действий.

Российское право, признавая наличие коллизий, конституционно закрепило, что решение юридической коллизии является прерогативой федерального центра.

Для устранения коллизии используют судебные процедуры. Особо велика роль конституционного суда, судов общей юрисдикции.

 

Тема 13: «Законность и правопорядок».

Существует несколько определений законности, общим в этих определениях является то, что законность представляет собой строгое, неуклонное исполнение норм права участниками правоотношений.

Таким образом, видно, что законность рассматривается в основном как противовес произволу властей, т. е. законность определяется как принцип, метод и режим строгого, неукоснительного исполнения норм права всеми участниками общественных отношений, т. е. государством и его органами, общественными и иными организациями, должностными лицами и гражданами.

Правопорядок – это состояние упорядочения общественных отношений, основанных на праве и законности, т. е. это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, т. е. результат соблюдения законности.

Из этого видно, что именно правопорядок, представляет цель правового регулирования и именно для этого издаются НПА, совершенствуются и таким образом, принимаются меры по укреплению законности.

Подлинную законность в государстве характеризуют два признака:

- наличие нормативной основы, урегулирование общественных отношений;

- всеобщность законности.

Нормативной основой законности являются НПАты, которые выражают и охраняют интересы всего населения государства, а не отдельной его части.

Всеобщность законности означает, что строгое и неукоснительное соблюдение правовых предписаний является всеобщим принципом деятельности всех государственных органов, объединений граждан, других юридических лиц, а также граждан.

Из этого можно сделать вывод, что основными требованиями законности является:

1 – всеобщность;

2 – единство;

3 – верховенство закона и урегулирование законом наиболее важных и существенных общественных отношений.

4 – единство законности и целесообразности означает недопустимость отступления от предписаний закона по соображениям какой-либо целесообразности, ибо единственная целесообразность заключается в неукоснительном соблюдении требований законности.

5 – неразрывная связь законности с культурой того или иного народа, т. е. законность в государстве должна опираться на общую правовую культуру граждан, т. е. правовая культура в данном случае выступает предпосылкой создания законов и предпосылкой их успешной реализации.

6 – неотвратимость ответственности за нарушение закона, это связано не с суровостью закона, а с неотвратимостью наказания за нарушение закона.

7 – всеобъемлющий контроль за реализацией законов включает в себя контроль как за деятельностью государства, их должностными лицами и в первую очередь их правоохранительными органами. Осуществляется он органами прокуратуры, судебными органами.

Система средств и способов обеспечения законности и правопорядка включает следующие блоки:

I – формирование, создание и совершенствование гарантий законности в деятельности органов власти и должностных лиц: это экономические, политические и духовные гарантии, а также меры по совершенствованию законодательства, меры по совершенствованию надзора за соблюдением законности и меры профилактики за нарушение законности и правопорядка.

II создание действительно эффективной системы охраны закона и правопорядка, которая включает в себя устранение коллизий между законами и подзаконными актами.

III осуществление профилактических мер по осуществлению законности и правопорядка, что включает постоянный анализ состояния законности и правопорядка на всех уровнях и территориях государства, а также разработка единых критериев оценки состояния законности и правопорядка, позволяющий давать их объективную оценку.

В заключении:

Правопорядок и законность хотя и является достаточно близкими понятиями, но они не тождественны.

Правопорядок и законность соотносятся с собой как цель и средство, что означает, что правопорядок может быть обеспечен только лишь правовыми средствами.

Незаконные же методы поддержания правопорядка разрушают его изнутри, т. к. противоречат самому понятию правопорядка, как порядка законного. В связи с этим, где порядок в обществе держится только на узаконенной силе, выдаваемой за право, правопорядок отсутствует и его место занимает законопорядок.

Следует отметить, что подлинный правопорядок тесно связан со свободой личности, признание личности государства и признание личностью предписаний государства.

 

Тема 14: «Правонарушение и юридическая ответственность».

Правонарушение – это:

- общественно опасное,

- противоправное деяние (действие или бездействие),

- совершённое виновно, т. е. умышлено либо по неосторожности,

- за которое предусматривается юридическая ответственность.

Общественная опасность – это социологический признак правонарушения, который состоит в причинении вреда, либо в создании угрозы его причинения законным интересам личности, общества и государства в целом.

Общественная опасность характеризуется двумя показателями:

- характером общественной опасности, которая в основном зависит от ценности объекта посягательства.

- степень общественной опасности определяется размером причинённого ущерба.

Противоправность – это нормативный признак правонарушения, закрепляющий запрещённые общественно опасные деяния, которые прямо предусмотрены нормами права (этот признак противоправности исключает применение принципа аналогии в отношении антиобщественных деяний, неуказанных прямо в законе).

Противоправность, как выражение общественного деяния может быть различной, в связи с чем выделяют несколько видов противоправности:

- дисциплинарную;

- административную;

- уголовную.

Однако в законодательстве РФ законом определены некоторые обстоятельства, исключающие противоправность деяния, это:

· необходимая оборона (ст. 37 УК РФ, 1066 ГК РФ, 19 КОАП) – под ней признаётся соразмерность посягательств путём причинения вреда посягаемому.

· крайняя необходимость – это действие по устранению опасности путём причинения вреда третьим лицам (ст. 39 УК РФ, 1067 ГК РФ).

· задержание лица совершившего правонарушение путём причинения соразмерного вреда в случае сопротивления (ст. 38 УК РФ).

· физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ).

· обоснованный риск (ст. 41 УК РФ).

· исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) распространяется на специальные субъекты: военнослужащих, сотрудников внутренних дел. Ответственность несётся лицом, отдавшим приказ.

Виновность – это субъективный признак правонарушения, который выражает внутренние отношение лица к общественно опасному деянию и его последствия в форме умысла, либо неосторожности, т. е. в соответствии с этим принципом правонарушением признаётся противоправное деяние, совершённое виновно, т. е. осознано и видимо.

В соответствии с этим не являются правонарушениями деяния, совершённые недееспособным и невменяемым лицом, т. к. они не способны действовать виновно.

Согласно российскому законодательству имеется ряд обстоятельств исключающих виновность, это казус – случай без вины, когда лицо не предвидит общественно опасных последствий, не должно было и не могло их предвидеть по обстоятельствам дела (ст. 28 УК РФ).

Существует также ряд обстоятельств позволяющих освободить гражданина от ответственности это:

- деятельное раскаяние (ст. 75)

- примирение с потерпевшим (ст. 76)

- изменение обстановки (ст. 77)

- истечение сроков давности (ст. 78)

- освобождение от юридической ответственности в связи с наличием акта амнистии или помилования.

Наказуемость – это признак, отражающий отрицательную государственную оценку деяния, как опасного противоправного и виновного, за которое предусматривается юридическая ответственность, в виде уголовного наказания, либо взыскание дисциплинарного, административного или имущественного характера.

В заключение следует отметить, что правонарушения осуществляются только людьми и правонарушения представляют собой какой-то вид поведения или действия, но не в коем случае образ мысли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.