КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность государства
Под сущностью любого государства в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых и глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, т.е. это позволяет выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство и чью волю оно выражает. В настоящее время сложилось два основных подхода к трактовке сущности государства: I - Классовый (марксистский), он определяет сущность государства, как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Исходя из этого, государство рассматривается как классовая организация, в какой экономически господствующий класс осуществляет насилие в отношении других классов общества, следовательно, государство трактуется как аппарат насилия и подавления, а его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса. II -Он исходит из общесоциальной сущности государства и предназначение его - служить всему обществу, соответственно этому, сущность государства состоит в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты и выступать средством согласия и компромисса. Достоинства данного подхода по отношению к классовым выражается в том, что: Ø он основан на общечеловеческой, общесоциальной природе государства и рассмотрение его как властной системе управления обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Ø он ориентирует на демократические методы управления обществом, т.к. достичь социального компромисса невозможно лишь по средствам принуждения и насилия. Ø он подчеркивает в отличие от классового (который ориентирован на ликвидацию государства в итоге развития общества) на ценность для общества его государственной организации, т.к. человечество до сего момента не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Согласно классовому подходу антиподом государству не может выступать самоуправление. Несмотря на диаметральную противоположность подходов, они не исключают друг друга, а свидетельствуют о двойственности государства. У демократического государства общесоциальные начала будут доминировать. Тема 2: «Типология государств». Типология государств, представляет их как классификацию по типам, что способствует более глубокому выявлению признаков, свойств государства. Это позволяет проследить закономерности развития государств и их эволюцию. В настоящее время в юридической литературе наиболее распространенными являются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Формационный – основывается на объединении государств в рамках определения общественно-экономической формации. Главным классификационным признаком служит способ производства, уровень развития производственных отношений, что определяется господствующей формой собственности на средства производства. По этому признаку в зависимости от системы социально-экономических отношений выделяют пять формаций и соответствующие им тапы государств: Ø первобытнообщинная формация – безгосударственная форма. Ø рабовладельческая формация – рабовладельческий тип государства. Ø феодальная формация – феодальный тип государства. Ø капиталистическая формация – капиталистический тип государства. Ø социалистическая формация – социалистический тип государства. Согласно данной марксистской теории каждой общественной экономической формации присущ свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе, носящий объективный характер. Замена экономического строя влечет изменения в государственно-правовой надстройке, сменяя как тип государства, так и тип права. Кроме того, переход от одной формации к другой осуществляется строго последовательно. Ущербность данного подхода состоит в следующем: * он разработан в основном на базе европейских государств; * он предлагает заранее предопределить смену одной формации другой, что не всегда подтверждается социальной практикой. Например: Монголия. Цивилизационный - он кроме экономический факторов при типологии государств учитывает и значительный спектр географических, религиозных и иных духовно-культурных факторов, таких как развитие мировоззрения, развитие обычаев и традиций, культуры, географического положения и прочее. Эти факторы могут значительно повлиять на развитие экономических факторов (могут ускорить, либо замедлить их развитие) и таким образом прерывается поступательно-формационное движение. Согласно данному подходу все существующие типы государств разбились в зависимости от существующих цивилизаций. Например: (локальные цивилизации существуют в отдельных регионах и у отдельных народов – шумерская, эгейская; либо государства присущие отдельным государствам – Китайская, Западно-Европейская, исламская и пр.). Существует и «всемирная цивилизация», охватывающая все человечество. Существуют и иные подходы к типологии государств, так, например Баден делит все государства на: - законные, где подданные повинуются законам правителя, а правитель законам природы; - сеньоральные, где правитель силой оружия становится обладателем имущества людей и правит ими как отец; - тиранические государства, где правитель поправляет законы, распоряжается людьми и их имуществом как своей собственностью. «Идеальным государством, Баден считает государство, где монарх боится Бога». В заключении следует сказать, что эти два подхода не являются исключающими, а лишь дополняют друг друга.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |