КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Атеистические государства
Например: Северная Корея, Куба. Характеризуются: - церковь лишается её экономической базы; - религиозные организации находятся под жестким контролем государства; - религиозные организации зачастую не имеют прав юридического лица; - запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, а свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.
Тема 3: «Государство в политической системе общества». Еще Макиавелли, говоря о роли государства, предполагал безопасность личности, незыблемость собственности. Основным ядром государства является его политическая организация. Государство и общество не тождественны, их следует различать, т.к. государство выделялось из общества на известные ступени его развития. Таким образом, общество – мать государства, а государство - дитя общества. Из этого следует что, каково общество, таково и государство. По мере развития общества меняется и государство, становясь более совершенным и цивилизационным. Само же общество не является простой совокупностью индивидов, а представляет собой сложный социальный механизм взаимодействия между собой людей, связанных семейными узами, классовыми, производственными и иными отношениями. Все это составляет политическую систему организации общества и включает эта система в себя политические организации, политические нормы, отношения и политическую идеологию. Функции этой политической системы состоят в определении целей развития общества, его политической интеграции (объединение). Таким образом, политическую систему общества образуют многообразие организаций, институты и учреждения, осуществляющие борьбу за власть, её удержание и организацию её функционирования в соответствии с поставленными целями. Из этого видно, что главной силой борьбы за власть, её удержание, выступают политические партии. Государство в обществе является его правовой надстройкой, которая отражает объективно сложившиеся в государстве общественные отношения. Основой этой правовой надстройки являются правовые процессы, правовые отношения и правовые акты. Причем в демократическом правовом государстве все эти процессы должны протекать в строго определенном правовом поле. Основу государства составляет его гражданское общество, представляющее собой независящую от государства сферу общественных отношений, отражающих цивилизованное состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщество граждан и государства. Становлению и развитию гражданского общества способствуют: * правовая характеристика государства; * культурное состояние развития общества; * превращение подданных государства в подлинно свободных граждан. Из этого видно, что основным препятствием к развитию гражданского общества может являться доминирование государства над обществом. В условиях же демократии происходит децентрализация государственной власти и передача части этих полномочий органам местного самоуправления. Говоря о роли государства, необходимо отметить, что одним из требований к нему является то, что оно должно быть правовым. Это означает то, что в нем должно господствовать право и таким образом правовое государство – правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и её взаимоотношений с гражданами. Основными признаками правового государства являются: · верховенство закона над подзаконными актами и урегулированность им наиболее важных общественных отношений; · реальность прав и свобод граждан; · организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Говоря о роли государства в политической системе общества, следует сказать о взаимосвязи государства и экономики, которые тесно связаны между собой. Государство может как способствовать развитию экономики, так и тормозить её развитие. В настоящее время выделяют три теории государственного регулирования экономики: - Классическая. Она отрицает необходимость какого-либо вмешательства в экономику и абсолютизирует способность рыночной экономике к саморегулированию. Однако, как показывает практика, такая теория всегда оправдывает себя. - Концепция кейнсианства. Она утверждает, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием саморегулирования рынка и государственного регулирования, т.е. государство вмешивается при разбалансированности рынка для предупреждения его. Данная концепция, должна использоваться на переходных периодах, такие как сейчас в РФ. - Монетаристская теория. Она предполагает крайне ограниченное вмешательство в экономику и считает, что задачей государства является лишь обеспечение баланса денежной массы и суммарной стоимости товарной массы.
Тема 4: «Форма государства». В настоящее время форму государства рассматривают как единство трёх аспектов: - форма правления; - форма государственного устройства; - политического режима. Рассмотрение государства в этих аспектах позволяет определить: * как организована верхняя власть в государстве; * каковы признаки её взаимодействия с населением; * каким образом государство в целом строит своё взаимопонимание с входящими в него составными частями; * с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть. Форма правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношений с населением. Такой подход позволяет определить: Ö какой способ лежит в организации высших органов государственной власти (наследование, выборы, захват власти); Ö каким субъектом права осуществляется власть (индивидуальным или коллективным); Ö какова структура высших органов государственной власти; Ö как разграничена компетенция между высшими органами государственной власти; Ö какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти; Ö какова степень ответственности верховной власти перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики. Монархия – это форма, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства, и в большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству. Монархии подразделяются на: Ø абсолютные; Ø дуалистические (конституционные или ограниченные). Абсолютная монархия характеризуется следующими особенностями: - верховная власть полностью принадлежит монарху, она ничем не ограничена, не распределяется между другими субъектами и монарх единолично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть; - верховная власть передается по наследству (за исключение убийства и нет наследников); - власть монарха пожизненна; - полностью отсутствует юридическая ответственность монарха не только за его политическую деятельность, но и за совершение общеуголовных преступлений. Конституционная монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха, т.е. «король царствует, но не управляет». Такие виды монархии существуют в ряде стран Западной Европы и является зачастую данью традиции. Республика – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо коллегиями выборщиков. В отличии от монархии, республики свойственны следующие особенности: - источником власти является избирательный корпус граждан государства, который в процессе прямых или косвенных выборов; - высшие органы государственной власти осуществляют свою власть от имени народа, либо соответствующей социальной группы; - законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти (4-5 лет); - обязательное разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. В сегодняшнем мире преобладает количество государств являющимися республиками. Все республики подразделяются на три разновидности: · президентские; · парламентские; · смешанные. Президентские, характеризуются тем, что президент избирается всем населением страны или коллегией выборщиков и президент зачастую возглавляет исполнительную власть государства. Например: США – относится к классическим выборам президента. Классические парламентские республики. Они характеризуются следующими признаками: · верховная власть в государстве принадлежит парламенту, избираемому всем населением страны; · правительство формируются партиями, обладающими большинством в парламенте; · возглавляет правительство премьер, являющийся лидером, победивший в парламенте партии; · правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; · допускается наличие должности президента, который избирается парламентом, но осуществляет лишь представительские функции; Например: Германия, Италия. Смешанные республики обладают признаком как президентских, так и парламентских республик, что обуславливается их конституциями. Тема 5: «Формы государственного устройства». Формы государственного устройства характеризует территориальную или национально-территориальную организацию государственной власти, т.е. внутреннее деление территории государства на те или иные составные части, правовое положение этих частей и их взаимоотношения с центральными органами государственной власти. Таким образом, форма государственного устройства – это внутреннее строение, деление его на составные части. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации). Простое (унитарное государство) – это единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (области, края) и не имеющие в своём составе других государств или каких-либо государственных образований. Для унитарного государства, характерны: 1) его структурными единицами являются различные административно-территориальные образования с различной степенью зависимости от центральной власти: ü централизованными, в которых имеет место высокая степень зависимости регионов от центральной власти; Например: Франция, Турция. ü децентрализованные, в которых структурное образование наделяется значительно более высокой компетенцией по решению собственных вопросов. Однако собственным суверенитетом они не обладают. Например: Италия, Япония. 2) наличие единой и единственной для всей страны системы высших представителей исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов. 3) наличие единой территории, конституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебной системы и вооруженных сил. Особо следует отметить, что административные образования унитарного государства не имеют своей собственной территории, не вправе принимать конституцию, законы, вводить собственное гражданство, создавать альтернативные судебные органы, вооруженные силы и т.д. Издаваемые ими НПАты носят строго законодательный характер и не могут противоречить нормам, издаваемых центральными органами власти. Сложные государства – это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований. К ним относятся империи, федерации и конфедерации. Империя представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство. Для империи характерна захватническая политика и подчинение зависимых народов. Федерация (союз) – представляет собой сложное союзное государство, состоящее из сложных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Для федерации характерны: Ø Она состоит из различных государственных образований (республик, штатов, провинций), являющихся субъектами федерации и которые имеют свои собственные административно-территориальные деления. Ø В них существуют две системы высших органов государственной власти – федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации. Федеральные органы, осуществляют свои полномочия и функции на всей территории РФ, органы государственной власти субъектов лишь на своей территории. Причем, как правило, полномочия и предметоведение между федеральными органами государственной власти и субъектов, разграничены либо конституциями, либо специальными законами и договорами. Федерации в зависимости от объема полномочий субъектов подразделяется на: - симметричные, где все субъекты равны. Например: ФРГ. - ассиметричные федерации, где входящие в неё субъекты обладают различным статусом. Например: РФ. Ø Территории федераций состоят из территорий, образующих её субъектов. Ø Наличие в субъектах федераций своих конституций или конституционных уставов, систем законодательства, гражданства, зачастую своих судебных систем, однако, запрещается создание собственных вооруженных сил и введение региональных денег. Ø Наличие двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов и основное её назначение – отстаивание интересов субъектов. Ø Федерации могут строится по национальному, национально-федеральному, территориальному принципу. Конфедерации – это союз полностью суверенных государств, создаваемых на основе договора, для достижения внешнеполитических и экономических целей. Как правило, такой договор заключается между полностью суверенными государствами, для его функционирования создается система органов конфедерации, и эти органы наделяются определенными полномочиями для достижения поставленных целей. После выполнения этих целей конфедерация может распасться. Например: Швейцария, Канада. Тема 6: «Политический режим». Политический режим отражает с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть. Вся совокупность режимов делится на демократические и антидемократические режимы. Для демократического режима характерно: 1) наличие в государстве демократии, т.е. какой формы власти, которая основана на признании народа основных органов; 2) выборность и сменяемость высших органов государственной власти их подотчетность избирателям; 3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) конституционное признание и гарантирование, основных личных, экономических, политических свобод граждан (ограниченный допуск только в соответствии с законом); 5) защищенность личности от произвола, беззакония и возможность реально защитить свои права и свободы; 6) многопартийность, плюрализм мнений; 7) невмешательство государства в частную жизнь граждан (за исключением случаев предусмотренных законом); 8) гласность в деятельности государства. Антидемократический режим является антиподом демократии и характеризуется обратным набором признаков. Среди антидемократических режимов выделяются: 1) Авторитарные режимы - для них характерно нарушение принципов разделения властей, нарушение принципов государственной власти, усиление исполнительных органов и в частности главы государства, органов прав и свобод, запрещение политических аппозиций. 2) Тоталитарный режим, отличается полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, вмешательство в частную жизнь, господство одной партии и идеологии, преследование инакомыслия, значительное ограничение прав и свобод граждан. 3) Фашистский режим – это тоталитарный режим в его наиболее открытой форме. Когда аппарат государственной власти достигает больших размеров во главе неограниченные полномочия, полностью ликвидируются оппозиционные партии, управление осуществляется с помощью террора. Тема 7: «Функции государства». Функции государства - это основное направление деятельности государства, как во внутренних, так и во внешних сферах. Характер и содержание функций каждого государства не является чем-то постоянным, а зависит от внутреннего состояния государства и международной обстановки. Так в последнее время процессы глобализации и мировой интеграции увеличивают значение внешних функций государства, переход на рыночную экономику требует увеличение экономических функций. Общепринятой является классификация по сферам деятельности государства на внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю характеризуют цели и задачи государства внутри страны, а внешнюю раскрывают специфику государства в межгосударственных отношениях. Все внутренние и внешние функции государства тесно связаны между собой и образуют единое целое.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |