КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функционирование государства
Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. Выделяют правовые и не правовые (организационные) формы реализации функций государства. Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий, в строго установленном законом порядке. Эти правовые формы определяются видом субъекта государственной власти, его компетенцией и порядком деятельности. Все эти правовые формы, осуществляемые государственной властью, делят на три группы: ü Правотворческая форма – деятельность государственных органов по созданию, изменению или отмене госудаоственных норм. ü Реализация предписания правовых норм (правоисполнительная, правоприменительная). Например: судебные органы, милиция. ü Деятельность по охране правовых предписаний от нарушений. Кроме этих трёх форм в последнее время широко применяется «договорной вид», который кладется в основу правового регулирования политических управлений и экономических отношений. Неправовые (организационные) формы деятельности государства, связаны с организационной деятельностью государства, и зачастую не требуют строгого их исполнения, т.к. их действия не влекут за собой правовых последствий, т.к. эта деятельность осуществляется в рамках закона. И правом регламентируется лишь общая процедура их совершения. В рамках данной формы осуществляется разъяснительная работа, инструктажи, и инспектирование.
Тема 9: «Основные зарубежные теории государств». Существует множество разнообразных теорий, объясняющих происхождение, природу, цели, задачи и пути развития государств. Это многообразие связано со сложностью происхождения государств, разнообразием форм их функционирования, а также с различием их подходов к трактовке сущности государства. В СССР признавались лишь марксистско-ленинская концепция, базирующаяся на классовом подходе сущности государства. Однако в мире существуют и другие теории, относящиеся к сущности государств: Ø Теория элит. Формулировалась в начале XX века, и смысл её состоит в том, что народные массы не способны управлять государством, и это управление осуществляется элитой общества. Эта элита формируется по различным признакам: происхождение, образование, способности и прочее. Считается, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, а народ контролирует их деятельность, используя избирательное право. Ø Технократическая теория. Возникла в начале столетия и является интерпретацией теории элит. Согласно ей государством должны управлять специально подготовленные управленцы (менеджеры), которые должны определять оптимальные пути развития государства и общества, исходя из имеющихся средств. Ø Теория плюралистической демократии. Появилась в XX веке и отражает политические взгляды социал-демократов и либералов. Смысл её состоит в том, что в современном обществе имеется совокупность социальных объединений людей (страты), образующихся по различным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов. На основе этих страт происходит создание различных политических и общественных объединений, которые оказывают давление на государство и тем самым, направляют государственную политику. В итоге государство становится выразителем интересов всего общества, таким образом, граждане участвуют в управлении делами государства. Ø Теория государства всеобщего благоденствия. Суть состоит в том, что в настоящее время в государстве не существует разделения на классы, государство становится надклассовым и, в связи с этим, выражает интересы всех слоёв населения. При этом вмешательство государства в личную жизнь граждан происходит только лишь в случае совершения гражданами правонарушения (теория государства ночного сторожа). Ø Теория правового государства. Суть состоит в господстве права во всех сферах общественной жизни. Согласно ей все способы, формы и функции государства должны осуществляться в строго правовых формах и целях. Ø Теория технократического государства. Она связывает совершенствование механизма функционирования государства с использованием достижений компьютерных технологий, обеспечивающих беспристрастное, оптимальное принятие государственных решений. Ø Теория конвергенции. Возникла в 60-е годы XX столетия и суть её состоит в том, что необходимо рассматривать взаимное влияние государств друг на друга и при этом из каждой государственной системы необходимо брать наиболее положительные моменты, что в конечном итоге должно привести к оптимальной форме функционирования государства.
Тема 10: «Механизм государственного регулирования общественных отношений». Регулирование общественных отношений представляет основную социальную функцию права и государства. Осуществляется оно с помощью особого механизма, называемого «механизм государственно-правового регулирования». Оно включает в себя следующие основные стадии: Ø стадии общего формирования юридических норм, которые осуществляются при тесной взаимосвязи права и государства; Ø стадия возникновения на основе юридических фактов у конкретных субъектов права, прав и обязанностей; Ø стадия реализации прав и обязанностей, т.е. осуществление их фактического поведения деятельности субъектов права. Считается, что существует два главных метода правового регулирования общественных отношений: I. - Централизованное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху вниз осуществляется на властно-императивных началах. II. - Децентрализованное регулирование (метод координации), на ход которого оказывают влияние участники регулирования отношений, путем заключения договоров, либо осуществление односторонних правомерных действий (этот метод присущ гражданским правоотношениям). Во многом же при осуществлении государственно-правового регулирования принимается сочетание этих методов. В заключении следует отметить, что в процессе регулирования общественных отношений необходимо учитывать и психологический аспект, т.к. все государственно-правовое регулирование осуществляется людьми и в отношении людей, в связи с этим, необходимо учитывать не только правовые аспекты, но и элементарную сферу и личностные характеристики. Тема 11: «Государство, право, личность». Провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в законодательстве государств является важнейшей предпосылкой формирования демократического государства, где соблюдение прав личности является важнейшим элементом демократии. В настоящее время международно-правовыми нормами выработаны стандарты основных прав и свобод личности, которые закреплены в ряде международно-правовых конвенций. Эти стандарты находят отражение во внутригосударственном законодательстве и в первую очередь в конституциях государств. Система формирования и нормативное закрепление прав и свобод личности имеет длительную историю. На первом этапе происходит становление гражданских и политических прав, которые были завоёваны в ходе буржуазно-демократической революции в Европе и в процессе борьбы США за свою независимость. Эти права были направлены на ограничение произвола государственной власти и невмешательства её в права и свободы граждан. На этом этапе возникли в Англии «Великая хартия вольности», «Петиция о праве» (1628), «Декларация США». На втором этапе вопрос ставился о правовом закреплении социальных прав граждан: право на труд, на социальное обеспечение, на приемлемый уровень жизни и прочее. На этом этапе приняты: ü «Всеобщая декларация прав человека» - ООН 1948г. ü «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» - ООН 1966 г. В настоящее время основные вопросы, решаемые мировым сообществом, в сфере прав и свобод граждан направлены на решение надгосударственных и наднациональных проблем. Эта борьба за мир, здоровую экологию, за рациональное использование природных ресурсов, за сохранение культурных ценностей, решение демографических проблем. В развитии этих международных актов в Конституции РФ правам и свободам граждан посвящена 2-я глава, а также принят ряд специальных законов, относящихся к правам и свободам граждан: ü о свободе совести; ü о занятости населения; ü об основных гарантиях избирательных прав; ü о защите прав потребителя и др. Однако права граждан неразрывно связаны и с их конституционными обязанностями, в частности в Конституции – это: ü обязанность соблюдать Конституцию и законы; ü платить налоги; ü защищать государство; ü охранять окружающую среду; ü заботиться о родителях и детях и ряд др. Особо следует отметить, т.к. мы проживаем в обществе, наши права и свободы не в коей мере не должны ограничивать права и свободы других граждан. Это специально оговорено в Конституции РФ. Международно-правовыми актами определено, что личные права и свободы распределяются на всех граждан, находящихся на территории того или иного государства, независимо от их гражданства. Политические и экономические права граждан связаны с наличием гражданства того или иного государства. В РФ существуют специальные законы, определяющие правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и беженцев. Тема 12: «Государство, право, социальное развитие». Ограничение экономических свобод граждан приводит к ограничению всех свобод и сосредоточение власти в руках бюрократии. В связи с этим, одной из важнейших задач государства является защита всех форм собственности и защита собственника. Согласно либеральной теории, вмешательство государства в экономику должно быть весьма сдержанным и государство должно лишь своими методами устанавливать общие правовые правила рынка и свобод перемещения товара. При нормальном развитии государства наблюдается соединение систем публичного и частного права, т.е. экономические отношения становятся предметом регулирования, как публичного, так и частного права. Суть: государство, переходя от командных форм управления, экономического и социального развития переводит эти отношения на договорную основу. Таким образом, при либеральной экономики, контроль государства в этой сфере весьма ограничен и сводится к обеспечению социального развития путем установления налогов и определенной ценовой политики, чем может регулировать производство, занятость, и материальное обеспечение.
Тема 13: «Роль государства в решении глобальных проблем современности». Глобальными считаются проблемы, охватывающие значительную часть земного шара, относящиеся ко всем и к каждому государству, которые не могут быть решены отдельно взятым государством. В настоящее время принято выделять несколько групп проблем: Ø международное сотрудничество и упрочнение мира; Ø обеспечение прав и свобод человека; Ø национальная и международная безопасность; Ø экология; Ø народонаселение и установление демографического равновесия населения на земле; Ø научно-техническая революция и использование её результатов; Ø борьба с преступностью и международным терроризмом. Для решения этих проблем мировое сообщество решает: Ø прекращение ядерной катастрофы и гонки вооружения; Ø обеспечение международного сотрудничества в политической, экономической, экологической и духовной сферах; Ø преодоление разрыва в уровне экономического развития государств; Ø ликвидация или уменьшение энерго-сырьевого, демографического кризиса; Ø использование достижений НТР, для совершения здравоохранения и просвещения; Ø международное сотрудничество в борьбе с терроризмом. Как видно на данном этапе развития человечества государствам и государственным деятелям необходимо понимание целостности и приоритета этих глобальных проблем в сфере международных отношений, а также создание системы всеобщей безопасности и решение возникающих межгосударственных проблем с использованием норм международного права. Для этого необходимо повышение культуры межгосударственного сотрудничества и отсутствие двух стандартов в оценке тех или иных политических ситуаций. Тема 14: «Правовое государство». Еще с древности высказывали мнения о том, что закон должен быть владыкой государства, его никто не должен нарушать. Об этом говорили в Древнем Риме, Китае: Платон, Аристотель, Гегель и Кант. Все эти мыслители связывают понятие «гражданское общество» с понятием «государство». Государство должно опираться на право и деятельность его должна осуществляться в строго правовых рамках. Еще в древности: «Гражданину разрешено все, что не запрещено законом, а государству разрешено лишь все, что прямо разрешено законом». Такой подход необходим для ограничения вмешательства граждан от произвола властей. Государство может вмешаться в жизнь гражданина, только лишь в случаях прямого оговоренных, в законе. В других случаях вмешательство не допускается. Таким образом, государство ограничено в своих действиях правом, и вместе с тем право и государство обеспечивает безопасность и достоинство личности. Таким образом, правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим, конституционное правление и законности, развитая правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод гражданина и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство, не смотря на особенности остаётся государством, т.е. организацией публичной власти. Поэтому: ü оно выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества; ü оно располагает специальным аппаратом управления и принуждения; ü для его содержания взимаются налоги и формируется государственный бюджет; ü все они обладают суверенитетом. Однако правовое государство обладает и рядом специфических признаков, не свойственных иному государству: Ø демократизм и реальное осуществление народовластия, т.е. 1) народ является действительным источником всей власти и это закреплено в Конституции и иных законах государства. 2)наличие механизма, позволяющего не только критиковать, но и эффективно влиять на нее средствами предусмотренным законом. Ø Режим демократической конституции правления: ü Высшие органы государственной власти формируются на основе действия законов и власть реализуется в интересах народа демократическими правовыми методами. ü Реально существует политический и демократический плюрализм и наличие многопартийности, в том числе и оппозиции. ü Реальное наличие социально-экономических и политических прав граждан и их организация. ü Обеспечение выборности и изменяемости законодательных органов государственной власти и местного самоуправления. Ø Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что способствует рассредоточению государственной власти между ее элементами, недопущения узурпации власти одной из её ветвей, а также создание системы сдержек и противовесов. Ø Возвышение права и закона над государственной властью означает, что правовые предписания должны исполняться не только гражданами, но и государством в целом, его органами и должностными лицами. Ø Верховенство закона и урегулированность им наиболее важных существующих общественных отношений. Ø Признание и гарантии прав и свобод человека и гражданина и реальное воплощение их в жизнь. Ø Режим строгой законности в государстве и обществе распространяется на все сферы государственной и общественной жизни.
Тема 15: «Государство и гражданское общество». Правовое демократическое государство неразрывно связано с понятием «гражданское общество». Единство гражданского общества и государства выражается в совпадении их многих целей и задач. В частности это: Ø формирование правового государства и создание гражданского общества преследует одну общую цель – социальные институты, в них призваны служить человеку, защите его прав и интересов. Ø гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых принципах, равенстве всех форм собственности, равенстве всех участников экономических отношений и свободных рыночных отношений при минимальном вмешательстве государства в сферу экономики. Ø единство гражданского общества и государства видится в том, что оно обеспечивает единство условий для самовыражения и свободы человека, его инициативы во всех сферах социальной жизни. Ø гражданское общество и правовое государство, как правило, формируются одновременно и не могут существовать друг без друга. Различия гражданского общества и государства заключены в их структуре и специфических функциях это выражается в том, что: ü Правовое государство - это организация публичной власти, обеспечивающая и обслуживающая гражданское общество, т.е. государство является формой гражданского общества. ü Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных интересов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Например: семья, церковь, система образования, профсоюзы и иные территориальные объединения или объединения по интересам. ü Государство в отличии от гражданского общества наделено специфическими функциями которые выполняются только им, в частности это принятие НПАов обязательных для всех и возможность государства применять меры государственного принуждения в случаях предусмотренным законом. Взаимодействие гражданского общества и государства осуществляется в определенных организационно-правовых формах, так государство определяет регламентацию процесса создания и функционирования элементов гражданского общества. Например: такие законы как об общественных объединениях, политических партиях, религиозных объединениях. Элементы гражданского общества в своей совокупности составляют политическую систему общества, которая участвует в той или иной степени в управлении делами государства. Например: создание общественной палаты. Государство определяет рамки деятельности политических объединений, партий и запрещает только деятельность тех из них, цели которых направлены на свержение власти, разжигание межнациональной вражды и прочее. Государство оказывает определенное содействие развитию элементов гражданского общества, путем оказания экономической поддержки. Таким образом, правовое государство может формироваться лишь в ограниченной связи с гражданским обществом, обеспечивая процесс его функционирования. И поэтому процесс формирования правового и демократического государства происходит одновременно с формированием гражданского общества.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |