Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые финансовые технологии




Межбюджетные трансферты

Межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организаций и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

 

Рисунок 2 - Состав межбюджетных трансфертов

 

В последние годы в России идет планомерный процесс реформирования системы государственных и муниципальных финансов. С использованием информационных технологий реализован комплекс серьезнейших задач, связанных с организацией бюджетного процесса, в частности внедрены казначейские технологии исполнения бюджета. Сегодня созданы необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления общественными финансами:

1) дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования – до 10-15 лет;

2) повышение эффективности бюджетных расходов с точки зрения обоснованности целей и соизмерения целей с достигнутыми результатами;

3) переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

4) совершенствование механизма, стимулирующего повышение качества бюджетных услуг и эффективность бюджетных расходов;

5) повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе.

Для реализации этих возможностей необходимы преобразования в сфере управления региональными и муниципальными финансами в части:

1) внедрения механизмов бюджетного планирования и финансирования на основе государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг;

2) расширения методов программно-целевого планирования;

3) упорядочения планирования и осуществления бюджетных инвестиций.

Необходимость этих преобразований обусловлена следующими причинами: увеличение объемов информации в связи с увеличением периода действия бюджета с одного года до трех лет, внедрением финансового планирования на среднесрочную и долгосрочную (10-15 лет) перспективу. Это влечет за собой внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат. Теперь работать нужно с целями, задачами, показателями эффективности и результативности, расходными обязательствами, государственными или муниципальными заданиями, другими элементами бюджетного процесса.

В связи с повышением самостоятельности и ответственности распорядителей бюджетных средств в процесс вовлекается гораздо большее количество участников. Актуальной задачей становится создание единого методического и информационного пространства между всеми участниками бюджетного процесса. Возникает потребность в инструментах для сбора и обмена информацией между ними. Требуется упрощение процедуры взаимодействия главных распорядителей бюджетных средств с финансовым органом.

То есть становится невозможной не только «ручная» обработка информации, но и использование локальных, слабо связанных между собой, информационных решений. Сегодня требуются уже не отдельные решения, а комплекс программных и технологических средств, мощная информационная система, которая позволит решать задачи по автоматизации процессов стратегического и оперативного планирования, учета, бюджетирования, мониторинга и контроля.

Преимущества комплексного подхода заключаются в поддержке полного цикла или всех этапов управления.

1 этап – разработка стратегии. Цель – выделение целевых показателей и планирование их количественных значений.

2 этап – планирование. Разрабатываются тактические планы для достижения поставленных стратегических целей. Ориентирами для разработки тактических (или оперативных) планов становятся количественные значения целевых показателей. Основным инструментом оперативного планирования является бюджет.

3 этап – мониторинг и контроль исполнения. Третий этап в управленческом цикле: мониторинг и контроль исполнения бюджета и достигнутых целевых значений показателей.

4 этап – анализ и регулирование. На заключительном этапе стратегические планы корректируются в соответствии с реальными условиями. В итоге цикл управления – между выбранной стратегией и ее практической реализацией – замыкается.

Проводимые в настоящее время реформы (бюджетная, административная, местного самоуправления, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.) предполагают необходимость координации работы и обеспечения согласованности действий между ведомствами, между исполнительной и законодательной властью, между региональной властью и органами местного самоуправления, установления взаимодействия с общественностью.

При построении систем типа «Электронное правительство» возникают задачи объединения и налаживания взаимосвязей на уровне данных и информационных систем. Одним из основных факторов повышения конкурентоспособности территории становится эффективная система управления общественными финансами. Осуществить переход к такой системе возможно за счет реинжиниринга существующего бюджетного процесса, т.е. выявления устаревших процедур и замены их новыми технологиями управления.

Информационная технология позволяет зафиксировать и обработать данные, а экспертные системы способны до некоторой степени предоставить знания, необходимые людям для принятия решений Тем самым точка принятия решения перемещается туда, где делается работа, и контроль встраивается в процесс. В результате повышается технологичность управления, снижается трудоемкость, обеспечивается автоматизированная поддержка процедур и методологии управления, повышается оперативность работы и качество управления.

В сфере управления общественными финансами изменились технологии (среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат, вместо финансирования бюджетной сети). Иные требования предъявляются к персоналу. Провозглашены иные цели бюджетной политики (эффективность и результативность бюджетных расходов). В этих условиях технологии работы тоже должны измениться.

Известны два подхода к автоматизации: на основе предварительного реинжиниринга и на основе поэтапного реинжиниринга и разработки прототипов.

Первый подход предусматривает все заранее продумать и запроектировать, а потом сразу внедрить. Причем с существенными изменениями процессов и технологий работы исполнителей. Это возможно, когда все заранее известно. Недостатки – проект долго делается до начала внедрения; велика вероятность ошибок при проектировании; за время выполнения проекта многое меняется во внешней среде; очень трудно внедрять «все» и «сразу». История познавательной деятельности человечества показывает, что становление нового неизбежно сопровождается ошибками, неправильными логическими построениями и ложными теориями.

Второй подход – более плавный. На первом этапе улучшается доступ к данным и структурируются вычисления без реорганизации основных процессов и функций. Создается иллюзия информационной системы «как большого арифмометра». Второй этап – постепенное изменение процессов на базе получения эффектов от автоматизации. Третий этап – понимание того, что на базе информационной системы можно достичь существенного прогресса в развитии технологии, - реинжиниринг «де-факто». При этом информационная система развивается вместе с процессом ее внедрения. Трудность заключается в том, что в процессе «врастания» системы в объект возможны ее значительные переработки. При этом через механизм деятельного участия специалистов в решении того или иного вопроса возможно формирование зоны ответственности. Общеизвестно, что «своим» люди считают не только то, что является их непосредственной собственностью; в социальном смысле «освоение» - это включение в собственную систему деятельности. То, к чему человек хотя бы однажды приложил свои силы, автоматически становится его личным делом, становится тем, за что он несет ответственность. И это очень важно, поскольку реинжиниринг вызывает к жизни множество изменений, не только в бизнес-процессе. Обязанности работников, организационные структуры, системы управления – все, что связано с процессом, должно быть реорганизовано взаимоувязанным образом.

Принимая во внимание инерцию старых процессов и структур, трудности исполнения плана реинжиниринга вряд ли можно преувеличить. Вместе с тем трудно преувеличить и возможности. Оптимизация существующих бизнес-процессов, создание процедур, правил, регламентов работ и взаимодействия позволяют организовать управление общественными финансами на новом качественном уровне. Это шанс двигаться вперед быстрее, лучше, дешевле. Возможности информационных технологий для реализации такого подхода уже достаточно велики и быстро расширяются. С их помощью можно обеспечить качество и надежность, которые становятся необходимыми атрибутами в управлении.

На создании современных информационных технологий для государственного сектора в сфере общественных финансов специализируется «Центр информационных и финансовых технологий» (ЦИФТ). Собственная разработка компании – это Система анализа и планирования финансов региона, или программный комплекс «САПФИР» (ПК «САПФИР»), который представляет из себя:

- программную платформу, позволяющую реализовать широкий спектр технологий управления;

- набор функциональных компонент, составляющих «линейку» продуктов, предназначенных для решения управленческих задач финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств;

- методы, средства и технологии адаптации и внедрения выбранного наборы функциональных компонент к условиям конкретного заказчика.

Система помогает связать воедино разрозненные этапы бюджетного процесса. Основой для такого объединения служит электронное хранилище данных, позволяющее хранить большие объемы информации за разные временные периоды, сравнивать данные за разные временные периоды в сопоставимом виде с учетом изменений классификации (для этого используется механизм эволюции), поддерживать данные в непротиворечивом состоянии (для этого используется механизм эволюции), поддерживать данные в непротиворечивом состоянии (элементы контроля встраиваются в систему). Самые подробные сведения за много лет разлажены «по полочкам» так, чтобы в любой момент, задав параметры поиска, можно было извлечь нужные сведения в нужном виде. Система предоставляет возможность распределенной работы с географически удаленными объектами, например с муниципальными образованиями или главными распорядителями бюджетных средств. При этом используется единое информационное и методическое пространство и обеспечивается возможность для индивидуальных настроек участников распределено системы. Поддержка работы участников бюджетного процесса различных уровней в едином информационном пространстве осуществляется посредством обмена данными. При этом обеспечивается унификация нормативно-справочной информации, унификация бизнес-процессов (правил и форм) сбора данных, оптимизация процесса внесения изменений в бюджет или реестр бюджетных обязательств посредством электронного обмена заявками в процессе их сбора, рассмотрения и утверждения на различных уровнях.

Система встраивается в действующую организацию бюджетного процесса путем использования данных, которые содержатся в функционирующих в финансовом органе системах казначейского исполнения, бюджетной отчетности и прочих. Система использует данные, поступающие из внешних систем, таких как: информационный ресурс налоговой службы, данные администраторов поступлений о налоговой базе, статистические данные, иные структурированные данные.

В бюджетном процессе учет, санкционирование бюджетных расходов, мониторинг исполнения бюджета носят характер оперативной деятельности с большим объемом обрабатываемой информации, с одной стороны, и вполне четкой регламентацией выполнения действий, с другой. Поэтому в этих частях бюджетного процесса автоматизация развивается достаточно давно. Что касается процесса планирования, то еще совсем недавно систем автоматизации для этих задач не было. Это вызвано, прежде всего, тем, что процесс планирования трудно формализуем. Для осуществления задач планирования бюджета необходимо предоставить доступ к различным источникам данных. Кроме того, нужен механизм совместной работы различных отделов над многовариантным расчетом бюджета.

С другой стороны, планирование и анализ представлялись до недавнего времени разовыми процессами, выполняемыми один или несколько раз в год. Сейчас эти процессы становятся практически непрерывными. Бюджетная реформа усиливает тенденции непрерывности планирования, уделяя больше внимания среднесрочному финансовому планированию и формированию трехлетнего бюджета.

В итоге актуальной задачей для финансовых органов становится организация работ по осуществлению среднесрочного финансового планирования. Большой объем информации, необходимость проведения многовариантных расчетов, документооборот, который требует точности, обширная и постоянно меняющаяся законодательная база – структурировать такую работу можно только с помощью информационных технологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.