Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственной регулирование международной торговли




Теория реверса спроса

 

Еще одной теорией, объясняющей международную торговлю с точки зрения спроса, является теория реверса спроса,основанная на явлении реверса факторов производства.Впервые объяснение явлению реверса факторов производства дал американский экономист Б. Минхас.

Реверс факторов производства – ситуация, при которой одни и тот же товар оказывается капиталонасыщенным в капиталонасыщенной стране и трудоемким в трудоизбыточной стране. Такая ситуация может произойти в условиях большой эластичности взаимозаменяемости факторов производства и стать основой торговли.

В соответствии с теорией реверса спроса страна в силу сильного внутреннего спроса может импортировать товары, для производства и экспорта которых она наделена относительно лучшими факторами производства по сравнению с ее торговыми партнерами.

Проведенные исследования подтвердили факт существования таких явлений, но их роль в международной торговле нельзя назвать значительной.

 

 

Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает составной частью экономической политики, в том числе внешней – общего курса государства в международных отношениях.

В процессе государственного регулирования внешней торговли страны могут придерживаться:

· политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции (либерализации);

· политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;

· умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

Иногда может одновременно проводиться политика свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.

Хотя просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют протекционистские меры для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета.

Государственное регулирование внешней торговли в виде применения протекционистских мер – важное средство достижения стратегических целей экономического развития страны.

Государственное регулирование внешней торговли реализуется при помощи тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Тарифные методы регулирования внешней торговли представляют собой систематизированный перечень та­моженных пошлин (тарифов), которыми облагаются товары.

Существует два основных типа тарифов:

· фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов.

· протекционистские тарифы, используемые государством для за­щиты национальной промышленности от иностранной конкурен­ции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и от­дают предпочтение.

Кроме того, по субъекту взимания тарифы подразделяют на:

· адвалорные – взимаемые в процентах от стоимости товара;

· специфические – взимаемые в виде определенной денеж­ной суммы с веса, объема или штуки товара;

· смешанные – предполагающие одновременное применение адвалорных и специфических пошлин.

В мировой экономике характерна тенденция к постепенному снижению таможенных пошлин.

К нетарифным методам регулирования внешней торговли относятся меры, направ­ленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производст­ва. Сюда относятся: лицензирование и квотирование им­порта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые «добровольные экспортные огра­ничения», система минимальных им­портных цен.

Лицензия как форма регулирования внешнеторговой деятельности представляет собой документ на право ввоза или вывоза то­варов, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Использование такого метода государственного регулирования позволяет странам оказывать пря­мое воздействие на внешнюю торговлю, ограничивая ее размеры, иногда даже полностью запрещая экспорт или им­порт отдельных товаров.

Наряду с лицензированием применяется такое количест­венное ограничение, как квотирование.

Квота – это ограничение количества импортируемых товаров оп­ределенного наименования и вида. Подобно лицензиям квоты снижают иностранную конкуренцию на внутрен­нем рынке в определенной отрасли.

В последние десятилетия между государствами, участвующими в международном торговом обмене заключено свыше ста соглашений о «добровольном ограничении экспорта» и об установлении минимальных импортных цен.

«Добровольное экспортное ограничение» – это ограничение, когда иностранные фирмы добровольно ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Конечно, они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров.

Одним из средств конкурентной борьбы производителей за внешние рынки является демпинг, т.е. продажа товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке (как правило, ниже издержек производства). Демпинг представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли.

Все государства, в том числе и Россия, обладают законодательством, направленным на недопущение продажи товаров иностранным экспортером на своем рынке по бросовым (демпинговым) ценам и пресечение таких продаж с помощью применения так называемых антидемпинговых пошлин. Антидемпинговое регулирование осуществляется как с помощью национального законодательства соответствующей стороны, так и на основе международных договоров.

Страны стали вводить антидемпинговые пошлины, которые применяются при импорте товара по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство.

Кроме того, государства в силу международных договоров проводят совместные расследования, если имеются подозрения в экспорте по демпинговым цена.

Поскольку антидемпинговые расследования затрагивают не только конкретных производителей товара, но и государства в целом, такие вопросы могут разрешаться и разрешаются как в установленном законом порядке, так и на официальной основе, т.е. путем переговоров заинтересованных правительств стран, вовлеченных в антидемпинговые расследования, и такие переговоры иногда завершаются урегулированием спорных вопросов на взаимоприемлемой основе (принятие обязательств о прекращении или сокращении объема поставок соответствующих товаров по демпинговым ценам или путем добровольного установления импортных квот на ввоз данного товара).

Поставки товаров на иностранные рынки по демпинговым ценам могут иметь двоякое происхождение.

Во-первых, преднамеренный экспорт товара по бросовым ценам в больших количествах и в течение длительного времени может иметь цель захвата иностранного рынка и вытеснения конкурентов. Это типичный случай нарушения принципа конкуренции с применением не дозволенных законом методов ведения торговли (недобросовестная конкуренция). Иногда в качестве "оправдания" подобных действий экспортеры ссылаются на высокие импортные пошлины на данный товар в стране ввоза. В этом случае, чтобы иметь возможность поставить товар на иностранный рынок, значительно снижаются цены на него, иначе иностранный покупатель такой товар не будет закупать вообще, ибо он окажется неконкурентоспособным.

Однако все подобные "доводы" не служили и не могут служить оправданием для демпинга, и государство - импортер применяет в подобных случаях свое законодательство о защитных мерах при демпинге. Так это делается, и это нормально и правомерно.

Во-вторых, экспорт товара по заниженным ценам может иметь место без предварительного намерения "демпинговать" иностранный рынок. Сюда относятся незнание уровня цен и общей ситуации на рынке импортера в отношении данного товара.

Нужно при этом отметить, что если товар экспортируется в небольших количествах, но по ценам, которые могут быть признаны "демпинговыми", то обвинений в демпинге может не последовать, поскольку в подобных случаях будут отсутствовать два важнейших критерия для применения антидемпинговых мер: сам факт поставки товара по демпинговым ценам и одновременно факт причинения ущерба экономике страны импорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.