Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генеральные планы промышленных предприятий

Классификация промышленных районов, их размещение в плане города

В основе любой классификации лежат определенные признаки.

В нашем случае:

· 1) характер производства, а прежде всего выделяемые вредности;

· 2) величина грузооборота.

И вот в зависимости от этих признаков промышленные районы в городах подразделяются на 3 градостроительные категории. Каждая из них обладает своими архитектурно-планировочными особенностями. Наглядно они приведены ниже на рисунке 10.5.

I категория – промышленные районы для размещения предприятий, выделяющих большое количество производственных вредностей и имеющих значительный грузооборот ж/д транспортом. Сюда же относятся предприятия взрывоопасные, пожароопасные, радиоактивные. Их нельзя располагать вблизи селитебной территории.

Это большие металлургические, химические комбинаты, НПЗ, АЭС (по санитарной классификации производств относятся к I и II классу).

Расстояние таких промышленных районов от жилой территории устанавливается в каждом отдельном случае, в зависимости от технологии, эффективности улавливания вредностей, взрыво и пожароопасности производства. Обычно вдали от селитебных территорий (10-12 км и более). Размеры оптимального промышленного района – 1000 га, 1800 га и более.

II категория – промышленные районы для размещения предприятий, выделяющих небольшое количество вредностей или не выделяющих их, но с большим грузооборотом по железной дороге.

Селитебная зона располагается на расстоянии от 50 до 1000 метров. Предприятия машиностроения, металлообработки, текстильные, ряд пищевых и др. (по санитарной классификации III и IV классы).

Из-за наличия ж/д транспорта такие промышленные районы размещают на окраине (периферии) селитебной территории.

Размеры территории 200-800га.

 

Рисунок 10.5 – I, II, III-я категории промышленных районов

III категория – промышленные районы для предприятий без вредных или с незначительными выделениями вредностей, с небольшим грузооборотом (не более 40 автомашин в сутки в одном направлении), не требующих железнодорожных подъездных путей. Эти предприятия не оказывают существенного вредного влияния на жилые территории. Это типографии, часовые заводы, приборостроительные заводы, (оптика, легкая промышленность).

По санитарной классификации – производства V класса.

Селитебная зона – 50-100 метров или не требуется. Эти предприятия располагаются в пределах жилых территорий (чаеразвесочные, кондитерские, ХБК); вводят для застройки общественных центров.

Оптимальные размеры – 30-60 га.

Принята такая классификация в СССР, во Франции, США.

Следует помнить, что состав промышленных районов со временем усложняется. Наряду с основной промышленностью появляются:

· - крупные строительные базы;

· - коммунально-складские объекты;

· - предприятия пищевой промышленности;

· - научно-технические и учебные центры.

Город – живой социально-экономический и градостроительный организм.

Нельзя «бояться» промышленность И «ИЗГОНЯТЬ» ее из селитебной зоны, а с учётом санитарной характеристики – приближать.

Отрицательные примеры: Волгодонск, Нерюнгри, Сургут, Надым и др. Здесь допущен большой отрыв промышленных территорий от селитебной зоны, хотя предприятия эти IV и V класса.

10.1.3 Приёмы планировки промышленных районов

Приемов много, но практика проектирования выработала два основных приёма общего планировочного решения территории промышленного района: А – ленточное (или полосовое) и Б – глубинное (последовательное).

Ленточная планировка промышленного района применяется при размещении предприятий, имеющих по санитарной классификации одинаковый ила близкий класс; глубинная – при различном классе предприятий.

А) Принцип ленточной планировки – линейное развитие промышленной территории параллельно селитебной территории города, как показано на рисунке 10.6. Здесь располагаются общественные центры, селитебная зона, магистрали, резервная территория.

Плюсы (+):

· 1) удобная связь с общественным транспортом промышленных и жилых районов;

· 2) одинаковое удаление предприятий от жилья;

· 3) взаимосвязанный рост промышленного и селитебного районов.

·

 

Рисунок 10.6 – Схема ленточной планировки промышленного района

Минусы (-):

· 1) неравномерная загрузка общественного транспорта в часы «пик» (это ликвидируется вторым промышленным районом, с противоположной стороны селитебной зоны (жилого массива)).

Б) Глубинная планировка строится по принципу развития промышленности в направлении от города; наиболее вредные производства удалены от жилой застройки, как показано на рисунке 10.7. Здесь глубокие вводы автомагистралей, ж/д путь, селитебная зона, селитебная территория.

 

Рисунок 10.7 – Схема глубинной планировки города (промышленного района)

Для глубинной планировки характерно:

· 1) один или несколько глубоких вводов автомагистралей для связи промышленности с селитебной зоной;

· 2) ж/д с тыльной стороны, поэтому потоки грузов и людей не пересекаются.

Недостаток – большая протяженность территории промышленного района, что удлиняет линии общественного городского транспорта (усложняет его функционирование).

При разработке генплана решается взаимосвязанный комплекс вопросов, в том числе:

· - производственно-технологическая взаимосвязь цехов и сооружений (их размещение; зонирование территории; блокирование зданий; выбор транспорта; организация людских и грузовых потоков и др.);

· - архитектурно-планировочная структура предприятия (характер застройки, конфигурация объектов, их ориентация по розе ветров и по странам света; есть обслуживания – общественное питание, медицинское; создание единого архитектурного ансамбля завода и прилегающей застройки и т.д.)

· - строительная характеристика проектируемого предприятия (общеплощадочная унификация строительных решений для применения поточных методов строительства; стройгенплан и график строительства и др.)

· - технико-экономическая эффективность общего проектного решения (использование территории, эффективность проектных решений в целом и его частей).

Большое влияние на решение генплана и стоимость строительства оказывает выбор системы внутризаводского транспорта. Долгое время преобладал ж/д транспорт. Однако он диктует большие разрывы между цехами, складами из-за малых допустимых уклонов путей и больших радиусов закруглений. При длине перевозок 250-450 км (является дорогостоящим), переходят на автомобильный транспорт, пневмотранспорт, трубопроводный (и для жидкого металла) и другие новые виды.

Следует отметить, что и при железной дороге можно предложить нетрадиционные решения, как показано на рисунке 10.8.

Мы уже говорили, что территории наших предприятий используются неэффективно (плотность застройки промышленных площадок в России в среднем 25-27%, а в городах Западной Европы, США – 50-60%). Отсюда – надо повышать этажность и т.п. Простор для творчества огромный.

 

а – Территория под ж/д путями, б – подъемники вагонов на бункерную эстакаду, т.е. отказ от вееров.

Рисунок 10.8 – Различные системы внутризаводского транспорта

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Значение планировки и застройки промышленных районов | Основные принципы планировки и застройки заводской территории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.