Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Официально




Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года  
Показатель 2010 год 2010 год к 2002 году Доля в общей численности показателя  
2010 год 2010 год к 2002 году  
Общая численность постоянного населения, чел. 142 856 536 -1,59 %  
в том числе          
Население по полу          
Мужчины 66 046 579 -2,30 % 46,23 % -0,34 %  
Женщины 76 809 957 -0,97 % 53,77 % +0,34 %  
Городское и сельское население          
Городское 105 313 773 -1,05 % 73,72 % +0,40 %  
Сельское 37 542 763 -3,08 % 26,28 % -0,40 %  
Население по национальности          
Башкиры 1 584 554 -5,31 % 1,11 % +0,04 %  
Русские 111 016 896 -2,12 % 77,71 % -2,12 %  
Татары 5 310 649 -4,39 % 3,72 % +0,11 %  
Украинцы 1 927 988 -34,49 % 1,35 % -0,68 %  
Чеченцы 1 431 360 +5,23 % 1,00 % +0,06 %  
Чуваши 1 435 872 -12,12 % 1,01 % -0,12 %  
Другие 20 149 217 +25,08 % 14,10 % +3,01 %  
Население по возрасту          
Моложе трудоспособного 23 125 787 -12,16 % 16,2 % -1,94 %  
Трудоспособный 87 982 537 -1,08 % 61,6 % +0,33 %  
Старше трудоспособного 31 713 903 +6,50 % 22,2 % +1,69 %  
Медианный возраст населения, лет   +2,4 %  
Численность лиц, в возрасте 15 лет и старше, с образованием, млн чел.          
Высшее и послевузовское 27,5 +41,75 %  
Неоконченное высшее 5,4 +45,94 %  
Среднее профессиональное 36,7 +11,55 %  
Начальное профессиональное 6,6 -38,35 %  
Среднее полное общее 21,5 +0,94 %  
Основное общее 12,9 -22,75 %  
Начальное общее 6,3 -32,26 %  
Без образования 0,7 -41,67 %  
Численность лиц, в возрасте 16 лет и старше, с брачным статусом, млн чел.          
Состоят в браке 66,5 -2,06 %  
Никогда не состояли 24,0 -3,61 %  
Разведены, разошлись 11,6 +3,57 %  
Вдовые 13,8 +2,22 %  
Статистика домохозяйств          
Число частных домохозяйств, млн ед. 54,6 +3,61 %  
Средний размер домохозяйства, чел. 2,6 -3,70 %  
Численность населения с основным источником средств существования, млн чел.          
Трудовая деятельность 66,6 -7,07 %  
Пенсия (кроме инвалидности 33,5 +5,02 %  
Пенсия по инвалидности 5,2 +10,64 %  
Иждивение 38,4 -11,72 %  
Личное подсобное хозяйство 15,0 -17,58 %  
Прочие источники 17,8 -31,27 %  

Источник: Росстат.[154][155]

 

Отмечены также следующие значимые факты:

  • Россия потеряла одну позицию в списке стран мира по численности населения, уступив её Бангладеш, и опустилась с 7-го на 8-е место;[156]
  • число народностей в России — 187 (указавшие своей национальностью необычные названия «шутники» учтены отдельно — 61 тыс. человек, это на 20 тыс. человек больше, чем в 2002 году);[157]
  • темпы ежегодного сокращения сельского населения (0,39 %) в три раза превысили аналогичный показатель для городского (0,13 %);[158][159]
  • за межпереписной период (с 2002 по 2010 год) были ликвидированы 8,5 тыс. сельских населённых пунктов, а количество сёл и деревень, в которых никто не живёт, выросло на 48 % (до 19,4 тыс.);[160][161]
  • миграционно привлекательными регионами названы: лидеры — Москва, Санкт-Петербург, Московская область, прочие — Тюменская область, ХМАО, ЯНАО;[156]
  • 13 % супружеских пар состоят в незарегистрированном браке (в 2002 году — 9,7 %);
  • помимо граждан России, на её территории постоянно проживают 687 тыс. иностранных граждан и 178 тыс. лиц без гражданства;
  • в период переписи на территории государства временно находились 489 тыс. нерезидентов.[162][163]
  • Из числа городов-миллионников выбыла Пермь, и в России таких городов осталось 12.[176] Больше, чем ожидал Росстат, подросло население Москвы (+11 %) и некоторых других крупных городов.[156]
  • тренд: русских становится меньше, их средний возраст становится выше. Те же самые демографические показатели северо-кавказских народностей, напротив, улучшились. Так, взрывной демографический рост продемонстрировали Чечня и Дагестан.
  • политизация этнического фактора, и новый тренд — сепаратизм из этнического (было характерно в 1990-е годы) превратился в регионально-экономический, под лозунгами наподобие «Хватит кормить Москву / Кавказ / т. п.».[157]
  • Уроки

Результаты переписи разочаровали специалистов — новой актуальной полезной информации, по их мнению, не было выявлено, а полнота и достоверность полученных данных вызвали серьёзные сомнения.[176] Росстат предложил провести в 2015 году микроперепись — опрос около 5 % населения по качественно более подробной анкете.[175]

По поводу численности граждан, принявших участие в переписи, данные Росстата и социологов разошлись. Росстат утверждал, что от переписи отказались 2 % россиян.[175] По данным ФОМ, в переписи не участвовали 8 % граждан России.[164] По данным «Левада-центра», 23 % россиян так и не дождались переписчиков, а 66 % не уверены, были ли переписчики хотя бы у кого-то из подъезда.[171]

Росстат намерен всерьёз лоббировать условие обязательности участия граждан в переписи,[177] а за отказ от участия налагать административный штраф.[175] При этом Росстат, в качестве аргументов «за», приводит в пример успешный опыт зарубежных стран и рекомендацию ОЭСР, посчитавшей свободу участия в переписи «негативом» для России.[156]

Эксперты считают идею обязательного участия в переписи неудачной для России — население и без того неохотно поддерживает инициативу государства. По мнению специалистов, улучшить отношение граждан к переписи позволят только развитие гражданского общества и лучшее качество подготовки переписчиков.[177]

А вот от чего нужно избавиться, считают демографы, так это от анонимной анкеты. Её, введённую с 2002 года (до этого анкеты всех переписей в стране были именными), известный российский демограф Анатолий Вишневский считает главным соблазном для фальсификаций. Неанонимность, по его мнению, это правильно, и это подтверждает успешная мировая практика.[175]

Неудачна, по мнению аналитических СМИ, идея политизации переписи. «Полит.ру», видя за отказом переписываться тотальное недоверие к государству, предположило, что граждане увидели в ВПН-2010, кроме способа разворовывания бюджета переписи, «внеплановый» и масштабный пиар «единороссов» (на период переписи пришлись выборы в ряде регионов), а также «непонятно зачем и кому нужную», но ритуальную, церемонию-игру (перепись), в которую лучше не играть, потому что эта игра — от государства. «Полит.ру» считает, что приближать перепись к выборам не следует, это лишь ещё больше отдалит её от народа, ведь перепись в массовом сознании и без того излишне близка к политике.[170]

Первая Всероссийская перепись была проведена по состоянию на 28 августа 1920 года. В переписи приняло участие 72% населения страны. Первая Всесоюзная перепись населения была проведена по состоянию на 17 декабря 1926 года под руководством В.Г.Михайловского и О.А.Квиткина. По данным переписи в России проживало 92,7 млн. человек. Всесоюзная перепись населения 1939 годапроводилась по состоянию на 17 января 1939 года. Численность населения РСФСР составила 108,4млн. человек. Всесоюзная перепись населения 1959 года проведена по состоянию на 15 января. Общая численность населения РСФСР составила 117,5 млн. человек. Следующие переписи населения в Советском Союзе прошли в 1970и 1979 годах. При проведении переписи населения 1989 годабыли впервые поставлены вопросы о числе рожденных женщиной детей, собраны сведения о жилищных условиях населения. Население РСФСР составило соответственно 129,9 млн. человек, 137,4и 147,0 млн. человек. Первая Всероссийская перепись населения ХХI века, представила объективный портрет современной России. Онабыла впервые проведена в октябре 2002 года с (9 по 16). Численность населения составила 145,2 млн. человек. Вторая Всероссийская перепись населения будет проведена с 14 по 25 октября 2010 года. В проведении переписи населения Оренбургской области примет участие около 9 тыс. человек, в Российской Федерации 600 тыс. человек.  

 

 

 

 

Правовой аспект

Перепись населения — крупномасштабная трудоемкая операция, в которой действуют одновременно огромные массы людей, подчиняясь общему руководству и единым правилам. С другой стороны, хоть и в малой степени, перепись населения вторгается в повседневную жизнь миллионов людей, которым это вторжение вовсе не доставляет удовольствия, а, напротив, может вызывать разные опасения. Тем не менее без их соучастия перепись населения не может состояться. Поэтому для того, чтобы вновь и вновь повторялась процедура переписи и все участники ее играли свои роли, нужна какая-то правовая основа. Во многих странах существуют законы, регулирующие проведение переписей населения. Так, в США в Конституции страны (статья 1, раздел 2) говорится: «Всеобщее исчисление населения будет произведено в течение трех лет после первой сессии Конгресса Соединенных Штатов, а затем через каждые десять лет в порядке, установленном законом». Это было записано перед первой переписью населения США и с тех пор неукоснительно соблюдалось. В Великобритании закон о периодичности переписей населения был принят в 1920 г., в Германии — в 1985 г.

В нашей стране правовой базой для проведения переписей населения служат постановления правительства, специально принимаемые по представлению статистических органов за некоторое время перед каждой переписью, иногда за несколько лет, иногда — месяцев. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. проводилась на основании Постановления Государственного Совета, утвержденного царем 5 июня 1895 г. Всероссийская перепись населения 1920 г. производилась на основании Постановления 1-й Сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (2—7 февраля 1920 г.) и Совета Народных Комиссаров от 22 апреля 1920 г. «О проведении Всероссийских переписей демографическо-профессиональной, сельскохозяйственной и промышленной». Всесоюзная перепись 1926 г. проводилась по Постановлению ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1926 г. (т.е. принятому всего за 4 месяца до начала проведения переписи, когда, конечно же, вся подготовка к ней была близка к завершению). Постановление Совета Министров СССР № 305 «О проведении в 1969 г. Всесоюзной переписи населения» было принято 22 апреля 1966 г., а Постановление Совета Министров СССР № 244 о перенесении срока проведения Всесоюзной переписи населения на январь 1970 г. было принято 24 марта 1967 г., т.е. уже на следующий год после предыдущего постановления и почти за два года до переписи 1969 г., если бы она не была перенесена (так что вызывает сомнение объяснение, будто перепись была перенесена с 1969 на 1970 г. якобы потому, что к ней не успели подготовить машины, или что-то в этом роде. Тут, похоже, виноваты другие причины, которые до сих пор не раскрыты).

История наших переписей и правительственных декретов об их проведении показывает, что разовые декреты — база ненадежная, особенно в нашей кипучей стране. Их могут принять в любое время, но также в любое время и отменить (или изменить). Нужен Закон, лучше всего — статья Конституции. Перепись населения по своему государственному значению того заслуживает.

В преамбуле каждого очередного правительственного постановления о предстоящей переписи ее необходимость обычно представляется как некая кампания, для которой именно в данное время созрели исключительные причины (начало или окончание пятилетки, принятие новой Конституции, завершение этапа исторического развития или что-либо в том же роде). У народа создается совершенно неверное представление о задачах переписи. Между тем переписи населения — совершенно ординарные, рутинные процедуры, с необходимостью повторяемые через равные промежутки времени, проводимые «ради самой себя», в идеале — при любых исторических условиях (как это и было, скажем, с переписью 1920 г.). Именно так надо ставить вопрос о переписях населения. И перестать использовать их в качестве инструмента политической пропаганды. У переписей значительно более будничные, но гораздо более деловые задачи, чем быть рупором политических демагогов.

Поэтому нужен Закон (может быть — законы) о проведении регулярных переписей населения через равные промежутки времени, в годы, оканчивающиеся на 0 или 1, т.е. в годы, когда большинство развитых стран проводят переписи.

Уже в течение многих лет, даже десятилетий, многие наши ученые-демографы выступают в пользу принятия законодательной основы для регулярного проведения переписей населения. Еще в 1957 г., выступая на Всесоюзном совещании статистиков при обсуждении программно-методологических вопросов переписи 1959 г., проф. Б.Ц. Урланис предлагал «поднять вопрос о том, чтобы законодательным путем объявить годом переписи населения в СССР каждый девятый год, а в дальнейшем, может быть, и четвертый год десятилетия» [36]. Через 11 лет, на Всесоюзном совещании статистиков в 1968 г., теперь уже при подготовке переписи населения 1970 г., с аналогичным предложением выступала доцент Ростовского института народного хозяйства и крупный ученый, специалист по теории и истории переписей населения Маргарита Гургеновна Григорьянц. Она предлагала послать от имени участников совещания обращение к Верховному Совету СССР для принятия закона о регулярном проведении всесоюзных переписей населения раз в 10 лет в годы, оканчивающиеся на ноль [37].

В разные годы и другими авторитетными специалистами вносились аналогичные предложения, не всегда находившие отражение в публикациях. Недавно такое предложение высказал и один из руководителей Управления переписей и обследований Госкомстата России, внесший немалый вклад в совершенствование методологии переписей населения, Аркадий Александрович Исупов в статье, уже ранее цитированной: «Обеспечению регулярности переписей населения в большой мере способствуют законодательные акты, которыми устанавливается твердая периодичность проведения переписей» [38].

То же самое следует сказать и относительно правовых норм, регулирующих право и обязанность граждан и жителей-иностранцев участвовать в переписи населения и отвечать на вопросы переписных формуляров, и ответственности проводящего перепись персонала за сохранность в тайне информации, получаемой при переписи. Таких законов у нас, как уже говорилось, никогда не было, и такие законы абсолютно необходимы.

 

Федеральный закон от 25 января 2002 года N8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» (с изменениями от 28 ноября 2009 года).

Распоряжение Правительства РФ от 11 января 2006 года N7-р «О проведении в октябре 2010 года Всероссийской переписи населения».

Указ Губернатора Оренбургской области от 26 февраля 2008 года N30-ук «О содействии в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года в Оренбургской области». Создана и утверждена комиссия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года.

Распоряжение Правительства РФ от 16 декабря 2009 года N1990-р «Об утверждении формы бланка переписных листов Всероссийской переписи населения 2010 года».

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2009 года N1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года».

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N1179 «О порядке предоставления и распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года».

20 февраля 2010 года премьер-министром РФ Владимиром Путиным подписано распоряжение об утверждении состава Комиссии правительства РФ по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года. Председатель комиссии - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации С.Собянин.

 

Критический момент переписи населения (или момент счета населения)

Ранее, при обсуждении основных принципов переписи населения, уже говорилось о значении критического момента переписи населения. Но этот момент настолько важен, что нелишне будет остановиться на этом вопросе несколько подробнее.

Критический момент переписи населения — это точный момент времени, единый для всей страны, к которому приурочиваются собираемые при переписи населения сведения. Установление критического момента позволяет получить как бы моментальную фотографию, моментальный срез населения, которое непрерывно изменяется. Обычно критический момент устанавливается на полночь накануне первого дня переписи. Это объясняется тем, что переписи обычно проводятся по месту жительства людей (хотя бы временного) и большинство их в ночное время находится в помещениях (под крышей).

Установление критического момента помогает точнее учесть наличное население, уменьшить возможность пропусков и двойного счета людей. Большинство переписей в мире проводится с установлением критического момента. Однако в некоторых странах сведения, собираемые при переписях населения, приурочиваются к первому дню без установления точного часа, т.е. без критического момента. К таким странам относятся, в частности, США и Финляндия.

При первой всероссийской переписи населения 1897 г. тоже не было строго обозначенного критического момента. Сведения собирались по их состоянию на раннее утро 27 января 1897 г. В переписи 1920 г. и городской переписи 1923 г. критический момент был установлен на 9 часов утра первого дня переписи (очевидно, по некоторой аналогии с «ранним утром» переписи 1897 г. Во всех последующих отечественных переписях населения критический момент устанавливался на полночь первого дня переписи.

Категории населения, учитываемые при переписях

Переписи обычно проводятся в течение 7—10 дней, и их стараются проводить таким образом, чтобы как можно меньше мешать повседневной жизни населения. Между тем множество людей перемещается по территории страны. Возникает проблема пропуска или двойного учета людей, временно отсутствующих в месте своего постоянного проживания или, напротив, временно проживающих на территории, где их застала перепись. Чтобы избежать пропусков и двойного счета, при переписях различают категории людей, в зависимости от характера их проживания на данной территории наличное и постоянное население. Выделяется и третья категория — юридическое (приписное) население, — которая, однако, в современных переписях не используется.

К наличному населению относятся люди, фактически (налицо, в наличии) находившиеся на критический момент переписи на территории данного населенного пункта, независимо от продолжительности проживания в этом месте и прав на жительство (т.е. не имеет значения, живут ли они в данном месте законно или нелегально).

К постоянному населению относятся люди, которые на критический момент переписи проживают в данном месте постоянно (т.е. это их обычное, бессрочное место жительства), независимо от права на проживание (т.е. от пресловутой прописки), а также от фактического наличия в месте постоянного проживания на критический момент переписи

Понятие «бессрочного» проживания все-таки несколько неопределенно и поэтому может вызывать трудности при определении характера проживания человека в данном месте, т.е. является ли оно постоянным или временным.

Чтобы избежать этой проблемы, в нашей переписной практике для определения постоянного места жительства принят условно срок проживания 6 месяцев или более. При этом нужно иметь в виду, что этот срок (6 месяцев) относится не только к прошлому времени, уже прожитому в данном месте, но и к будущему, к предполагаемому.

Таким образом, если опрашиваемый только что въехал в данное жилище, в котором его застала перепись, и не прожил в нем и трех дней (или и даже одного дня), но определенно заявляет, что будет жить в нем постоянно (без определенного срока), по отношению к территории, на которой расположено его жилище, он учитывается в категории постоянного населения.

Между численностями постоянного и наличного населения, временно отсутствующими и временно проживающими (в месте прохождения переписи на ее критический момент) существует балансовая зависимость. Так, постоянное население данной территории равно наличному населению плюс временно отсутствующие и минус временно проживающие. Или это можно выразить несколько нагляднее в виде формулы, в которой все условные обозначения достаточно ясны:

ПН = НН + ВОВП,

Наличное же население равно постоянному населению плюс временно проживающие минус временно отсутствующие, или

НН = ПН + ВПВО.

Юридическое или приписное население — то, которое числится проживающим в данном месте по документам: спискам, домовым книгам, по прописке в полиции и т.п., фактически независимо от реального проживания в месте приписки (прописки). Как уже говорилось ранее, считать число людей по документам о прописке не имеет смысла, поскольку разница между числом реально проживающих на данной территории людей и учтенным их количеством может оказаться очень существенной. В эпохи фискальных учетов населения объектом учета было именно юридическое (податное и т.п.) население.

С началом регулярных всеобщих переписей населения современного типа интерес к учету юридического населения постепенно ушел в прошлое. В нашей стране лишь в одной всеобщей переписи населения, а именно в самой первой переписи 1897 г., была сделана попытка учесть одновременно все три категории населения: наличное, постоянное и юридическое. Попытка оказалась неудачной. Численность приписного населения настолько разошлась с численностью наличного населения, что ее даже не стали публиковать.

В наших переписях 1920, 1926 и 1937 гг. объектом счета было наличное население, а начиная с переписи 1939 г. во всех последующих переписях учитывались одновременно две категории — наличное и постоянное население. Считалось, что разница между численностью наличного и постоянного населения может служить для СССР в целом мерой точности счета населения при переписях.

Поскольку в СССР внешняя миграция была небольшой, то сальдо внешней миграции можно было без большой погрешности приравнивать нулю. В таком случае совпадение (или несовпадение) численностей наличного и постоянного населения служило мерой точности (или неточности) счета населения при переписи.

Естественно с повышением интенсивности внешней миграции в постсоветской России, с резким увеличением притока мигрантов в Россию (в основном беженцев и вынужденных переселенцев) подобный метод определения точности переписи населения потерял смысл.

Но знание численности наличного и постоянного населения имеет и иное, кроме контрольного, самостоятельное значение. Численности наличного и постоянного населения используются как самостоятельные целевые ориентиры при планировании различных элементов народного хозяйства.

Так, планирование жилищного строительства, детских дошкольных учреждений, производства мебели, холодильников и других предметов длительного пользования должно ориентироваться на динамику постоянного населения, а планирование учреждений образования, здравоохранения, культуры и зрелищ, дорожно-транспортного хозяйства и т.д. — на динамику наличного населения. Известно, что, к примеру, в Москве ежедневно наличное население примерно на 2 млн. больше, чем постоянное (за счет транзитных пассажиров, командированных, туристов, больных, приехавших в столицу для обследования, консультации и лечения, беременных, приехавших в столицу рожать — потому что они надеются на более качественное родовспоможение, — бандитов, — которые надеются поживиться в столице, и т.д. и т.п.). Кроме того, дневное население Москвы больше ночного населения по разным оценкам на 0,5 или на 1 млн. человек за счет так называемых маятниковых мигрантов, т.е. людей, работающих или учащихся в Москве, а постоянно проживающих в Московской области. Если не учитывать этого ежедневного людского «прилива» в объеме товарооборота, в торговле продовольственными и прочими товарами, в работе транспорта и прочих учреждений жизнеобеспечения, то жизнь города подвергнется серьезным деформациям. Можно, конечно, пойти по другому пути (и такие предложения имеются). Закрыть город для въезда иногородних, выдать «коренным» москвичам специальные удостоверения, карточки, талоны или еще что-нибудь в том же роде: выставить на границах города заставы и патрули против «чужаков» и т.п. Но такие меры могут иметь очень плохие последствия — социальные, экономические, политические и демографические.

Учитывать две категории населения нужно и при пользовании статистическими справочниками о населении. Скажем, общая численность населения публикуется, как правило, именно по категории наличного населения. А данные о половозрастной, брачно-семейной, этнической и социальной структурах населения разрабатываются в итогах переписей населения и публикуются всегда по постоянному населению. К сожалению, категория населения не всегда указывается в таблицах справочников.

Госкомстатом России принято решение, которое утверждено Всероссийским совещанием статистиков в ноябре 1995 г., учитывать при переписи 1999 г. только одну категорию населения — постоянного. Мотивируется это изменение тем, что постоянное население, во-первых, менее подвижно, чем наличное, его легче учесть. Во-вторых, также легче учесть временно отсутствующих из числа постоянного населения (поскольку о них могут сообщить сведения их родственники в местах постоянного проживания), чем временно проживающих. Особенно в тех случаях, когда эти люди, временно проживавшие на критический момент переписи на данной территории, уже успели ее покинуть, не встретившись с регистратором переписи (и сообщить о них что-либо достоверное некому).

В послевоенный (после второй мировой войны) период большинство стран мира уже перешло на учет лишь постоянного населения, и их число продолжает увеличиваться. В то же время, как заверяют организаторы предстоящей переписи, возможность получения данных о численности наличного населения (для целей административного управления и планирования) сохраняется, но... за отдельную плату.

В переписи регистрируется наличное население. Данные переписных листов позволяют рассчитать не только всё наличное население, но и постоянное, т.к. между этими категориями существует балансовая связь:

ПН = НН + ВО – ВП, (2.1)

где: ПН и НН – соответственно постоянное население и наличное население;

 

Количественный критерий различия между ПН и НН – 6 месяцев непрерывного проживания в данной местности.

ВО и ВП – соответственно временно отсутствующие и временно проживающие на данной территории на критический момент переписи.

Сведения о наличном и постоянном населении имеют практическое значение. Например, наличного населения в Москве всегда больше, чем постоянного. Эти данные учитываются в работе транспорта, торговли и т.д.

Категория "юридическое население" в переписной практике не применяется.

 

Баланс категорий населения

Количественной характеристикой населения любого региона является его численность.
Источником информации о численности населения являются переписи, а в межпереписный период - это результаты оценок, т.е. расчеты по данным текущего учета процессов естественного и механического движения.
Основными категориями населения, за которыми регистрируется его численность, есть имеющееся в наличии и постоянное население.
Имеющееся в наличии население (НН) - это численность лиц, которые на момент регистрации состоят на территории определенного населенного пункта, независимо от местожительства их постоянного.
Постоянное население (ПН) - это численность лиц, которые постоянно, в течение длительного времени проживают на территории определенного населенного пункта, независимо от их наличия на момент регистрации. Вместе с ними учитываются еще такие категории населения, как временно проживающие и временно отсутствуют.
Временно проживающие (ВП) - лица, которые постоянно проживают в другом населенном пункте, но на момент обследования пребывают в данном пункте (за отсутствия на постоянном местожительстве не более как 6 месяцев).
Временно отсутствуют (ВО) - лица, которые постоянно проживают в данном населенном пункте, но на момент обследования пребывают за его границами, если срок их отсутствия не превышает 6 месяцев.
На основании отмеченных категорий населения определяют баланс категорий населения, которые характеризуют связь между имеющимся в наличии и постоянным населением, а именно:
НН=ПН-ВО+ВП, или ПН=НН-ВП+ВО.
Балансы категорий населения используются для проверки точности учета и расчета численности постоянного и имеющегося в наличии населения. Отдельно существует категория "юридического населения" - лица, которые официально прописаны на определенной территории. Эта категория не совпадает с поданными раньше и не регистрируется переписями, поскольку перепись не предусматривает проверки паспортных данных. В ближайшем будущем "юридическое население" не будет определяться через отмену обязательной прописки.

3. Специальные социально-демографические обследования населения и текущий учёт демографических событий.

Специальные выборочные обследования – демографические исследования с применением метода выборочного наблюдения. Специальные выборочные обследования демографы проводят с целью более глубокого исследования демографических изменений и причин (факторов), их вызывающих.

"Обследование" – это скорее дань традиции (так было названо первое исследование).

Специальные выборочные обследования обычно бывают очень эффективными, а средств затрачивается значительно меньше, чем при использовании метода сплошного наблюдения.

Например, в начале 90-х годов в России произошли серьёзные демографические изменения, которые требовали всестороннего изучения. Денежных средств на проведение всеобщей переписи населения в России тогда не было, и в 1994г. была проведена микроперепись населения. Наряду с традиционными вопросами программа микропереписи 1994 г. включала и новые. Так, к вопросу о родном языке добавился вопрос о разговорном языке; появился вопрос о желаемом числе детей и др.

Различают два видаспециального выборочные обследования:

1). Статистическое обследование – сбор мнений и их обобщение.

2). Социологическое исследование – глубокое изучение демографических процессов.

Первое статистическое обследование, включающее сбор мнений о величине семьи, было проведено в Харьковском университете в 1927году. Позднее такие статистические обследования стали широко использоваться во всех странах Мира (в США – с 1936года).

Первое подлинное социологического исследование было проведено Центром по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ и называлось "Москва – 1978" (руководитель Антонов А.И.). Это было исследование репродуктивного населения и касалось вопросов рождаемости.

Социологические исследования проблем смертности начались в конце 1960-х годов в США, а в нашей стране – в 1980г. в МГУ (Антонов А.И.) и продолжились в институте социологии РАН.

Социологические исследования позволяют:

- углубить знания о рождаемости и смертности и их зависимости;

- вскрыть факторы, влияющие на их изменение;

- составить прогнозы численности населения и демографических процессов.

Текущий учёт демографических событий – сбор сведений о демографических изменениях, происходящих в течение года.

Задачей текущего учёта является учёт фактов рождения, бракосочетания, смерти (учёт естественного движения) и перемещения населения (учёт механического движения).

Цель текущего учёта – дополнять сведения переписи, отображая текущие демографические изменения в стране.

Исторически так сложилось, что текущим учётом сначала занималась церковь. Имея свои приходы, церковь регистрировала рождение (крещение), бракосочетание (венчание) и смерть (отпевание).

В современных государствах текущим учётом демографических событий занимаются органы местной власти.

Учётом естественного движения занимаются органы власти, регистрирующие акты гражданского состояния. В России этим занимаются отделы ЗАГС (запись актов гражданского состояния) при органах местного административного управления.

Гражданское состояние – правовой и семейный статус человека в обществе:

- появление на свет (рождение);

- достижение возраста гражданской зрелости и юридической ответственности (получение паспорта);

- заключение брака и его расторжение;

- родительство;

- усыновление;

- опекунство;

- смерть граждан.

Учёт механического движения ведётся жилищными управлениями путём регистрации посемейных списков по месту их проживания и случаев переездов граждан, которые фиксируются также и в местных органах внутренних дел.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.