КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Источники данных о населении
1. Система источников данных демографии. 2. Переписи населения – основной источник знаний о народонаселении. Принципы проведения переписи населения. 3. Другие источники: текущий учет населения, специальные демографические исследования, анамнестические обследования. 1. Источники демографической информации – печатные издания, дающие числовые сведения о населении и демографических процессах. Различаются по: охвату населения (мир, регион, страна и т.д.); национальной принадлежности; характеру данных (численность и состав населения на данный момент или за период); по времени; способу получения данных (официальные публикации или материалы специальных исследований), характеру издания (общего типа или специализированные). Делятся на первичные – непосредственные результаты обработки и сопоставления собранных статистических данных и вторичные – результат оценок и различных расчетов по первичным данным. Требования к информации о демографических процессах: - достоверность, точное отражение реальности, недопущение ошибкой научно-допустимой нормы в статистике; - детальность и многообразие представляемых данных; - систематичность получения демографической информации; - комплексность использования различных источников. 2. Учет населения осуществлялся с III тыс. до н.э. в различных формах (цензы, описания хозяйств, например «Книга Страшного суда» в 1086 г. в Англии, учет податного населения в России с IX в., подворные переписи в XVII – XVIII в., подушные переписи (ревизии) в XVIII в.). Проведены 10 переписей за период с 1719 по 1859 год. С к. XVIII в. основным источником данных о населении становятся переписи населения. Перепись населения – это специальное, отвечающее научным требованиям мероприятие, проводимое с целью сбора сведений о численности, составе населения, размещении на территории страны. Перепись характеризует в определенный момент времени каждого жителя страны или территории. Научные принципы проведения переписей сформулировал бельгийский ученый А. Кетле (1796 – 1874). Основные этапы переписей населения: 1. С 1770 г. по XIX в. Закладывались основы программы переписей, организация их проведения. Недостатки – нерегулярность, ограниченность вопросов. 2. С сер. XIX по сер. ХХ в. Расширяются программы, конкретизируются пункты (возраст особенно). Вопросы: об образовании, миграционности; социально-экономические характеристики – занятие, место работы, положение социально-экономическое и т.д. Расширение географии переписей. Огромная роль международных статистических конгрессов (руководитель А. Кетле) в организации переписей. 3. С сер. ХХ в. Современный этап. Охвачен весь мир. К 1993 году проведено 2 тыс. переписей, в странах, население которых составляет 98,5% населения мира. В России первая всеобщая перепись населения была проведена в 1897 году. Ей предшествовали местные переписи (с 60-х гг. XIX в. - СП б, Москва; в крупных губернских городах – с 1862г.). До 1917 г. организовано ок. 200 местных переписей. В последующий период переписи проводились в 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 годах. Микроперепись – в 1994 году. Основные черты проведения переписей населения (принципы): 1.Всеобщность – охват всего населения. Помимо общей численности учитывается состав населения по полу, возрасту, семейному положению, месту работы, образованию, профессиональному составу, национальности. 2.Поименность, самоопределение. Ответы даются непосредственно опрашиваемыми без предоставления документов. Поименность предполагает соблюдение статистической тайны. 3.Охват определенной территории, границы которой оговариваются строго правительством и статистическими органами. Как правило, – территория государства. 4.Одномоментность. Приуроченность к так называемому критическому моменту. Он приходится на период малой подвижности населения. Продолжительность переписи от 1 до 2-х недель. 5.Наличие выработанной программы и ее единство. Сбор данных по единым признакам и одинаковыми методами, не допуская разнобоя. Могут применяться разные методы: либо непосредственный ответ опрашиваемого, либо запись счетчика (лица, ведущего опрос). Устанавливается – сплошной опрос или выборочный. 6.Подготовка к переписи населения: разъяснение, создание доброжелательного настроя, привлечение ответственности. 7.Централизованность – проведение переписи под руководством государственных органов, местных органов власти и в соответствии с Конституцией страны. 8.Обработка и публикация материалов переписи. Идет по 2-м направлениям – по административным единицам страны и по основным социально-демографическим параметрам. Методика сбора сведений в большинстве стран – экспедиционный способ наблюдения: счетчики обходят дома, получают в личной беседе данные, которые вносят в переписные листы. Современные переписи отличаются как по объему, так и по содержанию. В послевоенный период при ООН были созданы специальные демографические комиссии по каждой части света. Типичное в содержании переписи: 1.Единица наблюдения – семья, основа которой – совместное проживание, родственность, бюджет. Адресная часть – населенный пункт, улица, номер дома, квартиры, фамилия, имя (в России – отчество), отношение к главе семьи. Адрес позволяет проверить, насколько точным был охват населения, фамилия – повысить ответственность опрашиваемых за ответы, для контрольных операций (сверка со списками переписываемых). Выяснения к главе семьи позволяет выделять семьи и домохозяйства. 2.Разграничение населения на постоянное и наличное. Сложность определения – они не зависят от юридического оформления (прописки). В России к постоянному населению относят живущих 6 и более месяцев на одном месте, во Франции – большую часть года, в США, – где человек живет и спит большую часть времени. Наличным населением считается то, которое на момент переписи находится в данном месте. Кроме того, учитываются временно проживающие в данном месте и временно отсутствующие на постоянном месте жительства. 3.Учет пола, возраста, семейного состояния. О возрасте спрашивают не только о числе лет, но и год рождения. Учитывается т.н. возрастная аккумуляция, когда опрашиваемые округляют возраст. Учитывается число лиц, состоящих в браке, никогда не состоявших в браке, вдовых, разведенных. В последнее время в некоторых переписях спрашивают о дате вступления в брак; у женщин – число рожденных детей и о числе детей, живших на момент переписи. 4. Этническая структура населения определяется либо прямым вопросом (какая национальность), либо косвенным: родной или разговорный язык, знание других языков, напр. межнационального общения – у нас русский язык, страна происхождения, страна рождения, гражданство, раса, вероисповедание. 5. Социально-экономические характеристики – занятие, отрасль хозяйства, источник средств существования, доходов, положение в занятии – хозяин, помощник, наемный работник; общественная группа населения – рабочие, служащие, колхозники, кустари, крестьяне, служители культа. Во многих странах – учет безработных. 6.Образование – грамотность, посещение школы, число лет обучения, уровень образования, оконченное учебное заведение, профессия или уровень квалификации. Вопрос зависит от уровня развития страны. «Грамотность» в одних случаях - умение читать, в других – еще и писать. 7.В ряде стран вопросы о миграциях: длительность проживания в данном месте, прежнее место жительства, место рождения, расположение места работы или учебы; для иностранцев – время прибытия в страну, из какой страны прибыли. Бывают вопросы относительно беженцев, о перемещенных лицах. Подготовка и проведение переписи населения – трудоемкий и длительный процесс, требующий научной и организационной подготовки. ООН рекомендует проводить переписи в год, близкий к десятилетию, включать минимум вопросов для международной сопоставимости данных. Являясь универсальным средством, переписи имеют ограничения: нельзя ставить сложные вопросы, отвлекается много людей, не сразу публикуются итоги. Ежегодно переписи проводить нереально, поэтому они дополняются другими источниками. 3. Текущий учет населения осуществляется различными государственными учреждениями. Он содержит сведения демографического характера, поэтому может служить источниковедческой базой для анализа народонаселения. Такой учет ведется в загсах (запись актов гражданского состояния) при регистрации браков, рождений, смертей, разводов, в органах внутренних дел – при перемене постоянного места жительства. Регистрируя событие в загсе, помимо фиксации самого факта события, предоставляются и другие сведения – о поле новорожденного, дате его рождения, каким по порядку является ребенок у матери (первый, второй, третий и т.д.), о национальности и возрасте родителей, о занятии и месте работы родителей. Аналогично при регистрации браков и разводов (национальность, пол, возраст, место жительства, источник существования) Регистрируя смерть, фиксируют возраст умершего, его пол и национальность, причину смерти, место работы или источник средств существования. При прописке и выписке на новом и старом месте жительства, граждане, достигшие 16 лет, заполняют в органах милиции адресные листки и соответствующие им отрывные талоны. Кроме места жительства, которое меняет человек, указываются место и дата рождения, цель приезда и выезда, члены семьи в возрасте до 16 лет (несовершеннолетние); место, куда выбывает человек, цель приезда. Текущий учет населения, позволяя получать сведения о текущих событиях, при сопоставлении их с материалами последней переписи населения может дать картину численности населения по стране и регионам (прибавив число родившихся и вычтя умерших) Важным источником данных о населении являются специальные демографические обследования, основанные на использовании выборочного метода. Цель их – получение более детальных и глубоких характеристик того или иного демографического явления, которые нельзя получить из других источников. Такие обследования по разработанной методике проводятся как статистическими органами, так и научными учреждениями. В СССР ЦСУ проводил такие обследования в 1967, 1972, 1975, 1978, 1981 и 1985 г. В 1969 году получены ответы 34 тыс. женщин о предпочтительном для них числе детей и почему имеют детей меньше, чем хотели бы. В 1985 г. обследования по разным демографическим проблемам охватили 5% населения. 1989 г. Центр по изучению народонаселения экономического факультета МГУ обследовал семьи москвичей, имеющие двух детей, для выяснения малодетности (доходы, условия жизни, отношение к детям, причины отказа от третьего ребенка). Учет ведется также многими ведомствами, например, в списках избирателей, списках военного учета. Охватывают не все население, поэтому используются как дополнительные источники. В небольших и хорошо организовавших систему текущего учета населения странах используются регистры населения, которые фиксируют происходящие события в специальных карточках, у каждого человека свой номер, в котором кодируются его демографические характеристики. Используются анамнестические обследования – воспоминания людей о происшедших в их жизни демографических событиях – браках, рождениях детей, смерти близких и т.д. Итак, система источников данных о населении обширна. Она позволяет комплексно исследовать демографическую реальность.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |