Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория агентских отношений

Теория агентских отношений возникла в начале 1970-х годов и связана именами Джорджа Акерлофа, Майкла Спенса, Пола Мингрома, Бендта Холмстрома и других. Данная теория рассматривает отношения между принципалом и агентом, обладающих асимметричной информацией:

       
   
 

 
 

Модель агентских отношений применима ко многим ситуациям: держатели акций – менеджеры, избиратель – депутат, пациент – врач, держатель ценных бумаг – брокер и т.д.

Агент всегда обладает большей информацией, чем принципал, следовательно, у него появляются стимулы для оппортунистического поведения. Способы снижения оппортунистического поведения:

система вознаграждения, которая стимулировала бы агента действовать в интересах принципала;

система контроля и надзора за действиями агента;

наличие третьей стороны (например, суда);

конкурентный рынок труда агентов.

Существуют два основных типа оппортунизма, возникающих в зависимости от стадии контрактных отношений.

1 тип – неблагоприятный отбор – возникает в момент заключения контракта.

Пример 1: Наниматель хочет нанять работника на рынке труда, где существуют и хорошие и плохие работники. Только работник осведомлен о степени своей квалификации. Работодатель назначает заработную плату для работника со средней квалификацией. В этом случае хороший работник проигрывает, т.к. зарплата не покрывает его квалификацию, а плохой заведомо выигрывает, т.к. получает больше, чем мог бы в случае, если его навыки были бы очевидны. Таким образом, для хорошего работника нет стимула заключать трудовой контракт, а для плохого – наоборот. В итоге, наняты будут только плохие работники.

Пример 2: Страховая фирма не осведомлена на 100% о состоянии здоровья своих клиентов. Она установит среднюю ставку на медицинскую страховку. В этом случае людям здоровым она покажется слишком высокой, а больным достаточно низкой. В итоге, за медицинской страховкой будут обращаться больше больных людей.

Пример 3: Банк, не имея полной информации относительно тех лиц, которые берут у него кредиты, устанавливает среднюю процентную ставку. Она будет слишком высокой для людей, не склонных к риску и всегда возвращающих кредиты. Следовательно, за кредитами будут обращаться больше, те кто кредиты возвращает не всегда.

Подобные рынки с асимметричной информацией называют рынком «лимонов» (аналогично примеру Джорджа Акерлофа о подержанных автомобилях).

2 тип – моральный риск – возникает на стадии исполнения контракта.

Пример 1: Покупатель оценивает товар по определенному ограниченному числу характеристик – например, по цене, цвету и внешнему виду. После того, как контракт заключен у продавца появляется стимул поставить товар, который обладает теми же внешними признаками, но все остальные характеристики у него более «дешевые».

Пример 2: После того, как наниматель заключит контракт с работником, он не сможет полностью контролировать его действия, и тогда появляется возможность для оппортунизма. Наиболее широкие возможности есть у менеджеров.

Пример 3: Страховые компании сталкиваются с тем, что люди, полностью застраховавшие свое имущество, начинают относиться к нему не бережно и даже провоцировать страховые случаи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность контракта и его виды | Типы внутрифирменных структур
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.