Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые деньги

Старые деньги

Деноминация 1998 г. Денежная реформа в России (1998)

4 августа 1997 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ № 822, в соответствии с которым 1 января 1998 года правительство и ЦБ провели деноминацию рубля[4]. Теперь 1 новый рубль равнялся 1000 старых рублей. Изменился и международный код рубля с RUR на RUB. Вскоре после деноминации, 17 августа 1998 года правительство объявило дефолт по внутренним обязательствам, а курс рубля сильно упал по отношению к другим валютам. Несмотря на то, что эти два события отстоят друг от друга более, чем на полгода, люди их необоснованно связывают между собой.

В течение 1998 года параллельно обращались старые и новые деньги, а цены указывались как в старых, так и в новых деньгах. В общей сложности в этот период законным платёжным средством являлись:

Банкноты Банка России образца 1993 года (в том числе выпуска 1994 года)

Банкноты Банка России образца 1995 года

Монеты Банка России выпусков 1992-1996 годов

Монеты Госбанка СССР выпусков 1961=1991 годов

Монеты Госбанка СССР 1, 2 и 3 копейки выпусков до 1961 года

Банкноты Банка России образца 1997 года

Монеты Банка России образца 1997 года

С 1 января 1999 года старые деньги утратили платёжность, однако в соответствии с упомянутым указом Президента и положением Банка России от 15 декабря 1998 года № 63-П[5] обменивались во всех отделениях Банка на новые в количествах, кратных 1 новой копейке до 2002 года (позднее этот период был продлён до 2003 года), то есть теоретически существовала возможность обменять тысячу советских копеек на одну российскую.

Предпосылки и причины повышения роли золота в денежных отношениях

Денежные системы, как и сами деньги, не изобретаются. Сложившись в древности в некоторых странах стихийно, они в дальнейшем развиваются по принципу преемственности. Тем не менее, установление точной генеалогии и взаимосвязи - дело подчас невозможное. Объясняется это тем, что монетные системы складывались, как правило, без четких законодательных актов, постепенно; монетное дело в древности было чрезвычайно децентрализовано: Греция, Рим (а в последствии и Италия), позже - Русь XI-XIII вв., Германия в средние века, Франция и т.д.; в дошедшем до нас археологическом материале много "белых пятен", а средние века вообще не знали устойчивых весовых единиц во времени и пространстве, к тому же на средневековых монетах нет дат, о времени их выпуска можно судить лишь приблизительно.

Рассмотрим развитие денег в период с падения Римской империи до эпохи Возрождения. Средние века - это многовековой период становления и разложения феодализма (V-XVII вв.) Переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам, превративших землю в свою монопольную собственность. Феодализм ознаменовал собой прогресс в общественном развитии. Эпоха феодализма характеризовалась расцветом мелкого товарного производства в городах. В результате изменились аграрные отношения. Крестьяне в большинстве своем не являлись собственниками той земли, которую обрабатывали. Они платили ренту или налог землевладельцу. Феодальная рента существовала в трех формах: отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной.

С развитием товарно-денежных отношений преобладающее значение приобретает денежная рента, землевладельцы раздавали землю крестьянам на держания, что способствовало росту производительности крестьянского труда и расслоению крестьянства на умеющих и любящих работать и голытьбу.

В течение средневековья коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Вместо примитивных варварских государств и обособленных сеньорий появились крупные централизованные государства, несравненно развилась культура.

Развитие промышленности к XV веку позволило увеличить добычу полезных ископаемых, в первую очередь, серебра и золота. Серебро в большом количестве добывала Германия (Саксония, позже г. Шнеберг), также много благородных металлов извлекали из недр Чехии (Табор, Зальцбург, Пржибрама, Куттенберг), Венгрии (Кремнитц, Шемнитц), а Трансильвания еще при римлянах была местом добычи золота.

Чеканка оставалась в руках богатых землевладельцев, а также монастырей.

В отношении пробы монеты следует отметить разницу между Францией, где обычай выпуска низкопробной монеты был повсеместен уже в начале X века и Германией, где низкопробная серебряная монета появляется позже и где прибавление лигатуры к серебру не стало всеобщим явлением.

Частного владельца металла удерживали от вложения в монету последнего большие потери металла от угара, оплаты издержек чеканки и специальной монетной пошлины (сеньеража), а также нежелание раскрывать размеры своего богатства. В руках нарождающейся буржуазии оказалось довольно много золота и серебра, которые, как правило, хранились в слитках. Форма и вес слитков были различны. Удобство слитков было в перевозке, в осуществлении крупных сделок, когда монеты принимались на вес, в возможности перечеканки на местную монету. Разделение труда между слитками и монетами приобретает четкий характер.

V-VI вв. - века усиленного притока золота в государство франков. В основном это была военная добыча - римское золото. Но затем постепенно римская монета выходит из обращения вследствие истирания и порчи, и начинает чеканиться серебряная, а затем и своя золотая монета. Денежная система Франкского государства базировалась на римском денарии. Счет денег на крупные суммы шел в ливрах (фунтах), су (солидах), денье (денариях). В ливре всегда считалось 20 су, в су - 12 денье.

Людовик IX выдвинул укрупненную серебряную монету в 12 денариев, т.к. сам денарий обесценился. Эта монета представляла собой солид, до тех пор игравшего роль только счетной единицы. Новая монета была названа "гро". Появление гро кладет начало развитой монетной системе: вместо "одномонетного обращения" появилось "двумонетное". Чеканка сначала укрупненной серебряной (гро), а затем и золотой монеты была объявлена привилегией короля, но некоторые провинции продолжали чеканку своей монеты.

Больших успехов в борьбе с феодальной монетой достиг Филипп IV. Однако после его смерти феодальная чеканка возобновляется, и Людовик X вынужден признать и законодательно оформить право многих феодалов чеканить монету, правда только доброкачественную.

Денежная единица "франк" появилась в начале Столетней войны, начавшейся в 1337 г. Франк был укрупненной денежной единицей и предназначался для выкупа из плена короля Иоанна Доброго. В начале XVI века появляется действительно крупная, а не укрупненная монета. Серебро перестает играть роль меры стоимости, эта функция переходит к золоту. Само развитие золотого монометаллизма тесно связано с ранним зарождением капиталистических отношений в Италии, Нидерландах.

Название "денарий" вытесняется названиями "пенни" и "пфеннинг" соответственно в Англии и Германии. Денежное обращение в Англии ведет свою историю от времен римского владычества. Но в Британии обращалась монета местной чеканки, похожая на греческую, еще до завоевания их римлянами, которые ввели здесь свою монету, обращавшуюся и после ухода римлян.

Во второй половине V- начале VI века на острове появляются англы и саксы, основывают несколько королевств. В этот период короли чеканили мелкие серебряные монеты, впоследствии вытесненные денарием франкского образца. Здесь они почти сразу получают название пенни. Денарий господствовал в Англии до XII века, другие монеты вообще не чеканились. В XIII в. английский пенни становится международно признанными.

Для Англии характерно сосредоточение чеканки в руках королей уже в тот период, когда на территории остальной Европы права эмиссии имели еще многие феодалы. Укрупненная серебряная монета в Англии начала чеканиться после 1279 г., когда это было поручено приглашенному из Франции мастеру. Ему было поручено отчеканить "большие пенни" весом в 96 тауэрских гранов. Эта четырехпенсовая монета получила название грот (groat).

Первая чеканка золотой монеты имеет место в Англии при Генрихе III в 1257 году. Широкое развитие чеканка золотой монеты получила к XIV веку. "Золотое пенни" по весу составляло два серебряных пенни.

Развитие в Германии товарно-денежных отношений имело более примитивный характер, нежели во Франции и Англии. Короли и не претендовали на монополию в чеканке монет. В Германии также на смену денарию пришла укрупненная серебряная монета типа гро, а затем и золотая монета.

Толстый денарий Людовика Святого вскоре после появления стал популярной монетой международных расчетов. Под названием "турноза" она становится в городах Германии договорной денежной единицей.

В разных городах Германии, Нидерландов, Англии, Польши и Литвы нашла распространение чеканка укрупненной монеты, все больше напоминавшей турнозу.

Первая золотая чеканка была при Фридрихе II, выпустившем в 1231 году хорошо оформленную золотую монету. Но массовая чеканка золота в Германии начинается только в XIV веке.

Появление золотой чеканки означало, по существу, новый этап в истории денежного обращения Европы. Это было действительно началом эпохи господства монеты. Тогда же делаются попытки дать приближенную к солиду укрупненную серебряную монету. Последняя возникла в виде монеты грошевого типа во Франции и Италии, затем распространяясь по всей Европе.

Сребреник (серебряник) - первая серебряная монета Древней Руси. Для чеканки использовалось серебро арабских монет. Монета чеканилась в Киеве - Владимиром Святославовичем, в Новгороде - Ярославом Мудрым. Другой древнерусской монетой был златник (золотник) - первая золотая монета на Руси, равная по весу византийскому солиду (4,2 г). Эта древнерусская монета со славянской надписью, портретом князя (Владимира Святославовича) и родовым гербом Рюриковичей особой роли в торговле не играла, а скорее, служила символом силы государства. Чеканился, как и сребреник, в X-XI веках.

В денежном обращении Древней Руси слитки играли более значительную роль, чем на Западе, где обращение слитков встречало противодействие со стороны феодалов, которые располагали правом чеканки монеты и рассматривали всякий слиток как материал для чеканки.

Основой денежной системы Древней Руси стала гривна, весовая единица, древняя славянская денежная, служащая для измерения золота и серебра. Золотые, серебряные, бронзовые гривны употреблявшиеся женщинами в качестве украшения в виде обруча, носимые на шее (на "загривке" - отсюда и название) впоследствии стали основной денежной единицей Руси).

Период с XII по XIV век вошел в историю России как "безмонетный". На северо-востоке Руси появляются татарские монеты.

Унификацию русский монеты осуществила Елена Глинская, регентша при малолетнем Иване IV в 1534 году. С той поры чеканилась одна общегосударственная серебряная монета, вдвое тяжелее деньги - новгородка, которая впоследствии получившая название копейка по изображению всадника с копьем на ней; денга московская или московка, или просто деньга, которую также называли "сабельной" или "мечевой" по изображенному на ней всаднику с саблей; полушка (полуденьга), равнявшаяся половине деньги и четверти новгородки. История рубля также интересна. Название это получила новгородская гривна (длинная серебряная палочка весом 204 г).

Бумажные денежные знаки являются не полноценными деньгами, а только их знаками. Впервые они были выпущены в VII веке в Китае купюрами больших достоинств для замены неудобных полноценных медных денег. И пока купюры можно было свободно обменять на полноценные деньги, они успешно обращались. Позже, в XIII веке бумажные деньги были выпущены в Персии, а в XIV веке - в Японии.

В XII-XV вв. купцы для удобства торговли создают банки для замены через них наличных платежей безналичными, более удобными и безопасными. Но широкие возможности для развития бумажных денег создает только капитализм с его развитой кредитной системой.

Введение золотого обращения происходило поэтапно. В 1895 году был представлен проект о разрешении сделок за золотую монету, которая могла служить основой финансовых операций наряду с серебром и кредитными билетами.

Золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Это объяснялось и отсутствием привычки к ней у населения, и неудобством золотой монеты при крупных платежах и пересылке. Полуимпериалы и империалы с обозначением 5 и 10 рублей циркулировали по 7 рублей 50 копеек и 15 рублей, что постоянно вызывало недоумения и многочисленные злоупотребления при расчетах.

В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. К тому времени она уже несколько лет не производилась ввиду намечаемой финансовой реорганизации. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале «15 рублей», на полуимпериале — «7 рублей 50 копеек». Стоимость кредитного рубля была определена в 1/15 империала и закон обязывал обменивать бумажные деньги на золото без ограничения.

Решающий этап реформы денежного обращения наступил в 1897 году, когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. Золото довольно быстро утверждалось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса. К началу 1899 года уже 33% обращения приходилось на золотую монету, а 10% — на серебряную монету, в то время как к началу 1896 года в обращении находилось свыше 98% бумажных денег и менее 2% металлических.

В общих чертах денежная система в России в начале XX века выглядела следующим образом. Монетной основой и государственной денежной единицей служил рубль, содержавший 0,7742 г чистого золота. Рубль был разделен на 100 копеек. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой и обращение были не ограничены и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки. Золотыми монетами были империал (15 рублей), монеты достоинством в 10 рублей, 7 рублей 50 копеек (полуимпериал) и 5 рублей. Серебряными монетами были 1 рубль, 50 и 25 копеек, которые содержали в себе 900 частей чистого серебра и 100 частей меди, а также серебряные монеты в 20, 15, 10 и 5 копеек, которые содержали 500 частей серебра и 500 частей меди. Медные монеты были достоинством в 5, 3, 2, 1, 1/2 и 1/3 коп. Государственные кредитные билеты выпускались Государственным банком в размере, ограниченном потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Они обращались на тех же основаниях, что и золотая монета, символами которой они служили. Достоинства кредитных билетов были в 500, 100, 25, 10, 5, 3 и 1 руб.

До 1914 года рубль оставался одной из стабильнейших денежных единиц мира.

Золотая монета, в свое время энергично внедренная Витте в денежный оборот, проигрывала более удобным в обращении кредитным билетам, и удельный вес ее в общей сумме денежных знаков снизился с 32% до 20%. Следуя призывам Витте об укреплении денежной системы путем «накачивания» обращения звонкой монетой, министр финансов Коковцов в 1909 году попытался усилить приток золота за счет сокращения 5- и 10-рублевых купюр, но эта политика не дала заметных результатов: увеличившись в абсолютных размерах в 1910-1912 гг., золотая монета затем упала до рекордно низкого уровня.

Подводя итог русского рубля в предвоенный период, необходимо отметить, что золотая денежная система, ставшая основой экономической жизни довоенной Европы, в момент острого кризиса лета 1914 года потерпела крах. В течение первых дней объявления войны державы одна за другой прекратили размен бумажных денег на золото. Военная конфронтация оборвала экономические связи, и «золотой мост», соединявший Россию с европейским денежным рынком, рухнул. В конце апреля 1914 года Государственный банк России объявил о приостановке размена кредитных билетов на золото.

В 1916 году в сбережения переходили не только золотые, но и серебряные и даже медные монеты. Первоначально исчезли высокопробные серебряные монеты. Затем и низкопробные монеты. Наконец, в конце 1916 - начале 1917 года редкими стали в обороте и медные монеты. Государство столкнулось с разменным голодом. Чтобы его преодолеть, в 1916 году был предложен проект чеканки никелевых монет. Были изготовлены образцы этих монет достоинством в 25, 20, 15 и 10 копеек. Заказ на чеканку их был размещен в Японии, но в Россию эти монеты по неясным причинам не поступили.

Было предпринято много попыток сдержать обесценивание рубли или хотя бы поправить дела пошатнувшегося бюджета. Но они не давали результатов. Таким образом, кроме обращения к печатному станку, у правительства не оставалось иной альтернативы. Отказавшись от идеи никелевых монет, правительство заменило их бумажными билетами, имеющими хождение наравне с серебряной или медной монетой, в зависимости от их достоинства. В результате если с 1915 по 1916 год количество денег в обращении в номинальном исчислении увеличилось на 67%, то с 1916 по 1917 год денежная масса возросла на 127%.

В итоге, война развязала те процессы, которые развились позже в безудержную гиперинфляцию. Первоначально инфляция развивалась на основе крушения золотомонетного стандарта, нарушения баланса между спросом и предложением и излишков бумажных денег у населения. Однако со временем на первое место стали выходить процессы разрушения рыночных отношений.

 

Развитие системы обмена валют

История денежного обмена исчисляется веками. Зачатки торговли валютами заметны и в древних ближневосточных государствах, и в средние века. Современный рынок обмена валютой, который характеризуется достаточно сильной волатильностью, сформировался в 20-ом веке.

В 19-ом веке в большинстве стран Европы установился так называемый «золотой стандарт» - то есть денежная система, при которой золотая монета признается исключительным законным платежным средством без ограничения суммы. Курсы всех валют приводились к золоту. К 1930-ым годам Лондон стал основным центром мирового обмена валюты, а британский фунт – мировой резервной валютой. Но после Второй мировой войны ситуация в корне изменилась. Британская экономика, ранее считавшаяся мощнейшей в мире, была разрушена, а единственной страной, практически не пострадавшей в ходе масштабных боевых действий, стали Соединенные Штаты. В 1944 году США, Великобритания и Франция заключили Бреттон-Вудское соглашение, согласно которому резервной валютой для всех капиталистических стран стал американский доллар, а курсы всех остальных валют стали конвертироваться именно в USD. Соответствующие курсы поддерживались центральными банками путем интервенции и закупок валют. Также доллар был приведен к золоту в соотношении $35 за унцию. В соответствии с тем же соглашением был учрежден Мировой валютный фонд (МВФ), играющий сегодня важную роль в поддержке экономик развивающихся стран.

Мир отказался от золотого стандарта лишь в 1971 году, когда американский президент Ричард Никсон объявил об отмене свободной конвертируемости доллара в золото. Именно на 1970-ые годы приходится переломный момент в развитии и становлении современной системы торговли валютами. На смену золотому стандарту приходит Ямайская система, согласно которой на золото вводится плавающий курс. Таким образом, с 1970-ых курсы валют также становятся плавающими и начинают зависеть не только от цен на золото, но и от рыночного спроса и предложения на них. Именно это позволило сформироваться рынку форекс в его современном понимании. Свободная конвертация валют привела к моментальному увеличению числа обменных операций. Если в 1977 году ежедневный оборот обмена валют в мире равнялся $5 миллиардам, то уже в 1987 он составил $600 миллиардов, в 1992 – $1 триллион, в 2000 – $1,5 триллиона, а к 2010 году достиг 4 триллионов долларов.

Что же послужило причиной такого стремительного роста? Во-первых - возросшая волатильность курсов валют, во-вторых - взаимовлияние экономик разных стран на курсы, устанавливаемые центральными банками, в-третьих - усилившаяся конкуренция на рынке золота и, наконец, технический прорыв в сфере торговли валютами, давший начало интернет-трейдингу на Форекс как таковому. Позднее этот прорыв привел к развитию автоматических систем, позволяющих вести торговлю валютами через Интернет. Если ранее покупкой и продажей валюты занимались лишь банки, то теперь трейдеры получили возможность связываться друг с другом через глобальную сеть и торговать посредством брокеров форекс без фактических поставок купленной валюты. Дальнейшее развитие телекоммуникационных технологий, программного обеспечения и рост числа брокеров открыли трейдинг для частных лиц со всего мира, что еще больше увеличило объем торговли.

Так, денежный обмен достиг высшей точки своего развития, а рынок Форекс, пройдя сравнительно небольшой по историческим меркам путь, сегодня является наиболее ликвидным и популярным как среди частных трейдеров, зарабатывающих на разнице курсов валют, так и среди институциональных инвесторов.

 

История возникновения и сущность центральных банков

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX в.

Исторически существовало два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения сложились сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции - в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты в ФРГ - Бундесбанк (1957 г.) и Австрии - Резервный банк Австрии (1960 г.).

В современных условиях в большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала национального банка Бельгии.

Сегодня центральный банк - ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Исторически ЦБ обычно формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин "центральный банк" подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали ЦБ (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии).

В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен парламенту (или специальной парламентской комиссии). Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета.

Назначение может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе провести свою кандидатуру (которую часто предлагает официально). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в Германии.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как его принципиальные противоречия с правительством могут отрицательно сказаться на эффективности экономической политики, которую оно проводит. Поэтому прослеживается тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра финансов. Например, в Великобритании независимость Банка Англии начала постепенно уменьшаться с момента его национализации в 1946 г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов применяется крайне редко.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих государствах прямое кредитование правительства практически не осуществляется (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничивается (Германия, Франция, Нидерланды).

Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

В государствах Западной Европы и США на банкнотах не пишут, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами ЦБ (но это отражено в публикуемых балансах ЦБ). В качестве обеспечения выступает актив ЦБ, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу: нередко законодательно определен характер обеспечения и, следовательно, установлены косвенные пределы выпуска бумажных денег.

Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы (чего от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования) и в меньшей степени - средства для клиринговых расчетов. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ - при нехватке средств регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным образом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель: стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу любой ЦБ обычно отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо формируется на основе приоритетов правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как правило, четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную работу банка, согласовывая с ним лишь общую макроэкономическую политику.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и соответственно с финансированием госбюджета.

По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:

государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, Германии, Франции, России, Дании и Нидерландах;

акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;

смешанные: в Японии (55% – в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% – в собственности кантонов и 43% частных лиц).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.

При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.

Первым рассмотрим Банк Англии как один из старейших в банковских системах западных стран.Банк Англии был создан в 1694 году парламентским актом. Необходимость в образовании этого банка (созданного в форме акционерной компании с участием 1268 акционеров, торговцев и финансистов, первоначальный взнос каждого из которых составлял 1200 ф.ст.) была вызвана острой нехваткой у государства денежных средств на ведение войны с Францией. Банк Англии располагал большим числом филиалов, поскольку кредитованием правительства и эмиссионной деятельностью его функции не исчерпывались. Он, кроме того, занимался выпуском переводных векселей и учитывал векселя частных лиц. Предоставлял ссуды под товарное обеспечение и т.д. Однако именно эмиссия банкнот послужила причиной трансформации Банка Англии в центральный банк, призванный сохранять стабильность денежного обращения.В 1946 г. Банк Англии был национализирован путем передачи его акционерного капитала (который составлял к тому моменту сумму, равную 14 553 000 ф.ст.) солиситору казначейства (т.е. в собственность государства). Национализация означала законодательное закрепление за Банком Англии тех функций центрального банка, которые он и до этого фактически выполнял. Кроме того, отныне на Банк Англии были возложены и новые функции, присущие центральному банку страны. Он стал определять денежную политику: коренным образом изменилось его место в банковской системе.Банк Англии находится под контролем казначейства. Последнее вправе потребовать от него ведения особых реестров с данными о держателях определенных акций или облигаций, а также давать Банку Англии рекомендации, которые оно сочтет необходимым в государственных интересах.Отношения Банка Англии с центральным правительством и местными органамивласти отмечены еще одной особенностью. Банк Англии осуществляет их кредитование в различных формах. Поступление денежных средств на счета государства происходит как путем обязательных для Банка Англии отчислений из полученной им прибыли, так и путем операций, осуществляемых им с государственными ценными бумагами. Наконец, Банк Англии управляет государственным долгом. В Испании центральным банком является основное учреждение, регулирующее банковскую систему и осуществляющее денежную политику в стране.История развития основного банка Испании насчитывает уже более двух столетии.Прототипом этого банка являлся Банк де Сан Карлос, основанный в 1782 голу и реорганизованный в 1892 году под названием Испанский банк де Сан Фернандо, затем был переименован в Банк Изабеллы II, а в 1856 году приобрел свое нынешнее название Банк Испании.Банк Испании был национализирован в 19б2 году, хотя и до этого находился под контролем государства. Важным нововведением здесь являлось прямое признание необходимости «поддерживать стоимость (ценность) денег» как специфической функции Банка Испании. Банк Испании наделялся самостоятельностью, необходимой для выполнения его функций. В своей деятельности Банк Испании подчиняется Министерству экономики и финансов. Выработка денежной политики в стране относится к компетенции правительства, которое делегирует свои функции в этой области Министерству экономики и финансов. Осуществление же денежной политики поручено Банку Испании.Министерство экономики и финансов разрабатывает положения для Банка Испании, которым он должен следовать при реализации денежной и кредитной политики правительства, определяет принципы осуществления банком дисциплинарных и контрольных функций, устанавливает порядок осуществления банком операций с частными банками и т.д. Банк д'Италия центральный банк Итальянской республики. Правовое положение этого банка не урегулировано каким-либо отдельным законом; его права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время.Банк д'Италия был образован в 1893 году в результате слияния трех крупных банков: Банка Националь Репьо д'Италия, Банка Национале Тоскана и Банка Тоскана ди Кредито пер ле индустрие э иль коммерчио д'Италия. Первоначально Банк д'Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания центральный банк Италии является эмиссионным банком; до 1926 года эмиссию денег наравне с центральным банком осуществляют Банко ди Наполи и Банко ди Сичилия; с 1926 года Банк д'Италия становится монополистом.В 1926 году в ходе реорганизации итальянской системы кредитных учреждений Банк д'Италия был поставлен во главе банковской системы Италии. На него были возложены контрольные функции. Банк может давать правительству конкретные рекомендации по вопросам валютно-финансовой политики. Акции в капитале Банка д'Италия являются именными и могут принадлежать лишь:1) сберегательным кассам;2) кредитным учреждениям публичного права и национальным банкам;3) страховым обществам;4) страховым учреждениям.В центре кредитной системы Франции находится Банк де Франс, созданный в 1800 году в форме акционерного общества с капиталом 30 млн. франков. Через 145 лет осле своего образования он становится центральным государственным банком страны. Банк де Франс имеет право принимать регламенты и вырабатывать нормы профессиональной деятельности.Банк де Франс уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной политики. Он участвует в подготовке и проведении мероприятий, осуществляемых в этой области на основе постановлений правительства. Банк де Франс в настоящее время превратился из банка, обслуживающего кредитные учреждения и частных лиц, в «банк банков». Главными его клиентами являются банки и государство. Несмотря на это, законодательство не исключает предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают пользоваться его услугами.Рассмотрим теперь Банк России. Уставный капитал и имущество ЦБ нашего государства являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом. Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено).Кроме того, следует подчеркнуть, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк Росси по обязательствам государства. Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты (в отличие от Банка Англии, который издает так называемые просьбы).Основой банковской системы Германии является Немецкий Федеральный банк (НФБ), выступающий в качестве центрального банка страны. Он был создан вскоре после второй мировой войны оккупационными властями западных зон в 1948 году. Законом о Немецком Федеральном банке, который был принят Бундесратом 26 июля 1957 г., проведено слияние Берлинского Центрального банка, центральных банков земель с Банком немецких земель. С очень незначительными изменениями Закон о НФБ действует и в настоящее время. НФБ имеет свои представительства в столицах земель, некоторое число главных филиалов (58) и филиалов (170) по всей территории Германии.Основной задачей банка считается регулирование денежного обращения и кредита в целях обеспечения устойчивости валюты. НФБ стремится к развитию банковского платежного оборота как в стране, так и с заграницей. Закон предоставляет банку право участвовать в Международном компенсационном банке, а с согласия федерального правительства и в других учреждениях, которые обслуживают межнациональную валютную политику, обеспечивают международный платежный и кредитный оборот.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Денежные реформы в России 1993 г | Фізична географія
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.