КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнение циклов
Принципиальная схема и цикл одноступенчатой фреоновой холодильной машины Принципиальная схема и цикл одноступенчатой аммиачной холодильной машины Принципиальная схема одноступенчатой аммиачной холодильной машины показана на рис 2, а, ее теоретический цикл (обратный круговой процесс) в i, lgp-диаграмме — на рис. 2, б и в s, Т-диаграмме — на рис. 2, в. Рис. 2. Принципиальная схема (а) н цикл на i, lgp-диаграмме (б) и s, T-диаграмме (в) одноступенчатой аммиачной холодильной машины: КМ — компрессор; КД — конденсатор; И — испаритель; РВ — регулирующий вентиль
Принципиальная схема включает лишь основные элементы машины, необходимые для осуществления ее цикла. Вспомогательные элементы (аппараты, арматуру и др.), которые могут играть существенную роль в обеспечении надежного и безопасного функционирования машины, на принципиальных схемах обычно не показывают. Цифрами I, 2, 3 и т.д. на принципиальной схеме и диаграммах обозначают так называемые характерные точки, соответствующие состоянию хладагента в начале или конце процесса, происходящего в холодильной машине или каком-либо ее элементе. На рис. 2 точка 1 соответствует состоянию перегретого пара, всасываемого компрессором. В целях предотвращения «влажного хода» (попадания в цилиндр компрессора частиц жидкости) пар в этой точке должен быть перегрет, т. е. иметь температуру на 5…10°С выше температуры насыщенного пара в точке . Процесс перегрева пара может происходить внутри испарителя, частично во всасывающем трубопроводе и во всасывающей полости самого компрессора. Обычно перегрев в трубопроводе при рассмотрении принципиальных схем и циклов не учитывают. На рис. 2 показано, что точка находится «внутри» испарителя. Процесс сжатия пара 1-2 осуществляется в компрессоре. Пар сжимается от давления кипения р0 до давления конденсации рк. Этот процесс считают изоэнтропным (s=const), протекающим без трения между молекулами и без теплообмена с окружающей средой, - особый случай адиабатного процесса. В точке 2 хладагент находится в состоянии сильно перегретого пара при давлении рк. Для совершения процесса сжатия 1-2 необходимо затратить работу l в кДж/кг, которую можно определить как разность энтальпий в конце и начале процесса: l =i2-i1, так как рост энтальпии пара пропорционален затраченной механической работе. Для того чтобы осуществить процесс конденсации, необходимо сначала понизить температуру перегретого пара до температуры насыщенного пара при данном давлении рк. Процесс охлаждения пара (сбив перегрева) 2 — 2" может происходить в конденсаторе и частично в нагнетательном трубопроводе. Точка 2" показана на рис. 2, а «внутри» конденсатора. Процесс конденсации 2" — 3', т.е. превращения насыщенного пара в насыщенную жидкость, происходит при постоянных давлении рк и температуре tк и сопровождается отдачей теплоты среде, охлаждающей конденсатор. Это скрытая или удельная теплота конденсации После завершения процесса конденсации при наличии соответствующих условий (необходимой теплообменной поверхности) жидкий хладагент может быть здесь же, в конденсаторе, переохлажден (процесс 3' — 3) от температуры насыщенной жидкости до более низкой температуры при том же давлении рк. Так как процессы 2—2", 2"—3' и протекают в конденсаторе, общая удельная теплота qкд в кДж/кг, отводимая в конденсаторе: Переохлажденный жидкий хладагент поступает в регулирующий вентиль, где осуществляется процесс дросселирования 3-4 (см. тему I). При этом давление падает от рк до р0, а температура понижается от tз до t0. В процессе дросселирования полезная работа не совершается, а энергия в виде теплоты передается хладагенту и расходуется на частичное испарение жидкости. Поэтому при неизменной энтальпии возрастает его энтропия. Процесс кипения 4 — I" хладагента происходит в испарителе при постоянных давлении р0 и температуре t0 и, так же как и процесс конденсации, является одновременно изобарическим и изотермическим. В процессах кипения 4 — 1" и перегрева 1" — 1 энтальпия хладагента возрастает от i4 до i1. Величину в кДж/кг называют удельной массовой холодопроизводительностью машины. Для рассмотренного цикла 1— 2—3—4—1 холодильный коэффициент (см. тему 2) а удельная теплота, отводимая в конденсаторе, равна сумме удельной массовой холодопроизводительности машины и работы сжатия: Последнее уравнение отражает тепловой баланс холодильной машины, соответствующий первому закону термодинамики.
Особенностью фреоновых холодильных машин по сравнению с аммиачными является возможность использования компрессоров со встроенными электродвигателями (герметичных и бессальниковых), а также включения в схему регенеративного теплообменника (РТО), позволяющего повысить эффективность работы машины. Принципиальная схема одноступенчатой фреоновой холодильной машины и ее теоретический цикл на (i, lg р-диаграмме показаны на рис. 3. Рис. 3. Принципиальная схема (а) и цикл на 1. i, lgp-диаграмме (б) одноступенчатой фреоновой холодильной машины с регенеративным теплообменником и компрессором, имеющим встроенный электродвигатель: КМ — компрессор; ЭД — встроенный электродвигатель; КД — конденсатор; И —испаритель; РТО — регенеративный теплообменник
Пар из испарителя направляется в РТО, где он омывает змеевик, внутри которого протекает жидкий хладагент, поступающий из конденсатора. В результате теплообмена пар, забирая теплоту от жидкости, перегревается (процесс 1и—1то), а жидкость внутри змеевика переохлаждается (процесс 3—4). Если пренебречь теплообменом с окружающей средой, то тепловой баланс РТО можно представить в виде равенства: в котором разность энтальпий i3 –i4 равна теплоте, отводимой от 1 кг жидкого хладагента, а разность энтальпий i1то-i1и равна теплоте, подводимой к 1 кг пара, поступающего в РТО из испарителя. Задаваясьперегревом пара в РТО и определяя по диаграмме или таблице перегретого пара соответствующие значения энтальпий (i1то и i1и, из уравнения теплового баланса РТО находят энтальпию По энтальпии i4 на изобаре pк = const определяют положение точки 4. Из РТО пар поступает в кожух компрессора и, омывая обмотку статора встроенного электродвигателя, еще более перегревается (процесс 1то— 1). Перегрев зависит от КПД и мощности встроенного электродвигателя. При построении цикла величину qэд принимают примерно равной 10... 15 °С. Остальные процессы данного теоретического цикла, а также его построение аналогичны соответствующим процессам цикла и его построению для одноступенчатой аммиачной холодильной машины (см. рис. 2). Дополнительно на рис. 3, б пунктиром показаны процессы: 3 — 6 — дросселирования в регулирующем вентиле при отсутствии РТО, 1и — 7 — сжатия в компрессоре при отсутствии РТО и в компрессоре без встроенного электродвигателя (в этих случаях принципиальная схема и цикл машины не отличаются от показанных на рис. 2). Из сравнения двух циклов, представленных на рис. 2 и 3, вытекает, что введение РТО позволяет повысить удельную массовую холодопроизводительность машины но при этом возрастает перегрев всасываемого пара: Общий перегрев всасываемого пара в РТО и встроенном электродвигателе компрессора При этом следует учитывать, что необходимая удельная массовая холодопроизводительность компрессора Величина q0км в кДж/кг показывает, какое количество теплоты отводит 1 кг хладагента, поступающего в компрессор, при рабочих параметрах цикла ра, Рк, q1. В тепловом расчете используют также удельную объемную холодопроизводительность компрессора qnкм в кДж/м3: где v 1— удельный объем пара, всасываемого в цилиндр компрессора, м3/кг. При расчете холодильной машины обычно задаются тепловой нагрузкой на испаритель QH в кВт (кДж/с). Тогда количество циркулирующего хладагента (массовый расход) Ga в кг/с находят по отношению Gа = QH/q0, а необходимую холодопроизводительность компрессора Q0км в кВт из выражения При этом объем пара, всасываемого компрессором, Vкм в м3/с: Для того чтобы лучше проиллюстрировать существо расчета циклов холодильных машин, а также зависимость основных параметров от рабочих условий и вида хладагента, проведен сравнительный расчет цикла 1и—7— 3 — 6 —1и для одноступенчатых аммиачной и фреоновой (на R12) холодильных машин и цикла 1— 2 — 4 —5—1 для одноступенчатой фреоновой машины с РТО и встроенным электродвигателем. Были приняты следующие рабочие условия: t0=-15 °С, tк=30 °C, q1и=5°С, q3=3°С, q1то = t1то – t1и =20°C, qэл=t1 - tlTO=10°C, Qи = 10кВт. Результаты сравнительного расчета приведены в таблице.
Анализ приведенных данных показывает, что при работе холодильной машины на R12 с РТО и компрессором, имеющим встроенный электродвигатель, удельная массовая холодопроизводительность машины q0 увеличивается примерно на 10 %, но одновременно работа сжатия l также возрастает примерно на 12 %. Это приводит к незначительному, примерно на 2 %, уменьшению холодильного коэффициента e, увеличению объема всасываемого компрессором пара VKM на 4 % и необходимой холодопроизводительности компрессора Q0km на 15%. Таким образом, введение РТО в схему холодильной машины не улучшает ее энергетической эффективности, соответствующей холодильному коэффициенту e. Применение РТО объясняется практическими условиями работы фреоновых холодильных машин, в первую очередь уносом капель жидкого хладагента из испарителей змеевикового типа и необходимостью обеспечить возврат масла в картер компрессора. Дополнительный перегрев пара в электродвигателе также отрицательно влияет на холодильный коэффициент e и приводит к увеличению объема всасываемого компрессором пара VKM, а следовательно, габаритных размеров и металлоемкости компрессора. Однако использование компрессора со встроенным электродвигателем позволяет существенно повысить герметичность всей машины и уменьшить габаритные размеры и металлоемкость компрессорного агрегата. Расчетные данные цикла на аммиаке (R7I7) подтверждают лучшие, по сравнению с R12, термодинамические свойства аммиака (см. тему 3). При работе на аммиаке удельная массовая холодопроизводительность машины q0 возрастает в 9 раз, но, так как при этом увеличивается и работа сжатия l, холодильный коэффициент повышается лишь на 8 %, а объем всасываемого пара Vкм уменьшается примерно на 60 %. Это позволяет создавать аммиачные машины с меньшими габаритными размерами и металлоемкостью, чем у фреоновых машин. ТЕМА 5
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |