Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголок живой природы в школе




Читайте также:
  1. N ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ РЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
  2. Биология как учебный предмет в средней школе.
  3. Взаимозависимости природы и искусства
  4. Влияние природы реагирующих веществ
  5. Всемирная стратегия устойчивого развития и охраны природы 1991 года.
  6. Гигиеническое и физиологическое значение естественных сил природы в повышении эффективности физического воспитания и спортивной тренировки.
  7. Гольбах, П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного / П. Гольбах // Избранные произведения в 2-х т. – Т.1. – М., 1963.
  8. ДИАЛЕКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
  9. Закон сохранения импульса как фундаментальный закон природы.
  10. Кабинет биологии в школе.
  11. Новые информационные технологии в школе.
  12. Отличия живой системы от неживой

Десять заповедей экскурсионного дела (по Б.Е. Райкову)

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь её план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут (оптимальное количество новых названий на экскурсии – 10 - 12).

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно (возле неподвижных объектов выстраивайте учеников полукругом в два ряда с учетом их роста; мелкие подвижные объекты раздавайте в пробирках; для наблюдения за птицами используйте бинокли).

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Большое значение на экскурсии имеет умелая организация учителем порядка и рабочая дисциплина, допускаются перерывы, «минутки отдыха», организуемые учителем.

Без достаточного владения определенными знаниями и умениями проведение экскурсии в природу с детьми для учителя всегда будет проблематично, а это значит, что школьники не получат должного биологического образования.

Уголок живой природы дополняет кабинет биологии. В нем размещают и содержат живые объекты природы. В уголке живой природы находятся только те растения и животные, которые необходимы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных учебной программой по биологии и программами внеклассной работы.

Для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью от 15 до 18 м2. Лучше, чтобы его окна выходили на юг или юго-восток.

Так как в уголок живой природы подбирают объекты необходимые для использования в учебном процессе, следовательно, уголок выполняет учебные задачи. Здесь учащиеся ставят опыты с живыми объектами, наблюдают за ними. Длительные наблюдения за растениями и животными способствуют развитию исследовательских умений.

Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе работы с живыми объектами у учащихся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растениями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы.

Содержание и размещение животных в уголке живой природы должны соответствовать биологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Растения и животные размещают с учетом их требований к свету, теплу, влаге и почве. В зависимости от этого их объединяют в группы: дикие и культурные, умеренного пояса, сухих мест, средней влажности, влажных мест. В аквариум помещают рыб, моллюсков и водные растения, в террариумы – мхи и другие растения влажных мест.



В ботаническом отделе уголка содержатся главным образом комнатные растения, обеспечивающие живой наглядностью уроки биологии, внеурочную и внеклассную работу. Среди высших растений есть папоротниковидные, моховидные, низшие растения представлены водорослями пресных водоемов. Среди цветковых есть травянистые и древесные, кустарники; цветущие в домашних условиях и нецветущие.

В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода: среди беспозвоночных – простейшие – амебы, инфузории-туфельки, сувойки; многоклеточные – дождевые черви, моллюски, ракообразные; насекомые; среди позвоночных – рыбы, тритоны, жабы, черепахи, ящерицы, волнистые попугайчики, хомяки, морские свинки.

Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Этикетки с названиями растений и животных размещают непосредственно около объекта (прикрепляют к клетке, цветочному горшку), а паспорта, в которых даны сведения об ареале, местообитании и условиях содержания и кормления животных, возрасте объекта и о справочной литературе, хранят в каталожном ящике. Этикетки и паспорта содержат важные биологические сведения о данном виде растения или животного.

В подборе растений в уголок живой природы можно руководствоваться следующими объектами:

1. комнатные растения с декоративными формами;

2. дикорастущие травянистые (семенные и споровые);

3. растения, размножаемые семенами, корнями, черенками побегов, листьями, клубнями, луковицами;

4. ветки деревьев и кустарников (в безлистном и облиственном состоянии).

Обычны следующие виды комнатных растений: пеларгония (герань), традесканции, бегонии, хлорофитум, алое, фикус, цереус, а из споровых – нефролепис. Растения располагают на подоконниках или стеллажах с подсветкой, ампельные растения можно подвесить. Растения необходимо периодически поворачивать так, чтобы растения не было однобоким в следствии положительного фототропизма. В зимние месяцы многие растения страдают от сухости воздуха: их надо располагать подальше от отопительных приборов и форточек. Эффективным способом поддержания влажности является регулярный полив и опрыскивание растений. Поливают растения водой комнатной температуры или на 2-30С выше. Водопроводную воду отстаивают. Если вода выливается в поддон, то её затем сливают, чтобы почва не закислилась и корни растения не загнили. В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических особенностей растений. Некоторые растения выращивают из семян по мере надобности в учебном процессе (наблюдение проростков, особенностей фенологического развития). Декоративные растения используют для выгонки цветков. Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. Для проведения опытов и наблюдений за растениями желательно иметь световую камеру.

Растениям для нормального роста и развития необходима чистота. Примерно раз в месяц следует протирать листья губкой, смоченной в воде, в воду можно добавить хозяйственное мыло. В этом случае цветочные горшки обвязывают клеенкой, чтобы мыльный раствор не попал на почву. Комнатные растения лучше всего содержать в глиняных горшках – их стенки пористые, хорошо испаряют влагу, через поры поступает к корням воздух. Горшки должны иметь дренажные растения. К уходу за растениями всегда привлекают школьников.

В уголке живой природы содержат различных животных. В аквариумах содержат рыб, улиток, гидр, дафний. На примерах разных аквариумов демонстрируют возможные сочетания водных животных с водными растениями.

Для содержания насекомых, ухода и наблюдения за ними в уголке живой природы должны быть инсектариумы. Они удобны для наблюдения за превращениями насекомых в процессах развития. Можно иметь плоский садок с мукой для наблюдения за мучным хрущаком, а также самодельный садок с почвой для содержания и наблюдения за дождевым червем. Террариумы устраивают для содержания земноводных и пресмыкающихся. При его оборудовании учитывают условия среды обитания данного животного. Птиц и млекопитающих размещают в клетках разных размеров или вольерах. При этом клетки оборудуют кормушками и специальными приспособлениями. Для птиц предусматриваются посадочные жердочки, а для млекопитающих – специальные домики, где они могут спрятаться. Птиц, пресмыкающихся и некоторых беспозвоночных помещают в наиболее освещенных местах, земноводных и скрытно живущих насекомых в менее освещенных. Многих животных можно использовать для опытов по выработке условных рефлексов при кормлении, а также для длительных наблюдений за особенностями их развития.

Содержание большого количества разных объектов требует от учителя четкой организации работы. В уголке живой природы могут работать ученики и кружковцы. Для контроля за выполнением работ составляют график поручений и дежурств в уголке живой природы. Содержание животных требует заблаговременной подготовки кормов, для растений – почвы.

Таким образом, состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологической профессии, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе.





Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3420; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.