КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международная торговля продовольствием
В начале 21 век наиболее динамично развивался экспорт фруктов и овощей, рыбы и морепродуктов. Умеренными темпами увеличивалась торговля молочными продуктами, семенами масличных культур, маслами и мясом. Экспорт зерновых, сахара, кофе, какао, чая был подвержен значительным колебаниям, но в целом не повысился. Основными экспортерами и импортерами продовольствия являются промышленно развитые государства, хотя на рынке отдельных товаров ведущие позиции занимают постсоциалистические и развивающиеся страны. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте всех видов продовольствия, за исключением рыбы и морепродуктов, имеет тенденцию к росту. По молочным товарам она превышает 95%, по зерновым, мясу и напиткам составляет 80-90%, по фруктам, овощам, масличным, рыбе – 60%. Наиболее сильные позиции развивающиеся страны занимают в экспорте тропических продуктов – около 90% мирового экспорта, сахара– свыше 50%, рыбы, масличных, фруктов и овощей – 30-35%, зерновых и мяса – 10%. В импорте большинства видов продовольствия в последние годы возросла доля развивающихся стран, доля промышленно развитых стран снизилась. Удельный вес промышленно развитых государств в импорте рыбы, кофе, какао, чая и напитков составляет 80-90%, фруктов, овощей, мяса – 75-80%, масличных и молочных продуктов – 60-65%, зерновых – 43%, сахара – 25%. Основными позициями в импорте развивающихся стран являются зерновые – более 40% мирового импорта, масличные, молочные продукты, сахар, мясо – 20-30%. Постсоциалистические страны закупают большое количество сахара – около 55% мирового импорта. Их доля в импорте других видов продовольствия заметно ниже: зерновых около 20%, масличных – 10%, напитков, фруктов и овощей, мяса – до 10%. Крупнейшими экспортерами продовольствия являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Бразилия, КНР: импортерами – Япония, США, страны ЕС. В начале 90-х годов в АПК России начались радикальные экономические преобразования. Большая часть колхозов и совхозов была реорганизована. Сформировалась многоукладность форм хозяйствования. К началу 2001 г. в аграрном секторе насчитывалось 27 тыс. крупных и средних предприятий, из которых 6 тыс. (21%) сохранили статус колхозов и совхозов, 21 тыс. (79%) были трансформированы в товарищества, акционерные общества, производственные сельскохозяйственные предприятия; образовались крестьянские (фермерские) хозяйства. ВОПРОС 4. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Транспортный комплекс – одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Исходя из различия функций транспорт разделяется на пассажирский и грузовой. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, в рамках которой взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и региона. Мировая транспортная система неоднородна. Прежде всего в ней можно выделить транспортные системы развитых и развивающихся стран. Транспортные системы развитых стран составляют: · 78% общей протяженности мировой транспортной сети, · 74% мирового грузооборота; · характеризуется высоким техническим уровнем, · тесным взаимодействием всех видов транспорта, · высокой «подвижностью» населения. Транспортные системы развивающихся стран составляют · 22% общей протяженности мировой транспортной сети, · 26% мирового грузооборота; · характеризуется невысоким техническим уровнем, · преобладанием одного-двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, · преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, · низкой «подвижностью» населения. Существенно различаются между собой и региональные транспортные системы – транспортные системы Западной Европы, Северной Америки, Латинской Америки, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Северной Африки и др. Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту. Виды транспорта группируются следующим образом: · сухопутный (сухопутный и трубопроводный), · водный (морской и речной) и воздушный. По структуре мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота). · Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции; · самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; · самый высокий уровень автомобилизации в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта. Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша. В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, – к расширению. Трубопроводный транспорт. Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX в. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»). Морской транспорт – важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ. Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок: ♦ Европа – Северная Америка; ♦ Европа – Южная Америка; ♦ Африка – Европа. Важным звеном транспортной системы являются морские порты: ♦ универсальные (характерные для развитых стран) ♦ специализированные (характерные для развивающихся стран).
Важное значение для морского транспорта имеют морские каналы и проливы (Суэцкий и Панамский каналы, Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский проливы). Речной транспорт наиболее развит в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидируют по грузообороту речного транспорта. Важную роль играют международные речные бассейны: Дунай (объединяющий 12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран). Многие речные бассейны (Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др.) имеют значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодорожные магистрали. Воздушный транспорт самый молодой и динамичный, он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии. Крупнейшие аэропорты мира расположены в Чикаго, Далласе, Лос-Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них – в США, 8 – в Европе. Главные направления воздушных трасс: ♦ Европа – Северная Америка; ♦ Европа – Южная Америка; ♦ Европа – Ближний Восток; ♦ Европа – Южная и Юго-Восточная Азия и Австралия; ♦ Европа – Африка; ♦ США – Восточная и Юго-Восточная Азия и Австралия; ♦ США – Южная Америка.
Функционирование транспорта в значительной степени зависит от природных условий. Однако сам транспорт оказывает на природную среду резко отрицательное воздействие. Автомобильный транспорт – главный загрязнитель атмосферы, на него приходится 60% всех вредных выбросов (окислы азота, углеводорода, соединения свинца). Ежегодно в атмосферу только автомобили выбрасывают 4,5 млрд. т углекислого газа. Воздушный транспорт загрязняет атмосферу содержащими вредные для окружающей среды выбросами двигателей, а железнодорожный – твердыми частицами. Морские перевозки нефти привели к значительному «нефтяному загрязнению» Мирового океана. Трубопроводный транспорт оказывает негативное влияние на литосферу. Основные пути решения экологических проблем: ♦ разработка новых видов транспортных средств; ♦ совершенствование видов топлива; ♦ контроль за превышением норм выбросов вредных веществ. Финансирование транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт наряду с энергетикой и связью является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |