Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение стран по результатам рыночной трансформации




  Страны с либеральной стратегией рыночной трансформации Страны с нелиберальной стратегией рыночной трансформации
Страны с высокими темпами развития и не проходившие стадию кризиса   Китай, Вьетнам
Страны, перешедшие к стабильному экономическому росту через кризис Венгрия, Монголия, Польша, Словакия, Словения, Румыния, Хорватия, Эстония Белоруссия
Страны перешедшие к стабильному экономическому росту через глубокий кризис Армения, Литва  
Страны с неустойчивым или отсутствующим ростом, прошедшие через кризис Болгария Узбекистан, Туркмения
Страны с неустойчивым или отсутствующим ростом, выходящие из длительного, глубокого экономического кризиса Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Македония, Молдавия, Россия, Украина Азербайджан, Таджикистан

Успешность реформ, как показывает анализ приведенных таблиц, зависит не только от стратегии рыночных преобразований, но и от многих других факторов, среди которых важнейшими являются:

• экономические (уровень развития и структура производства, степень монополизма; уровень сбалансированности экономики; степень ее либерализации и соотношение планового и рыночного начал; удельный вес государственного сектора и мера огосударствления; состояние потребительского рынка; стандарты и структура потребления; характер и уровень развития системы социальной защиты и др.);

• внешнеэкономические (помощь со стороны развитых стран; состояние внешней торговли; влияние мировых цен на внутреннее ценообразование и др.);

• социально-институциональные;

• социально-психологические и социально-культурные;

• политические.

Более успешно проводятся реформы в странах с небольшим населением и территорией, достаточно развитой промышленностью и инфраструктурой, где сохранились традиции рыночной организации экономики, соответствующий менталитет населения, относительно высокая степень интеграции с Западом. К таким странам относятся страны Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), государства Прибалтики, Румыния, Хорватия, Словения.

В 1993—1994 гг. впервые после пяти-шестилетнего спада в этих странах начался экономический рост (в Польше с 1992 г.). В Венгрии спад был более продолжительным (около 10 лет). Переход к экономическому росту означал завершение в этих странах раннего этапа посткоммунистической трансформации, в ходе которой в той или иной мере были решены задачи стабилизации, либерализации и институциональных преобразований.

Первоочередной задачей была борьба с инфляцией, которая велась преимущественно методами денежно-кредитного и валютного регулирования. Замедление инфляции позволило ослабить финансовые ограничения, обеспечить некоторое повышение доходов населения, в результате чего возросший внутренний спрос способствовал оживлению экономики.

Другим фактором экономического роста явилось развитие частного сектора, который производит в рассматриваемых странах от 1/4 до 1/3 ВВП. Доходы растущего частного сектора становятся крупным источником инвестиций и потребительского спроса.

Приток иностранного капитала также служит источником экономического роста. Тенденция к расширению зарубежных инвестиций присуща не только странам “Вышеградской группы”, но и Румынии.

В странах “Вышеградской группы” уже к началу реформ экономика была в значительной степени либерализована. Так, в Польше еще в 1983 г. 75% оборота средств производства, 50% оборота потребительских товаров и 30% закупок сельхозпродукции осуществлялось по договорным ценам, а к 1989 г. свободными были более 71% цен, в том числе почти 60% цен на продовольствие. В Венгрии в 1968 г. доля свободных цен в розничной торговле составляла 23%, в 1986 г. — 57%, в 1988 — 80%.

Однако рыночная экономика при господстве частной собственности в этих странах еще не создана. Например, в Венгрии в производственной сфере приватизировано от 30 до 40% государственного имущества. В Польше из 8,4 тыс. предприятий, насчитывающихся в 90-х годах, к 1995 г. было приватизировано только 200, а еще 2,5 тыс. польских предприятий были переданы в управление или долгосрочную аренду администрации либо коллективам.

Но издержки проведения реформ и в этих странах достаточно высоки: суммарные потери от 1/3 до 1/2 ВВП и снижение уровня жизни. Польша — единственная из стран с переходной экономикой восстановила деформированный объем производства в 1996 г., но потеряно 7 лет, в течение которых отставание Польши от более развитых стран только усугубилось.

Венгрия и Чехия надеются достигнуть дореформенного уровня производства только к 2000 г., потеряв в своем развитии 7—10 лет.

Кроме того, в большинстве восточноевропейских стран продолжает расти безработица. В 1990—1994 гг. процент безработицы (к общей численности рабочей силы) вырос в Польше с 6,3 до 16%, в Венгрии — с 1,9 до 10,9%, Румынии — с 1,3 до 10,9%, Болгарии — с 1,8 до 12,8%, в Словакии — с 1,6 до 14,6%, в Чехии — с 0,8 до 3,2%.

Низкий уровень безработицы в Чехии объясняется сохранением основных социальных гарантий эпохи “социализма”.

В то же время Белоруссия, которая не применяла шоковую терапию, к 1996 г. имела наименьшие суммарные потери ВВП по сравнению со всеми странами бывшего СССР, а с конца 1996 г. перешла к быстрому экономическому росту (за первые 5 месяцев 1997 г. прирост ВВП составил в сравнении с тем же периодом прошлого года 10%, промышленного производства — 12,6%, капитальных вложений — 17%, строительство жилья — 77,7%).

В странах, где господствовали традиции централизованного планового хозяйства, неадекватные для рыночных реформ структуры экономики, ментальность населения, энергосырьевой структуры экспорта и слабой интеграции в мировое хозяйство, издержки проведения “шоковой терапии” оказались более существенными (например, Россия, Украина). Кризис экономики здесь оказался глубже и продолжительнее и до сих пор не закончился. Объем ВВП уменьшился в России с 1022 млрд. долл. в 1989 г. до 585,3 млрд. долл. в 1996 г. (42,8%), на Украине соответственно с 293,6 до 104,8 млрд. долл. (на 64,4%), снижение реальных доходов — более 30%, сокращение средней продолжительности жизни на 5—7 лет.

Не в пользу “шоковой терапии” свидетельствует и анализ состояния переходной экономики бывших среднеазиатских республик. Экономическое положение Кыргызстана в результате сверхбыстрой либерализации оказалось близким к катастрофическому. Объем ВВП сократился с 15 млрд. долл. в 1989 г. до 7,6 млрд. долл. в 1996 г., или почти в два раза, а в расчете на душу населения в 1995 г. он составил всего 1677 долл. против 3402 долл. в 1990 г. А в соседнем Узбекистане, который выбрал эволюционный путь реформ, спад производства составил менее 20% (с 56,7 млрд. долл. в 1989 г. до 45,6 млрд. долл. в 1996 г.). В 1996 г. в обеих странах отмечен экономический рост, но издержки реформ оказались выше в Киргизии. Опережая в 1989 г. Узбекистан по объему ВВП на душу населения, в 1996 г. Киргизия отстает от соседа, имеющего 1995 долл. на душу населения против 1748 долл. в Киргизии.

В особенно тяжелом положении оказалась экономика стран, где переход к новой хозяйственной системе сопровождался военными и международными конфликтами. Так, с 1989 г. в Азербайджане объем ВВП на душу населения упал с 4373 долл. до 1580 долл. в 1995 г. (более чем в 2,7 раза), в Армении — с 5527 до 1609 долл. В 1993 г. (в 3,4 раза), в Таджикистане — с 2524 долл. до 731 долл. в 1996 г. (в 3,4 раза). При этом, если в Армении подъем начался в 1994 г., а в Азербайджане — в 1996 г., то спад в экономике Таджикистана продолжается. Таким образом, любая стратегия переходного периода вызывает острый кризис, если не учтено все многообразие факторов, определяющих социально-экономический прогресс, не разработаны стратегические программы переходного периода, не достигнута политическая и социальная стабильность общества.

1.3. Экономический потенциал страны и уровень социально-экономического развития.

В целях проведения анализа экономического положения стран мира эксперты, как правило, используют ряд важных индикаторов, характеризующих динамику и состояние мировой экономики.

Одним из наиболее важных и часто применяемых считается показатель производства валового внутреннего продукта (ВВП). Этот индикатор является выражением общего объема конечных товаров и услуг, выпущенных на территории той или иной страны, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. Учет конечной продукции предусматривает элиминирование повторного счета сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе ее производства.

При этом в некоторых странах (США и др.) используется показатель валового национального продукта (ВНП), который отражает объем производства, находящегося под контролем корпораций и частных лиц данной национальности.

С тем, чтобы исчислить ВНП, из ВВП вычитают доходы, полученные иностранцами в данной стране (прибыли иностранных корпораций и заработную плату иностранных рабочих и служащих) и добавляют доходы, полученные корпорациями и гражданами данной страны за ее пределами. Различия между показателями ВВП и ВНП в количественном отношении, как правило, невелики - от нескольких десятых до почти одного процента.

Следует иметь в виду, что показатель производства валового внутреннего продукта подсчитывается на основе системы национальных счетов, которая построена на концепции о производительном характере всех видов деятельности. Подсчет проводится по нескольким основным принципам.

С исчислением показателя валового внутреннего продукта связан и показатель национального дохода (НД), рассчитываемый как ВВП минус амортизация (получается чистый ВВП), минус косвенные налоги и плюс субсидии. Сумма налогов значительна. Они включаются в рыночные цены товаров и услуг и уплачиваются конечным потребителем. Субсидии оказывают на цены противоположное действие: они понижают их в размере субсидий. Показатель национального дохода приблизительно соответствует понятию произведенного национального дохода. Динамика последнего в долгосрочном плане почти полностью соответствует динамике ВВП, поэтому в литературе в основном используется показатель ВВП.

Основные показатели, входящие в систему национальных счетов и рассчитанные разными методами, увязываются между собой, поэтому их величины сопоставимы. Методология подсчета ВВП свидетельствует, что этот показатель выражает общую экономическую активность в мире и отдельных странах. С другой стороны, его составные части охватывают основные сферы, отрасли и факторы экономического развития. Все они также имеют важное значение при анализе экономического развития.

Следует обратить особое внимание на то, что объем производства валового внутреннего продукта измеряется как в текущих, так и в постоянных ценах какого-либо (базисного) года. Различие между этими измерениями может быть весьма существенным. Номинальный ВВП (или ВВП в текущих ценах) растет быстрее, чем реальный ВВП (или ВВП в постоянных ценах). Разница в темпах роста связана с динамикой цен. При подсчете в неизменных ценах происходит уничтожение ценностных колебаний. Рост реального ВВП широко рассматривается как показатель экономического развития. Стабильные темпы роста считаются признаком силы экономики.

Для исследования реальной ситуации подсчет совокупного ВВП мира проводится в единой валюте - долларах США по текущим или неизменным курсам, хотя эти показатели не могут претендовать на точное количественное измерение отдельных стран и регионов. Многочисленные исследования показывают, что обменные курсы валют приближаются к фактическому соотношению национальных цен на товары, поступающие в каналы международной торговли. При этом значительная масса услуг, недвижимость, которые не являются предметом внешнеторгового обмена, как правило, учитываются в показателях национальных счетов по ценам, отличным от американских, поэтому пересчет данных ВВП той или иной страны в доллары по валютному курсу приводит к искажению результатов. Но тем не менее такие сравнения выявляют примерный порядок величин и общую тенденцию их изменения.

Понятно, что в целях более точной оценки ВВП той или иной страны в других валютах проводятся сравнения покупательной способности валют. Они показывают отклонения реальных соотношений цен от валютных курсов.

Подобные отклонения по ведущим промышленно развитым странам в сторону занижения достигали 20-40%, но и в этом случае определение реальных, естественных валютных курсов зависит от точности определения цен определенных набор-продуктов. При этом, отклонение паритетов по реальной покупательной способности валют от их обменных курсов - не единственная причина недостаточной сопоставимости статистики ООН и прочих международных организаций. Эти соображения следует иметь в виду при чтении приводимых данных и сравнении их с другими экономико-статистическими материалами.

Подсчеты являются делом трудоемким: каждая отрасль, сфера производства отличаются друг от друга, и не существует единого эталона, который бы позволил все результаты хозяйственной деятельности измерять с абсолютной точностью. Кроме того, необходимость определенного периода времени для сбора и обработки сопоставимых данных по странам и регионам мира приводит, как правило, к известному “запаздыванию” в публикации подобных материалов.

1.4. Транснациональные корпорации и их роль в мировом хозяйстве.

В современном мире основными субъектами экспорта капитала и движущей силой интеграции мировой экономики являются транснациональные корпорации (ТНК).

Транснациональные корпорации - это гигантские финансово-промышленные объединения, национальные или интернациональные по капиталу, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда и использующие преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для расширения позиций на мировом рынке и максимизации прибыли.

В середине 70-х годов в мире насчитывалось около 7 тыс. ТНК; к середине 90-х годов их число возросло до 40 тыс. Наибольшее число ТНК зарегистрировано в Германии — 7100, Японии — 3650, Швеции — 3550, Швейцарии — 3000, США — 3000, Великобритании — 2800. На указанные страны приходится более половины всех транснациональных корпораций мира.

Список 100 крупнейших мировых ТНК нестабилен и ежегодно в силу различных причин подвергается изменениям. В середине 90-х годов на Европейское сообщество приходилось 40 из 100 крупнейших транснациональных корпораций мира, в том числе на Великобританию 13, Францию — 12, Германию — 6, Швейцарию — 6; Швецию — 4. Больше всего крупнейших ТНК имели США — 27, на Японию приходилось 14 компаний.

В список крупнейших транснациональных компаний в середине 90-х годов входили следующие фирмы: "Роял-Датч/Шелл" (Великобритания/Нидерланды), "Эксон" (США), "Ай-би-эм" (США), "Дженерал моторз" (США), "Хитачи" (Япония), "Мацусита" (Япония), "Нестле" (Швейцария), "Форд" (США), "Алкатель" (Франция), "Дженерал электрик" (США), "Филипс" (Нидерланды), "Мобил ойл" (США), "Асеа Браун Бовери" (Швейцария), "Альфакитэн" (Франция), "Фольксваген" (Германия), "Тойота" (Япония), "Сименс" (Германия), "Даймлер Бенц" (Германия), "Бритиш Петролеум" (Великобритания), "Юнилевер" (Великобритания/Нидерланды).

Согласно последнему докладу Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в середине 90-х годов совокупный объём инвестиций транснациональных корпораций превысил 2 трлн. долл. Внешний товарооборот ТНК оценивался в 5,5 трлн. долл., что составляет более половины объёма мировой торговли. Общий объём продаж ТНК на 20% превышает объём мирового экспорта. Транснациональные корпорации создали за рубежом свыше 200 тыс. дочерних компаний (в 1960 г. таких компаний было лишь 3,5 тыс.).

О масштабах деятельности ТНК наглядно свидетельствует сравнение объёма продаж отдельных ТНК со стоимостью ВВП целых стран. Так, в середине 90-х годов годовой объём продаж компании "Дженерал мотора" (США) был больше, чем ВВП таких промышленно развитых стран, как Финляндия, Дания, Норвегия, и крупных развивающихся государств — Саудовская Аравия, Индонезия и Аргентина. Объём продаж японской ТНК "Тойота моторз" превышал почти в 2 раза стоимость ВВП Египта, Нигерии, Сингапура, Перу, Чили и Марокко.

Развитие транснациональных корпораций оказывает глубокое влияние на мировую экономику отдельных государств. Как свидетельствуют отчеты экспертов ЮНКТАД, международные гиганты глубоко внедрились в хозяйственную структуру развивающихся государств. Во многих их них, учитывая обострение сырьевого и энергетического кризиса, они идут на сотрудничество с правительствами или предпринимателями этих стран в развитии предприятий в добывающих отраслях экономики. Оценивая стремление развивающихся государств покончить с экономической отсталостью, международные корпорации создают в этих странах филиалы и дочерние компании в обрабатывающей промышленности. При этом, исходя из своих интересов, ТНК переносят в развивающиеся государства трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие производства, а также экологически опасные производства.

Создаваемые транснациональными корпорациями в развивающихся государствах филиалы и дочерние компании подразделяются на несколько видов, каждый из которых имеет свою специфику.

Во-первых, зависимые от ТНК филиалы и дочерние компании, занимающиеся эксплуатацией сырьевых ресурсов, как правило, осуществляют добычу и первичную обработку сырья, а транспортировкой и глубокой переработкой и реализацией продукции занимаются высшие звенья технологической цепочки международных корпораций. Хотя развивающиеся страны провели национализацию активов ТНК в сырьевых отраслях, тем не менее, международные корпорации по-прежнему сохраняют господствующее положение в мировом производстве и сбыте топливно-сырьевых ресурсов. Так, по данным ООН, всего 15 ТНК контролируют 70% мирового экспорта каучука и нефти, более 80% меди и олова, свыше 90% древесины, железной руды и бокситов.

Второй вид составляют филиалы и дочерне компании, которые ориентируются на развитие импортозамещающего производства с развивающихся государствах. Они получили значение в связи с утвердившейся у них стратегией индустриализации своих национальных экономик, потребовавшей значительного увеличения производства машин и оборудования. Этого можно было достигнуть, только расширив производственный потенциал филиалов и дочерних компаний, которые могли это сделать, импортируя машины и оборудование из промышленно развитых стран базирования ТНК.

Третий вид представляют филиалы, нацеленные на развитие экспортоориентированного производства. Учитывая низкие цены на местное сырье и мизерные размеры заработной платы, международные фирмы создают в развивающихся государствах предприятия, которые производят продукцию, предназначенную на экспорт в страны своего базирования или в другие государства.

Внедрившись в народное хозяйство развивающихся государств, транснациональные корпорации захватывают там ведущие позиции в основных отраслях национальной экономики. Так, ТНК контролируют 40% всего промышленного производства развивающихся государств, половину их внешней торговли. При этом норма прибыли на прямые капиталовложения в развивающихся государствах в среднем вдвое превышает соответствующий показатель в промышленно развитых странах.

В сферу своей деятельности за рубежом транснациональные корпорации втягивают множество местных компаний, в том числе малых и средних. В связи с этим все более растет зависимость предприятий малого бизнеса от ТНК, которая складывается все чаще на базе прямых функциональных связей, т.е. на основе развития технологии производства, специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче ноу-хау и т.д.

Хотя транснациональные корпорации и не занимаются в развивающихся государствах благотворительной деятельностью, тем не менее, объективно они способствуют развитию промышленности, изменяют структуру их народного хозяйства и тем самым частично модернизируют участие этих государств в международных экономических отношениях.

Транснациональные корпорации, функционирующие на территориях промышленно развитых стран, также оказывают все возрастающее влияние на экономику и политику этих государств. По мере того как разного рода международные компании превращаются в структурный элемент национальной экономики промышленно развитых стран, они пытаются воздействовать на процесс производства, реализацию и перераспределение продукции, что неизбежно приводит к развитию противоречий между экономическими интересами этих стран и интересами ТНК. В моменты обострения политических отношений, внутренних и международных экономических кризисов эти противоречия приобретают особую остроту. В такие периоды правительства промышленно развитых стран лишают поддержки филиалы иностранных корпораций и сосредоточивают свои усилия на защите интересов национальных фирм и компаний.

Если говорить о влиянии ТНК на мировую экономику в целом, то здесь следует отметить следующие моменты. Прежде всего, транснациональные гиганты воздействуют на материальное производство: они подчинили себе целые отрасли производства в масштабе как отдельных стран и регионов, так и мирового хозяйства. Транснационалы в настоящее время контролируют более одной трети промышленного производства мира. В то же время растет роль международных корпораций в мировой торговле. Значительная ее часть приходится на встречные поставки сырья, готовых изделий и промежуточных продуктов между различными звеньями одной и той же компании, а также между их филиалами и подвластными им фирмами. В целом под контролем ТНК оказалось более половины мировой торговли товарами и около 80% патентов на новую технику и технологию.

Велика роль транснациональных корпораций и в вывозе капитала, особенно в форме прямых зарубежных инвестиций. Если в 1960 г. объем зарубежных инвестиций составлял 66 млрд. долл., то уже ко второй половине 80-х гг. он превысил 700 млрд. долл. При этом около 80% зарубежных капиталовложений приходилось на 500 наиболее крупных ТИК.

Каково же общее значение воздействия ТНК на мировую экономику? В свое время международные корпорации атаковали со всех сторон. Развивающиеся государства и так называемые социалистические страны критиковали их за то, что они, дескать, безбожно эксплуатируют дешевую рабочую силу. Западные профсоюзные деятели упрекали ТНК в том, что они, перемещая производство в менее развитые регионы планеты, тем самым лишают многих людей работы в промышленно развитых странах. Доставалось транснациональным корпорациям и от Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), тон в которой также задавали страны третьего мира. Что ж, в этих обвинениях были не только вымыслы, но и мелась и доля правды. Не секрет же, что промышленно развитые страны нередко навязывали развивающимся государствам не отвечающую их интересам отраслевую структуру производства, расточительно эксплуатировали их природные ресурсы, загрязняли окружающую среду, а также перекачивали значительную часть прибыли в свои сейфы.

В связи с очевидными негативными последствиями деятельности транснациональных корпораций и под нажимом развивающихся государств специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. приняла решение о разработке универсального кодекса поведения ТНК, который бы регламентировал их деятельность. Весной 1987 г. тринадцатая сессия Комиссии ООН по транснациональным корпорациям высказалась за скорейшее принятие подготовленного ею проекта этого кодекса.

Современная мировая практика показала, что деятельность ТНК нельзя оценивать однозначно негативно. Еще в 70-е гг. было очевидно, что организация предприятий и филиалов за границей способствует углублению международного разделения труда, развитию там производства и товарного обмена, росту науки и техники. Сейчас эти позитивные результаты проявились еще более ясно. По данным экспертов ЮНКТАД, сделавших отчет о мировых инвестициях в 1994 г., в филиалах транснациональных корпораций в развивающихся государствах число рабочих мест за 1985—1992 гг. увеличилось вдвое, составив 12 млн. человек. Кроме того, говорится в отчете, эти филиалы гарантируют более высокую заработную плату и лучшие социальные услуги, а также способствуют совершенствованию знаний трудящихся Азии, Африки и Латинской Америки. Все это отчетливо осознают сами развивающиеся страны и шире открывают свои рынки капиталов для транснациональных корпораций.

Таким образом, тезис о положительном влиянии транснациональных корпораций на мировую экономику сейчас очень трудно оспорить. Всем стало очевидно, что ТНК вносят огромный вклад в мировой технологический прогресс, что не только важно для тех государств, которым они принадлежат, но и для мировой экономики в целом. Несмотря на то что экономические отношения между бывшими метрополиями и колониями довольно далеки от идиллии, но без транснациональных корпораций эти отношения были бы не лучше, а уровень жизни населения освободившихся стран, скорее всего, был бы много ниже.

Деятельность ТНК тесно связана с интересами государств их происхождения. Подавляющее большинство современных государств имеет ярко выраженную национальную направленность. Их целью является обеспечение высокого уровня, качества и продолжительности жизни своих граждан, а также их личной и общественной безопасности и соблюдение прав человека. При этом целью государства является благополучие граждан не просто как определенной совокупности людей, а как сообщества людей определенной национальности, т.е. благополучие нации. Кстати, в этнически однородных странах понятие “нация” совпадает с более узким понятием “этнос”. В качестве примера могут служить многие исламские страны, а также Израиль, Франция, Япония и др. Защита государством интересов нации предполагает государственную поддержку языка, культуры, заботу о численности и территории расселения нации. Достижение целей государственного развития происходит во взаимодействии стран, что, собственно говоря, и образует международные отношения.

В связи с проводимой политикой достижения указанных целей между государствами возникают объективные противоречия, основой которых является борьба за топливные, сырьевые, трудовые ресурсы. В современный период истории особо важное значение приобретает соперничество за рынки сбыта. Хотя цели государств за прошедшее время с момента их возникновения мало изменились, но способы их достижения модифицированы. Так, благодаря прогрессу в области создания ракетно-ядерной техники глобальные войны стали менее приемлемым, чем это было до середины XX в., средством разрешения межнациональных противоречий. Таким образом, фундаментальные интересы государств и базирующихся на их территории транснациональных корпораций объективно совпадают. В эпоху, когда стал невозможен прямой политический контроль над территориями других государств, транснациональные корпорации позволяют государствам, имеющим технологическое и экономическое преимущество, получать доступ к ресурсам других стран. Кроме того, в тех случаях, когда другие государства могут применить протекционистскую политику против товаров промышленно развитой страны, то в этом случае транснациональные корпорации, размещая производство за рубежом, избавляют свои государства от необходимости преодолевать протекционистские барьеры и тем самым сохраняют за ним данное рыночное пространство в системе международного разделения труда.

Транснациональные корпорации укрепляют позиции своего государства на территории других стран, создавая там анклавы своей собственности в виде филиалов или дочерних предприятий. История показала, что такая система обеспечивает реальное международное влияние государства даже в тех случаях, когда колониальные страны получают политическую независимость. Напротив, наша страна, не имевшая производственных активов в странах СЭВ и других так называемых социалистических государствах, с распадом политического и военного союзов утратила полностью возможность экономического влияния на них. Короче говоря, транснациональные корпорации являются тем самым механизмом, который позволяет сохранять свое экономическое господство в странах, получивших политическую независимость.

Параллельно с закреплением экономического влияния транснациональные корпорации позволяют развивать коммуникации, расширять влияние международных организаций, в том числе ООН, совершенствовать международное право и все формы международного взаимодействия, вплоть до координации международных космических проектов.

Транснациональные корпорации при поддержке своего государства способствуют достижению стоящих перед ним целей в сфере международных отношений, прежде всего экономических. Используя политическую поддержку своего государства, транснациональные корпорации в его интересах вовлекают в хозяйственный оборот природные и людские ресурсы других стран. Но на этом их деятельность не замыкается. Транснациональные корпорации оказывают благоприятное влияние и на международные отношения, прежде всего на состояние международной безопасности, так как они способствуют развитию взаимозависимости и взаимопонимания различных государств.

Политическое и экономическое значение транснациональных корпораций столь велико, что и в исторически обозримом времени они останутся одним из важных факторов усиления воздействия промышленно развитых стран на многие регионы мира. Отсюда вытекает очевидный вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпораций в транснациональные стала осознанной целью внешней политики государств, стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. В этом плане Россия не должна быть исключением. Создание российских транснациональных корпораций в рамках СНГ и в дальнем зарубежье представляется не только экономически важной, но и политически актуальной задачей.

1.5. Формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических объединений

В течение последних двух столетий получили развитие три основных типа международных организаций:

1) административные учреждения, занимающиеся специальными техническими задачами, такими как регулирование деятельности международных средств коммуникации;

2) механизмы разбирательства и вынесения решений по международным спорам либо примирения участвующих в них сторон;

3) международные организации общего характера, либо глобального, либо регионального уровня, призванные обеспечивать коллективную безопасность и содействовать развитию сотрудничества по широкому кругу вопросов, в основном в области экономики.

В сфере экономического сотрудничества международные учреждения были образованы с целью изучения и принятия мер по наиболее важным проблемам международных экономических отношений, обеспечения стабилизации валют, устранения торговых барьеров и содействия широкому товарообмену между государствами, выделения средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическому и экономическому прогрессу, стимулирования улучшения условий труда и трудовых отношений, а также представления рекомендаций о заблаговременном принятии мер в связи с экономическим кризисом и депрессией.

Необходимость проведения политики макроэкономической перестройки, вызванная воздействием коренных изменений в структуре мировой экономики, ускоренным развитием рынков капитала и их тенденцией к интеграции, проявляющейся в формах международной координации и сотрудничества, относится к числу проблем, имеющих ключевое значение как на национальном, так и на международном уровне.

К ведущим международным экономическим организация относятся:

1. Международный банк реконструкции и развития:

2. Международный валютный фонд;

3. Всемирная торговая организация;

4. Организация экономического сотрудничества и развития;

5. Организация стран – экспортеров нефти;

6. Организация экономического развития и т.д.

Более подробно рассмотрим некоторые из них.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Международный банк реконструкции и развития был создан в 1945 году после того, как 28 стран подписали “Статут соглашения о Международном банке реконструкции и развития”, который был разработан на конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США). Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк как специализированное учреждение ООН входит в систему Объединенных Наций.

Цели:

— Содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей.

— Поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства.

— Стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств — членов Банка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.