Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный рынок услуг




Теория факторов Э. Хекшера и Б. Олина, парадокс Леонтьева, современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли, изменения структуры факторов, теорема Рыбчинского, влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли

 

В течение ряда десятилетий после смерти Д. Рикардо его теория сравнительных преимуществ оставалась, по существу, единственной теорией международного разделения труда и мировой торговли.

Новая модель была создана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера – Олина господствовала в экономической литературе. Олин в 1977 г. получил Нобелевскую премию по экономике.

Сущность неоклассического подхода к международной торговле и специализации отдельных стран состоит в следующем: по причинам исторического и географического характера распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою очередь, зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Олин сформулировал этот закон еще короче: «Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии».

В соответствии с моделью международной торговли Хекшера – Олина в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Суть механизма выравнивания состоит в следующем. Первоначально цена факторов производства (заработная плата, ссудный процент, рента и т.д.) будет сравнительно низкой на те из них, которые имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, которых недостает.

Специализация той или иной страны на производстве капиталоемких товаров приводит к интенсивному переливу капитала в экспортные отрасли, относительно возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и соответственно растет его цена (процент на капитал). Напротив, специализация других стран на производстве трудоемких товаров обусловливает перемещение значительных трудовых ресурсов в соответствующие отрасли, вследствие этого возрастает и цена рабочей силы (заработная плата).

Таким образом, в соответствии с данной моделью обе группы стран постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества, происходит нивелирование уровней их развития. Это создает условия для расширения круга экспортных отраслей, более глубокого их проникновения в международное разделение труда с учетом сравнительных преимуществ, возникших на новом уровне их развития.

После Второй мировой войны теория Хекшера – Олина подверглась проверке со стороны многих экономистов, которые пытались выяснить существование корреляционной зависимости между капиталоемкостью и трудоемкостью отраслей промышленности отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.

Парадокс Леонтьева

Известный американский экономист (русского происхождения) Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера – Олина в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.

Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства.

Какое объяснение дал своему парадоксу В. Леонтьев? Он выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США и в самом деле трудоизбыточная страна, так что никакого парадокса нет.

В. Леонтьев также предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Он провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие труда более квалифицированного, чем затрачиваемый на производство «конкурирующего импорта». Для этого В. Леонтьев разбил все виды труда на пять уровней квалификации и вычислил, сколько человеко-лет труда каждой квалификационной группы нужно для производства на 1 млн. долл. американского экспорта и «конкурирующего импорта». Оказалось, что экспортные товары потребовали значительно более квалифицированного труда, чем импортные.

Английский экономист Т.М. Рыбчинский обратил внимание на то, что быстрое развитие одних отраслей нередко приводит к сокращению производства в других. В своей работе он исходил из тех же условий, что Столпер и Самуэльсон, кроме одного – цены на товары он считал неизменными. При этом если увеличивается предложение одного из факторов, то в первую очередь развивается то производство, где этот фактор относительно более интенсивный, и данные отрасли развиваются более быстрыми темпами, чем те, где фактор используется менее интенсивно. В этом сущность теоремы Рыбчинского.

В приложении к международной торговле теорема Рыбчинского трактует, что расширение экспортного производства за счет роста предложения относительно интенсивного фактора приведет к сокращению других отраслей, что заставит страну увеличить импорт товаров, которых не хватает. Только рост предложения факторов для развития других отраслей сократит импорт.

Дальнейшее развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известность американского экономиста Майкла Портера.

На основании анализа обширного статистического материала, охватившего около 100 отраслей восьми промышленно развитых стран. М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны (рисунок 3.1.).

 

 


 

 

 


Рис.3.1. Детерминанты конкурентного преимущества страны ("национальный ромб")

«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

Каковы же эти «детерминанты»?

Параметры факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортно-ориентированных отраслей.

Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, М. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательская способность) выделяет и такие факторы, как ресурс знаний, т. е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).

Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.

Стратегия фирм, их структура и соперничество. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.

Параметры спроса - это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация спроса на виды продукта, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода их на мировой рынок.

Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике высоко развитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортно-ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

В общую систему детерминантов конкурентных преимуществ М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны.

Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства.

Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и создать потенциал для новых государств.

Роль правительства в формировании национального конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального ромба», причем влияние это может быть как положительным, так и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие на поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики.

Наконец, правительство во многих странах оказывает содействие развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.

Особое внимание М. Портер обращает на то, что во многих странах компании, успешно выступающие на мировых рынках, охватывают своей деятельностью и определяют уровень развития целого спектра отраслей, так называемый кластер. Отражая динамику конкурентных преимуществ страны, кластеры складываются, расширяются, но они могут и свертываться, и распадаться.

 

Сфера услуг объединяет широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом. Роль этого сектора экономики выросла в связи с тем, что в услугах формируются ключевые факторы экономического роста – научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают предпосылки для его дальнейшего прогресса.

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга.

В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл. 7.1). Таблица 7.1

Классификация торгуемых услуг

Вид Подвид Платежи между резидентами и нерезидентами за:
1. Транспорт пассажирский международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание соответствующих услуг
грузовой международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
2. Поездки деловые товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
личные товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)
3. Связь   услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи
4. Строительство   строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе нерезидентами
5. Страхование   страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами
6. Финансовые услуги   финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами
7. Компьютерные и информационные услуги   консультации в области компьютерных программ, информационные услуги
8. Роялти и лицензионные платежи   пользование правами собственности и использование оригиналов или прототипов на основе лицензии
9. Другие бизнес-услуги посреднические комиссию за посредничество
лизинг лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
прочие деловые, профессиональные и технические правовые, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии, защите урожая и др.
10. Личные, культурные и рекреационные услуги аудиовизуальные производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов
прочие показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий
11. Правительствен-ные услуги   поставку товаров в посольства, консульства, операции ООН по поддержанию мира

 

В аналитических целях услуги можно разделить на следующие группы:

· факторные услуги – платежи при международном движении факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы;

· нефакторные услуги – остальные виды услуг.

В соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

· услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

· услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование;

· услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

Услуги, если ими торгуют на мировом рынке, по своей экономической природе ничем не отличаются от обычного торгуемого товара. Поэтому все теории спроса и предложения в международной торговле полностью применимы и к торговле нефакторными услугами. Поскольку услуги являются разнородными товарами, то невозможно объединить их в одну группу и утверждать, что в области услуг одна сторона имеет относительное преимущество перед другой страной.

Сделка международной купли-продажи услуги состоится только в том случае, если в какой-то момент произойдет физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами (табл. 7.2).

 

Таблица 7.2

Международные сделки с услугами

  Потребитель не перемещается Потребитель перемещается
Производитель не перемещается А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
Производитель перемещается С. Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция D. Поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами

 

Некоторые услуги в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть отнесены к различным клеткам матрицы. Например, транспорт может быть отнесен к разряду В, когда иностранный турист летит на самолете местной авиакомпании внутри зарубежной страны, или к разряду С, если резидент использует иностранную авиакомпанию для перелета между городами своей страны. Разряд D представляет собой специфический случай, когда, например, российский турист отдыхает на находящемся в Испании курорте, принадлежащем французской фирме.

Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

Мобильность продавца связана с тем, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).

Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги основаны на том, что и продавец, покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Мирового банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

 

3. Международная торговля и внешнеторговая политика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.