Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной список




Таблица 6.4

Доля экспорта в производстве важнейших товаров (%)

Вид продукции 1992 г 1993 г 1994 г 1995 г 1996 г 1997 г
Нефть сырая 35,4 34,7 40,2 41,0 43,0 42,7
Нефтепродукты 14,8 20,3 25,4 26,1 32,4 34,0
Газ природный 30,2 27,6 30,4 32,3 33,0 36,9
Минеральные удобрения 69,3 72,0 70,4 74,0 75,0 72,0
Круглый лес 6,8 8,8 11,9 15,9 17,6 22,5
Пиломатериалы 6,6 11,2 20,5 17,2 13,3 17,2
Целлюлоза 40,8 66,4 79,1 78,5 88,5 84,5
Источник: Внешнеэкономический комплекс России современное состояние и перспективы // Бюл ВНИКИ. 1997. № 2.

 

Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима поддержка в размере не менее 0,3 — 0,35% национального дохода, что соответствует 0,7—1 млрд долл.

Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.

Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих так называемый таргетинг, т.е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались многие новые индустриальные страны, используются они и в отношении Японии. При выработке активной внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.

 

Ситуация в импортном секторе Российской Федерации в 1990-2000 гг. также характеризуется рядом особенностей.

1. Импорт в 90-е годы постоянно снижался, а финансовый кризис 1998 г. еще более обострил эту тенденцию.

2. Основными статьями импорта РФ являются машины и оборудование (36,0% в 2000 г.), продовольствие и сырьевые товары (25,7%), продукция химической и нефтехимической промышленности (19,5%).

Таблица 6.5

Товарная структура импорта России (в процентах к итогу)

  Со странами вне СНГ Со странами СНГ
      2000       2000
Продовольствие и сельско-хозяйственное сырье 24,9 26,0 26,5 25,7 26,1 22,6 19,0 17,9
Минеральные ресурсы 2,8 2,7 2,5 1,7 14,5 14,0 14,0 16,4
Продукция химической промышленности 15,8 15,8 15,4 19,5 11,4 10,6 13,7 12,9
Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 4,3 4,3 4,4 4,1 1,1 1,5 2,1 2,5
Текстильные изделия и обувь 4,3 3,3 2,8 3,7 5,8 8,1 7,4 10,6
Металлы, драгоценные камни и изделия из них 6,1 4,5 4,6 5,9 17,9 14,2 14,4 13,5
Машины, оборудование и транспортные средства 37,4 39,2 40,1 36,0 19,8 24,7 25,1 22,1
Прочие товары 4,4 4,2 3,7 3,4 3,4 4,3 4,3 4,1
По 2000 г. – данные за 11 месяцев. Источник: Постников С.Л., Попов С.А. Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических материалов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 162.

 

3. Структура импорта формируется под влиянием платежеспособного спроса, а также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают значительный объем импорта продовольствия. При этом сократился ввоз зерна, пшеничной муки, растительного масла при одновременном увеличении закупок за рубежом мяса и мясопродуктов, сливочного масла, кондитерских изделий. Доля потребления импортного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребления продуктов питания населением России превысила в середине 90-х гг. 50%, что заметно превысило допустимые границы продовольственной безопасности страны.

4. Крупными статьями российского импорта остаются товары массового спроса и длительного пользования. В последние годы значительно возрос ввоз мебели, электронно-бытовой техники, однако сократился импорт обуви, одежды, текстильных изделий, тканей. В начале 1997 г. доля импортных товаров на потребительском рынке России превышала 50%, в том числе: в российском потреблении обуви – 70%, одежды и текстиля – 40-60%, сахара-песка – 46%, масла сливочного – 24%, макаронных изделий – 20%. Достигнутый почти критический уровень импорта по данной товарной группе негативно сказался на российских товаропроизводителях и экономике в целом. Фактическая девальвация рубля после августа 1998 г. снизила эффективность импортных операций по товарам массового спроса и дала шанс развития национальным производителям и импульс экономического подъема стране.

Таким образом, можно констатировать, что структура экспорта и импорта РФ ближе к структуре внешнеторгового оборота развивающихся стран и не соответствует экономическому потенциалу страны.

Очевидно, что и в импортном секторе нужна долгосрочная государственная стратегия регулирования внутреннего рынка, направленная на его защиту с помощью тарифных и нетарифных методов. Такой тактический маневр не противоречит долгосрочной линии на постепенное снижение ставок ввозных пошлин по мере повышения конкурентоспособности внутреннего производства.

 

За годы экономических реформ произошли кардинальные сдвиги в географическом распределении внешней торговли РФ. Если до распада СССР основные внешнеторговые потоки направлялись в социалистические страны и преимущественно в страны-члены СЭВ, то в настоящее время они устремлены в (из) промышленно развитые страны мира.

В 1997 г. на последние приходилось 67% российского экспорта и 70% импорта. Торговый оборот с промышленно развитыми странами в текущих ценах 1992-1997 годов вырос на 24,3%, увеличиваясь в среднем на 4,5% в год. Положительное сальдо торгового баланса с ними выросло в 1997 г. до 14,4 млрд долл. против 3,5 млрд долл. в 1992 г. Среди стран дальнего зарубежья крупнейшими торговыми партнерами России в 1999 г. были Германия (10,9 млрд долл.), США (7,4 млрд долл.), Италия (4,9 млрд долл.), Китай (4,4 млрд долл.), Нидерланды (4,2 млрд долл.).

Удельный вес экспортно-импортных операций РФ со странами ближнего зарубежья вырос с 18% внешнеторгового оборота России в 1992 г. до 23% в 1997 г., при этом более 80% его приходилось на Украину, Казахстан и Белоруссию.

Таблица 6.6

Внешняя торговля России по странам в 2004 г.(млн долл.)

 


Страна Экспорт Импорт
Всего 73225,0 31328,8
Европа
Австрия 586,8 402,7
Белоруссия 3761,0 3236,0
Бельгия 887,5 472,3
Болгария 484,2 108,5
Босния и Герцеговина 14,4 5,1
Великобри-тания 2860,5 669,9
Венгрия 1558,9 336,6
Германия 6443,5 4505,9
Греция 577,4 124,7
Дания 215,1 369,3
Ирландия 610,0 191,1
Исландия 12,2 5,8
Испания 512,4 260,6
Италия 3716,6 1212,7
Латвия 954,1 99,1
Литва 1160,0 126,5
Лихтенштейн 127,8 5,5
Люксембург 16,8 9,4
Македония 13,3 18,2
Мальта 42,5 2,7
Молдавия 240,6 263,9
Нидерланды 3525,7 701,5
Норвегия 312,2 167,9
Польша 2650,5 691,8
Португалия 59,1 20,1
Румыния 394,7 47,8
Словакия 1425,8 106,3
Словения 117,9 148,9
Украина 4889,1 2817,4
Финляндия 2413,0 1014,2
Франция 1217,5 1192,9
Хорватия 178,5 91,2
Чехия 1322,8 343,7
Швейцария 3342,8 309,1
Швеция 815,6 478,4
Эстония 694,6 82,7
Югославия 144,1 53,4
Азия
Азербайджан 114,6 99,2
Армения 58,0 28,2
Афганистан 13,3 6,4
Бангладеш 91,6 5,2
Вьетнам 163,7 20,1
Грузия 57,9 50,1
Израиль 554,3 72,2
Индия 1175,2 674,3
Индонезия 6,4 50,9
Иордания 34,2 0,3
Иран 416,1 69,6
Казахстан 1224,1 1402,3
Кипр 190,3 31,9
Киргизия 84,7 95,0
Китай 3481,8 891,9
КНДР 49,0 7,2
Ливан 77,1 3,6
Малайзия 390,7 84,8
Монголия 113,6 44,8
ОАЭ 256,8 6,8
Пакистан 37,4 4,8
Республика Корея 858,1 330,6
Сингапур 197,2 43,2
Сирия 146,8 6,4
Сянган 134,8 12,2
Таджикистан 66,4 111,7
Таиланд 65,1 98,3
Тайвань 272,7 52,6
Туркмения 60,1 76,6
Турция 1617,5 315,0
Узбекистан 243,4 466,6
Филиппины 73,4 3,9
Шри-Ланка 15,8 41,3
Япония 2234,2 463,0
Африка
Алжир 197,1 14,5
Ангола 19,9 0,0
Гвинея 1,4 65,7
Египет 482,0 69,7
Зимбабве 36,0 22,2
Кот-д'Ивуар 23,0 72,6
Марокко 53,0 48,9
Нигерия 25,4 4,7
Тунис 37,3 5,4
Эфиопия 77,6 2,8
ЮАР 43,9 110,8
Америка
Аргентина 47,6 124,5
Багамские острова 115,5 3,7
Бермудские острова 281,7 0,1
Бразилия 194,3 711,9
Венесуэла 1,8 12,6
Виргинские острова (Брит.) 1748,3 1,6
Гватемала 25,6 21,2
Канада 129,9 166,4
Колумбия 12,1 56,4
Куба 115,7 365,2
Мексика 71,9 28,2
Никарагуа 3,5 13,8
Панама 141,2 9,0
Перу 37,2 6,4
США 5023,3 2420,4
Уругвай 31,3 6,4
Чили 13,4 29,8
Эквадор 12,1 99,4
Ямайка 0,3 74,0
Источник: ВТ, 2001 г., № 3, с.51.

 

 

В 90-х гг. Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в 90-х гг. были страны Западной Европы, и прежде всего страны ЕС.

Россия и ЕС. Существуют две основные точки зрения по отношению России с ЕС. Сторонники одной считают вполне необходимым и возможным курс на всемерное сближение с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в этот экономический союз. Согласно ст. 237 Римского договора и ст. «О» Маастрихтского договора любая европейская страна может претендовать на членство в Европейском союзе. Представители другой позиции полагают, что присоединение России к ЕС будет означать для него «гибель, потерю управляемости, растворение».

В ближайшей перспективе вопрос о возможности присоединения России к ЕС не актуален. Гораздо более насущны вопросы выполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанного в середине 1994 г. и ратифицированного в конце 1996 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) создает устойчивый, построенный на основе международного права режим экономического взаимодействия, охватывающего практически всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деятельность комиссий.

Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта. На его долю приходится 35% товарооборота России. С 1994 г. наблюдается устойчивый рост объемов взаимной торговли. При этом внешняя торговля с ЕС традиционно складывается с положительным для России сальдо.

СПС заключено на первоначальный период в 10 лет. По условиям СПС предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования полностью соответствует нормам ГАТТ. Это означает, что любые преимущества, льготы, иммунитеты, предоставляемые Россией или ЕС товарам из третьих стран, должны немедленно и безусловно быть предоставлены соответственно товарам ЕС и России. В соответствии с СПС для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.

Важная роль в развитии торгово-экономических отношений России и ЕС отводится свободе транзита. В соответствии с правилами ГАТТ транзитные товары освобождаются от таможенных пошлин и транзитных сборов, кроме сборов за предоставляемые услуги: по оформлению документов, по разгрузке, складированию. В соответствии с СПС отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями.

Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекватную и эффективную защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность. По основным направлениям сотрудничества, оговоренным в Соглашении, ЕС будет оказывать России поддержку через ТАСИС — ведущую программу предоставления субсидий бывшим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, предоставленных России в 1991—1995 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн ЭКЮ, т.е. свыше 1 млрд долл. В целом СПС открывает широкие возможности по сближению России и ЕС и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных условий, чтобы реализовать эти возможности в полном объеме. ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рассматривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей архитектуре Европы. ЕС обязуется способствовать необратимости российских экономических реформ, ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему вступлению в ВТО и другие международные экономические организации.

Процессы реального экономического сотрудничества находятся в самом начале своего развития. Направления и особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть, как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов, главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшем десятилетии станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.

Россия и АТЭС. Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х гг. начинает все больше внимания уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными группировками, прежде всего со странами АТР, с АТЭС. В географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима. Из общего объема внутри регионального товарообмена в странах АТР, оцениваемого примерно в 2 трлн долл., на долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Европейская ориентированность страны мешала увидеть на Востоке новые реалии будущего мира.

Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, например, проект Программы развития ООН по развитию района р. Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР, проект развития экономической зоны Японского моря, проекты строительства магистральных газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран, уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов о. Сахалин и др.

Для российских восточных регионов все более важным становится регулирование международной трудовой миграции.

В перспективе Россия должна активизироваться на финансовом рынке АТР. Таким образом, Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в АТР, но еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса. Поэтому вставал вопрос о необходимости расширения институционального участия России в процессе экономической интеграции АТР. В середине 90-х гг. эта проблема была решена: в 1995 г. Россия вступила в Тихоокеанский экономический совет, а в 1998 г. — в АТЭС. Интеграция АТР в рамках АТЭС может осуществляться для России по более удобным правилам, нежели интеграционные процессы с ЕС. При гипотетическом вступлении в ЕС Россия обязана будет выполнять все требования Союза, выработанные без нее. АТЭС — молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, интегрируясь в АТР, Россия сохраняет возможности отстаивать свои приоритеты, защищать национальные интересы при построении интеграционных механизмов.

Вступление России в АТЭС открывает для нее новые горизонты в сфере интеграции со странами АТР, но, с другой стороны, несет и определенные опасности. К их числу можно отнести наплыв дешевых потребительских товаров из стран Восточной Азии, что подрывает собственное производство. Другая опасность состоит в том, что Россия может закрепить свою роль как сырьевого и энергетического придатка Восточной Азии. Видимо, на какой-то сравнительно длительный период реализация этих опасений неизбежна. Однако при укреплении рыночных начал в российской экономике, выработке глубоких подходов по вхождению в хозяйственные связи стран АТР реальные результаты возможных опасностей могут быть сведены к минимуму.

"Азиатский" путь в глобальные экономические процессы в настоящее время достаточно доступен для России и отвечает ее геополитическим интересам. Россия, являясь лидером в СНГ и его единственным членом, имеющим выход в Тихий океан, вступив в АТЭС, может играть роль торгово-экономического, в том числе транспортного, «моста» между СНГ и тихоокеанскими государствами, а в более отдаленном будущем — между последними и ЕС.

В области международного экономического сотрудничества Россия стоит перед непростым выбором. Идти ускоренным путем по пути все более тесных связей с западноевропейской интеграционной группировкой, не забывая растущую перспективность экономической интеграции в Восточной Азии, или же на первом плане должен быть процесс реинтеграции бывших республик Советского Союза, восстановление нарушенных связей со странами — бывшими членами СЭВ. Нынешняя внешнеэкономическая политика России в значительной степени свидетельствует о попытках совмещения этих двух подходов.

 

Россия и Всемирная торговая организация. Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. Каждый член организации должен обеспечить соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО.

Россия, имея в ВТО статус наблюдателя, стремится стать полноправным членом этой организации. Из членства в ВТО можно извлечь ряд преимуществ. Прежде всего, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По подсчетам специалистов, не являясь членом ВТО, Россия ежегодно из-за разного рода ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд долл. В отношении российского экспорта действует около 60 антидемпинговых законов в США, Канаде, странах ЕС. Россия дискриминируется по 58 позициям, в основном в области химической, металлургической и текстильной промышленности. Есть даже ограничения на экспорт охотничьих ружей в США.

С другой стороны, вступив в ВТО, Россия в значительной степени должна либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами — членами ВТО. Так, например, России со стороны ВТО было предложено снизить в короткие сроки средневзвешенный импортный тариф до уровня ВТО (10%), что весьма сложно осуществить в нынешних экономических условиях. В 1997 г. этот показатель у России составлял 15%. Насколько это будет полезно в условиях глубокого экономического кризиса, в котором пребывает Россия на протяжении многих лет, можно только догадываться.

В ближайшей перспективе основную долю российского экспорта по-прежнему будут составлять энергоносители, сырьевые товары и продукция их первичной переработки. Как известно, в реализации этой продукции на международном рынке Россия не испытывает серьезных трудностей и не будучи членом ВТО. Снижение пошлины на эти категории товаров даст минимальный эффект Членство в ВТО благоприятно только для отдельных видов конкурентоспособной продукции, которая составляет менее 5% российского экспорта в дальнем зарубежье. Фактически российские экспортеры не готовы к продвижению на мировой рынок. Российская промышленность, пребывающая в кризисе, вряд ли сможет, за исключением некоторых отраслей, воспользоваться преимуществами открытого рынка.

Следует отметить, что и до вступления в ВТО Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение России к ВТО должно служить средством для обеспечения ее внешнеэкономических интересов на основе соблюдения правил, действующих в международной торговле. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран — членов этой организации.

 

Литература

1. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие для вузов- М.:Гуманит.изд.центр Владос,2010.-400с.:ил.

2. Грис Т. и др. Мировая экономика: Учебник/ Под общ. ред.Л.С.Тарасевича.-СПб.:Питер,2009.-320с.:ил.

3. Куликова О. В. Мировая экономика - подробно=Focus on the world economy: Учеб. пособие/О.В.Куликова.-М.:ГИС,2008.-216с.

4. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов/В.К.Ломакин.-2-е изд., перераб.и доп.-М.:Юнити-Дана,2008.-735с.

5. Мировая экономика:Учебник для вузов/ Под ред.А.С.Булатова.-М.:Экономистъ,2009.-734с.

6. Журнал «Мировая экономика и международные экономические отношения».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.