КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Национальное регулирование внешней торговли
8.1. Тезисы Сущность и цели внешнеторговой политики государства. Формы внешнеторговой политики. «Новый» протекционизм. Тарифное регулирование внешней торговли. Таможенный тариф и его функции. Таможенная пошлина. Классификация таможенных тарифов. Режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле как главный принцип деятельности ГАТТ/ВТО. Меры нетарифного регулирования. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Принципы деятельности ГАТТ. Уругвайский раунд и его итоги. Всемирная торговая организация (ВТО) как преемница ГАТТ: цели, задачи, принципы, руководящие органы. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и ее роль в регулировании международной торговли. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Международная торговая палата (МТП). «ИНКОТЕРМС». Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику. Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются: · обеспечение экономического роста; · изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда; · выравнивание структуры платежного баланса; · обеспечение стабильности национальной валюты; · сохранение политической и экономической независимости страны; · обеспечение страны необходимыми ресурсами. Современная внешнеторговая политика — это взаимодействие двух форм: 1. протекционизма — политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков; в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. 2. либерализации, связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей; проведение политики свободной торговли (фритредерство) позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена. В реальной действительности политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действует как тенденции. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. В 50—60-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 70—80-е гг. отмечена волна «нового» протекционизма. Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно-экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые фирмам-экспортерам. В 90-е гг. в мировой торговле доминировала политика свободной торговли. Если говорить о равнодействующей тенденции, то результатом становится либерализация международной торговли при большей гибкости протекционистских барьеров. Но развиваются и тенденции протекционизма: 1. Протекционизм приобретает региональный характер. В группировках происходит либерализация обмена, вводятся особые условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, что усиливает дискриминационный режим в отношении третьих стран: а) в постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе «режима наибольшего благоприятствования»; б) на региональном уровне вводятся правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины при нанесении «значительного ущерба» национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. 2. Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта — в ориентации на менее заметные меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. Промышленно развитые страны используют: 1. прямое субсидирование экспорта (например, на сельскохозяйственные товары); 2. экспортное кредитование (значительных по стоимости товаров, охватывает до 15% объема экспорта); 3. страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных, др. рисков). В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы: 1. тарифные ограничения (таможенные пошлины); 2. нетарифные ограничения. Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин. Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций: 1. защищает национальных производителей от иностранной конкуренции; 2. является источником поступления средств в бюджет государства; 3. служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки. Таможенная пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу. При классификации таможенных тарифов используются различные критерии: 1. По направлению движения товара: o импортные — на товары, ввозимые в страну; o экспортные — применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к товарам, которых в стране недостаточно, или на продукты нефтепереработки); o транзитные — за провоз иностранного товаров по территории данной страны. 2. По способам установления: o адвалорные — взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара; o специфические — твердая денежная ставка с единицы веса, объема, количества, мощности и т.д.; o смешанные — комбинации адвалорных и специфических пошлин. 3. По целям введения: o преференциальные (пониженные) — для создания благоприятных условий торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной; o дискриминационные (повышенные) — ответные на определенные действия партнера; o компенсационные — в ответ на субсидирование экспорта в других странах; o антидемпинговые — для выравнивание цен до уровня, считающегося нормальным. 4. В зависимости от экономических целей и результатов: o фискальные — для увеличения притока денег в государственную казну; o протекционистские — для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции. В середине 50-х гг. средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30—40%; в 70-х гг. — 7—10%; в конце 90-х гг. в промышленно развитых странах — 3—5%, в России — 13—16%. Вместе с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого стране. В международной практике различают режим наибольшего благоприятствования — это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |