Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС




Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ, имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученным им отраслях экономики.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входят решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения для ликвидации последствий была создана в стране Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Вопрос № 1. Общая характеристика ЧС мирного времени.

Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленную на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате чрезвычайных ситуаций, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ЛЕКЦИонный материал

Тема 1: Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

А) Определение основных понятий и классификация ЧС:

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применения современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

В медицинском отношении ЧС считаются:

  • Пораженные – 15-25 чел., погибшие – 2-4 чел.
  • Групповое заболевание опасной инфекцией – 50 и более случаев.
  • Групповое заболевание неясной этиологии – 20 и более случаев.
  • Лихорадочное заболевание, неясной этиологии – 15 и более случ.
  • Если уровень смерти при эпидемии в 3 раза превышает среднестатистические показатели.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения – обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

По виду (характеру) источника ЧС подразделяются на:

· Биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, голод, терроризм);

· Военные (военные конфликты, войны);

· Природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни, селевые потоки и др.);

· Техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы, обрушение сооружений, аварии на очистных сооружениях, затопления, крушения, аварии транспортных средств);

· Экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере, литосфере).

Чрезвычайная ситуация классифицируется в зависимости от:

- количества людей пораженных;

- количества людей, у которых были нарушены условия жизнедеятельности;

- нанесенного материального ущерба;

- учета зон распространения.

Всемирная организация здравоохранения все ЧС предлагает называть катастрофами и различать на:

· Метеорологические катастрофы – бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычная жара, засухи и т.д.;

· Топологические катастрофы – наводнения, снежные обвалы, оползни, снежные заносы, сели;

· Теургические и тектонические катастрофы – землетрясения, извержения вулканов и т.п.;

· Аварии – выход из строя сооружений (платин, туннелей, зданий шахт ит.д.), пожары, кораблекрушения, крушение поездов, крупные взрывы и др.

Классификация ЧС природного и техногенного характера:

 

Поражающие факторы источников ЧС – это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического, психо-эмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей среды, а также объектов народного хозяйства.

Поражающие факторы источников ЧС могут вызывать различные поражения людей.

Классификация поражающих факторов:

Динамические (механические) факторы – в результатенепосредственного действия избыточного давления в фронте ударной волны, отбрасывание человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действие вторичных снарядов (разрушение конструкций сооружений и т.п.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.

 

Термические факторы – в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее нагревание организма, при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и обморожения.

 

Радиационные факторы – при авариях на радиационных объектах и применениях ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт – поражение внутренних органов.

 

Химические факторы – АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействия на людей при химических авариях, применения химического оружия вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.

 

Биологические (бактериологические) факторы – токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможно при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.

 

Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявиться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности а в отдельных случаях – более серьезными расстройствами.

Неблагоприятное влияние поражающих факторов ЧС на человека и окружающую среду зависит не только от интенсивности, но и продолжительности их воздействия (мгновенно или растянуто по времени). При этом вероятны сочетания, множественные и комбинированные поражения.

 

Предупреждения ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь в случае их возникновения.

 

Ликвидация ЧС – это аварийно-спасательные и другие работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

 

Зона ЧС – это территория, на которой сложилась чрезвычайная обстановка.

 

Б) Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций:

Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения

 

Включает:

 

· Величину и характер возникших санитарных потерь;

· Нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи;

· Условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;

· Санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС;

· Выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушения жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах.

Пораженный (пострадавший) в чрезвычайной ситуации – это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на:

- безвозвратные потери;

- санитарные потери.

Безвозвратные потери – люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления в медицинские учреждения и пропавшие без вести.

Санитарные потери – пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС.

Структура санитарных потерь – это распределение пораженных (больных) по степени тяжести поражений (заболеваний): крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

Величина и структура потерь в ЧС колеблется и зависит от многочисленных факторов и прежде всего от характера, масштаба и интенсивности ЧС, плотности и характера их размещения, своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты, готовности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки и ликвидации последствий ЧС и др. Величина потерь населения в ЧС часто увеличивается в результате неправильного поведения самих людей (паника, неумение укрыться и др.).

Структура санитарных потерь в каждой ЧС может существенно отличатся. При химических и радиационных авариях преобладают поражения химическими веществами и ионизирующим излучением, часть пораженных может получить одновременно различные травмы.

Последствия ЧС мирного времени приобретают трагический характер в связи с выходом из строя лечебно-профилактических учреждений, что значительно осложняет условия оказания медицинской помощи и лечения пораженных.

В зонах ЧС обычно значительно санитарно-гигиеническое и санитарно-эпидемиологическое состояние, возникает реальная угроза возникновения и роста инфекционных патологий.

 

Вопрос № 2: Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основные задачи РСЧС:

· Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

· Проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС.

· Создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

· Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

· Подготовка населения к действиям в ЧС;

· Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

· Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

· Ликвидация ЧС;

· Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

· Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

· Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основные принципы построения и функционирования РСЧС:

· Защита от ЧС всего населения РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, а также территорий, объектов экономики, материальных и культурных ценностей РФ;

· Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, организаций, учреждений независимых от их правовых норм и форм собственности;

· Реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

· Заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности и их объемов и сроков реализации;

· Согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС по гражданской обороне (ГО);

· Соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

 

Вопрос № 3: Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

 

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления:

- федеральный;

- территориальный;

- местный;

- объектовый.

 

Все уровни РСЧС имеют:

· Постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее органы управления по делам ГОЧС);

· Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

· Силы и средства;

· Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

· На федеральном уровне – МЧС России;

· На территориальном уровне, охватывающем территории субъекта РФ, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъекта РФ;

· На местном уровне, охватив территорию района, города, населенного пункта – органы по делам ГОЧС, создаваемые в составе местного самоуправления;

· На объектовом уровне (в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

· Оперативно дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО;

· Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

 

В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

· На федеральном уровне – межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

· На территориальном уровне – КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

· На местном уровне – КЧС местного самоуправления;

· На объектовом уровне (в организациях) – объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

 

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированных на территории нескольких субъектов РФ, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС создаются региональные центры.

 

Вопрос № 4: Задачи и состав сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами сил и средств РСЧС являются:

· Осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

· Ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;

· Проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;

· Проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий в ЧС;

· Восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

· Поддержание формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации личного состава;

· Разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

 

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

· Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружаю­щей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объ­ектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

· Формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;

· Ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

· Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

· Геофизическая служба Российской академии наук;

· Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федераль­ной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

· Космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

· Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

 

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

· Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварий­но-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварий­но-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

· Формирования и учреждения ВСМК;

· Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсель­хозпрода России;

· Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологи­ческие процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· Формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объ­ектового уровней;

· Специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

· Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

· Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов граждан­ской авиации Федеральной авиационной службы России;

· Восстановительные и пожарные поезда МПС России;

· Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос № 5: Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России.

1. Для ликвидации последствий ЧС особое место занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России (Центр управления в кризисных ситуациях, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд, поисково-спасательные службы, Центр специального назначения, авиация МЧС России, сводные мобильные отряды войсковых частей ГО РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 2526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.