![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межстрановая и мирохозяйственная интеграция
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5.1.Проблемы перехода от плановой крыночной экономике и создание перспективной модели национальной экономики.. 5.2.Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь.
Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. В трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие этапы: 1991-1995 гг. - период глубокого затяжного кризиса; 1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризиса и развития рыночных реформ; 2001 и н.в. — переход на путь устойчивого развития. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами: 1) сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР; 2) чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции; 3) неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества; 4) односторонняя привязка к России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы; 5) доминирование государственной формы собственности; 6) несоответствие структуры производства потребностям общества; 7) чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции; 8) глубочайший социально-экономический кризис. Переход от централизованно регулируемой экономики к рыночной сопровождается существенными преобразованиями. Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип «шоковой терапии» основан на радикальной перестройке экономики, другой – базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Именно эволюционный путь трансформации был избран для Беларуси. Признание проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально-ориентированной модели экономики. Социально-ориентированная рыночная экономика – тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.
2.Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов производства, финансовые и товарные. Рынок факторов производства (или рынок ресурсов): земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность (управление). Эти факторы непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Рынок земли – это часть системы земельных отношений, основу которой составляет механизм согласования интересов землевладельцев и землепользователей с интересами государства и общества в целом. С 1 января 2009 года в действие вступил новый Кодекс о земле. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Установлен запрет на передачу в частную собственность земель следующих видов: земли сельскохозяйственного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; под дорогами и иными транспортными коммуникациями; общего пользования, подвергшиеся радиоактивному загрязнению; земли занятые разведанными месторождениями полезных ископаемых; земли на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся только в государственной собственности. Согласно Кодекса о земле, местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки физическим лицам в аренду и в собственность. Цена земли определяется на основании ее кадастровой оценки. Приобрести землю в собственность юридические лица могут следующими способами: по результатам аукциона - для строительства объектов; без проведения аукциона – для целей обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений, которые находятся на приобретаемой земле. Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов производства, который функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг. Рынок ссудного капитала - рынок среднесрочных и долгосрочных ссуд, определяющий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ. В настоящее время в РБ наиболее развитым является рынок государственных облигаций с купонным доходом. Барьеры для развития рынка капитала: - требование о проведении открытой подписки и проведение оплаты до регистрации акций; - жесткие требования к документам при совершении сделок; - ограниченная номенклатура выпускаемых ценных бумаг; - налогообложение сделок с производными инструментами; - не установленные законодательством четкие критерии необходимости обращения в антимонопольный комитет, поэтому любая сделка купли-продажи акций должна получать согласие антимонопольного комитета. Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда. Государственное регулирование на рынке труда осуществляют органы службы занятости, в соответствии с Государственной программой содействия занятости, по направлениям: трудоустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда социальной защиты населения. 6.1. Цели, функции и методы государственного регулирования. 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь. 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси. 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси. 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси. 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси. Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики. Цель государственного регулирования национальной экономики - обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов. Функции государственного регулирования экономики: 1) целевая; 2) направляющая и координирующая; 3) функция распределения и перераспределения; 4) стимулирующая; 5) контрольная. Методы государственного регулирования: 1. Правовые. 2. Административные. 3.Экономические. 2.Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь..
Рис. Структура республиканских органов государственного управления/ Министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли и координирующим деятельность в этой отрасли других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и др). На территориальном уровне государственное управление экономикой осуществляют также областные исполнительные комитеты. В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда 3. Планирование национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. С точки зрения временного аспекта планы бывают: • долгосрочные: планы на период от 15—20 лет; • среднесрочные: срок 3—5 лет; • краткосрочные: планы сроком до 1 года. Выделяют следующие формы планирования: 1) Директивное планирование. 2) Стратегическое планирование. 3) Индикативное планирование. Прогнозирование национальной экономики — это процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических условий и объектов, тенденций их развития, являющийся основой для принятия решений государством. Программирование социально-экономического развития – метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ с определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата. В РБ на различные периоды времени разрабатываются следующие документы: 1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет. 2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период. 3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет. 4. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода. Также система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы: 1) Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 годы. 2) Государственной программой укрепления аграрной экономки и развития сельских территорий на 2011-2015 годы. 3) Национальная программа демографической безопасности РБ на 2011-2015 годы. 4) Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы. 5) Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др.
4. Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определяющими механизм функционирования денежно-кредитной системы. С марта 1993 года белорусский рубль начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правлением Национального банка и предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября Президенту РБ. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система: 1) первый уровень - Национальный банк; 2) второй уровень - банки и небанковские финансовые организации Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года. Основные показатели, характеризующие функционирование банковской системы Республики Беларусь: 1. Ставка рефинансирования (%). 2. Прирост международных резервных активов РБ в определении специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда (млрд. долларов США). 3. Прирост рублевой денежной массы (%). 4. Прирост нормативного капитала (%). 5. Прирост требований банков к экономике (%). 6. Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску (%). 7. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков (%). В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики РБ: • обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции; • дальнейшее наращивание нормативного капитала; • развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста; • снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности; • обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе. 5.Бюджетная система Республики Беларусь — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс. Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь формируются за счет: 1.Налоговых доходов. 2.Взносов на государственное социальное страхование. 3.Неналоговых доходов. Расходы консолидированного бюджета включают: 1. Общегосударственные расходы. 2. Национальная оборона. 3. Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности. 4. Национальная экономика. 5. Охрана окружающей среды. 6. Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство. 7. Здравоохранение. 8. Физическая культура, спорт, культура и СМИ. 9. Образование. 10. Социальная политика (с ФСЗН) Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. Основа налоговой системы страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.
6. Социальная политика государства – это деятельность государства и общественных институтов, направленная на повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг. Цели социальной политики реализуются посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются: 1) Государственная программа «Культура»; 2) Республиканская программа «Здоровье»; 3) Государственная программа развития спорта и туризма; 4) Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»; 5) Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи; 6) Президентская программа «Дети Беларуси», в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания». Обобщающим показателем социального развития страны является - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) ИРЧП состоит из: 1) Индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении 2) Индекс реального ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. 3) Индекс грамотности взрослого населения 4) Совокупный индекс достигнутого уровня образования - Беларусь занимает 26-е место в мире. По удельному весу
Другие характеристики социальной сферы: 1) Удельный вес расходов на здравоохранение. 2) Удельный вес расходов на образование 3) Количеству врачей на сто тысяч человек населения. 4) Уровень детской и материнской смертности. 5) Устойчивый доступ к источникам питьевой воды улучшенного качества.
7.1. Тенденции и факторы международной интеграции. 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ. 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации. Международная экономическая интеграция – переплетение хозяйственных связей между странами мира, которое ведет к слиянию национальных рынков, формированию единого мирового экономического пространства с единым рыночным режимом. Международная экономическая интеграция обусловлена рядом следующих факторов: 1) углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства; 2)ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий; 3) расширение региональных группировок; 4) формирование региональных рынков; 5) интернационализация хозяйственной жизни; 6) создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. После обретения независимости в 1991 году Беларусь впервые стала полноправным субъектом международного права. С 19 сентября 1991 года БССР стала называться Республикой Беларусь. Вскоре Парламентом был принят первый законодательный акт о самостоятельной внешнеполитической деятельности республики. С конца 1991 года начался процесс признания мировым сообществом молодого белорусского государства. К настоящему времени Беларусь установила дипломатические отношения со 162 государствами. Республика имеет 65 дипломатических представительств в 46 странах мира, в том числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств, 1 консульство, 12 отделений посольств. Беларусью подписано более 3 тыс. международных документов. В республике функционируют 37 посольств, 2 отделения посольств, 1 торговое представительство (КНДР), 9 консульских учреждений и 10 почетных консулов иностранных государств, 12 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 82 посла иностранных государств. Активно развивается и внешняя торговля Республики Беларусь со странами мира. Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются: • содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права; • равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство; • создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства; • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей; • содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории; • содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением; • расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах; • привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь; • участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека. 2. СНГ (Содружество Независимых Государств) – объединение суверенных государств: РБ, РФ, Украины, Казахстана, Туркменистана, Молдовы, Таджикистана, Армении, Кыргызстана (1991 год), Узбекистана (1992 год), Азербайджана, Грузии (1993 год), образованное в соответствии с договороми между ними в 1991, 1992 и 1993 годах. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК). Объективными причинами образования СНГ являлись следующие: 1) страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве; 2) страны СНГ совместно обладают большими природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество 3) выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию; 4) относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила. Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений: 1) В октябре 2000 году был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 2) В сентябре 2003 года подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украины. При этом Россия, Беларусь и Казахстан – приступили к формированию таможенного союза. Основные характеристики взаимной торговли РБ со странами СНГ: 1. Объем внешней торговли. 2. Экспорт товаров. 3. Импорт товаров. 3. Союз РБ и РФ – интеграционное образование двух стран СНГ, созданное в соответствии с Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 год), с 1997 года — Договор об образовании Союза Беларуси и России, а с 1999 года – Договор о создании Союзного государства РБ и России. На заседании Совета Министров Союзного государства от 15.10.2010 года приняты к реализации основные союзные программы на 2011-2013 годы: 1) мегапроект «НИКА»; 2)создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов; 3) разработка и организация производства специального технологического оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем; 4) разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе; 5) разработка опережающих технологий «двойного» применения и гаммы современного оптического оборудования на принципах управляемого формообразования; 6) создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных – программа «БелРосТрансген-2»; 7) применение метода вибросварки при изготовлении изделий из пластмасс для автомобильной промышленности. Использование высококачественного сетевого шнурка для сложной бытовой техники; 8) программа «Нанотехнологии — СГ»; 9) космос Союзного государства.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |