Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый




Социально-экономическое значение и классификация форм продажи товаров

Организация и технология розничной продажи и обслуживания покупателей.

 

1. Социально-экономическое значение и классификация форм продажи товаров.

2. Сущность основных форм продажи товаров.

· Продажа товаров по предварительным заказам.

· Продажа товаров по образцам.

· Продажа товаров по форме индивидуального обслуживания.

· Внемагазинные и активные формы продажи товаров.

3. Дополнительное обслуживание и классификация услуг в розничной торговле.

4. Основные правила розничной торговли.

5. Развитие форм и методов продажи товаров за рубежом.

 

По подсчетам ученых, затраты времени на ведение домашнего хозяйства достигают 12 — 15 % годового бюджета времени, а четверть этих затрат приходится на приобретение продуктов и непродовольственных товаров в розничной торговой сети. Сокращения этих непроизводительных затрат можно достичь различными путями: специализацией и типизацией магазинов, более рациональным их размещением, оптимизацией ассортимента, улучшением систем товароснабжения и т. п.

Но очень многое здесь зависит от организации процесса продажи товаров в магазинах, применения наиболее эффективных форм 'продажи и дополнительных форм торгового обслуживания. Достаточно сказать, что затраты времени покупателей при применении прогрессивных форм продажи сокращаются на 30 — 50 %, в 1, 5 — 2 раза увеличивается пропускная способность магазинов.

Таким образом, совершенствуя процесс продажи товаров, снижая время на их приобретение, можно решить важнейшую социальную задачу — задачу увеличения свободного времени людей.

Внедрение прогрессивных форм обслуживания способствует и повышению экономической эффективности торговли и народного хозяйства в целом. Опыт показывает, что при рациональной организации торгового процесса в магазинах самообслуживания производительность труда повышается на 15 — 20 %, улучшается использование материально-технической базы (выше коэффициенты установочной и экспозиционной площадей) и в конечном счете на 10 — 15 % снижаются издержки обращения. Известно, что уровень механизации труда в розничной торговле — один из самых низких среди других отраслей народного хозяйства

и составляет всего 12 — 15 %. Поэтому важнейшей задачей развития торговли является прежде всего применение наиболее эффективных форм продажи товаров.

Развивая и совершенствуя формы продажи товаров, народное хозяйство получает и социальный и экономический эффект. В этой связи и классификация форм продажи товаров претерпевает со временем существенные изменения. В частности, в республике в 1980 —1990 гг. получила существенное развитие торговля по предварительным заказам, в самообслуживании появились новинки (тара-оборудование, единые узлы расчета, электронное оборудование),

В настоящее время формы продажи товаров классифицируются следующим образом:

самообслуживание,

· в том числе обычное;

· с индивидуальной консультацией;

· с применением тары-оборудования.

продажа товаров:

· по предварительным заказам;

· с индивидуальным обслуживанием;

· путем посылочной торговли.

 

1. Сущность основных форм продажи товаров.

 

Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.

Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров.. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам,
возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.

Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов. Эти товары, а также товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.

Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:

* встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;

* получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;

* самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в
узел расчета;

* подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека'

* оплата купленных товаров;

* упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;

* возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавцаконсультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т. д.).

Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.

Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют «экспресс-кассы» Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых ма_ шин, а также механизированных расчетных узлов с механизме для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения

товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями.

При внедрении самообслуживания:

· отпадает деление единого торгового зала на секции. Следовательно, должности заведующих секциями и заместителей заведующих секциями не нужны. Вместо нескольких заведующих секциями при самообслуживании можно обойтись одним дежурным по залу;

· вместо 3 сокращенных продавцов нужно 1, 5 фасовщика;

· при увеличении объема поставки в магазин фасованных товаров —на 1 кассира-контролера 0, 5 должности фасовщика; при хорошо организованной справке и информации на 1 кассира-контролера предусматривается 0, 5 должности продавца-консультанта.

Т. е. самообслуживание позволяет сократить численность работников торговых залов более чем вдвое.
Развитие самообслуживания в Республике Беларусь сдерживается более низкой экономической эффективностью по сравнению с традиционными формами продажи. Анализ показывает, что товарооборот на 1 м2 в магазинах самообслуживания на 15-20 % ниже, чем в аналогичных магазинах с традиционной формой продажи.

Высокий уровень эффективности магазинов самообслуживания возможен при условии, что примерно 80—90 % продовольственных и значительная часть непродовольственных товаров будут поставляться фасованными. Вместе с тем предприятия промышленности в должной мере не обеспечивают торговлю фасованными товарами. Это вынуждает розничную торговлю самой фасовать продукцию, что менее производительно и значительно дороже. Даже на предприятиях типа "универсам" на фасовке занято до 15 % работников. При установке фасовочного оборудования на предприятиях розничной торговли оно используется крайне непроизводительно. Затраты труда, упаковочных материалов при фасовке в магазинах в 3-5 раз выше, чем в промышленности. В связи с этим необходимо более активно ориентировать промышленность на поставку фасованных товаров, экономически стимулируя выпуск фасованной продукции.

Существенно снижает эффективность работы магазинов самообслуживания нерациональная технология товародвижения. И отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее экономичной является технология товародвижения с применением тары-оборудования, внедрение которой позволяет механизировать и ускорить погрузочно-разгрузочные работы, значительно сократить количество технологических операций, численность работников, простои транспорта, затраты по таре и т.п.

Однако во многих случаях низкая эффективность работы магазинов самообслуживания объясняется рядом причин внутриотраслевого характера. Прежде всего это касается узости ассортимента наших магазинов. Ассортимент универсамов, например, должен включать в зависимости от площади 1700—2000 наименований, в действительности же в большинстве случаев он достигает 150—200 наименований продтоваров. Незначительный удельный вес занимают в ассортименте универсамов непродовольственные товары (примерно 3—5 %), в то время как в зарубежных странах — 35—40 %. Недостаточно эффективно используется материально-техническая база магазинов самообслуживания. Прежде всего структура площадей магазинов самообслуживания не соответствует этой форме продажи. Если в зарубежных магазинах соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, то в наших, наоборот, 1:3. Неэффективно используется торговая площадь магазинов, в большинстве из них коэффициент установочной площади составляет 0,15 — 0,20 (по нормативу —в среднем 0,30), экспозиционной — 0,50 — 0,60 (по нормативу —0,70 — 0,85). Анализ планировочных решений показывает, что многие проекты магазинов самообслуживания разрабатываются с большими отклонениями от оптимальных решений как торгового, так и технологического процесса.

Низкая эффективность магазинов самообслуживания объясняется также и нерациональной организацией труда. Вследствие неравномерности покупательских потоков потери рабочего времени в розничной торговле достигают 30—40 %. -

Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций:

* встреча покупателя и выявление его намерения;

* предложение и показ товаров;

* помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров;

* проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции;

* упаковка и выдача покупок.

В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.

На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается много труда. и времени. На качество их выполнения, а следовательно, и на
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.

При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязал сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.

Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой их покупателям на дом со складов магазина, оптовых баз или промышленных предприятий-изготовителей.

При продаже товаров с открытой выкладкой покупателя имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале иди на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольственных товаров).

При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.

Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4-8 ч. По непродовольственным товавида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших населенных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного или автомагазины могут заказать технически сложные

 

. Внемагазинные формы торгового обслуживания
покупателей

К внематазинным формам торгового обслуживания относят:

* продажу товаров через сеть мелкорозничных предприятий,

* передвижные средства торговли,

* розничную посылочную торговлю,
торговые автоматы,

* продажу товаров на ярмарках и базарах -

.

Продажа товаров через сеть мелкорозничных предприятий занимает большое место в торговом обслуживании сельского населения. Мелкорозничные предприятия, расположенные в населенных пунктах, где отсутствуют магазины, имеют самостоятельное значение. В некоторых случаях они, не имея самостоятельного значения, служат дополнением сети магазинов (например, в период сезонной торговли).

Мелкорозничная торговая сеть представлена палатками, ларьками, киосками и магазинами на дому. Они могут иметь различный товарный профиль. Так, к числу мелкорозничных предприятий, торгующих продовольственными товарами, относятся: «Продукты», «Кондитерские изделия», «Сельхозпродукты», «Мясо», «Молоко», «Овощи — фрукты», «Хлеб», «Соки — воды», «Мороженое» и др. Непродовольственными товарами торгуют: «Промтовары», «Книги», «Хозтовары», «Сувениры», «Канцтовары» и др. К этой же группе относятся бензозаправочные станции. Довольно широко распространены мел-
корозничные предприятия, торгующие товарами повседневного спроса.

Для продажи товаров по месту работы сельских жителей, а также жителям населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть, используют передвижные средства торговли. К ним относятся автомагазины, автоприцепы и разные развозки.

Автоматазины выпускаются на базе автомобиля «ГАЗ» или переоборудованных автобусов «ЛАЗ», «ИКАРУС» и др.

Салон автоматазина оснащают изотермическим шкафом, горками, шкафами и подшкафниками со съемными дверцами с запорами и прижимами, предохраняющими товары от смещения при транспортировании.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров различают следующие типы автомагазинов: «Продукты», «Промышленные товары», «Товары повседневного спроса»,

«Книги».

Ассортимент товаров в автомагазине «Продукты» состоит из следующих важнейших товарных групп: хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; бакалейные товары; консервы;

гастрономические продукты; безалкогольные напитки; табачные

изделия и спички; сопутствующие непродовольственные товары.

Торгово-технологический процесс в автомагазине состоит из следующих основных операций.

* отборка и приемка товаров на оптовой базе;

* размещение и укладка товаров в салоне автомагазина;

* выезд автомагазина в пункты обслуживания;

* подготовка автомагазина к торговле;

* предложение и продажа товаров, включая расчетные операции;

* прием предварительных заказов и оказание других услуг;

* возвращение автомагазина на стоянку и его осмотр;

* санитарная обработка кузова;

* опломбирование автомагазина и сдача его под охрану;

* составление отчета и сдача выручки.

Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечней товаров в местном почтовом отделении. В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредством посылочной торговли.

Продажа товаров на ярмарках и базарах позволяет приблизить места реализации товаров к покупателям, расширить продажу товаров. Ярмарки представляют собой периодические крупные торги. Они проводятся традиционно, в них участвуют различные предприятия и организации торговли, культурно-просветительные учреждения. Базары тоже представляют собой периодические торги, организуемые торговыми предприятиями и организациями накануне каких-либо знаменательных событий (праздников, начала нового учебного года и т. д.).

3. Услуги, оказываемые покупателям магазинами

Органическим продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов: во-первых, связанные с покупкой товаров; во-вторых, связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных това благоприятной обстановки для посещения магазина.

Первая группа услуг включает: прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.

Довольно обширен круг услуг второй группы, оказываемых покупателям после приобретения товаров. К ним относят: раскрой купленных в магазине тканей; мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине; прием заказов на пошив одежды, столового и постельного белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радиоприемников и другие услуги.

В третью группу входят следующие услуги: организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине; ремонт технически сложных товаров; устройство при магазинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей, оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и крытых площадок для детских колясок и др.

Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рекламную информацию, организацию сборных касс и т. д.).

Другие услуги, предоставление которых связано для магазинов с дополнительными затратами (раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.), должны выполняться за плату по тарифам, утвержденным на местах.

Наиболее благоприятные условия для оказания дополнительных услуг имеются в универмагах, универсамах и крупных специализированных магазинах. При этом преимущественное распространение получили такие виды услуг: раскрой тканей; прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фигуре покупателя; доставка товаров на дом; установка купленных в магазине технически сложных товаров на дому у покупателей; организация коллективных выездов жителей отдаленных населенных пунктов для приобретения товаров в универсальных и специализированных кооперативных магазинах; организация при крупных магазинах кафетериев и др.

Раскрой купленных в магазине тканей выполняет закройщик. Для этих целей в торговом зале, в стороне от покупательского потока, вне зоны самообслуживания отводится часть торговой площади (до 12 м2), на которой оборудуется рабочее место закройщика. Здесь устанавливают примерочную кабину с зеркалом, стол для закройщика, шкаф для хранения принятых в
раскрой тканей и раскроенных изделий, стулья для покупателей, вешалки для верхней одежды и т. д.

Крупные универмаги и специализированные магазины проводят прием заказов на пошив одежды из приобретенных здесь материалов.

Магазины оказывают и такую услугу, как подгонка по фигуре покупателя одежды, здесь же приобретенной. Для этих целей в универмагах, где под готовую одежду отведено не менее 200 м2 торговой площади, следует выделить под соответствующую мастерскую помещение площадью не менее 8 м2 и оборудовать его швейной машинкой, гладильным столом и другой необходимой мебелью.

Одним из распространенных видов услуг является доставка товаров на дом покупателя. Доставке подлежат крупногабаритные и тяжелые товары (мебель, телевизоры, холодильники,

строительные материалы и т. д.). Заказы на эту услугу следует принимать в течение всего рабочего дня магазина. День и время доставки товаров должны быть согласованы с покупателем.

Установку купленных в магазине технически сложных товаров на дому у покупателей (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т. п.) обеспечивают преимущественно универмаги и крупные специализированные магазины.

Кафетерии организуют в крупных универмагах, универсамах и специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и оснащают холодильным оборудованием, кофеваркой, оборудованием для продажи соков, кафетерий ной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бутерброды, кондитерские изделия и т. д.

Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магазинах оказывают и другие, удобные для покупателей услуги. Например, рекомендовано предоставлять и такие услуги, как: комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров; продажа цветов, периодических изданий, лекарственных средств и др.;

прием стеклопосуды на дому у населения; консультации покупателей по домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом); установка городских телефонов-автоматов; установка игровых автоматов и другие.

 

4. Правила продажи товаров

Организация розничной торговли товарами народного потребления в Республике Беларусь регулируется:

Основными правилами ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь (утверждены и введены в действие 1 ноября 1992 г. постановлением СМ РБ от 04. 11. 92 N 666).

Положением о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление розничной торговли и торгово-производственной деятельности (утверждены тем же постановлением СМ РБ).

Правилами продажи отдельных товаров.

Основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории РБ определяют общий порядок розничной торговли и торгово-производственной деятельности всеми субъектами хозяйствования (предприятиями) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Основные правила содержат несколько разделов.

Общие положения предусматривают порядок определения режимов работы магазинов, требования к их оборудованию, внешнему оформлению, порядок и время обслуживания покупателей в магазине и закрытия на ремонт или переоборудование.

Товарное обеспечение согласно Основным правилам осуществляется предприятиями розничной торговли либо путем самостоятельного изыскания товарных ресурсов, либо их централизованного распределения в установленном порядке.

Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже - правилами приемкитоваров по количеству и качеству.

Расчеты с покупателями. В Основных правилах определен общий порядок расчетов за покупки, проверки их правильности в магазинах и мелкорозничной сети, приема ветхих купюр, хранения денег в кассе.

Особенности организации производства и обслуживания потребителей на предприятиях, осуществляющих торгово-производственную деятельность. В этом разделе предусмотрен порядок производства, отпуска, оплаты, обслуживания в предприятиях общественного питания.

Учет и отчетность. Согласно Основным правилам предприятия должны предоставлять отчеты в установленные сроки и по специальным формам.

Цены и ценообразование, налогообложение согласно Основным правилам устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Санитарные требования к содержанию предприятий и их работникам определяются в соответствии с действующими санитарными правилами.

Контроль и ответственность за несоблюдение Основных правил. В этом разделе предусмотрены порядок, органы контроля за деятельностью предприятий розничной торговли и ответственность за несоблюдение Основных правил.

В Положении о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление розничной торговли и торгово-производственной деятельности предусматривается, что выдача лицензий осуществляется исполнительными комитетами Советов народных депутатов по заявлению субъекта хозяйствования, к которому прилагаются
копии учредительных документов субъекта хозяйствования, заключение органов саннадзора, медицинская справка о состоянии здоровья гражданина-предпринимателя, договор на проведение лабораторных исследований качества сырья и продукции, документ об оплате лицензии.

Согласно Положению лицензии не выдаются, если состояние помещений не соответствует требованиям хранения, производства и реализации товаров, если состояние здоровья работников не соответствует требованиям, если не заключен договор на лабораторные исследования, если решением судебных органов гражданину запрещено заниматься торговой деятельностью и др.

В лицензии указывается:

наименование органа, выдавшего ее;

наименование и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

наименование вида деятельности, на который выдается лицензия;

режим работы предприятия;

метод продажи или обслуживания;

обязательный минимальный ассортимент товаров;

перечень оказываемых платных услуг;

число точек мелкорозничной сети;

номер регистрации лицензии, дата ее выдачи и срок действия.

Лицензии оформляются в двух экземплярах, подписываются ответственным лицом и заверяются печатью.

Порядок продажи отдельных групп продовольственных (хлебобулочные изделия, молочные, кондитерские товары и т. д.) и непродовольственных (одежда, обувь, ткани и т. д.) товаров регулируется действующими на территории Республики Беларусь специальными правилами, утвержденными в разные годы бывшим Министерством торговли СССР, по отдельным товарам — Министерством торговли Республики Беларусь.

Каждое торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров, действующие санитарные и ветеринарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.

На каждую партию товаров, включая и зарубежные, магазин или другое предприятие торговли должен иметь сертификат соответствия или его
заверенную копию, подтверждающие качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей.

На доступном для покупателя месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы и другие измерительные приборы.

 

5.. Развитие форм и методов продажи товаров за рубежом

Опыт развитых стран в области торговли свидетельству ет об ускоренном процессе обновления и модернизации материально-технической базы отрасли и совершенствовании торговых процессов. Основной формой реализации товаров в современных условиях остается розничная торговля. Однако традиционные, в нашем понимании, методы продажи (через продавца) уступают место новым, более эффективным, среди которых преобладают самообслуживание, заказы и посылочная торговля по телефону, столы заказов, торговые автоматы и телепродажа (телемагазины). Они считаются современными, хотя некоторые из них существуют уже много лет, например более 80 лет —самообслуживание, около 100 лет — посылочная торговля и т. д. Эти методы занимают ведущее место в общем объеме розничной торговли многих развитых стран.

Самообслуживание в большинстве развитых стран занимает самый высокий удельный вес - США достигает 95 %.

. В супермаркетах США, например, ассортимент товаров насчитывает 10 — 15 тыс. наименовании, суперстаров — 18—20 тыс. наименовании. В супермаркетах капиталистических стран большой удельный вес занимают непродовольственные товары (до 30 — 35 % общего количества реализуемых товаров).

Одной из характерных тенденций развития магазинов самообслуживания является широкомасштабное внедрение автоматизированных узлов расчета - оснащены сканирующей аппаратурой, позволяющей значительно ускорить расчеты с покупателями. При этом повышается социально-экономическая эффективность торговли, что выражается в ускорении обслуживания покупателей в среднем на 14 — 17 %, сокращается число оши-
бок и злоупотреблений товарными запасами, упрощается учет и контроль.

Торговля по заказам населения товарами повседневного спроса в развитых странах идет по двум направлениям: во-первых, как форма дополнительного обслуживания покупателей со стороны стационарных магазинов и, во-вторых, как самостоятельная форма торговой деятельности. В первом случае в супермаркетах создаются отделы заказов, которые принимают заказы по телефону и доставляют их в определенное время на дом покупателям. Во втором случае создаются специализированные магазины заказов.

Ассортимент магазина соответствует ассортименту супермаркета. Доставка товаров покупателям осуществляется с понедельника по пятницу с 18 до 22 часов, в субботу — с 10 до 14 часов. День и час доставки определяет покупатель.

Магазин работает с относительно небольшой наценкой к оптовой цене — 19 %. За доставку взимается 3 — 4 % стоимости товара. Магазин рассылает покупателям свой каталог, имеющий 2300 ассортиментных позиций. Структура товарооборота следующая: скоропортящиеся товары — 28 %, бакалейные — 20, напитки — 18, моющие и чистящие средства

—15, парфюмерно-косметические и санитарно-гигиенические

— 12, деликатесы — 4, непродовольственные товары повседневного спроса —4 %. Общая численность персонала фирмы — 25 человек.

Наиболее сложным вопросом в организации торговли по заказам является доставка товаров. В некоторых случаях (16 супермаркетов "Фуд Эмпориа" Нью-Йорка) товары развозят на ручных тележках, так как большинство покупателей проживают рядом с магазинами. Значительно больше средств требуется при доставке транспортом. Большинство магазинов вСША и западноевропейских странах доставляют товары в автофургонах с кондиционированием и холодильными камерами для скоропортящихся продуктов.

Продажа товаров по заказам с помощью телевизора получила распространение в США, ФРГ, Англии, Франции и некоторых других странах. В этом случае экран телевизора слу жит средством предложения товаров. На экране не только демонстрируется товар, но и отмечаются его преимущества, возможности использования, цены. После выбора товара покупатель делает заказ по телефону или через персональный компьютер. В свою очередь, торговое предприятие высылает заказанный товар по почте или обеспечивает его доставку другим способом. Продажа товаров может осуществляться либо по общим телевизионным каналам, либо по кабельному телевидению.

Посылочная торговля. В США и некоторых странах Западной Европы посылочная торговля достигла сравнительно высокого уровня: ее доля в общем объеме реализации товаров достигает 5 — 6 %, а по отдельным ассортиментным позициям составляет 15 — 30 %. Эта форма розничной торговли применяется для широкого ассортимента как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Продажа товаров через автоматы получила широкое развитие в послевоенное время.

Среди стран с развитой торговлей самое большое количество автоматов имеется в США, ФРГ, Японии, Англии, Франции. В США, например, насчитывается 8, 6 тысячи фирм, эксплуатирующих око по 3, 5 млн автоматов, в ФРГ — около 2 млн автоматов. По размеру парка торговых автоматов Япония уступает США, но по их числу на душу населения стоит на первом месте в мире.

Удельный вес торговли через автоматы в большинстве капиталистических стран стабильный и составляет 2 — 3 % в товарообороте. По отдельным товарным группам он значительно выше. Так, в США удельный вес продажи сигарет через автоматы до-рговли на протяжении последних 15 лет приходилась на продукцию текстильной промышленности.

Для внедрения безналичной оплаты торговые автоматы комплектуются специальными платежными механизмами, принимающими кредитные карточки.

В последние годы многие фирмы прибегают к диверсификации, т. е. к расширению видов торговой деятельности, в связи с чем в организационной структуре предприятий предусматривается должность руководителя по реализации и предложению нетрадиционных услуг (сервис по уборке помещений, видеозапись юбилеев, свадеб, утепление жилья, пункт зубоврачебной помощи, художественный салон и т. п.).

Наиболее распространенными и оправдавшими себя на практике видами сервиса для покупателей согласно материалам обследования в США являются следующие (в процентах по всей сети супермаркетов США):

· бумажные пакеты для товаров — 98
перемещение покупок к автомашинам покупателей — 77
пластиковые пакеты для товаров — 80
отдел кулинарных изделий — 62
проявление фото—и кинопленки ' —61
отдел книг, газет, журналов — 58
отпуск горячей пищи на вынос — 49
примагазинная пекарня с сокращенным технологическим циклом — 44
прокат видеокассет — 38
продажа лотерейных билетов — 36
игровые видеоавтоматы — 23
примагазинная аптека — 23
банковские услуги — 9
центр обслуживания — 56


Организационно-хозяйственные звенья оптовой торговли.

1. Оптовая торговля и ее роль.

2. Оптовые предприятия, их классификация, функции и принципы размещения.

3. Организационно-хозяйственные звенья оптовой торговли.

4. Организация оптовой торговли за рубежом.

 

1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ- самостоятельное звено в полном цикле товарного обращения, которое обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка. При этом:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.