Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная этика аудиторов




Возможная классификация внутренних стандартов

Типовая структура внутреннего стандарта

Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру:

• регламентирующие параметры, т.е. ссылки на российские или международные стандарты, использованные при разработке данного стандарта;

• общие положения, в которых определяется необходимость внут­реннего стандарта, его основные термины и понятия, сфера примене­ния, объект стандартизации;

• цель и задачи стандарта, которые содержат описание назначения стандарта и конкретных проблем, решение которых обеспечивается его применением;

• взаимосвязь с другими стандартами, т.е. ссылки на соответст­вующие положения других стандартов;

• определение основных принципов и методик, т.е. описание под­ходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;

• перечень документов, которые аудитор должен составить соглас­но требованиям стандарта;

• перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны ру­ководствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости).

  Группы внутрен­них стандартов Перечень внутренних стандартов, входящих в соответствующую группу
Стандарты, содер­жащие общие по­ложения по ауди­ту Стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов
Стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора
Стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации
Стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутри­фирменного контроля качества аудита и ответственность аудиторов
Стандарты, уста­навливающие по­рядок проведения аудита Стандарты, регламентирующие ответственность аудитора
Стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита
Стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внут­реннего контроля
Стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств
Стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц.
Стандарты, уста­навливающие по­рядок формирова­ния выводов и за­ключений Стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку со­ставления аудиторских заключений
Стандарты, регламентирующие подготовку письменной инфор­мации аудитора руководству экономического субъекта по ре­зультатам проведения аудита
Стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных ауди­торских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчет­ностью
Специализиро­ванные стандарты Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения ауди­та кредитных организаций
Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения ауди­та страховых организаций и обществ взаимного страхования
Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения ауди­та бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов
Стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения ауди­та других экономических субъектов
Стандарты по оказанию сопутствующих аудиту услуг Стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям
Стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой ин­формации
Стандарты по образова-нию и подготовке кадров    

 

Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности (честность; объективность; профессиональное внимание; конфиденциальность информации, полученной в ходе аудиторской проверки и т.д.).

На основе международных этических норм, разработанных Международной федерацией бухгалтеров, Аудиторская палата России 4 декабря 1996 г. утвердила Кодекс профессиональной этики аудиторов, обобщающий этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России. Данный кодекс несколько раз пересматривался и в настоящее время аудиторы придерживаются норм «Кодекса этики аудиторов России», одобренного Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31.05.2007, протокол N 56.

Кодекс требует от аудиторов соблюдения общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести и действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности.

Аудитор обязан соблюдать следующие основные принципы поведения:

1) честность; Аудитор должен действовать открыто и правдиво во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности также предполагает подготовку модифицированного заключения, если в проверяемых им источниках:

а) содержатся в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения;

б) содержатся утверждения или данные, подготовленные небрежно;

в) пропущены или искажены необходимые данные там, где пропуски или искажения могут вводить в заблуждение.

2) объективность; Аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.

в) профессиональная компетентность и должная тщательность; Аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. При оказании профессиональных услуг аудитор должен действовать с должным усердием и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

3) конфиденциальность; Аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться аудитором для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ.

4) профессиональность поведения. Аудитор должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют или могут дискредитировать профессию либо являются действиями, которые разумное и хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией, расценит как отрицательно влияющие на хорошую репутацию профессии.

Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях, и обязан отказаться от защиты этих интересов, если ему станет известно, что они возникли в нарушение закона либо справедливости.

Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений и заключений.

Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов; внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.

Аудитор обязан отказываться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в его независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях. К основным обстоятельствам, наносящим ущерб независимости аудитора либо позволяющим сомневаться в его фактической независимости, относятся:

· предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;

· финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;

· финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского, и др.);

· косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т.п.;

· родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;

· чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;

· участие аудитора (руководителей аудиторской организации) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;

· неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей аудиторских организаций) о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;

· прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;

· рассмотрение вопроса о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.

Аудитор обязан воздерживаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату, или привлечь компетентных специалистов для помощи в решении поставленных конкретных задач.

Аудитор обязан стремиться осуществлять свою профессиональную деятельность в коллективе специалистов, организационно объединенных в аудиторскую фирму; постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности; сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с клиентами.

Аудитор должен соблюдать принцип конфиденциальности относительно информации клиента и требовать этого от своих помощников и всего персонала организации. Публикация, иное разглашение конфиденциальной информации клиентов не являются нарушением профессиональной этики в случаях:

· когда это разрешает клиент с учетом интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;

· когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;

· для защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводи мого руководителями либо уполномоченными представителями клиентов;

· когда клиент намеренно и незаконно вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам.

Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если эта плата зависит от объема и качества предоставляемых услуг. Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов наличными, а также обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги. Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.

Аудиторы должны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии; содействовать вновь назначенному аудитору в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора; вновь приглашенный аудитор, если такое приглашение сделано не по результатам конкурса, проведенного клиентом, прежде чем согласиться на предложение, обязан, запросив прежнего аудитора, убедиться в отсутствии профессиональных причин для отказа от такого предложения. Вновь приглашенный аудитор, не получивший ответа от прежнего аудитора в течение приемлемого времени и, несмотря на предпринятые усилия, не имеющий иной информации об обстоятельствах, препятствующих его сотрудничеству с данным клиентом, имеет право дать положительный ответ на полученное предложение.

Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для оказания профессиональных услуг других аудиторов и иных специалистов, которые в свою очередь обязаны воздерживаться от обсуждения с представителями клиента деловых и профессиональных качеств основных аудиторов, проявлять максимальную лояльность к пригласившим их коллегам.

Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские организации либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий организации определенный ущерб, нарушает профессиональную этику. Специалисты, перешедшие в другую аудиторскую организацию, обязаны воздерживаться от осуждения или восхваления своих прежних руководителей и коллег, от обсуждения с кем бы то ни было организации и методов работы в прежней организации; не должны разглашать известную им конфиденциальную информацию и документы аудиторской организации, с которой они прекратили трудовые отношения.

Руководители (сотрудники) аудиторской организации воздерживаются от обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями существенный ущерб профессии и законным интересам организации. По запросу руководителя аудиторской организации, в которую устраивается на работу аудитор, руководитель аудиторской организации, сотрудником которой ранее являлся этот аудитор, может дать письменную рекомендацию с указанием профессиональных и личных качеств аудитора.

Реклама аудиторских профессиональных услуг может быть представлена в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских организаций. Такая реклама должна быть информативной, прямой и честной, выдержанной в хорошем вкусе, исключающем всякую возможность обмана и заблуждения потенциальных клиентов либо возбуждения у них недоверия к другим аудиторам. При предложении и продвижении своих услуг на рынке аудитор не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным и правдивым и не должен:

а) делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может представить, его квалификацию или приобретенный им опыт;

б) давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.

Для обеспечения качества профессиональных услуг, оказываемых в других государствах, аудитор также обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет профессиональную деятельность.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.