Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроокружение




Микроокружение (внешняя среда прямого воздействия) – совокупность всех влияющих на данную организацию объектов и факторов, которые находятся вне границ организации и на которые организация способна воздействовать, меняя их величину и направленность.

Микроокружение, являясь частью внешней среды, составляетне­посредственное окружение организации. Элементы деловой среды следующие:

– потребители,

– поставщики,

– конкуренты,

– государственные органы.

 

Потребители. В группу потребителей входят непосредственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магази­ны, торговые агенты, фирмы-производители, индивидуальные покупатели и клиенты. Конкретный состав потребителей зависит от сферы деятельности, особенностей продукции и услуг, масштабов производства, рынков сбыта и многих других факторов.

Кроме непосредственных покупателей в эту группу могут быть включены общества потребителей, экологической защиты и другие подобные организации. Их влияние на производителей становится все более и более заметным, и с ним приходится считаться. Эти организации вступают в непосредственное взаимодействие с произ­водителями по поводу качества продукции, добросовестности рек­ламы, соблюдения экологических требований и в других необходи­мых случаях.

Например, в телевизионных клипах, рекламирующих на российском рынке моющее средство Comet фирмы Procter & Gamble, при показе его дей­ствия не используются такие специальные защитные средства, как резино­вые перчатки, хотя в инструкции указывается на необходимость их приме­нения. Общество защиты потребителей обратилось в фирму с требованием изменить рекламу Comet и других подобных товаров. Procter & Gamble признала правомерность этих требований и летом 1998 г. приняла решение о введение в рекламные ролики специальной строки, предупреждающей покупателей о необходимости использовать защитные средства.

С одной стороны, влияние потребителей может выражаться в раз­личных формах: в установлении определенного уровня цен; наличии особых требований к качеству, дизайну, техническим характеристи­кам продукции, формам оплаты; угрозе перехода к другому произво­дителю; предпочтении определенным торговым маркам и т.д.

С другой стороны, производители могут оказывать существен­ное влияние на потребителей, устанавливать более низкие цены, гарантируя высокое качество и сроки поставок, предлагая уникальную продукцию или услуги, являясь монополистом в данной отрасли и т.д. Если позиция производителя достаточно сильна, то существует и потенциальная угроза замены покупателей.

Анализ позиции потребителей позволяет менеджерам лучше уяснить, в чем заключается их влияние, оказывают ли они давление на производителя, а также понять, насколько сильны позиции организации, как она влияет на покупателей и в чью пользу складывается баланс сил в этом взаимодействии.

Поставщики. Источники необходимых ресурсов находятся во внешнем окру­жении у организаций, непосредственно занимающихся их добычей, переработкой или производством, а также у посредников, которые их реализуют.

Поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электроэнергии, воды, газа, тепла могут непосредственно воздействовать на органи­зацию, создавая ресурсную зависимость. Зависимость одних орга­низаций от распределения ресурсов дает власть другим и позволяет им оказывать влияние на себестоимость, качество продукции, сро­ки ее изготовления и, в целом, на эффективность деятельности организации.

Многие организации становятся очень уязвимыми, если необ­ходимые им ресурсы находятся под контролем других организаций. Так, установление организациями-монополистами неоправданно высоких та­рифов на электроэнергию, газ, нерегулярное снабжение или отключение этих жизненно важных источников поступления ресурсов в случае неуплаты ставят многие организации на грань выживания или банкротства.

Анализ деятельности поставщиков материальных и природных ресурсов дол­жен показать, насколько сильна ресурсная зависимость организа­ции и каковы ее причины. При анализе следует обращать внима­ние на цены товаров и услуг, их качество, соблюдение сроков, условий и объемов поставок, является ли поставщик монополистом данного вида ресурсов, возможна ли смена поставщика.

Зависимость от поставщиков создает для менеджеров организации боль­шие сложности, связанные с обеспечением необходимыми для ее деятельно­сти материальными и природными ресурсами. В этих условиях организация должна направлять свои усилия на то, чтобы минимизировать ресурсную зави­симость.

Конкуренты. К конкурентам относятся лица, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию или оказывают услуги, удовлет­воряющие одни и те же потребности.

При изучении конкурентной среды менеджерам, с одной сто­роны, необходимо оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на деятельность организации, определить главных кон­курентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны; с другой стороны, менеджерам нужно знать, насколько сильны позиции их организа­ции и каковы ее конкурентные преимущества в противобор­стве сторон, для того чтобы выработать определенную конкурент­ную стратегию.

Если есть вероятность появления на рынке новых фирм или уже существующих, но имеющих намерение производить аналогич ­ ный продукт, то их необходимо включить в эту группу как потен­циальных конкурентов и тоже начать изучать.

Угрозу для организации могут также создать фирмы, произво­дящие товары или услуги, которые могут заменить или даже пол­ностью вытеснить ее продукцию. Менеджерам нужно проанализи­ровать, есть ли такие товары-заменители или насколько возможно их появление. Если угроза реальна, то следует направить усилия на изучение и этой группы конкурентов.

Менеджеры организации должны знать, что, чем более полной и достовер­ной информацией о реальных и потенциальных конкурентах они располагают, тем лучше они сумеют подготовить организацию к тому, чтобы ответить своими действиями на вызов конкурентов, разработав наступательную или оборони­тельную стратегию.

Государственные органы. В деловую среду организации в зависимости от формы соб­ственности, ее размеров, масштабов деятельности, источников финансирования, видов продукции и других параметров могут вхо­дить различные федеральные, региональные и муниципальные организации или органы власти, с которыми она непосредственно взаимодействует. Во избежание разночтений, подчеркнем еще раз: к микросреде относятся только те государственные органы, с которыми происходит прямое, непосредственное взаимодействие (внесудебное обсуждение конфликтной ситуации, разрешение споров, обмен информацией и т.д.); если же организация не имеет прямого контакта с государственным органом, то его следует отнести к макросреде.

В условиях кризисной ситуации, сложившейся в нашей стране, деятельность этой части деловой среды подвержена частым и не­предсказуемым изменениям, что создает большие сложности для организации. Тем не менее своевременное получение необходимой информации о готовящихся изменениях, улучшение взаимодействия с государственными органами и организациями, несмотря на всю сложность, в ряде случаев позволяет заранее предусмотреть меры, направленные на защиту интересов организации, и предпринять определенные шаги, чтобы уменьшить потери.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.