Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение. Соотношение обучения и развития




В педагогической психологии, педагогике, общей дидактике различают две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучающую, воспитывающую (т. е. обучение, осуществляемое педагогом) и обучающуюся (т. е. научение или, точнее, учение, осуществляемое учеником).

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. С позиции обучающегося фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего, - педагог. Деятельность обучения – это деятельность преподавателя, деятельность преподавания – педагогическая.

Составляющими обучения являются:

- предмет обучения;

- ученик (субъект обучения);

- собственно учебная деятельность (способы обучения, учебные действия);

- учитель (субъект обучения).

Предмет обучения – это знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить. Ученик – это личность, на которую направлено воздействие по освоению ЗУН и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения. Учебная деятельность – это средство, с помощью которого формируются новые знания, умения и навыки. Учитель – это человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно.

Устойчивые компоненты соединяются друг с другом связями, среди которых основными будут: мотивационные, эмоциональные, когнитивные, информационные. Общая направленность учебной деятельности – гностическая, предметная.

Все перечисленные элементы должны соотноситься друг с другом в гармоничном единстве. Только тогда система будет функционировать с максимальной эффективностью.

Согласно одному из основных положений современной педагогической психологии, обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека. Существен вопрос о характере соотношения обучения и развития.

С позиции У. Джемса, Э. Торндайка, Дж. Уотсона, К. Коффки, обучение и есть развитие. С другой точки зрения, обучение – это только внешние условия созревания, развития. Так, Ж. Пиаже указывал на то, что «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ли ребенок или нет».

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л. С. Выготским: обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.» Обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Это положение принципиально для всей организации обучения, педагогики в целом.

Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.

Хотя развитие охватывает всю личность ребенка в целом, в этом процессе могут быть выделены некоторые основные линии: познавательная сфера (становление интеллекта, развитие механизмов познания), психологическая структура и содержание деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности), личность (направленность, ценностные ориентации, самосознание, самооценка, взаимодействие с социальной средой и т. д.).

Исследования Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова заложили психологические основы разработки целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей все четыре ипостаси активного приобщения ребенка к миру: …вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых других, а также развитие самосознания ребенка.

Л. С. Выготским выделены два уровня развития:

1. Зона актуального развития, т. е. уровень психического развития, позволяющий ребенку осуществлять полностью самостоятельные действия.

2. Зона ближайшего развития, т. е. уровень активности психических свойств, позволяющий осуществить действия с помощью взрослых. Эта помощь и есть обучение.

По мере обучения «зона ближайшего развития» становится «зоной актуального развития», а новый уровень психической активности, включенный в более сложную систему взаимодействия с взрослым, формирует новую «зону ближайшего развития». Так циклично обучение «ведет» за собой развитие.

Одной из классических теорий развивающего обучения является специфически организованная система обучения, при которой с помощью сравнения, разграничения и индукции ребенок находит правильное знание. Важным моментом в данном процессе является включение эмоционального уровня ребенка. Интерес к учебной деятельности активизирует познавательную потребность, которая становится доминирующей у ребенка. Удовлетворение познавательной потребности вызывает положительные эмоции, которые активизируют интерес. Он, в свою очередь, стимулирует осуществление учебной деятельности. Так происходит целенаправленное развитие.

Особенности учебной задачи. Е. И. Машбиц выделяет существенные особенности учебной задачи с позиции управления учебной деятельностью:

1. Направленность на субъекта, ибо решение учебной задачи предполагает изменения не в самой «задачной структуре», а в субъекте, ее решающем. Учебная задача является средством достижения учебных целей.

2. Она является неоднозначной или неопределенной. Обучающиеся могут вкладывать в задачу иной смысл, чем обучающий. Это происходит из-за неумения разобраться в требовании задачи, смешения различных соотношений. Нередко это зависит от мотивации субъекта.

3. Для достижения какой-либо цели требуется решение не одной, а нескольких задач, а решение одной задачи может вносить вклад в достижение различных целей учения. Следовательно, для достижения какой-либо учебной цели требуется некоторый набор задач, где каждая занимает отведенное ей место.

Е. И. Машбиц сформулировал ряд требований к УЗ.

- конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач;

- при конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных;

- учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности;

- учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения. То, что входит в прямой продукт действий учащихся, лучше усваивается ими. В большинстве учебных задач в качестве прямого продукта выступает исполнительная часть, а ориентировка и контрольная часть – как побочные. Реализация данного требования предполагает также применение задач на осознание учащимися своих действий, т. е. рефлексию. Такого рода задачи помогают учащимся обобщать свои действия по дальнейшему решению учебных задач. Чтобы учащиеся, решая учебные задачи, осознанно выполняли и контролировали свои действия, они должны иметь четкие представления о структуре и средствах решения задачи. Такие сведения они должны получать от учителя в виде стройной системы ориентировки.

Действия в структуре учебной деятельности. Виды учебных действий.

Известно, что одним из важных структурных компонентов человеческой деятельности является действие. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуществления учебных действий и операций. Согласно А. Н. Леонтьеву, операции – это способы действия, отвечающие определенным условиям, в которых дана его цель. Сознательное целенаправленное действие в обучении, многократно повторяясь, включаясь в другие более сложные действия, постепенно перестает быть объектом сознательного контроля обучающегося, становясь способом выполнения этого более сложного действия. Это так называемые сознательные операции, бывшие сознательные действия, превращенные в операции. Так, при овладении иностранным языком действие произнесения (артикулирования) необычного для родного языка звука (гортанного, носового) является достаточно напряженным. Оно целенаправленно, сознательно контролируется по способу и месту осуществления, требует волевого усилия обучающегося. По мере отработки этого действия произносимый звук включается в слог, слово, фразу. Действие его произнесения автоматизируется, не контролируется сознанием, которое направлено на другие, более высокие уровни деятельности, и переходит на уровень «фонового автоматизма», превращаясь в способ выполнения других действий. Упроченное действие становится условием выполнения другого, более сложного и переходит на уровень операции, т. е. как бы техники выполнения речевой деятельности. Следует заметить, что переход с уровня действия на операции есть основа технологизации обучения.

Наряду с «сознательными» операциями в деятельности существуют операции, которые ранее не осознавались как целенаправленные действия. Они возникли в результате «прилаживания» к определенным условиям жизнедеятельности. Иллюстрируют эти операции примеры языкового развития ребенка – его интуитивное «прилаживание» способов грамматического оформления высказывания к нормам речевого общения взрослых. Ребенок не осознает этих действий. Следовательно, это формирующиеся интуитивно в результате подражания операции, его внутренние, интеллектуальные действия. Они могут быть результатом либо интериоризированных внешних предметных сознательных действий, возникающих в развитии или обучении, либо представлять операциональную сторону психических процессов: мышления, памяти, восприятия. К таким операциям С. Л. Рубинштейн относит сравнение, анализ, синтез, абстракцию, обобщение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.