КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Форма политического устройства государства
Типология форм политического устройства государства включает три базовых компонента – форму правления, форму территориального устройства и тип политического режима. Каждый из этих компонентов может, в свою очередь, выступать основанием для более точной классификации государств. Форма правления – это порядок организации государственного управления, характеризующийся способом образования, структурой и компетенцией органов власти, их взаимоотношениями между собой и с населением, а также правовым статусом главы государства. За время исторического развития государства как политического института было опробовано множество разнообразных форм правления, но, если обобщить значимые черты и отбросить случайные факторы, то можно выделить два основных варианта, которые существуют и в настоящее время – монархия (от греч. «μοναρχία» – «единовластие»)и республика (от лат. «res publica» – «общественное дело»). Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляется им бессрочно и, как правило, передается по наследству. Монархия является исторически первой формой правления. Она в наибольшей степени соответствовала задачам объединения и сплочения родоплеменных образований для установления государственной системы. Кроме того, единовластие способствовало стабильному поступательному развитию государства в период неразвитости гражданских институтов и политического сознания населения. В зависимости от наличия в политической системе государства каких-либо юридических ограничений власти правителя монархия делится на две разновидности: абсолютная и конституционная (ограниченная); последняя, в свою очередь, может быть дуалистической или парламентской. Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти юридически и фактически находится в руках монарха. Абсолютная монархия существует с момента возникновения института государства. Она характерна для подавляющего большинства стран мира в период Древнего мира и Средних веков. В эпоху Нового времени под влиянием либерализации политической идеологии и преобразования социально-экономических отношений количество абсолютных монархий начинает стремительно сокращается. Это происходило как революционным путем, так и в результате издания самими правителями конституционных актов, ограничивающих их власть. На современном этапе к данной форме правления, с теми или иными оговорками, относятся шесть государств: Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бруней, Свазиленд и Ватикан.[1] Абсолютная монархия характерна для цивилизаций, основанных на идеологии традиционализма с преобладанием религиозных ценностей. Абсолютный монарх является одушевленным носителем государственного суверенитета и единственным источником власти в стране. В противоположность республиканской доктрине «разделения властей» он олицетворяет собой неразрывное единство высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. Монарх юридически независим в своей деятельности, то есть его распоряжения не могут быть подвергнуты никакому правовому регулированию. Господствующая церковь обычно объявляет, что власть монарха имеет божественное происхождение, а потому священной и неприкосновенной. Население не принимает никакого участия в формировании органов государственной власти и в управлении государством. Все подданные государства, включая высших чиновников, изначально бесправны перед волей монарха и являются его слугами. Власть монарха держится, в основном, на жесткой дисциплине, сословной иерархии и стремлении максимально законсервировать существующий общественно-политический порядок. Конституционная монархия – это форма правления, при которой полномочия монарха ограничены конституционными актами или прецедентными решениями судебных органов. В зависимости от характера и степени данных ограничений выделяют конституционную монархию дуалистического и парламентского типа. Дуалистическая монархия – это монархическая форма правления, которая предполагает существенное ограничение полномочий главы государства в законодательной сфере при сохранении им всей полноты исполнительной власти. Дуалистическая монархия является переходным этапом от абсолютной монархии – либо к парламентской ее форме, либо к республиканскому строю. Она была распространена в Европе в XIX – начале XX вв. (Пруссия, Австро-Венгрия, Италия и др.), представляя собой результат временного компромисса в борьбе за власть между крупной буржуазией, стремившейся закрепить свое экономическое влияние присутствием в органах государственного управления, и теряющей свой политический статус феодальной верхушкой во главе с монархом. В России дуалистическая монархия существовала в 1905-1917 гг. В современном мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, но отдельные их черты присущи Иордании, Марокко, Кувейту. Для дуалистической монархии характерно специфическое воплощение идеи разделения властей. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается либо всенародно, либо состоятельной частью населения, получающей право участия в голосовании на основании имущественного ценза. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее либо непосредственно, либо через назначаемое им правительство. Члены правительства ответственны исключительно перед монархом, парламент может на них воздействовать лишь косвенно – через утверждение параметров государственного бюджета. Глава государства имеет также значительное влияние на судебную систему. Монарх имеет право абсолютного вето на любые акты, принимаемые парламентом, а также сохраняет право издания чрезвычайных указов, имеющих силу закона. Кроме того, он вправе распускать парламент. Таким образом, в системе государственного управления власть монарха значительно обширнее полномочий представительных органов. Парламентская монархия – это монархическая форма правления, при которой глава государства выполняет преимущественно представительские функции и не наделен реальными полномочиями ни в одной из ветвей власти. Высшее управление парламентской монархии строится по принципу «монарх царствует, но не правит», то есть он является лишь символом государства, но фактически не допущен к рычагам власти. Мотивы, по которым государства предпочитают сохранять этот декоративный, по своей сути, институт, могут быть различными: стремление поддерживать традиции, сохранение памяти о великом прошлом страны, забота о наглядном воплощении единства нации, использование возможности обратиться к морально-политическому арбитру в кризисных ситуациях и т.д. Так или иначе, подавляющее большинство из 44-х современных монархий относятся именно к парламентскому типу, в том числе Великобритания (и еще несколько государств – членов Британского Содружества Наций), а также Швеция, Бельгия, Испания, Япония, Малайзия и др. В соответствии с принципами организации данной формы правления монарх признается главой государства, но имеет лишь символические полномочия во всех ветвях власти. Правительство формируется по принципу парламентского большинства и ответственно исключительно перед парламентом. Любое решение монарха в сфере государственного управления требует контрассигнации, то есть утверждения главой правительства или соответствующим министром. Акты, принимаемые парламентом, подписываются монархом, но он не вправе вносить в них изменения или отказываться от подписания. В некоторых случаях (например, Великобритания, Бельгия и др.) монарх имеет право отлагательного вето на акты, принимаемые парламентом, но оно может быть преодолено депутатами при повторном голосовании. Республика – это форма правления, которая предполагает выборность высших органов власти, срочность полномочий чиновников и зависимость власти от избирателей. Исторически республика возникла позже монархии. В отличие от последней, отражающей представление о власти как феномене высшей, сакральной природы, республика стала практическим воплощением рационалистического подхода к управлению государством. Республика, по основным политико-правовым характеристикам, представляет собой более прогрессивную форму правления, чем монархия: она позволяют эффективнее формировать управленческий аппарат и регулировать происходящие в обществе процессы. Вместе с тем необходимо учитывать, что во многих случаях внешние атрибуты республиканского строя служат лишь прикрытием для установления фактически монархической, диктаторской по своим полномочиям и методам управления власти. Особенно наглядно это демонстрирует пример государств с неустоявшимися демократическими традициями и патриархальным менталитетом населения (например, многие бывшие республики Советского Союза). Источником власти – сувереном – в демократическом государстве выступает народ. Все органы власти считаются производными от его воли, формируются на определенный срок и несут юридическую ответственность за свои действия. В зависимости от способа избрания и принципов взаимодействия высших органов власти различают три разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую). Парламентская республика – это республиканская форма правления, при которой ведущая роль в организации государственной жизни принадлежит всенародно избираемому парламенту. По способу формирования органов власти и специфике функционирования государственного механизма данная форма правления не имеет принципиальных отличий от парламентской монархии. Важнейшими чертами в обоих случаях выступают высокая степень политического влияния представительных органов и практически номинальный характер властных прерогатив главы государства. Парламентскими республиками, в частности, являются Германия, Италия, Венгрия, Греция, Эстония, Турция, Израиль, Индия, Эфиопия и др. Главой государства по конституции считается президент, но при этом он не является главой правительства, а его полномочия незначительны и носят символический характер. Правительство формируется по принципу парламентского большинства и ответственно исключительно перед парламентом. Поскольку завоевание большинства мест в парламенте одной партией случается далеко не всегда, то правительство зачастую формируется на коалиционной основе, что влечет непоследовательность его политического курса. В случае получения вотума недоверия со стороны парламента правительство либо сразу отправляется в отставку, либо при поддержке президента добивается роспуска парламента, его перевыборов и формирования нового правительства. Президент избирается, как правило, не всенародно, а парламентским голосованием или специальным органом, который формируется при активном участии парламента. Даже если за президентом такой республики формально закрепляются некоторые полномочия, они осуществляются, как правило, с участием правительства посредством контрассигнации. Президент обычно не обладает правом вето по отношению к актам, принимаемым парламентом. Президентская республика – это республиканская форма правления, при которой всенародно избирается не только парламент, но и президент, который одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Президентская республика характеризуется обширными полномочиями президента и его самостоятельностью в принятии решений, а также жестким разделением законодательной и исполнительной ветвей власти, что дает основание называть данную форму республики «дуалистической». Политическая активность исполнительной власти в рамках такой формы правления является преобладающей, но одновременно жестко ограничивается влиянием представительных органов. Впрочем, во многих латиноамериканских (а также некоторых африканских и азиатских) республиках власть главы государства в политической практике зачастую выходит далеко за конституционные рамки, поэтому они обозначаются некоторыми политологами как «суперпрезидентские». Среди всех видов республики президентский наиболее распространен, к нему, в частности, относятся: США, Белоруссия, Армения, Казахстан, Иран, Индонезия, Нигерия, а также практически все государства Латинской Америки. Президент избирается не парламентом, а всенародным прямым голосованием (или, что характерно для США, – коллегией выборщиков в результате двухступенчатого голосования). Правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Акты, которые издает президент, общеобязательны и по юридической силе близки к закону. Президент не только формально признается главнокомандующим вооруженными силами (что бывает и в парламентской республике), но и реально осуществляет эти полномочия. Президент вправе налагать отлагательное вето на акты, принимаемые парламентом, но лишен, в большинстве случаев, права распускать его. Парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но может досрочно отрешить президента от должности путем процедуры импичмента. Это происходит, когда президент допускает злоупотребление своей властью, грубо нарушает конституцию или совершает тяжкое преступление. Судебная власть следит за конституционностью и законностью актов действий других ветвей власти, что придает завершенность демократической «системе сдержек и противовесов». Смешанная (полупрезидентская) республика – это республиканская форма правления, при которой верховная власть в стране оказывается в сопоставимой степени поделенной между президентом и парламентом, а правительство оказывается в прямой зависимости как от президента, так и от парламента. Смешанная республика как особая форма правления складывается во второй половине XX в. в результате либо усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, либо возрастания роли президентской власти в парламентских республиках. Ее главная отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Данная форма правления эффективна при условии, что президент, большинство депутатов парламента, а также глава правительства придерживаются одной политической ориентации, в противоположном случае возможен длительный кризис власти. Полупрезидентскими (или полупарламентскими – в зависимости от акцента в распределении полномочий) республиками являются Франция, Россия, Финляндия, Польша, Болгария, Хорватия, Алжир, Шри-Ланка и др. В смешанной республике полномочия президента широки в сфере исполнительной власти, в частности, он осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Формирование высших государственных органов осуществляется парламентом по представлению президента. Парламент вправе вынести вотум недоверия правительству, а также отрешить президента от должности при наличии установленных конституцией оснований. Президент, в свою очередь, вправе распустить парламент и назначить внеочередные парламентские выборы. Поскольку такая ситуация может вызвать перманентный паралич власти в стране, в рамках смешанной республики, как правило, формируется широкий круг так называемых «конституционных соглашений» – неписанных норм взаимодействия государственных органов при осуществлении ими властных полномочий. Форма территориального устройства – это способ территориальной организации государства, который отражает его деление на составные части, механизм распределения власти на его территории и принципы взаимодействия между центральными и местными органами власти. Формирование государственной системы напрямую связано с разделением территории государства на определенные структурные единицы. Территориальное деление свойственно практически всем государствам, примеры его отсутствия крайне редки (Мальта, Бахрейн, Науру и др.) и связаны с чрезвычайно малой площадью и численностью населения страны. Когда государство достигает определенного порога численности граждан и размера территории, в его управлении возникают неизбежные проблемы. Территориальная структура государства может также усложняться в зависимости от культурных и языковых особенностей отдельных регионов, разнообразия национального и конфессионального состава населения, последствий колониального или оккупационного воздействия, различных политико-административных подражаний и заимствований, а также других факторов. Существует две основных разновидности территориального устройства: унитарное государство и федерация, а также особая форма надгосударственного образования – конфедерация. Унитарное государство – этопростое по строению государство, которое не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих признаками государственности и имеющих статус его субъектов. Подавляющее большинство стран мира избрало именно унитарную форму своего политико-территориального устройства. В зависимости от степени концентрации властных полномочий на высшем уровне выделяют такие виды унитарных государств, как централизованные, в которых должностные лица назначаются из центра (Швеция, Казахстан, Индонезия и др.), и децентрализованные, в которых региональные органы формируются независимо от центрального управления (Португалия, Япония, Новая Зеландия и др.). Впрочем, нередки и промежуточные варианты относительно децентрализованных государств, когда избрание органов местного самоуправления сочетается с назначением на некоторые должности представителей центральной власти (Великобритания, Польша, Египет и др.). Унитарные государства можно также классифицировать в зависимости от наличия (Украина, Китай) или отсутствия (Белоруссия, Колумбия) автономных образований на сложные и простые по своей структуре. Как правило, выделение автономий связано с поддержкой культурной и языковой идентичности компактно проживающих национальных меньшинств. В унитарном государстве существуют единая конституция и система законодательства, а также единое гражданство. На территории такого государства действует единая система высших представительных, исполнительных и судебных органов, осуществляющих непосредственно руководство местным самоуправлением. Компетенция центральной власти распространяется на всю территорию страны и не ограничивается ни юридически, ни фактически полномочиями местных органов. Действует одноканальная система налогообложения, формируется единый бюджет и имеет хождение единая валюта. Унитарное государство предполагает, единую систему военизированных формирований и единое руководство международными делами. Федерация – это сложная форма политико-территориального устройства государства, которая предполагает наличие отдельных государственных образований, являющихся субъектами федерации и обладающих некоторыми признаками государственности. Федерация создаётся для обеспечения оптимального взаимодействия ее субъектов и поддержания национальной, культурной или территориальной специфики различных общностей, составляющих государство. Родоначальником учения о федерации считается Иоханнес Альтузиус (1562-1638 гг.), разработавший на основе идеи союза «федеральную теорию народного суверенитета», согласно которой федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размеру союзами – начиная от семьи и далее вплоть до государства. Первой по времени возникновения федерацией традиционно считаются США, тогда же появился сам термин «федерализм». Однако история федерализма значительно более обширна, ранние примеры такого рода можно выявить в вольных городах Европы, начиная с эпохи Средневековья. Задолго до создания американской федерации в Европе в XVI-XVIII вв. существовала Республика Соединённых провинций (Нидерланды), которую можно охарактеризовать как протофедеративное государственное образование. Число федеративных государств в мире стало быстро увеличиваться во второй половине XX в. и к настоящему времени достигло 24-х. Они занимают в совокупности более половины территории Земного шара и охватывают своим гражданством около трети всего населения планеты. Существуют различные варианты классификации федераций. В зависимости от правового положения субъектов федерации могут быть симметричными (Мексика, Эфиопия), субъекты которых равны как юридически (в правах и по статусу), так и фактически (по реальному объему полномочий), а также асимметричными (Индия, Танзания), в которых субъекты не равны между собой. Россия в этом отношении является уникальным в мировой политической практике примером федерации, так как в действующей Конституции 1993 г. зафиксировано равенство прав ее субъектов при их разнородном (6 видов субъектов!) юридическом статусе. Некоторые исследователи высказывают мнение, что в действительности симметричных федераций не существует вообще, поскольку невозможно добиться абсолютной идентичности субъектов, поэтому их «искусственное» уравнивание всегда будет противоречить «объективной реальности». Впрочем, как правило, подобные тезисы являются отражением конъюнктурных интересов региональных элит. В зависимости от принципов основания федерации могут быть либо национальными (Бельгия, Нигерия), либо территориальными (Германия, США), либо национально-территориальными ( или смешанными) (Россия, Канада). В целом, территория федерации формируется из территорий ее субъектов, обладающих особым статусом и определённым набором прав. Существуют параллельно две системы законодательства и две системы органов государственной власти – на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, при этом ключевые аспекты отношений между центром и регионами закрепляются общегосударственной конституцией. Наличие верхней палаты федерального парламента позволяет субъектам федерации участвовать в принятии общегосударственных решений. Наряду с обычным гражданством допускается установление гражданства субъектов федерации. У субъектов федерации отсутствует право сецессии – произвольного выхода из состава государства, чем достигается принцип территориальной целостности. Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный для обеспечения определенного круга их общих интересов, и, как правило, существующий в течение непродолжительного периода времени.. Конфедерация является временным объединением, создающимся для решения каких-либо актуальных проблем (финансовых, военных, энергетических и т.п.), поэтому в ней формируются только такие совместные органы власти, которые служат решению строго очерченных задач. Центральное правительство зависит от правительств государств, входящих в конфедерацию, так как создается с их согласия и содержится на их средства. Решения органов конфедерации не могут вступить в действие на территории стран-участниц без одобрения их собственных органов власти (право нуллификации). В настоящее время не существует конфедераций в чистом виде, в то же время конфедеративные элементы присутствуют в таких объединениях как Европейский Союз, Бенилюкс, Британское Содружество, Содружество независимых государств. К разновидностям союзов конфедеративного типа относятся: Кондоминимумы – политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (например, Франция и Испания по отношению к Андорре). Ассоциативные государства – конфедерации, функционирующие на основе союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Маршалловы острова и США, Острова Кука и Новая Зеландия). Договорные союзы – большее государство односторонне влияет на меньшее в сфере действия заключенного договора (Индия по отношению к Бутану, США по отношению к Пуэрто-Рико). Правовой основой образования конфедерации является не конституция, а международный договор, а отношения между государствами внутри конфедерации регулируются не внутригосударственным, а международным правом. Государства, объединяющиеся в конфедерацию, сохраняют свой суверенитет и продолжают самостоятельно участвовать в международных отношениях. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресуются не гражданам, а органам власти государств-членов. У конфедерации отсутствует право непосредственного налогообложения населения, формирование бюджета происходит за счет добровольных взносов, передаваемых странами целевым порядком под договорные обязательства. Не устанавливается единого гражданства, население сохраняет гражданство отдельных суверенных государств, входящих в конфедерацию. Конфедерация относится, как правило, к недолговременным и непрочным надгосударственным образованиям: при достижении общих целей или потере их актуальности такие союзы либо распадаются (Австро-Венгрия 1867-1918 гг., Объединенная Арабская Республика 1958-1961 гг.), либо формируют единое государство (Швейцария с 1848 г., Германия с 1871 г.). Политический режим – это характеристика функционирования государственной системы, включающая совокупность принципов формирования органов государственного управления и методов осуществления государственной власти, а также объем прав и свобод населения, правовое положение личности в обществе, экономическую систему страны и другие факторы. Термин «режим» (от фр. «regime» – «управление, государственный строй, распорядок жизни, система правил») появился в политической науке в XIX в., но широкое применение получил лишь с середины XX в. Именно анализ политического режима позволяет с наибольшей полнотой судить о взаимоотношениях между властью и населением в конкретном государстве. Политический режим определяется, прежде всего, социально-экономическими и культурными основами общества, в котором он складывается. Хотя в современной западной политологии утвердилось мнение об универсальной ценности демократии, исторические примеры, относящиеся к различным эпохам, показывают ошибочность абсолютизации этого тезиса. В некоторых ситуациях для совершения кардинальных прогрессивных преобразований и просто для выживания государства в экстремальных условиях требуется ужесточение принудительных мер и мобилизация всех ресурсов общества. Существует множество подходов к типологии политических режимов. В отличие от формы правления и формы территориального устройства, которые классифицируются преимущественно на основе основополагающих документов государства, режим можно определить только исходя из политической практики, ибо в конституциях авторитарных и даже тоталитарных стран вполне может говориться о полной демократичности соответствующего государства. При решении этой задачи необходимо учитывать самые разнообразные факторы: сущность государственной системы, характер законодательства, полномочия и методы деятельности государственных органов, взаимодействие общественно-политических сил, положение политических партий, доступность информации, состояние экономики, уровень политической культуры, исторические традиции страны и даже международную обстановку. Излишняя дробность классификации политических режимов в ряде случаев мешает выявить их существенные признаки и различия, поэтому предпочтительнее свести все многообразие к трем основным разновидностям: демократическому, тоталитарному и авторитарному (иногда два последних вида включаются в единую группу как «недемократические»). Демократический политический режим – это тип политического режима, при котором народ юридически признается и фактически является главным источником власти в государстве, имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия. Впервые демократическое политическое устройство формируется в некоторых полисах античной Греции, крупнейшим из которых были Афины. Хотя эти образцы признаются ныне классическими, необходимо учитывать принципиальное различие между системой управления городской общины численностью в несколько десятков тысяч человек (причем полноправные граждане составляли незначительное меньшинство) и современными государствами. Новый подъем демократической идеологии и практики относится к эпохе Нового времени, когда в результате буржуазных революций постепенно формируется новая система представительной (в отличие от прямой античной) демократии. В современном мире демократический режим присущ индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (страны Скандинавии, Великобритания, Германия, Япония и др.). Данный режим в его либеральном варианте агрессивно распространяется по всему миру усилиями западных держав. Зачастую эти действия служат лишь прикрытием для обеспечения собственных корыстных политических и экономических интересов. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы населения, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на управление обществом и государством. Высшие органы государственной власти избираются населением, причем выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайной системе голосования. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Происходит развитие системы местного самоуправления. В условиях демократии политическая элита, как правило, опирается на широкую социальную базу, что обеспечивает стабильность развития государства. Происходит не только юридическое признание, но и фактическая реализация прав и свобод человека и гражданина, а также принципа равенства всех граждан перед законом и правоприменителем. В демократических государствах функционирует многопартийная система и провозглашается идеологическое многообразие, поддерживаемое свободой средств массовой информации. Материальной основой демократического режима выступают рыночные отношения и многоукладная экономика с различными формами собственности. Важным демократическим принципом, который нужно постоянно учитывать, особенно в международных отношениях, является разрешение конфликтов мирными средствами. Тоталитарный политический режим – это тип политического режима, при котором государственная власть полностью подчиняет себе личность и общество, вмешивается во все аспекты их жизни, грубо подавляет права и свободы человека насильственными методами. Отдельные элементы тоталитаризма складывались еще в государствах Древнего мира (деспотическое правление на Древнем Востоке, политическое устройство Древней Спарты, методы некоторых римских императоров) и Средних веков (теократические и абсолютистские режимы Европы и Востока). В полной мере он сформировался лишь в XX в. Классическими примерами стали фашизм в Италии (1922-1943 гг.), нацизм в Германии (1933-1945 гг.), правление И.В. Сталина в СССР. Во второй половине XX в. к тоталитарному типу относились многие военно-полицейские диктаторские режимы в странах Азии и Африке (Камбоджа, Китай, Уганда и др.). В современном мире многие черты данного режима свойственны КНДР, Ирану, ряду африканских стран. Государственная власть при тоталитаризме осуществляет полный контроль над всеми сферами общественных отношений, происходит унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни граждан. Народ, как правило, не признается источником власти. Права и свободы человека ограничиваются и массово нарушаются. Внедряется абсолютное идеологическое единообразие, чему способствует сосредоточение в руках государства всех средств массовых коммуникаций, преследуется любое инакомыслие. Устанавливается господство единственной массовой правящей партии, происходит сращивание партийного аппарата с государственным. Формируется культ личности бесконтрольно управляющего лидера. Власть осуществляется преимущественно методами принуждения и насилия; спецслужбы широко применяют незаконные методы деятельности, судебная власть полностью зависима от исполнительной. Для тоталитарных государств характерна закрытость от остального мира, запугивание населения образом внешнего врага для достижения максимальной сплоченности общества. В имущественных отношениях преобладает государственная собственность, практикуется жесткое регулирование экономики административными методами. Авторитарный политический режим – это тип политического режима, при котором высшая власть концентрируется в руках одного лица или правящей группировки, а также осуществляется государственное вмешательство в частную жизнь при сохранении некоторых экономических и гражданских свобод для населения. Авторитаризм занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами, что затрудняет выявление его собственных специфических признаков. В любую эпоху можно найти множество примеров авторитарных государственных систем. Дополнительные сложности для исследования заключаются в широте спектра вариантов авторитарного режима. Это позволяет подавляющему большинству правящих режимов современности обвинять в авторитаризме правительства других стран, называя, в то же время, свою власть подлинно демократической. Личные права и свободы человека формально провозглашаются, а также частично реализуются. Однако фактически воспользоваться ими бывает затруднительно, так как они не гарантируются и не защищаются государством. Допускается инакомыслие, но под жестким контролем государства и в ограниченных пределах, действует частичная цензура. Возможно существование нескольких политических партий, но серьезная оппозиция запрещена и подавляется путем административного вмешательства. До предела сужается возможность выборности государственных органов, их подотчетность и подконтрольность населению. В авторитарных государствах игнорируется разделение властей, хотя формально законодательные, исполнительные и судебные органы существуют. Государство допускает элементы тоталитарного управления: высокая централизация власти, господство командно-административных, бюрократических методов руководства, фактическое отсутствие местного самоуправления и автономии нижестоящих государственных органов. Вместе с тем власть отказывается от практики массового террора и физического устранения не согласных с ее позицией. Страна частично открывается для внешнего мира. Под жестким контролем государства допускается существование частной собственности, а также разрешается в ограниченных пределах предпринимательская деятельность. [1] Иногда к ним причисляют также Объединенные арабские эмираты – уникальное по своей структуре федеративное государство, состоящее из семи абсолютных монархий, правители которых коллегиально формируют высшие органы власти.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |