Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие политологии как науки

Ключевые понятия

Политика

Истоки политики

Функции политики

Методы политологии

Политология

Предмет политологии

Категории политологии

 

Лекция №2

 

 

Наука о политике берет начало в эпоху разложения первобытнообщинного строя и появления первых крупных государственных объединений в Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Греции.

В своем возникновении политическая мысль древних народов- египтян, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян - восходит к мифологическим истокам. Основная идея и тема древних мифов - божественный характер власти.

Итак, по древнекитайскому мифу персона императора Китая является единственной точкой связи с высшими небесными силами. Вся власть сконцентрирована в особе верховного правителя в виде его личной внутренней силы, а остальные должностные лица государства - лишь проводники личной власти правителя.

В Египте, Вавилоне, Индии встречается иная версия мифа, по которой боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами остаются вершителями земных дел и человеческих судеб. Своеобразны религиозно-мифологические представления древних евреев. По их версии, истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем. По священному учению евреев, законы этого народа получены Моисеем прямо от бога. Бог обычно осуществляет власть через людей, однако в чрезвычайных ситуациях он действует и непосредственно (откровения, чудеса).

В первых рабовладельческих государствах Древнего Востока в III - VI вв. до н. э. Вопросы политики длительное время рассматривались в плане конкретной деятельности правителей, в виде советов и рекомендаций, как надлежит действовать, чтобы укрепить власть и обеспечить «процветание» страны. Так, в поучении гераклеопольского царя своему сыну(Египет, около XXII в. до н.э.) содержатся наставления быть справедливым, поступать по закону, но вместе с тем оно пронизано призывами «подавлять толпу» и «возвышать вельмож», делающих законы. В соответствии с общим для стран Древнего Востока обожествлением царя, императора, феодала политика трактуется в этих странах как выражение божественной власти.

Постепенно происходит отказ от мифологических представлений о природе власти.

В Древней Персии переход к более рациональным взглядам связан с именем Заратустры. Основным положением учения Заратустры является борьба в мире двух противоположных начал -добра и зла. Добро и свет предполагает активную деятельность, борьбу человека против зла и тьмы. В такой борьбе заключается смысл бытия. В конечном счете, говорил Заратустра, победа будет за добром, несмотря на возможность временного торжества зла. Государство, согласно Заратустре, должно быть земным воплощением небесного царства. Правитель должен защищать подданых от зла в государстве, утверждать добро. В этом случае держава будет постепенно ограничивать силу зла и расширять власть добра. Во главе отдельных сословий общества должны стоять наиболее добродетельные люди. Учение Заратустры призывает к взаимной любви, прощению и миру. Учение Заратустры нельзя назвать более или менее развитым политическим учением. Это всего лишь попытка отхода от мифологических представлений.

В Древней Персии (если верить греческому историку Геродоту) существовали более расширенные представления о разных формах государства. Геродот рассказывает о семи заговорщиках и их обсуждении будущего устройства государства. Трое персидских вельмож (Отан, Мегабиз, Дарий) высказались за демократию, олигархию и монархию. Отан, аргументируя преимущества демократии, остро критикует недостатки единодержавной монархии. Мегабиз,поддерживая Отана, отрицает народную власть как власть черни и выступает за олигархию, так как власть высшей знати может обеспечить порядок и решение государственных проблем. Дарий, разделяя взгляды Мегабиза против демократии, критикует олигархию. Он выступает за абсолютную монархию. При демократии низость проникает в жизнь, подлые люди, объединяясь и действуя заодно, устраивают заговоры. Четверо других заговорщиков поддержали Дария и выступили за единодержавную монархию.

Под сильным влиянием мифологических и религиозных представлений развивалась политическая мысль Древней Индии.

Это связано с тем, что на протяжении многих веков доминирующее положение в политической и духовной жизни этой страны занимали жрецы (брахманы). Зачатки идеологии брахманизма содержатся уже в ряде древнеиндийских памятниках II тысячелетия до н.э., именуемых Ведами («знание»). В Ведах говорится о делении общества на четыре сословия (варны), которые созданы богами из мирового тела и духа Пуруши. Первые две варны - жрецы (брахманы) и воины (кшатрии)-являлись господствующими, а две другие- купцы (вайшеи) и рабочие, крестьяне (шудры)- подчиненными. Все варны должны были следовать божественно предусмотренной для них дхарме (закону, долгу, правилу поведения). Идеология брахманизма была закреплена в Законах Ману.

Существенная роль в законах Ману отводится наказанию. Будучи сыном божественного владыки, Наказание (данда) в своем земном облике означает палку. Вот как далеко вглубь уходят традиции палочной дисциплины, трактуемой как искусство управления. С критикой брахманистской идеологии в VI -V в.в. до н.э. выступил Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой (просветленным).

* Жизнеописания Будды, составленные много позже того времени, к которому относят его деятельность, носят мифический характер. Будда родился в Древней Индии в VI -V вв. до н.э. в условиях развитого рабовладельческого общества и складывания крупных государств.

Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Человеческая жизнь - это зло и страдание, причины страдания кроются в желаниях и страстях, от которых необходимо избавиться. Путь «спасения», сводился для верующего к «добродетельной жизни», а конечная цель состояла в достижении состояния нирваны-полной отрешенности от всего земного. Будда провозглашал «спасение» доступным для всех, в то время как брахманизм делал его привилегией жрецов- брахманов. Это духовное религиозное равенство, сформулированное Буддой, критикует всю систему варн, предложенную жрецами. Но социальная программа Будды исключала какие-либо общественные преобразования и сводилась к личному «спасению», непротивлению злу, нравственному самоусовершенствованию.

В Древнем Китае существенное влияние на философскую и политическую мысль этой страны оказало учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций развивает патриархальную теорию государства. Государство трактуется как большая семья, где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданых - отношениям между старшими и младшими, в которых младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на неравенстве людей: «темные люди» (простолюдины) должны подчиняться «благородным» мужам. Конфуций выступает за аристократическую систему правления, в которой простой народ полностью устраняется от власти. Идеалом Конфуция было правительство аристократов, которых характеризовали знания и добросовестность, а не происхождение и богатство. Конфуций - сторонник ненасильственных методов правления. Обращаясь к правителям, он замечает: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если Вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благоприятного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Основная добродетель подданных состоит в послушании и почтительности ко всем «старшим». Конфуций, отвергая бунты и борьбу за власть, высоко ценит блага гражданского мира. В борьбе с концепцией аристократического правления Конфуция интересы народа наиболее последовательно отстаиваются в учении Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.).

Мо-Цзы выступал с идеями выборности правителя, социального равенства людей. Он критиковал социальную несправедливость, осуждал аристократизм и призывал к проведению реформ в пользу народа. Исходя из принципа естественного равенства всех людей, Мо-Цзы обосновал договорную теорию возникновения государства, в основе которой находится идея верховной власти народа. В древности, говорит он, не было управления, между людьми царила вражда. «Беспорядок в Поднебесной был такой же, как и среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека в Поднебесной и сделали его сыном неба». Будучи горячим сторонником народного счастья, Мо- Цзы выступал за освобождение низов общества от гнета, страданий и нищеты, он упрекает конфуцианцев за то, что они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам. Для него характерно проницательное суждение о том, что «бедность - это корень беспорядков в управлении».

Ведущим течением древнекитайской политической мысли является легизм, основанный Шан Яном. Легисты считали, что государство призвано ликвидировать распущенность народа, установить определенные эталоны в мыслях и действиях всех граждан. Они выступали за укрепление чиновнического и карательного аппарата, применение жестких норм, регламентирующих все сферы жизни и выполнение которых обеспечивается под угрозой наказания. Легисты были против накопления гражданами частной собственности. Аппарат управления был строго централизованным. Какое- либо стремление к самостоятельности, творчеству считалось преступлением. Легисты делили общество на два класса: тех, кто правит, и тех, кем управляют. Легизм способствовал утверждению деспотии. Отойдя от конфуцианского представления о государстве как великой семьи, легисты рассматривали государственное правление как постоянную войну между правителями и поддаными.

Школа даосизма была основана в VI ст. до н.э. китайским мыслителем Лао - цзы. Даосисты исходили из того, что человек -часть природы, и находит свое счастье в единстве с природой. Цивилизация является источником несчастий, потому что человек теряет покой. Государства должны быть маленькими, с малочисленным населением. Лао - цзы называют одним из первых анархистов за его осуждение целесообразности существования государства. Идея даосизма предусматривала образование мини-государств равных селам, общинам; правителям рекомендовалось как можно реже вмешиваться в природное течение жизни.

В истории политической мысли Древней Греции выделяется

три периода:

• Ранний период - (IX - V ст. до н.э.) - становление древнегреческого государства. В этот период наблюдается рационализация политических представлений, формируется философский подход к проблемам государства (Гомер, Гераклит, Пифагор, Солон, Гесиод); • II период - (V - I половина IV ст.до н.э.) - расцвет древнегреческой философской и политической мысли;

• (Демокрит, Сократ, софисты, Платон, Аристотель).

• III период - (II половина IV ст.- II ст. до н. э.) – начало падения древнегреческого государства (Эпикур, стоики, Полибий).

В Древней Греции политические идеи впервые обретают форму теорий. Эти теории отражали новый этап в развитии цивилизации, на котором общественное разделение труда и сопутствующая ему классовая структура античного общества освободила от хозяйственной деятельности определенный слой людей, позволив им заниматься исключительно умственным трудом, философствовать и создавать теории общественного устройства. Развития политических теорий настоятельно требовала организация общественной жизни античных греков - полис (город - государство с немногочисленным населением и прилегающей к нему сельской местностью). Полисная демократия делала занятия политикой не только правом, но и обязанностью всех свободных граждан. Для античных авторов была характерна нерасчлененность, целостность их мировоззрения. В рамках философских концепций изучались натурфилософия (физика, математика, астрономия, религия), а также этика, логика, социальные науки. Основные вопросы античной мысли, относящиеся к политическому устройству общества - политика, власть, государство.

Солон (638-559 гг. до н. э.) афинский реформатор, государственный деятель считал, что государство требует таких законов, которые объединяют право и силу. В результате проведенных им реформ, политические права граждан стали зависеть не от происхождения, а от размера их собственности. Солон утверждал, что беззаконие и междоусобицы - наибольшее зло, а порядок и закон -наибольшее добро для государства.

Пифагор и его последователи (Архит, Лизит, Филолай и др.) выступали за правление аристократов -интеллектуальной и моральной элиты общества. Они первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство». Справедливость, по мнению пифагорийцев, заключается в равной отдаче за равное. Наибольшим злом они считали анархию. Пифагор считал, что человек по своей природе не может обойтись без управления и надлежащего воспитания.

Пифагор писал: «Правители должны быть не только людьми знающими, но и гуманными».

Политические взгляды Гераклита можно понять только в контексте его философского мировоззрения. По его мнению, все находится в вечном движении: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклит утверждал, что люди неравноценны друг другу, неравны между собой; большинство людей не понимают смысла того, с чем сталкиваются, и за это Гераклит критикует демократию. Демократию он рассматривает как правление «неразумных», а идеальной формой правления считает аристократию, под которой понимает не родовую знать, а аристократию духа. Гераклит считал, что в основе государственного управления должна быть рассудительность, которая позволила бы с помощью законов согласовать противоречивые интересы.

Демокрит рассматривал политику как искусство, задача которого - обеспечить интересы свободных граждан полиса. Демокрит считал, что государство - общее дело всех его граждан. Идеалом Демокрита был синтез демократии с таким строем, в котором избранные народом правители были бы людьми высокого интеллекта и морали. Для того, чтобы государство было благоустроено, необходимо единомыслие и морально-социальная солидарность всех. Закон, по мнению Демокрита, принудительный способ, направленный против тех, кто из-за своей умственной и моральной неполноценности добровольно не склоняется к благопристойному поведению.

С именем Сократа связано появление моральной философии. По его мнению, законы - основа государства, без них невозможна моральная организация государственной жизни. Он выступал за единомыслие граждан, без которого невозможно управление государством. Сократ был принципиальным сторонником законности. Он выделил такие формы правления:

Царство - власть, которая базируется на воле народа и основывается на государственных законах;

Тирания - власть, которая базируется на произволе правителя, а не на законах;

Аристократия - это правление лучших граждан, которые исполняют законы;

Плутократия- власть, которая происходит от богатства;

Демократия - власть, которая происходит от воли всех.

Критикуя демократию, Сократ считает, что основной ее недостаток - некомпетентность руководящих особ, избранных случайно (путем жеребьевки), поэтому эту форму правления необходимо усовершенствовать в направлении компетентного управления. Сократ первым сформулировал концепцию договорных отношений между государством и его гражданами. Возможность политической свободы он связывал с господством мудрых и справедливых законов.

Наивысшего развития античная политическая мысль достигла в учениях Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

В произведениях Платона «Государство», «Законы» впервые сформулировано целостное учение об общественном устройстве, в центре которого - представление об идеальном государстве. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит демократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия - это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию - господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государство: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии - власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию - наихудшую форму государственного устройства. Круг замкнулся, заняв 725 лет. Выход из порочных состояний общества Платон видел в возвращении к правлению мудрых. По мнению Платона, государство возникает как необходимое образование для удовлетворения человеческих потребностей в пище, жилье, одежде и т.п. Обеспечение реализации общих интересов граждан – это главная задача государства. Частные интересы должны быть подчинены этой общей задаче.

Идеальное государство, по Платону,- это сообщество граждан, которые разделены на три сословия: просветителей-философов, воинов и трудящихся. Каждое это сословие обязано выполнять определенные общественные функции.

Власть должна принадлежать философам, потому что только они способны руководствоваться разумно понятыми общественными интересами. Чтобы оградить философов от низменных страстей Платон настаивал лишить их права собственности и упразднить индивидуальный брак и моногамную семью. Воины должны проводить в жизнь решения философов и охранять установленный их порядок. Платон тоже предлагал лишить их собственного имущества и вести общность жен, освободив их от воспитания детей, которое должно осуществляться государством. Трудящиеся должны были производить материальные блага. В теории идеального государства нет даже упоминания о рабах. Рабство для Платона как само собой разумеющаяся предпосылка деятельности свободных граждан. Справедливость заключается в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Справедливость, по мнению Платона, это когда у правителей преобладает мудрость, у воинов - мужество и сила, у трудящихся -умеренность. Идеальной формой государства Платон считал аристократию.

Известно, что Платон безуспешно пытался реализовать свой проект на практике в г.Сиракузы и убедился, что «правителя-философа» найти невозможно.

Дальнейшее развитие политическая мысль античности получила в трудах его ученика Аристотеля, который критиковал учение Платона. Основанная им в Афинах философская школа Ликей стала одним из главных центров развития науки в Древней Греции. Главное произведение Аристотеля «Политика». В нем философ объявляет человека существом не только разумным - homosapiens, но и политическим, государственным - homopolikus и делает вывод, что политика - это, прежде всего, сфера государственных отношений, а человек по своей природе -гражданин. Тот, кто живет вне государства, «является либо животным, либо божеством».

Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления Аристотель рассматривал как естественные, существующие от природы. Государство, по Аристотелю, возникает из-за природного влечения людей к общению. Первым видом общения является семья, из нескольких семей возникает селение, а объединение нескольких селений образует государство - высшую форму человеческого общения. Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. Не разделяя мнения Платона об идеальном государстве, Аристотель анализирует опыт 158 греческих полисов и разрабатывает свою классификацию государственного правления. В основе этой классификации лежат два критерия:

1. количество правящих - один, немногие, большинство;

2. цель правления - служение верховной власти общему благу - это правильное государство; личная выгода правителей -неправильное государство. Наложение этих критериев дает монархию, аристократию, политию - правильные государства; тирания, олигархия, демократия составляют цепочку неправильных государств.

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией - правление большинства в интересах общей пользы. Она соединяет в себе лучшие качества олигархии и демократии. Полития предполагает объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы. Здесь содержится предпосылка политической концепции солидарности, отрицающей борьбу в обществе. Полития - «средняя» форма государства и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс, в нравах -умеренность. Аристотель выделял такие классы древнегреческого общества: хлеборобы, ремесленники, торговцы, наемные работники, зажиточные люди, военные, судья, руководящие лица; самым полезным классом считал хлеборобов. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое единое целое, но он критикует Платона за попытку «сделать государство чрезмерно единым». Предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, приводит к уничтожению государства. Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности и семьи. Частная собственность, говорит Аристотель, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе.

В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек - часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин -это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство - это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, т.к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Политическое правление, по Аристотелю, - правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам, закон же представляет собой «уравновешенный разум».

Основателем стоицизма был древнегреческий мыслитель Зенон. Стоики считали, что в основе гражданского сожительства лежит природное влечение друг к другу. Государство - это не договорное образование, а природное объединение. Рабство, по мнению стоиков, не имеет оправдания, потому что противоречит всеобщему мировому сообществу людей. Зенон отстаивал мысль, что в идеальном обществе не должно быть социального неравенства, везде должны существовать одинаковые порядки. Наилучшим государственным строем является «объединение демократии, царской власти и аристократии».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции политологии | Римское право и политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.