Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические идеи Средневековья




 

Крушение античности открыло новую главу в развитии политических. На долгие века устанавливается господство богословского, теологического мировоззрения, в рамках которого разрабатываются политико-правовые проблемы. Догматы церкви становятся политическими аксиомами, при этом столь важные для античной мысли проблемы государства и права утрачивают для христианских теологов актуальность, ибо устами своих крупнейших представителей {Августин (354-430), Фома Аквинский (1225-1274)) провозглашается Божественный характер происхождения государственной власти. Главной проблемой политической идеологии Средневековья стал вопрос о соотношении церкви и государства, в котором отражалась борьба за верховенство между светской властью и высшим духовенством.

Одним из наиболее значимых мыслителей раннего Средневековья является Аврелий Августин. Основная черта его воззрений - обоснование и оправдание неравенства в обществе. Такое положение, по Августину, предопределено Богом. В главном его труде «О граде Божьем» всемирная история представлена как противоборство двух противоположных «градов»: «града Божьего» (праведники) и «града земного» (государства, «великая разбойничья организация», в которой борются за материальные блага и притесняют праведников). Члены «града Божьего» духовно едины, исповедуют религиозные ценности и в конечном итоге, по Августину, ход истории по Божьей воле приведет к победе «Божьего государства над светским».

Таким образом, Августин противопоставляет реальное государство идеальному, но, несмотря на это, он признает роль реального государства в удовлетворении человеческих потребностей и поддержании порядка, однако, подчеркивая временный характер государственной власти, Августин проводит идею «Богу Богово, а кесарю кесарево» и утверждает принцип раздельного и независимого существования двух властей в государстве - духовной и светской. Государство могло бы стать частью «града Божьего», но лишь в случае его подчинения церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством. Августин считает, что папа Римский имеет вселенские права на власть, право назначать и смещать государей.

Теократические концепции государства Августина были развиты и конкретизированы в трудах Фомы Аквинского через семь веков. На основе учения Аристотеля Аквинский разработал христианскую теорию государства. Государство необходимо; во главе стоит светская власть, но она вторична, т.к. все виды власти на земле от Бога. Главное задание государственной власти является содействие государственному процветанию, сохранению мира и справедливости в обществе. Основное предназначение государства - вести сообщество людей к начертанной Богом цели - «спасению души». Народ имеет право свергнуть власть несправедливого и жестокого монарха, если он посягает на права церкви. Повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Фома Аквинский был сторонником монархии. Он различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней, т.к. в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

Итальянский мыслитель, политический деятель Марсилий Падуанский сформулировал свою теорию в работе «Защитник мира» (1324). Он отвергает претензии Папы на власть, т.к. это противоречит Святому Писанию, согласно которому власть духовная должна быть отделена от светской. Ответственность за все беды и несчастья в мире Падуанский возлагает на церковь; все неприятности прекратятся, если церковники будут заниматься только духовной жизнью людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. Падуанский утверждает, что источником любой власти (духовной или светской) является народ. Но не весь народ, а только его «лучшая» часть. Все общество мыслитель делит на высшую категорию (военные, священники, чиновники), которые заботятся об общем благе, и низшую категорию (торговцы, земледельцы, ремесленники), которые беспокоятся только о своих личных интересах. Падуанский четко разделяет законодательную и исполнительную власти. Мыслитель выступает за выборность монарха и представителей государственной власти. Государство -светский институт, который развивается согласно собственным законам. Государство зародилось в семье. С появлением государства Падуанский связывает возникновение политической власти. Государство, считает Падуанский, совершенно, когда оно имеет хорошие законы и обеспечивает достижение «гражданского счастья».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.