КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По функциям органов власть государства делится на законодательную, исполнительную и судебную
Политическая власть выполняет определенные функции: Господство – подчинение одних групп, классов другим; Действительное господство начинается тогда, когда класс, овладев государственным механизмом, «становится также политически господствующим классом…» Маркс Господство класса начинается тогда, когда в его руках сосредоточены и экономические, и политические, и идеологические механизмы. Экономическое господство проявляется в контроле над средствами, процессом и продуктом труда. Политическое господство заключается в государственных гарантиях экономического контроля над средствами, процессами и результатами труда. Идеологическое господство проявляется в обосновании экономического контроля.
Руководство – способность осуществлять господствующую волю, политику государства, партии, класса путем влияния разными методами на управляемые сферы, объекты, коллективы, организации, на отдельных людей. Управление - проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений; Контроль – обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства, несмотря на неэффективность экономической и социальной политики.
Понятия «политическая» и «государственная» власть не тождественны и их следует различать. Государственная власть – это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Она имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательного насилия. Это – самая полная, самая развитая, высшая форма политической власти. Политическая власть (князья, вече, суды, советы старейшин) существовала уже в условиях первобытнообщинного строя (во всяком случае, на его последнем этапе), но обособленного аппарата осуществления власти еще не было. А значит, не было и государства. Возникновение государства было обусловлено появлением частной собственности, такого усложнения общественных, классовых отношений, что удержание политической власти, а также экономических привилегий требовало создания специального аппарата принуждения. Государственная власть имеет свою внутреннюю структуру. Обычно ее составляют органы, выполняющие законодательные, исполнительные и судебные функции. Мировая политическая теория и практика отработала систему, согласно которой эти органы должны быть разделены и независимы друг от друга. В таком случае невозможно монополизировать, узурпировать власть ни каким-либо органом, ни какой - либо одной партией, ни личностью. Наиважнейшими чертами государственной власти являются: -публичный характер; -монополия на наличие специального аппарата принуждения, способов организованного и законодательно-институированного насилия. -наличие определенного территориального пространства; -монополия на правовое, юридическое закрепление власти; -обязательность властных распоряжений для всего населения.
В наше непростое время часто можно услышать призывы к твердой, сильной власти. Что такое – сильная власть? Это власть, которая имеет возможность действовать эффективно. В свою очередь, эффективность власти можно определить 4 факторами: 1. адекватное отражение в своей деятельности интересов тех социальных групп, на которые власть опирается, существенно не ущемляя при этом насущных интересов других общественных групп; 2. оптимальная институциональная структура системы власти. 3. оптимизация процесса принятия и проведения в жизнь политических решений; 4. уровень политической и правовой культуры населения. Отсутствие этих условий приводит к кризису власти, ее вакууму, а значит, к массовому недовольству, стихийным его проявлениям, а нередко и к краху системы власти и замены ее другой. Эффективность политической власти, а, значит, и стабильность общества зависят от многих факторов, в том числе и от отношений народа и власти, личности и государства. Совершенствование всей пирамиды власти – от ее высших эшелонов до уровня местного самоуправления – важное условие продвижения общества путем прогресса.
Долгое время в политическом лексиконе понятие «власть» отождествлялось с терминами «воля», «принуждение», «насилие». Именно насилие как способ осуществления власти путем принуждения рассматривалось как главный инструмент политики. Но насилие и физическая сила – это лишь частичные основы политической власти. «Штыки, государь, - говорил Наполеону его министр Талейран, - годятся для всего, но сидеть на них невозможно». Разумеется, было бы целиком нереально исключать насилие из арсенала политических средств. Однако в той же мере нереалистично принимать насилие и голое принуждение за единственно эффективный способ политической жизни. Не следует забывать, что сила – достаточно грубый способ и примитивный инструмент политики, особенно в современном обществе, где наряду с принуждением, широко распространенным методом властвования, выступает убеждение и стимулирование (т.е. создание стимулов).
Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью (от лат. - законный). Это понятие возникло в начале XIX в. во Франции. Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Легитимность, или соглашение с законом, правильность, законность, призвана сформировать авторитет, доверие к правительству, найти убедительную аргументацию для оправдания таких непопулярных в народе действий, как принуждение, насилие, если эти методы и действия не достигаются на основе взаимопонимания и согласия. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Однако легитимность вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, уголовники, анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы, несогласное меньшинство. Нередко для придания легитимного характера власти она должна опираться на закон и действовать в соответствии с нормами права и Конституцией. «Доверие к власти не является бессрочным, оно дается в кредит, если кредит не оплачивается, власть становится банкротом». (Л.Гозман, А.Эткинд) Легитимация власти сочетается с противоположным ей процессом делегитимация – утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Разочарование в идеалах, в целях, в методах их достижения, в людях, которые представляют власть и политику, - неотъемлемая часть политического процесса. Власть утрачивает легитимность, если оказывается не в состоянии выполнить свои программные обещания, если населению приходится платить слишком высокую цену за намеченный идеал, если цель как горизонт оказывается недостижимой. Легитимность власти поэтому нуждается в постоянном подтверждении. Власть, пренебрегающая требованиями легитимности, недолговечна. Такое пренебрежение характерно для деспотической, тиранической власти, в которой легитимность поддерживается методами насилия. На чем, однако, держится убежденность людей в правомочности власти? В истории немало случаев, когда подданные безоговорочно доверяли кровавым, безрассудно жестоким диктатурам и отказывали в доверии разумным и рациональным политикам. Что является внутренним основанием для оправдания господства? Обратимся к одному из известнейших социологов XX в. – М.Веберу. В принципе, отмечал М.Вебер, существует три вида внутренних оправданий, т.е. основ легитимности: 1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. Традиционная легитимность отличается прочностью. 2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется, создается культ его личности. (Жрецы Амона в Ливии провозгласили Александра Македонского воплощением Бога Амона). Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя. И в наши дни и официальная пропаганда, и народная молва склонны приписывать политическим лидерам качества на основе желаний и представлений, преобладающих у большей части народа. 3. Рационально- правовая легитимация. Она основывается на уважении к рационально принятым правилам формирования власти. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность власти не ограничивается ее тремя типами. Существуют и другие способы легитимации. Одна из них – идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.. В второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации власти, нередко устанавливая этнократические режимы – этнократии, характеризующиеся допуском к власти лишь представителей одной, титульной нации политической дискриминацией других этнических групп. Такого рода государства сформировались в ряде республик бывшего СССР, например в Латвии. Идеологическая легитимация основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальна для большинства посткоммунистических стран. Различного рода махинации правящих элит в борьбе за власть, многочисленные злоупотребления властью, массовая коррумпированность политиков и чиновников, неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывают доверие населения к рационально-правовым способам легитимации. Кризисы легитимности и эффективности власти прямо связаны с низким нравственным уровнем власть имущих, разительным отрывом политики от морали.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |