Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус

Вопросы.правовой статус президента РФ, порядок выборов и прекращения полномочий президента РФ

Вопрос. Государственные органы: понятие, признаки, классификация.

Вопрос. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Вопрос. Понятие юридической ответственности(ЮО).ее основание, виды.

Вопрос. Законность и правопорядок.их значение в современном мире.

Вопрос. Международное право, как особая система права.

Вопрос. Правовые системы современности

Вопрос. Источники права: понятие и виды. Источники права в РФ. Законы и подзаконные акты. Конституция РФ – основной закон государства.

Вопрос. Система Российского права. Отрасли, институты права

Вопрос. Нормы права: понятие, признаки, структура. Виды правовых норм

Вопрос.Понятие права и его признаки. Право в системе социальных норм. Соотношение государства и права

Вопрос. Понятие и признаки правового государства.

Вопрос Понятие государства: признаки, функции, формы.

Государство возникло на определенной ступени развития общества. В своем становлении и развития прошло долгий и сложный путь. Проявились признаки, которые способствовали к становлению государства. НА первых стадиях развития общества,, государство выступает как неразвитое политическое образование. Для него характерно то, что власть опирается, прежде всего, на принуждение. В условии демократии государство получает развитие в соответствии с требованиями цивилизации. Оно становится целостной организацией власти, которая обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов. Государство реализует свое главное предназначение – народовластие, экономическую свободу автономной личности. В политико-юридической литературе существует множество понятий государство. Но наиболее распространенным является следующее.Государство –политико –территориальное организация публичной власти, обладающая суверенитетом, располагающее специальным аппаратом управления и принуждения защиты прав и свобод граждан и способное создавать нормы права.

Его характеризуют следующие признаки, отличающие его как от государственных так и негосударственных организаций: 1) наличие публичной власти, то есть государственная власть выделена из общества и не совпадает с населением страны. Государство обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия ибо публичная власть это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения. 2)система налогов, податей, займов, которые выступают основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенных политических. 3)территориальное деление населения. Государство обьединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. 4) правовое государство не может существовать без права, так как право юридически оформляет ее законной и определяет юридические рамки и формы осуществляющие функции государства. 5) монополия на право творчества. Только государству принадлежит право издавать законы и подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычая, трансформирует их в юридические правила поведения. 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения. У государства есть возможность лишить граждан высших ценностей каковыми являются жизнь и свобода. 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (подданство, гражданство). 8. Обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики. (государственная собственность, бюджет, валюта) 9. Суверенитет, то есть, независимость при проведении внутренней и внешней политики(присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). 10) наличие государственных символов (герб, флаг, гимн). Призваны обозначить носителей государственной власти, принадлежность чего либо к государству. 11) основные функции государства – это основные направления его деятельности, которые реализуются в социальном назначении государства. Основное формы государства принято делить на внутренние и внешние. Внутренние функции осуществляются внутри страны, тогда как внешние определяются основными направлениями деятельности государства во взаимоотношении с другими государствами. В числе внутренних функций государства можно выделить 5 функций: экономическая, политическая, идеологическая, социальная, функция охраны прав и свобод граждан. Экономические функции государства выражаются в его активном регулировании и развитии экономических отношений в обществе. Кроме того это закрепление и охрана частной и иных форм собственности на орудие и средства производства на произведенные нематериальные и духовные блага, планирование и управление производства материальных благ, установление налогов, таможенных пошлин. Политическая форма государства сводится к обеспечению государственной и общественной безопасности страны, ведению активной борьбы с терроризмом, коррупцией, хищениями, и иными преступлениями, подавлению попыток отдельных слоев общностей свергнуть существующее государство вооруженным или иным путем. Установление порядка в пределах деятельности политических партий и общественных организаций местного самоуправления.

Идеологическая форма государства –понимается как его деятельность по политическому и правовому воспитанию населения. Государство ведет активную борьбу с враждебными ему идеологиями.

Социальная форма государства состоит прежде всего в материальной поддержке всех граждан, не имеющих средств к существованию. Предоставление бесплатного образования, медицинского обслуживания, выплаты пособий по безработице, песни по старости, инвалидности, в случае потери кормильца. Важной чертой социальной формы государства является его деятельность по охране труда, обеспечению экологической безопасности населения.

Охрана прав и свобод граждан в числе основных мер по охране прав и свобод граждан можно назвать осуществляемый государством контроль за соответствием законов, иных норм- правовых актов конституции Российской Федерации. Активная борьба с преступностью, обеспечение безопасности населения, создание демократического порядка, рассмотрение жалоб и заявлений граждан и другие меры. К внешним функциям относят следующие факторы: поддержание мира и мирного сосуществования, обеспечение делового партнерства, защита государственного строя от вооруженных посягательств извне со стороны других государств. Современная политика России выдвигает и осуществляет следующие внешние функции: интеграция России в мировую экономику, поддержание мирового порядка, формирования внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных активов. Функция совместного решения с другими государствами глобальных энергетических, демографических и иных проблем современности.

 

Форма государства

Форма государства - это совокупность его внешних признаков. Они указывают на то, как организована власть в государстве и какими методами она осуществляется.

Она характеризует 3 элемента:

-форма правление

-форма государственного устройства

-политический режим

 

Форма правления- организация высших органов власти в государстве.

Все государства по этому признаку делятся на монархии и республики

Монархия- форма правления, когда верховная власть в государстве полностью или частично находится в руках монарха, т.е. лица, которое занимает престол по наследству или путем выборов.

Монархии:

- абсолютная

-ограниченная

- дуалистическая

Абсолютная монархия - государство, в котором власть монарха не ограничивается никакими другими органами государства. Была наиболее распространенной формой феодального государства, но сохранилось и в наше время (Саудовская Аравия)

Ограниченная монархия (Англия,Швеция) – полномочия монархов ограничиваются каким-либо другим органом государства (парламент, правительство)

Дуалистическая монархия (Германия конец 19- начало 20в). Действуют 2 независимые власти: исполнительная и законодательная. Исполнительная власть - за монархом. Он обладает правом формировать правительство и иные органы исполнительной власти, может налагать вето на законы и распускать его. Законодательная власть – у парламента, состоит из выбранных народом представителей и выражает интересы буржуазии и других слоев населения. В современном мире встречаются редко: Марокко, Иордания.

Республика- форма правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок.

Республики:

-президентская

-парламентская

Президентская республика - во главе государства находится президент, избираемый всенародно, обладает широкими полномочиями. Он глава государства (США, Мексика, Бразилия)

Парламентская республика – глава государства- выборное должностное лицо, имеющее очень незначительные полномочия. Его роль в формировании правительства. Правительство несет ответственность перед парламентом, который может распустить правительство. (Австралия, Италия, Германия)

 

Существует смешанная республиканская форма правления. В ней присутствуют элементы парламентской и президентской республик (Франция, РФ)

 

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это его национально – территориальная организация или соотношение между государством в целом и его территориальными единицами.

Все государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарное – простое единое государство. Оно делится на административно – территориальные единицы, которые могут называться по-разному (область, округ). Существует 1 парламент, 1 правительство, 1 президент. Это мононациональное государство (Италия, Франция, Япония, Болгария)

Федеративное – сложное союзное государство. Возникает в результате объединения ряда государств, после объединения эти государства становятся членами, субъектами федерации. Могут называться по-разному (штаты, земли),иметь собственное административно-территориальное деление. Существуют 2 системы органов власти: на фед. уровне –президент, парламент, правительство, тоже и на уровне субъектов. В мире существует более 20 федераций. Отношения между федерацией и субъектами не всегда отлажены (США, РФ, Бразилия, Германия, Индия)

 

Кроме федераций существуют конфедерация- союз государств, которые сохраняя свой суверенитет, независимость объединяются для достижения каких –либо целей. Нет единой территории, гражданства.

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза. В предметы ведения федерации входит круг вопросов: войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникации, разрешение споров между членами конфедерации.

В конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, предусмотренных законом о создании (нет судебных органов, ограничен круг органов исполнительной власти). Постоянно действующие органы лишены властных полномочий.

Примеры (Швейцария до 1848г, ЕС,СНГ и др)

Политический режим

Политический режим определяет методы, способы, приемы, с помощью которых осуществляется государственная власть.

(Демократический

в государстве граждане пользуются общепризнанными правами и свободами, а государство их не только признает, но и защищает. В таком государстве конституционна закреплено идеологическое и политическое многообразие (ст 13). Разрешена деятельность оппозиционных политических партий, т.е. тех, которые не одобряют деятельность правительства, властей, всячески стремятся изменить политику правительства, но законными средствами, путем участия в выборах депутатов в высшие и местные органы власти. Победившие на демократических выборах политические партии имеют право формировать правительство и тем самым проводить свою политику. (США, Великобритания - 2 партии)

Демократия,как политический режим, характеризуется таким взаимоотношением государства с населением, при котором населению предоставляется право:

- избирать представительные органы власти парламент РФ, органы местного самоуправления и президента страны;

-участвовать в референдумах (население участвует в законотворческом процессе и само в ходе тайного голосования решает вопрос о принятии закона. Закон считается принятым, если за него проголосуют большинство взрослого населения страны, принявшего участие в референдуме);

-выражать свою политическую волю, свободу слова путём беспрепятственного участия в митингах, шествиях, демонстрациях;

-вступить в разного рода общественные объединения и политические партии;

-защищать предоставленные конституцией и законами права от любых посягательств, в том числе и незаконных решений органов государства, должностных лиц путем обращения в судебные или иные компетентные органы

Антидемократический режим

Органы государства не соблюдают демократические принципы и нормы, постоянно или часто нарушая их. Не соблюдаются, грубо нарушаются права и свободы граждан, подавляется оппозиция, иногда устраняются такие институты власти как парламент.

Выделяют фашистский и тоталитарный.

Фашистский (авторитарный) характеризуется тем, что подавляется всякая оппозиция. население отстраняется от процесса формирования законодательных, представительных органов либо принимают в этом формальное участие, не имея возможности выбора кандидатур, предлагаемых органами государства (фашистская Германия, Италия 33-55, Ирак)

Тоталитарный определяется как правление одной партии жестким подавлением прав и свобод, а нередко их массовым нарушением, отсутствием возможности избирать альтернативных депутатов на выборах (СССР при Сталине).

 

 

Согласно статье 1 Конституции, РФ представляет собой демократическое правовое государство, ориентируется на всемирное развитие и укрепление прав и свобод граждан, устранение любого произвола, насилия над личностью.

О правовом государстве в РФ заговорили примерно в 1988 году, когда были опубликованы тезисы 19 партийной конференции. В одном из них была сформулирована задача создать в СССР правовое государство, а до этого периода о правовом государстве знали лишь ученые-правоведы. На Западе это понятие было известно широкой общественности очень давно. Идеи правового государства своими корнями уходят в античное общество. Платон, Аристотель, Демокрит и др. высказывали не мало ценных мыслей о правовом государстве.

В основе современного понимания правового государства лежат идеи Канта, Гегеля и др. (18-19в). Вклад в разработку понятия внесли ученые 18-20 вв.

Критикуя феодальное государство, свой идеал мыслители прошлого видели в правовом государстве. В его основе должна лежать свобода личности с её неотъемлемыми правами. Взаимодействие личности и государства основывается на праве и верховенстве закона.

Государственный аппарат устроен так, что никакой орган государства не может присвоить всю государственную власть в ущерб правам человека и другим ветвям власти. Государство и личность будут совсем по-другому стоить свои отношения. Государство будет видеть смысл существования в том, чтобы обеспечивать права и свободы человека.

Правовое государство- демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно провозглашаются принципы разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.

Признаки правового государства:

1) господство права

все находящиеся на территории государства подчиняются праву (граждане этого государства, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица, органы гос. власти)

2) верховенство закона

а) законы как акты высшей юридической силы содержат исходные первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, граждан.

б) действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы государства призваны обеспечить действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всяческих препятствий на пути реализации. Государственные органы могут делать лишь то, что им разрешено законом

в) нормативно-правовые акты не могут противоречить закону. В случае противоречия, действует закон как акт высшей юридической силы.

3) разделение властей.

характерно разделение на законодательную, исполнительную и судебную

4) независимость суда

важен независимый суд, способный охранять права и свободы граждан от произвола гос.органов и должностных лиц. Не допускается вмешательство в деятельность суда.

5) соблюдение прав и свобод гражданина

они даны от рождения, неотчуждаемы. В правовом гос-ве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные конституцией. Характерная черта правового гос-ва - поведение принципа равноправия граждан независимо от пола, языка, расы.

6) эффективная работа правоохранительных органов

если нарушены права, свобода человека, то ему на помощь должны придти правоохранительные органы

7) высокий уровень правовой культуры

ее важный показатель - уровни правосознания в обществе.

Правосознание- совокупность правовых взглядов, в которых выражено отношение к праву, степень осознания необходимости выполнения требований закона.

Правовая культура проявляется в знании действующего законодательства, уважение к праву, соблюдение правовых норм.

8) развитие и совершенствование демократии

правовое государство будучи демократическим по своей сути предоставляет самые широкие права всем гражданам на участие в управлении государством как прямо так и через представителей, в том числе право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдумах.

ПРАВОВОЕ ГОС-ВО - демократическое гос-во, в котором обеспечиваются господство права и верховенство закона, разделение властей, независимость суда, соблюдение прав и свобод человека, эффективная работа правоохранительных органов, достигнут высокий уровень правовой культуры.

Государство и гражданское общество

Общество и государство, как орган управления его делами, не являются тождественными явлениями. Между ними существуют сложные и противоречивые связи взаимоотношений. Их суть сводится к тому, чтобы общество могло существовать на подлинно демократической основе, а государство не превышало полномочий и без законных оснований не вмешивалось в дела общества.

Гражданское общество – все то, характеризует человеческое бытие за минусом государства, его органов, его деятельности.

Это: семьи, нации, иные социальные группы

Соответственно и гражданское общество понимается как система общественных отношений на уровне семьи, классов, нации, иных соц групп

3 большие сферы деятельности гр. общества:

-экономика

-соц-культурная сфера

-политика

Государство также активно вторгается в сферу экономики, культуры и политики. Важно, что бы его вмешательство в дела общества было минимальным и разумным.

В целях правильного взаимодействия общества и государства создается общественное объединение. Его цель объединить людей и в случае необходимости достойно противостоять попыткам государства нарушить права, свободы личности, общества. Одновременно в гражданском обществе созданы и действуют политические партии – принимают участие в жизни государства.

 

Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, норм. Право рассматривается в 2-х аспектах: как объективное право и как субъективное. Объективное право - это совокупность общеобязательных правовых норм, установленных государством и содержащихся в законах и подзаконных актах.

Субъективное право-право, принадлежащее конкретным физическим или юридическим лицам.

Право тесно связано с государством. Оно не может существовать без государства, тк именно государство порождает право и обеспечивает реализацию правовых норм. Государство также не может существовать без права,тк право закрепляет всю полноту гос. власти, обеспечивает исполнение законов и подзаконных актов.

Функции права:

1. регулятивная

обеспечивает регулирование общественных отношений, закрепляет права и обязанности субъектов права, ответственность.

2. охранительная

определение мер и порядка возложения юр. ответственности

Признаки права:

1. общеобязательность

нормы права, т.е. правила поведения, сформулированные в законах и подзаконных актах, обязательны для всего населения государства. Запреты, содержащиеся в уголовном кодексе, обязательны для всех людей независимо от пола, расы, национальности.

2. выражение норм права в законах и иных источниках

нормы права представляют собой четко выраженные правила поведения. Только государство может издавать правовые акты. Они могут быть в форме законов, указов и др.

3. обеспеченность исполнения принудительной силой государства

если нормы права не соблюдаются добровольно, государство обеспечивает их соблюдение, те применяет необходимые меры в случае неисполнения нормы права. В зависимости от вида правонарушения могут быть применены следующие виды ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.

4. многократность применения

правовые нормы обладают неисчерпаемостью, те закон будет действовать до тех пор, пока он не отменен

5. нормативность

нормы содержат определенные правила поведения

6. справедливость содержания юридических норм

в нормах права выражена воля государства, адресованная для конкретных субъектов права

Право- совокупность норм, которые закрепляют правила поведения людей и их коллективов. В этом заключается его главное предназначение.

Право в системе соц норм

В обществе 2 нормы:

-технические

регулируют отношения людей к природе, технике, орудиям и средствам производства. если не выполняются технические нормы, это приводит к различным авариям, катастрофам.

-социальные

отношения между людьми (нац. обычаи, религиозные нормы, нормы морали и права)

Не смотря на то, что нормы права входят в группу соц норм, они отличаются от них.

Нормы права отличаются от соц норм:

1) нормы права установлены государством, а нормы морали формируются в самом обществе, помимо государства

2) в случае неисполнения норм права соблюдение обеспечивается мерами гос. принуждения, а норм морали- силой общественного мнения.

3) нормы морали регулируют более широкий круг общественных отношений

4) в праве критерий оценки поведения «правомерно и неправомерно», а в морали- «честно,нечестно».

 

Норма с лат –правило, образец

Норма права – обязательное правило поведения людей и их коллективов, закрепленное в законах, правовых актах, и определяет права и обязанности субъектов права.

Право состоит из отдельных норм – правил поведения. В совокупности они образуют правовую систему государства. Нормы права характеризуются следующими признаками:

- норма права устанавливается только государством и содержится в официальных юридических актах (законах, указах)

- норма права содержит правила поведения, адресованные как реальным так и возможным участникам правоотношений

В случае неисполнения нормы права она обеспечивается мерами юр.ответственности: уголовной, административной и др.

Структура нормы права.

Правовая норма состоит из 3 элементов:

1) гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на условие, при котором данная норма вступает в действие

2) диспозиция – само правило поведения

например, ст 63 Семейного кодекса РФ устанавливает, что родители обязаны заботиться о здоровье детей, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии детей

3) санкция – взыскание, которое определяется конкретной мерой ответственности за нарушение правил поведения.

По характеру имеющихся предписаний правовые нормы делят на:

§ управомачивающие – нормы разрешения, которые закрепляют определенные права граждан.

§ обязывающие – нормы, которые содержат обязанности.

§ запрещающие – нормы, которые содержат определенные запреты.

Нормы права можно классифицировать на:

* императивные – нормы повелительные, строгообязательные

* диспозитивные (альтернативные) предоставляет право выбора поведения в конкретных случаях (при заключении договора)

 

Правовая система государства:

1. отрасли права

а)предмет правового регулирования;

б)метод правового регулирования;

2. институты права

3. норма права

 

право регулирует общественные отношения. (трудовые, семейные, земельные, имущественные и др)

Определить тот или иной вид общественных отношений можно с помощью норм права, которые образуют предмет правового регулирования.

Дополнительным основанием деление права на отрасли является метод правового регулирования. Это способы, приемы, средства воздействия на общественные отношения.

В теории права выделяют 2 метода правового регулирования:

- административно-правовой (императивный)

характеризуется принципом власти и подчинения, те одна сторона наделяется гос-властными полномочиями, имеющие право давать обязательные для исполнения указания, а другая сторона –физ или юр лицо обязана подчиняться этим предписаниям

- гражданско-правовой (диспозитивный) – отношения у сторон возникают на основании договора (стороны равны). Договор заключается сторонами свободно с определением прав и обязанностей сторонами. Споры между сторонами рассматриваются в суде.

Таким образом, право подразделяется на отрасли по предмету и методу правового регулирования.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

В РФ выделяют следующие отрасли права:

Конституционное базовые отрасли права отрасли мат. права,

Административное т.е. устанавливают

Гражданское права и обязанности,

Уголовное ответственность

Экологическое участников

Земельное определенного

Аграрное вида правоотношений

Трудовое

Право соц. обеспечения

Финансовое право

гражданско-процессуальное отрасли процессуального права,

уголовно-процессуальное те устанавливает порядок, процедуру

арбитражно-процессуальное рассмотрения дел, конфликтов

 

 

Отрасли права подразделяются на институты права (группа норм права, регулирующая определенные общественные отношения)

Право делится на:

-публичное – выражает публичные интересы государства, опред. гос. образований и др групп (конституционное, административное, военное, уголовное и др)

-частное выражает интересы конкретных лиц (трудовое, семейное, предпринимательское и др)

 

Источники права – внешние формы выражения правотворческой деятельности государства (совокупность нормативно-правовых актов в государстве, т.е.законов и подзаконных актов)

Источники права:

1) правовой обычай

2) судебный прецедент

3) нормативно-правовой акт

1)Правовой обычай – правило поведения, которое сложилось вследствие его фактического применения в течение длительного времени, и которое признается государством в качестве общеобязательного правила поведения.

Обычай был основным регулятором общ.отношений на ранних этапах развития чел. общества. Постепенно обычай вытесняется и заменяется нормативным актом. В настоящее время роль обычая не велика. (примеры: закон XII таблиц, Салическая правда.)

Правовой обычай используется и в ряде современных правовых систем (традиц., религ). В российской правовой системе роль правового обычая незначительна.(ст 5 ГК РФ: отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота)

 

2)судебный прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, когда он может стать правилом для разрешения новых дел в будущем.

Судебный прецедент распространен преимущественно в странах общ. правовой системе (США, Канада, Австралия, Нов.Зеландия, Великобритания). Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда. В РФ судебный прецедент не применяется. Использование прецедента на практике запутывает систему правовых норм, не дает возможности их систематизировать.

 

3)нормативно-правовой акт - правовой акт, принятый компетентным на то органом и содержащий правовые нормы.

НПА направлен на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, Законы, Подзаконные акты)

Нормативный акт – один из основных наиболее распространенны форм современного континентального права. (Германия, Франция, Италия, Россия и др)

Нормативные акты являются официальным документом, носителем юр значимой информации. Он может быть издан оперативно, изменен в любой части, что позволяет относительно быстро реагировать на соц.процессы.

Нормативные акты систематизированы в кодексы, что позволяет легко осуществить поиск определенного документа. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что позволяет проводить единую политику. Нормативные акты охраняются и поддерживаются государством.

 

Источники права в РФ

1) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

2) законы

3) подзаконные акты

4) нормативные договоры

 

1)руководящие начала, фундаментального положения международного права, признанные всеми субъектами международного права, отступать от которых нельзя.

Международный договор – определенно выраженное соглашение между 2 или несколькими субъектами международного права относительно установления, изменения и прекращения их прав и обязанностей.

РФ заключила несколько тысяч международных договоров по самым различным вопросам: политич, эконом, спец.

В 1995 г. принят федеральный закон о международных договорах РФ.

Положение международных договоров в РФ имеют преимущества перед законами России, о чем сказано в п.4 ст.15 Конституции РФ.

2) Законы – правовой акт юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными, представительными органами власти или референдумом и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

-обладает высшей юр силой

-принимаются высшими законодательными или представительными органами власти или референдумом

-регулирует наиболее важные общественные отношения

Законы могут квалифицировать по различным основаниям:

1)по юр силе:

-Конституция РФ – основной закон государства

-Федеральные Конституционные Законы (ФЗК)

-Федеральные Законы (ФЗ)

- законы субъектов РФ

 

-Конституция РФ – основной закон государства, основополагающий учредительный, политико- правовой акт, закрепляющий правовой строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления и гос. устройство, учреждающий фед. органы гос. власти.

принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме.

Она имеет прямое действие на всей территории, обладает высшей юр силой, все законы и подзаконные акты не могут противоречить Конституции РФ.

Граждане и юр лица обязаны ее соблюдать. Она является юр базой для всего действующего законодательства. Республики в составе РФ имеют свои конституции, положения, которые не должны расходиться с Конституцией РФ.

-ФЗК (2/3дума, ¾ члена сов федерации. президент подписывает в теч 14 дней) принимаются по вопросам предусмотренными и связанными с Конст.РФ. (ФЗК об арбитраж. судах, о конституционном суде, о референдуме и тд)

- ФК(принимаются большинством голосов думы) - акты текущего законодательства, посвященные различным вопросам общественной жизни

фед.закон об акционерных обществах, ГК, Семейный кодекс и др

- законы субъектов РФ

принимаются законод представ органами субъекта

Они обязательны к исполнению на территории соответствующего субъекта, не должны противоречить Конст РФ, ФКЗ, ФЗ.

 

2) по признаку федеративного устройства:

-федеральные (действуют на всей территории РФ)

-субъектов федерации (действуют на определенной территории региона)

 

3) по кругу лиц

- общего действия (Конст РФ)

- специального действия (гражд. кодекс, сем. кодекс)

 

Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Виды подзаконных актов:

1.указы и распоряжения президента РФ
2.постановления и распоряжения правительства РФ

3.нормат. акты министерств и иных фед органов исполнительной власти

4.нормативные акты органов гос власти субъектов РФ

5.нормативные акты органов местного самоуправления

6.локальные нормативные акты

 

1. акт признается главой государства

Указы обязательны для исполнения на всей территории РФ. не должны противоречить конституции РФ и ФЗ, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных ст 90 Конст РФ

Сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Публикуются в специальных изданиях.

Конституционность главы государства может быть проверена Конституционным судом РФ.

Указы президента издаются по основным направлениям внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа президента РФ конституции и законам РФ на основании заключения Конституционного суда, указ утрачивает силу.

 

2.Особенностью актов правительства является то, что они могут быть приняты на основании законов РФ. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Подписывается председателем правительства.

 

3.Министерства и ведомства могут издавать приказы, инструкции, положения, уставы, наставления, содержащие нормы права в случаях пределов, предусмотренных законами РФ и постановления правительства РФ. Издание любого акта должно быть основано на указании вышестоящих органов. Они издаются для реализации функций гос. управления в различных сферах общественной жизни (науки, культуры, здравоохранения). Нормативные акты затрагивают права и свободы, иные законы, интересы граждан, а также носящие межведомственный характер подлежат гос. регистрации в министерстве юстиций РФ и публикуются не позднее 10 дней после регистрации.

 

4.Как представительные, так и законодательные органы власти принимают решения, постановления, распоряжения. Издаваемые ими нормат акты действуют лишь на территории соответствующих регионов. Решения регионального уровня доводятся до исполнения в течении 7 дней но не позднее даты вступления в силу. Они должны соответствовать вышестоящему законодательству.

 

5.акты, принимаемые органами местного самоуправления в пределах их компетенции и действуют на территории соответствующих муниципальных образований.

6.акты, содержащие нормативные предписания, принятые на уровне конкретных организаций, и регулируют их внутреннюю жизнь (устав организаций, правила внутреннего трудового распорядка)

 

Романо-германская система

Основным источником права в системе континентального права выступает нормативный акт. В этой системе существует четкая иерархия нормативных актов (Конституция, законодательство, подзаконные нормативные акты). Есть достаточно четкое деление права на отрасли. Право носит конифицированный характер, т.е. нормы, составляющие одну отрасль права, сведены в крупные систематизированные нормативные акты. В большинстве стран приняты гражданский, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный и др. кодексы. Все остальные источники права рассматриваются лишь в плане дополнения писаного права и имеют подчиненное вспомогательное значение.

Англо-Американская система(система общего права)

Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

Здесь главное для юриспруденции не закрепить предписание в официальном документе, делать нормативные акты более совершенные по форме и содержанию, разрешить конкретную ситуацию. В англо-американской правовой системе, право, заранее как бы не установлено. Оно для каждого конкретного дела формируется в процессе его судебного рассмотрения. Право – это прежде всего то, к чему приведет рассмотрение дела. Нормы права менее абстрактны, они более конкретны и направлены не в будущее, а в настоящее. Здесь иная концепция источников права. Основное значение имеет судебный прецедент, т.е. однажды вынесенное судебное решение обязательно для судей при рассмотрении аналогичных дел в будущем.

Признается и писаное право. Более того существует достаточно развитое законодательство. Принимаются и подзаконные нормативные акты. В англо-американской правовой системе более значительна роль обычаев, как источников права.

Система религиозно-традиционного права (Мусульманское право, Индусское право, обычное традиционное право стран Африки)

Данная правовая система характеризуется дуализмом источника (двойственностью). В Африканских и Азиатских государствах до знакомства с европейской культурой такие отношения как политические, имущественные, наследственные, земельные и др. были упорядочены при помощи обычаев и религии. В результате колонизации, колониальные власти вводили правовые нормы и прежде всего в публично-правовой сфере. Совершенствование государственного управления и правового регулирования обусловило так же с середины 19 века процесс модернизации мусульманского права, выразившийся в издании государством нормативных актов. Т.о. в системе религиозно-традиционного права существует дуализм источников права. Прежде всего религиозные нормы или обычное традиционное право. В настоящее время его роль так же велика. Однако усиливается значение писаного права и судебной практики.

 

Международное право – система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств. А при необходимости и принуждением, осуществляемым государством в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

 

Несмотря на то что и международному право и внутригосударственному праву свойственны некоторые общеосновные признаки, международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности:

1. особый предмет правового регулирования – международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы, как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств. Предметом международного права являются отношения между субъектами международного права. Международное право, как особая система права, не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время международное право оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государством приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются.

2. Особые субъекты международного права. Субъектами международного права выступает главным образом суверенное государство, нации, народы, борющиеся за свободу и независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государственно-подобные образования. Т.е. особые участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями и осуществляющие их в соответствии с международным правом.

3. Особые объекты международного права. Объектами международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Только государство в праве вступать в любые правоотношения, которые они считают выгодными и необходимыми для себя. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой то определенный объект запрещен международным правом.

4. Особый порядок нормообразования. В международном сообществе государств отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю всем современным государствам издавая обязательные для них нормы права. Нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, прежде всего государствами. Это происходит путем свободного согласования воль суверенных государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними конкретных международных договоров. Разрабатывая нормы международного права, договаривающиеся стороны на договорной и равноправной основе согласовывают свои позиции идут на взаимные уступки и компромиссы, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам международного права.

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм международного права. Принуждение субъекта международного права осуществляется самими государствами, для обеспечения соблюдения правовых норм. На основе действующих международно правовых норм и в рамках действующих международных договоров. В этом и состоит особый порядок принуждения, поскольку никакого надгосударственного «надзирающего органа» или «мирового жандарма» не существует. К государству-нарушителю норм международного права могут быть применены международно-правовые санкции, предусматривающие принудительные меры, вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой в точном соответствии со статьями 41 и 42 Устава ООН.

6. Особые источники международного права. Основными источниками международного права являются международные договоры и международные обычаи, соглашения, конвенции.

 

2. Правовые отношения, понятия, элементы, основания возникновения и прекращения правоотношений.

Правовые отношения – общественные отношения урегулированные нормами права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями. (Это реальная юридическая связь между его участниками, которые выражаются в их взаимных правах и обязанностях)

Право является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного поведения, сформулированная в норме права обретает характер персонально определенной юридической связи между лицами.

Основаниями или предпосылками для возникновения правоотношения служит правовая норма.

Правоотношение носит волевой характер. Т.е. его участники отдают себе отчет в последствиях своих действий и либо бездействиях. Для правоотношения характерна связь между его субъектами, которая осуществляется через субъективные права и обязанности. Т.е. юридическая связь между субъектами выражается в их взаимных правах и обязанностях. Правоотношение носит представительно-обязывающий характер. Без взаимных прав и обязанностей нет и самого правоотношения, если одному участнику правоотношения предоставлено субъективное право, то у другого участника возникает субъективная обязанность, исполняя которую он обеспечивает обладателю субъективного права необходимые условия для его реализации.

 

Структура правоотношения.

Правоотношение включает в себя следующие элементы: содержание, субъекты, объекты. В содержании правоотношения выделяют 2 стороны: материальную и юридическую

Материальную сторону содержания правоотношения составляет само фактическое поведение субъекта, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащей им субъективных прав и обязанностей. Юридическую сторону содержания правоотношения составляют субъективные права и обязанности участников.

Субъективное право:

· возможность субъектов своими действиями реализовать свое право

· право требовать от другого участника исполнения своих обязанностей

· право обращаться за государственной защитой, если субъективное право нарушено

Юридическая обязанность: это обязанность исполнить все то что предусмотрено нормой правой. А в случае не исполнения претерпевать предусмотренные санкции данной нормы меры государственного воздействия и неблагоприятные последствия.

Субъектами правоотношений являются физические и юридические лица. Физические лица – граждане и лица без гражданства. Юридические лица – предприятия, учреждения, организации, государственные органы, само государство. Для участия в правоотношениях субъекты должны обладать рядом юридических качеств, такие как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – способность иметь права и нести юридические обязанности. У граждан правоспособность возникает в момент рождения и прекращается со смертью.

Дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и исполнять юридические обязанности. Возникновение дееспособности у граждан связано с возрастом и наличием психического здоровья. По российскому законодательству полная дееспособность наступает у граждан по достижении совершеннолетия. Имеются исключения: к уголовной ответственности может быть привлечено лицо с 16 лет, а по некоторым преступлениям с 14 лет (предусмотрено статьей 20 УК РФ). Убийство, похищение человека, умышленное причинение тяжкого вреда здоровье, изнасилование, кража, разбой, грабеж, вымогательство, захват заложников, вандализм, хулиганство.

Семейный кодекс допускает вступление в брак до достижения 18 лет. Такой гражданин приобретает дееспособность со времени вступления в брак.

3-е исключение содержится в гражданском кодексе: если лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью с разрешения родителей и органов опеки попечительства. Приобретает дееспособность в полном объеме (Эмансипация несовершеннолетнего).

У юридического лица правоспособности возникают одновременно с момента образования юридического лица (пример – государственная регистрация)

 

Объекты правоотношения.

Объектами правоотношения выступают материальные и нематериальные блага на которые направлены действия субъектов правоотношения.

Основания возникновения правоотношения – являются юридические факты, это такие жизненные обстоятельства с которыми закон связывает возникновения, изменения и прекращения правоотношений. По отношению к воле людей, юридические факты делятся на события и действия.

События – это такие явления, которые происходят независимо от воли людей.

Действия – это такие юридические факты, которые наступают по воле людей.

Действия делятся на правомерные и неправомерные.

 

Принятие гос нормативно-правовых актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что гос воля воплотится в реальную общественную жизнь.Необходимо создать условия,чтобы все субъекты,кому эти нормы права адресованы,соблюдали содержащиеся в них правовые предписания, требования,обеспечивали законность.

Законность-совокупность требований точного соблюдения норм, содержащихся в законахи основанных на них нормативно-правовых актах,всеми участниками ощест отношений:гос,его органами,должностными лицами,юрид лицами и гражданами.Она закреплена в Конституции и др законах как принцип законности-это правильное соблюдение,исполнение правовыхнорм участниками по.Законность –это принцип или требование такого соблюдения. Это метод гос руководства обществом,основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний.Законность-точное, строгое,неукоснительное соблюдение исполнения всеми суб-ми прававсех действующих на территории гос-ва нормат-правовых актов.Обеспечение законности-это 1 из важнейших направлений деятельности гос.Это явление исторически развивающееся.Она развивалась вместе с правом и обществом.Ее примрода напрямую связана с законотворческой деят-ю.Это совокупность многообразных требований,связанных с отношение к законам и проведению их в жизнь:требование точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы, соблюдение иерархии законов или нормативных актов.Требование того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал(это главные требования законности)Они м быть сформулированы в законах,провозглашены властями или иначе.Если требования только провозглашены, но не выполняются, то законность будет формальной.Требования выполняются-законность реальная.

Поддержание режима законности основано на след принципах:1.единство-устанавливает единообразие понимания закона и подзакон. Актов,их толкования, применения, соблюдение единых,установленных для всего гос норативных актов.2.Всеобщность, некпререкаемость-в гос не должно быть органов и должностных лиц, кот были бы исключены из сферы законности,из –под влияния права.3.Верховенство закона-законы имеют высшую юрид силу по отношению к подзаконным актам.4.Гарантированность прав и свобод личности- конституциональная обязанность гос защищать права и свободы человека и гражданина.5.Неотвратимость наказания за нарушение закона состоит в том, чт любое правонарушение должно быть раскрыто, виновные понести адекватное содеянному наказание.6.Недопустимость противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что суб-там права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах,определенных юридической нормой,категорически запрещается нарушать закон,руководствуясь требованием целесообразности.7.Неразрывная связь закона и культуры-уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждани должностных лиц гос.Поддержание режима законности обеспечивается гарантией законности-объективно склад. факторы общественной жизни,а также спец. принимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требования закона в жизнь.

Виды гарантий:на общих условиях и спец юридич гарантии.К общим относят экономические,политич и духовные.Экономические-состояние экон развитого общества,организация системы хозяйствования.Политич-состояние гос власти,развитие институтов демократии.Духовные-уровень общей полит и правовой культуры населения.

Спец юридические гарантии-нормативная урегулированность прав актами тех общественных отношений,кот нуждаются в правовой регламентации, своевременном совершенствовании законодательства.это средства предупреждения правонарушений.

Ср-ва выявления правонарушений-заявление, печакть в СМИ.

Ср-ва пресечения правонар.-задержание, арест, обыск, описка о выезде.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав,устранение последствий правонаруш-обращение за помощьюв суды, прокуратуру,юрид ответственность.

Правопорядок-это состояние упорядоченных общественных отношений, основанных на соблюдении и исполнении всеми суб-ми права всех действующих на территории гос норм права.Правопорядок-реальный итог, результат действия законности как конституционального принципа и режима жизни общества; правопорядок явл целью правового регулирования общественных отношений.Именно для его достижения издаются нормативные актыи принимаются меры,направленные на обеспечение законности.Правопорядок представляет собой часть общественного порядка как устойчивой системыобщественных отношений,сложившейся в результате действия всех соц регуляторов, а нетолько права.

Общественный порядок –определяет качество(св-во) системы ощественных отношений,состоящее в такой упорядоченности соц связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их основных интересов,общественное и личное спокойствие.В обыденной жизни общест порядок понимается узко:это порядок отношений в общественных местах.Важно,чтобы гос выявляло причины и условия нарушения законов,устраняло указанные причины и условия,ликвидировало те негативные факторы,явления и процессы, кот ведут к нарушению законности.Упрочнение законности предолагает формирование и совершенствование,развитие гарантий законности в деят гос органов,должностных лиц.Организация системы обеспечения законности в деят гос органов включает анализ допущенных нарушений законности,причины и условия их совершения,разработку мер по профилактике правонаруш.,по укреплению законности,совершенствование служебной подготовки управленческой деятельности,формирование практич навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.Обеспечение законности тесно связано с задачей РФ укрепления госуд-ти:мероприятия,напрвленные на борьбу с преступностью,обеспеч законность и преодоление высоких уровней преступности,решение соц-экон задач(З/п, стипендии, пенсии).

 

 

10 вопрос. Правонарушения. Понятия, признаки, виды.(Пн-это правонарушение)

Социальный и юридический антипод правомерному поведению. Их социальные и юрид признаки противоположны.Пн это и есть разновидность антисоциального пртивоправного поведения.В соц смысле это поведение,способное причинить вред правам и интересам граждан, коллективу и обществу в целом.Она дезорганизует развитые общественные отношения.Преступления,предусмотренные Уголовным кодексом,посягают на основы гос строя,на личность, ее экономические,полит и социальные права, общественный порядок и иные соц блага.Друие пн хоть и не являются столь общественно опасными, все же наносят вред общественным отношениям,личности, природной среде. ПН-противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам гос, общества и граждан.ПН-общественно вредное, виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Признаки пн:

1.Общественная опасность-деяние,кот опасно для общества, наносит ему вред, Право невозможно нарушить, не посягая на конкретные общественные отношения.Общественное отношение состоит в том,что в результате совершения пн причиняется вред интересам личности, об-ва,гос.2.Противоправность –нарушение права, акт, противоположный праву, его нормам.Это всегда деяние,действиме или бездействие.Деяние противоправно тогда,когда нарушены общественные запреты.Бездействие-когда не исполняются юридические обязанности.3.Виновность-всегда деяние виновное.Без вины нет пн.Вина(виновность)-это особое психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и его вредным последствиям.Характеризуется особым состоянием интеллектаи воли правонарушителя,выражающей его негативное отношение к ценностям об-ва.Почти всегда у человека есть выбор:поступить правомерно или неправомерно.Если 2 путь,причем часто выбирает осознанно, значит человек выполняет деяние виновного.Не являются пн деяния,хотя бы противоречащие праву, если они совершаются малолетними, душевнобольными лицами, лицами с признаками невменяемости.Не явл пн так называемый несчастный случай-происшествие,причиняющее вред в результате стечения объективных обстоятельств,исключающих чью-либо вину.4.Наказуемость проявляется в том,что за совершение любого пн д быть предусмотрена юрид ответственность.Это значит, что за совершение пн лицо нексет ответственность,кот возлагает компетентный гос орган.Эта ответственность содержится в санкции правовой нормы.В опред случаях, предусмотренных законом,лицо может быть освобождено от ответственности,однако это делает компетентный орган.5.ПН-это акт поведения,выраженный в действии или бездействии.Действие отличается активностью поведения субъекта(кража, разбой).Бездействие –это пассивность,неисполнение судебных обязанностей должностным лицом,оставление человека в опасном состоянии,неоказание ему помощи, неуплата налогов.Лицо было обязано что-то сделать по закону,но не сделало.Не м считаться пн мысли, чувства,полит и религиозные воззрения, не выраженные в действиях.Не счит пн качества и свойства личности, национальность, убеждения, намерения,если они не нашли внешнего выражения.6.пн считаютя только волевые действия, т е действия, зависящие от воли и сознания участников¸осуществляющиеся ими добровольно, но нельзя назвать пн поведение, не контролируемое сознанием,совершенное в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения,кроме противоправного.Поэтому пн явл вариантами поведения только дееспособных людей(деликтоспособность).Малолетних до 14 лет и душевнобольных закон деликтоспособными не считает.7.Пн вредно социально.Всякое пн наносит вред интересам личности,об-ва, гос.Вред или ущерб,причиненный пн-ми может быть физическим, моральным,материальным;личным,организационным;значительным и незначит;восстанавливаемым и невосстанавливаемым;измеряемым и неизмеряемым.Вред олицетворяет собой общественную опасность деяния,его нежелательность для об-ва и личности.

Состав пн-это его описание по схеме объект-объективная сторона,субъект-суб сторона.Наличие состава пн явл основанием для привлечения виновного лица к юридической ответственности,многие уголовные дела прекращаются из-за отсутствия состава пн.Всостав пн входят:4 элемента,кот в свою очередь раскрываются через ряд собственных специфических черт и признаков.1.Объект2.Субъект3.объективная сторона4.суб сторона

Под объектом понимается то,на что посягает правонарушитель,чему причиняется непосредственный вред и ущерб.Различают общие или спец (конкретные) объекты.В качестве общего выступает правопорядок,интересы гос и об-ва,существующий соц-экон и полит строй, сложившиеся общественные отношения.Спец-конкретные блага,ценности(жизнь.здоровье,честь,собственность,имущество).Любое пн наносит общественный и конкретный урон.

Субъект пн- правоспособное лицо, совершившее пн.Не м быть малолетние дети душевнобольные лица. поскольку они недееспособны, то же самое касается и невменяемости. Не м быть субъектами некоторые преступления иностранце: дезертирство,гос измена,отказ от службы в армии.Соц значимость своих поступков и их последствий индивидуум начинает осознавать с 16 лет. В особых случаях в силу явной очевидности противоправности деяния в Уголовном праве с 14 лет, когда несовершеннолетний сам, а не родители, несет ответственность за свои действия.

Объективная сторона-совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопрос: что, где, когда, как произошло. Объективная сторона пн - это само противоправное деяние, способ его совершения(применение оружия), Обстоятельства в военное время, время пожара). В то же время для фиксации ряда пн необходимо наступление вреда, причиненного противоправным деянием, а также наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим результатом.

Вред может быть имущественным (упущенная выгода, украденное имущество), моральным (оскорблением, клевета), здоровью человека и другое. Для такого вида пн важно, чтобы наступившим вред был причинен именно противоправным деянием, а не настоящим по каким-либо другим причинам.

Субъективная сторона- психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям: цели, мотивы, установки, которыми руководствуется правонарушитель, замышляя и осуществляя правонарушение. Сюда относятся: предварительный сговор, сильное душевное волнение, поведение после преступления. Субъективная сторона выражается в том, как субъект относится к своему деянию, каковы были его побуждения и каковы наступившие последствия. Все это выражается понятием вина, виновность.

2 формы вины:умысел.неосторожность.

В свою очередь умысел может может быть прямым и косвенным.

Неосторожная вина:преступник самонадеян(легкомыслие),преступная небрежность(халатность).

Прямой умысел-лицо осознает противоправность деяний,предвидит возможность наступления общественно опасных последствий,желает их наступления(кража).Преступник знает,что нарушает норму УК,запрещающую кражу,что своими действиями он лишает собственника имущества.

Косвенный-субъект осознавал общественную опасность действий,предвидел возможность наступления опасных последствий,не желал,но сознательно допускал эти последствия,либо относился к ним безразлично.

Самонадеянность-лицо предвидело возможность наступления общ опасных последствий своих действий, но без достаточных тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение.Например, водитель рассчитывал избежать столкновения.

Небрежность-лицо не предвидело возможности наступления общ опасных последствий своих действий,хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности дбыло и могло предвидеть эти последствия.

Квалификация пн-это соответствие деяния всем элементам пн(суб,объект,об сторона и cуб сторона)Только при наличии всего одновременно противоправное деяние признается преступлением.Если отсутствует хотя бы 1 элемент-нет преступления.

Виды пн.

Все пн в зависимости от степени общественной опасности делятся на преступления и проступки.

Преступление –общественно опасное,противоправное деяние,предусмотренные Уголовным законодательством.(ст 14 УК РФ).Это общест опасное уголовное, наказуемое деяние.Общественная опасность-явная опасность деяния для общества,для наиболее существенных интересов гос, личности,за преступление применяется наказание.

Наказание-наиболее строгие меры гос принуждения,существенно ограничивающие статус лица,признанног7о виновным в совершении преступления:лишение свободы,ее ограничение,исправительные работы.Уголовное наказание применяется не только за совершенное преступление,но и за покушение,приготовление,соучастие,укрывательство и недонесение.Признать виновным в совершении преступления лицо и назначить ему наказание может только суд в установленной для этого процессуальной форме, предусмотренной угол-процессуальным кодексом.Отбывание наказания реализуется спец законодательством.У лица после отбытия наказания (осужденного) сохраняется судимость-особое правовое состояние,являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении,отражающееся на моральном и правовом статусе лица,счит-ся судимым.

Как особый вид пн преступление хар-ся след признаками:1.Любое преступление явл соц опасным деянием.Соц опасность выражается в том, что оно посягает на безопасность гос, жизнь и здоровье человека,иные наиболее важные общественные отношения, соц интересы, блага.Значит часть преступлений хар-ся тем, что причиняет сущ вред здоровью чел, собственнику имущества,животному,растительному миру,прниродным ресурсам.2.Суб-ми преступления м быть только граждане и должностные лица,гос органы и юрид лица к уголовной ответственности не привлекаются.За их противоправное деяние уголовную ответ-ть несут должностные лица.3.Исчерпывающий перечень состава преступления закреплен в УК. Все иные противоправные деяния считаются проступками,поэтому все,что законом не запрещено, не явл преступлением.

Проступки-виновные,противоправные деяния,имеющие меньшую степень общ опасности по сравнению с преступлением и влекущие применение взысканий.В отличие от преступлений проступки не считаются соц опасными,их составы закреплены

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Всероссийский съезд адвокатов | Правительство РФ-федеральный орган испольнительной власти. Порядок создания, основные полномочия Правительства РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.