КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия и причины возникновения религиозных верований
Объективный анализ всякого явления предполагает выяснение тех причин, в силу которых оно возникло и существует. В религиоведческой литературе такие причины называются корнями религии. Их несколько: социальные, гносеологические, психологические. Отдельные авторы называют еще и исторические, но это личная позиция автора. Поэтому мы здесь рассмотрим несколько подробнее лишь первые три, а об исторических корнях студент может самостоятельно узнать из литературы. Социальные корни религии — это объективные условия жизни и деятельности людей, способность порождать, а также воспроизводить религиозное мировоззрение. Изучая этот вопрос, студент должен разобраться, что же такое объективные условия? Проживая в обществе, человек сталкивается с необходимостью вступать в многообразные отношения как друг с другом, так и с природой. Поэтому социальные (общественные) отношения включают в себя различные сферы его жизни. Прежде всего, это отношения его к природе, зависимость от последней в силу неразвитости практической жизни, а главное труда. Далее следует выделить сам общественный процесс, многообразные общественные отношения, в ходе которых люди вступают в контакты друг с другом, попадают в стихийную зависимость от общественных сил. Так, например, низкий уровень развития производства и крайне примитивные орудия труда первобытного общества обусловливают нехватку сил в борьбе с природой. Жизненные возможности человека в таких условиях ограничены, все усилия его направлены на отвоевывание у природы самых элементарных средств к жизни, притом явно недостаточных для удовлетворения потребностей. И человек ищет восполнения недостающего ему в жизни в помощи сверхъестественных сил. Не случайно в первобытном обществе производство материальных благ оказывается опутанным разнообразными мистическими (таинственными) представлениями, например, магическими верованиями и обрядами. Уже на ранних ступенях развития человечества, например, войны, влияют на порождение религиозного сознания. Природа этих отношений чужда и враждебна первобытному человеку. Поэтому, пытаясь оградить себя от нежелательного их воздействия, он также обращается за помощью к сверхъестественным силам. В обоих случаях стихийность протекания процессов является обязательным условием возникновения религии. Таким образом, бессилие людей перед силами природы и негативными проявлениями общественной жизни в первобытном обществе, обусловленное крайне низким уровнем развития производительных сил и вытекающими отсюда примитивностью общественной организации, явилось социальными корнями религии в придании этим силам личностных характеристик по форме и могущества по содержанию. Далее, студентам важно понять, что, несмотря на зависимость человека от окружающего мира, господство над ним сил природы никогда не определялось исключительно природными свойствами, но равно и характером отношений людей к природе. А эти отношения всегда зависели от уровня производительных сил общества. Не случайно объектом его отражения были неосвоенные силы природы, включенные непосредственно в трудовую деятельность. Причем искаженно отражалась в сознании человека не вся природа, а лишь те ее свойства и стороны, которые в процессе преобразующей деятельности имели, прежде всего, производственное (жизнедеятельное) значение и которые человек не мог освоить силой своего разума и труда. И сегодня не исключено воздействие на жизнь людей таких стихийных природных процессов, как разрушительные силы смерчей, тайфунов, землетрясений, наводнений, засух, эпидемий и т.д. Даже самые совершенные технологические системы не спасают от неожиданных и катастрофических последствий. Последствия наиболее опасны в таких отраслях, как ядерная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, добыча угля, нефти и газа, горная инженерия и т.д. Именно эти стороны и свойства природы порождают болезни, смерть, тревогу и страх у людей. Пример тому недавняя экологическая катастрофа в с. Барскоон на Иссык-Куле, оползни на юге Киргизии, унесшие многие жизни. Подобные явления принимаются верующими наказаньем Божьим, следовательно, необходимо усилить веру. Гносеологические корни религии (от греческого gnosis — знание). Здесь важно уяснить противоречивый характер познавательного процесса человека и возможность, в силу этого, формирования различных представлений о мире, обществе и самом себе: материалистических, идеалистических и религиозных представлений. Если вопрос о социальных корнях религии рассматривает общественные условия, породившие ее, то вопрос о гносеологических корнях религии показывает нам, как, каким образом в человеческом сознании формируется фантастическое неадекватное отражение действительности. Ибо к объекту отражения наряду силам и природы и общества следует отнести и сущностные силы человека. Человек, изменяя внешний мир, формирует самого себя. Личная биосоциальная структура человека является объектом его самопознания. Человек еще не мог адекватно объяснить рождение и смерть, здоровье и болезнь, сон и сновидения, чувства и волю, зачатки развивающеюся интеллекта и т.д. Эти явления ему были непонятные, пугающие, и их причины он искал в мистике. Гносеологические корни религии — это предпосылки, возможность формирования религиозных верований в процессе познавательной деятельности человека. Часто студенты при освещении проблем гносеологических корней религии сводят их к незнанию людьми действительных причин явлений. Такое объяснение упрощает проблему, не дает возможности вскрыть механизм образования религиозных представлений. Само по себе незнание не может порождать никаких представлений вообще. Как правильные; так и искаженные представления о явлениях возникают у людей только в процессе взаимодействия с этими явлениями и их познания. Почему процесс познания, в ходе которого человек открывает в вещах реальные свойства и тем самым овладевает окружающим миром, увеличивая свою власть над ним, в то же время является почвой, на которой произрастает религия? Это объясняется сложностью и противоречивостью самого процесса познания. Процесс познания мира человеком сложен, он не адекватен зеркальному отражению. Отражая мир, люди не только воспринимают «сигналы» действительности, но преобразуют их в своей голове. Сложность объекта, каковым является реальная действительность, создаст возможность отразить его неверно; и не полностью верно; и точно. Эта субъективная форма познания и рождает возможность «отлета» мысли от действительности. Преобразующая деятельность человеческого познания, переработка им данных чувственных ощущений и восприятий уже несет в себе отвлечение от всего богатства и многообразия единичного. При переходе от чувственного познания к абстрактному опосредованность сознания с реальным миром, его вещами и предметами усиливается и способна даже породить в новом понятии «кусочек фантазии». Важнейшую роль в познании человеком окружающего мира, его попытки найти нечто общее среди единичных явлений играет способность человеческого мышления к обобщениям и абстрагированию. Только при наличии абстрактного мышления и способности обобщать могут возникать религиозные представления. И каждый шаг вперед по пути освоения человеком действительности создает как новые трудности, так и новые возможности иллюзий. Так, уже на ранних ступенях развития общества человек, например, стремился найти общее между собой и животным миром. Как может видеть студент, идеальный мир всегда предстает перед нами связанным с материальным. Ошибки в познании совершаются в процессе жизни, человеческой практики. Сам отрыв любого общего понятия от конкретных вещей является хоть и иллюзорным, но идеальным отражением материальных вещей. Раскрытие причин возникновения и существования религии будет неполным без рассмотрения ее психологических корней (от греч. psyche — душа, жизнь). Следует отметить, что эта проблема не получила еще достаточно полной разработки в нашей религиоведческой литературе. Пока внимание сосредоточено в основном только на эмоциональной стороне психологических процессов. Проблема влияния чувств, эмоций на происхождение религии была поставлена еще античными мыслителями. «Страх создал богов», — говорил древнеримский поэт Стаций. Мыслители нового времени продолжили и развили эту идею. Особенно большой вклад в исследования психологических корней религии внес Л. Фейербах. Немецкий мыслитель в понимание психологических причин включил не только отрицательные чувства (страх, неудовлетворенность, страдания), но и положительные (радость, благодарность, любовь, почитание и т.д.); не только чувства, но и желания, стремления, потребности в преодолении отрицательных эмоций, в утешении. Когда мы говорим, что некоторые эмоции создают благоприятную почву для религии, мы ни в коем случае не считаем, что человек, испытывающий подобные эмоции, обязательно станет религиозным, неизбежно придет к религии. Решающую роль в формировании его убеждений играют условия его жизни, воспитания, непосредственное окружение. Эмоциям, которые в известном смысле благоприятствуют религии, противостоит в сознании индивида. Не только его рассудок, но и многие иные чувства, враждебные религии. Итак, в процессе познавательно-преобразующей деятельности человека на базе социальных экономических условий его бытия, эмоционального восприятия реалий сего мира формируются религиозные и мистические, в том числе, представления людей. Только в подобной связи «механизм» отношений человек-человек, человек-род, человек-мир способен создать основу для возникновения и существования религиозного отражения мира.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |