КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свободомыслие и атеизм эпохи Возрождения и ранних буржуазных революций
Свободомыслие и атеизм в середине века. В средние века, подчинив себе светскую власть, церковь устанавливает «духовную диктатуру» и пресекает всякие попытки выйти за пределы христианского миросозерцания. Церковные догмы становятся исходными пунктами и основой всякого мышления. В этих условиях развитие свободомыслия было крайне затруднено, а открытая борьба против церкви становится фактически невозможной. В силу этого противостоящие религии учения несут на себе печать религиозного миропонимания, свободомыслия. Материалистические тенденции выступают в этот период в религиозной форме. Другими видными представителями свободомыслия средних веков являются Роджер Бэкон, Дуне Скотт и Уильям Оккам. Роджер Бэкон выступал с резкой критикой религиозного мышления, отстаивал самостоятельность научного исследования. Есть три источника познания — авторитет, рассудок и опыт. Авторитет без доказательства недостаточен. Рассуждение также безнадежно, если оно не проверено опытом. Много сделал для освобождения философии от опеки теологии Дуне Скотт; ссылаясь на неограниченную свободу божественной воли, он объявлял материю способной мыслить. Против папства и его власти боролся Уильям Оккам. По его убеждению, папы не являются наместниками Христа. Высшим духовным органом. Заслуга средневекового свободомыслия заключается в том, что в течение длительного времени оно в сложных условиях не прекращало борьбы с религией и тем самым подготовило почву для буржуазного атеизма. Исторически первой формой буржуазного атеизма как одной из форм свободомыслия можно считать атеизм эпохи Возрождения, т.е. атеизм периода зарождения и становления буржуазии. В XV—XVI вв. свободомыслие и атеизм проявляются по двум основным направлениям: во-первых, через естествознание, успехи в области производства и науки (изобретение книгопечатания, компаса, прядильной и паровой машин, доменного металлургического процесса и т.д.) и великие географические открытия (открытие Америки и морского пути в Индию). Это расширяло кругозор человека; во-вторых, через литературу и искусство этой эпохи. Следует отметить, что многие представители науки, литературы и искусства выступили против религии объективно, в силу своих научных аргументаций и художественной правды своих произведений, нередко вопреки своему личному желанию. Кроме того, происходило и философское обобщение всего этого материала, его осмысливание. Наиболее ярко дух этого времени выражал гениальный Леонардо да Винчи — художник, ученый, поэт и мыслитель, создавший новый научный метод познания, проникнутый антисхоластическим содержанием, сделавший ряд открытий в области гидротехники, военного исскуства и т.д. Учение Коперника утвердило взгляд на то, что центром нашей планетной системы является Солнце. Одним из великих зачинателей науки был Галилео Галилей. Его характеризует прежде всего технический практицизм.Галилей все явления и процессы окружающего мира объяснил механической причинностью и закономерностью, отрицая наличие «скрытых сил» и «целей» в природе. Смелые философские выводы из научных открытий своего времени сделал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно, утверждавший, что Богом избранная Земля не является центром мироздания. Бруно доказывал, что ошибочно ограничивать Вселенную околосолнечным пространством. Мир не имеет границ, он бесконечен. Земля — пылинка в беспредельных просторах мира. В XVII в. развитие свободомыслия и атеизма связано тесным образом с английским материализмом, наиболее видными представителями которого были Френсис Бэкон и Томас Гоббс. Ф.Бэкон прямо не отрицал религию и признавал её необходимость наряду с философией. Но учение Бэкона ориентирует человека на то, что он может и должен добиться благоустроенной и счастливой жизни здесь, в реальном мире, полагаясь только на себя, на свой разум, на свою практику, развивая технику и науку, совершенствуя свой опыт. По Гоббсу, первичной является материя или тело, которое не создается и не исчезает. Временны, преходящи отдельные виды, формы материи, материя же как совокупность всех вещей и явлений действительности вечна. Материя может быть познана как при помощи наших чувств, так и при помощи разума. Гоббс обосновал атеизм (обоснование атеизма ныне церковью и невеждами безосновательно приписывается марксизму) и выступил как атеист нового времени, давший анализ конкретных причин, порождающих религию. Среди этих причин особую роль он отводит страху. После Гоббса свободомыслие в Англии развивается в русле деизма. Деизм — это учение, которое, формально признавая некое разумное существо, давшее первый толчок материи, решительно отрицает какое бы то ни было вмешательство сверхъестественных сил в природу и общество. Видными представителями английского деизма являются Джон Локк, Джон Толланд, Антони Коллинз. Заслуга, например, Дж. Локка заключается в том, что он обосновал происхождение человеческого знания из опыта и подвергал резкой критике учение о том, что наши идеи, в том числе идея Бога, носят врожденный характер. Врожденной идеи Бога быть не может, говорил он. Это подтверждается тем,что идея Бога различна у разных народов, а у многих людей она совершенно отсутствует. Атеизм французских просветителей. Наиболее видными представителями атеизма французских просветителей XVIII в. являются Пьер Бейль, Франсуа Мари Вольтер, Жан Жак Руссо,Жан Мелье, Жюльен Ламерти, Дени Дидро, Клод Гельвеции, Поль Гольбах и др. Итак, выясняя вопрос о происхождении религии, французские материалисты XVIII в. указывали на целый комплекс причин, и прежде всего на гносеологические причины. Отмечали они и антропологические причины ее происхождения. «Не Бог создал людей по своему образу, — говорит Дидро, — а люди ежедневно создают его по-своему». Критикуя религиозные представления, французские материалисты широко использовали современные известные им естественнонаучные данные. В России общественная жизнь ХVI-ХVII вв. была обусловлена развитием производительных сил, ростом национальной культуры, развитием искусства, литературы и естествознания. Среди представителей русского свободомыслия самое видное место принадлежит великому ученому и мыслителю М.В. Ломоносову, который своими научными открытиями в различных областях естествознания внес значительный вклад в естественнонаучное обоснование атеизма. Так, открытый им закон сохранения вещества и энергии разрушает библейское сказание о сотворении мира Богом. Ломоносов отстаивал и развивал учение Н. Коперника о движении Земли вокруг Солнца и учение Дж. Бруно о множестве миров.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |